Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место России, других стран Центральной и Восточной Европы и стран СНГ в сфере международных инвестиций
Во многих источниках и в международной практике эти страны относят к странам с переходной экономикой. С точки зрения экономической и социально-экономической в корректности такого определения как будто не возникает каких-либо сомнений. Действительно, в этих странах проходят процессы рыночного развития, формирования цивилизованной рыночной экономики. В международной хозяйственной практике такое определение, оказывается, связано с некоторыми издержками, так как может использоваться партнерами для введения ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что какие-либо из этих стран еще не освободились полностью от административно-командного управления и имеют возможность прибегать к нерыночным методам в своей хозяйственной политике. Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран, в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (общий размер прямых инвестиций из-за рубежа по данной группе в целом к 2002 г. составил 160 352 млн. долл. (для сравнения: в 1990 г. этот показатель равнялся 3 361 млн. долл.). Приток в целом связывают с приватизацией и началом экономического возрождения. Крупнейшие получатели прямых иностранных инвестиций — Польша, Чехия, Венгрия, Россия. В свою очередь, страны данной группы сами выступают инвесторами. Применительно к странам СНГ данные о ежегодном притоке иностранных прямых инвестиций и вывозе таких инвестиций за рубеж, об общей сумме вложенных в страну прямых иностранных инвестиций и об аналогичных вложениях этих стран за рубежом по состоянию на 1990—1995 гг. и на 2001 г. приведены в табл. 12.3 (млн. долл., оценка). Оценка притока инвестиций и вывоза за рубеж сделана экспертами ЮНКТАД на основании официальных данных о размерах финансовых потоков. О конкретных параметрах инвестиционной деятельности России и о существующей практике см. гл. 8. В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, соглашения о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и др. Определенные особенности предусмотрены в отношении особой экономической зоны Калининградской области; также накоплен некоторый опыт функционирования СЭЗ «Находка».
Есть предложения об учреждении и других аналогичных рыночных образований на территории России. Кроме того, Россия имеет ряд международных соглашений, в том числе двусторонние инвестиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ. В развитии и углублении участия в международных инвестиционных процессах государства данной группы видят важное условие подъема своей национальной экономики, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли во всем процессе национального развития этих стран. Этому процессу призваны способствовать двусторонние соглашения, модельный текст которых разработан с учетом опыта зарубежных стран и утвержден правительством Российской Федерации в июне 2001 г. Согласно тексту такого типового соглашения между правительствами Российской Федерации и правительством соответствующей зарубежной страны о поощрении и взаимной защите инвестиций, капиталовложениями считаются все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвесторами одной стороны на территории другой стороны в соответствии с законодательством последней, и в частности: • движимое и недвижимое имущество; • акции, вклады и другие формы участия в капитале коммерческих организаций; • право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями; • исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки и знаки обслуживания, технологию, информацию, имеющую коммерческую ценность, и ноу-хау); • права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов. Статьи о принципах и механизмах защиты иностранных инвестиций также полностью соответствуют общепринятым нормам. Капиталовложения (согласно ст. 3) не могут быть подвергнуты мерам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экспроприации или национализации, за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного в соответствии с законодательством, не носят дискриминационного характера и влекут за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
После выполнения всех налоговых обязательств инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за границу всех платежей в связи с капиталовложениями, в частности: • доходов; • средств, выплачиваемых в погашение займов и кредитов, признанных обеими сторонами в качестве капиталовложений, а также начисленных процентов; • средств, полученных в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей капиталовложений; • разного рода компенсаций; • заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами, которым разрешено работать в связи с капиталовложениями. Статья о методах разрешения споров одной стороны с инвестором другой (ст.7) содержит перечень всех способов цивилизованного разрешения возможного конфликта: • переговоры; • компетентный суд или арбитраж на территории стороны, на которой осуществлены капиталовложения; • арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ); • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров на основе Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что, придавая большое значение важности иностранных инвестиций, нельзя игнорировать приоритетное значение развития собственной инвестиционной базы, рационального использования российских ресурсов в интересах отечественной экономики, реального сектора. В этой связи в упомянутом документе подчеркивается: «Необходимо усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний. Для этого нужно ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей». Известно, что такой подход характерен для всех стран, заинтересованных в обеспечении гарантии жизнеспособности своей экономики. Как свидетельствует опыт США, Китая, Японии, Германии и других стран, привлечение внешних ресурсов не должно вести к потере национальной конкурентоспособности [14], В Концепции внешней политики Российской Федерации [15] в числе приоритетов обозначена следующая задача: «Содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей». Для достижения этой цели, в частности, названо в качестве одной из важнейших задач внешней политики страны содействие привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и в приоритетные сферы российской экономики. Там же говорится и о такой задаче, как «добиваться сведения до минимума рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны».
Резюме Современное мировое хозяйство предполагает достаточно четкие правила привлечения иностранных инвестиций, их функционирования в национальной экономике на региональном и более широком международном уровне. Опыт показывает, что умелое и грамотное использование иностранных инвестиций является залогом успешного функционирования национальных хозяйств в состязательном, конкурентном режиме. При всем многообразии форм международного движения иностранного капитала на современном этапе приоритетную роль играют прямые иностранные инвестиции, причем механизм и каналы, по которым они осуществляются, находятся в процессе постоянного совершенствования и развития, модернизируются вместе со структурными сдвигами во всем мировом хозяйстве. Вопреки предположениям и надеждам, что иностранные прямые инвестиции придут вслед за предоставлением им особых благ, льгот и всякого рода поблажек, мировой опыт (в том числе опыт стран бывшего социалистического содружества) показывает: иностранный капитал в производительной, инвестиционной форме предпочитает идти в страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами.
Вопрос 46.
4.5. Международный рынок капитала
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.197.64.207 (0.015 с.) |