Место России, других стран Центральной и Восточной Европы и стран СНГ в сфере международных инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место России, других стран Центральной и Восточной Европы и стран СНГ в сфере международных инвестиций



Во многих источниках и в международной практике эти страны относят к странам с переходной экономикой. С точки зрения эко­номической и социально-экономической в корректности такого оп­ределения как будто не возникает каких-либо сомнений. Действительно, в этих странах проходят процессы рыночного развития, фор­мирования цивилизованной рыночной экономики. В международ­ной хозяйственной практике такое определение, оказывается, связа­но с некоторыми издержками, так как может использоваться партнерами для введения ограничений по ряду конкурентных пара­метров на том основании, что какие-либо из этих стран еще не освободились полностью от административно-командного управле­ния и имеют возможность прибегать к нерыночным методам в сво­ей хозяйственной политике.

Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностран­ных инвестиций в эту группу стран, в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (общий размер прямых инвестиций из-за рубежа по данной группе в целом к 2002 г. составил 160 352 млн. долл. (для сравнения: в 1990 г. этот показа­тель равнялся 3 361 млн. долл.). Приток в целом связывают с прива­тизацией и началом экономического возрождения.

Крупнейшие по­лучатели прямых иностранных инвестиций — Польша, Чехия, Венгрия, Россия. В свою очередь, страны данной группы сами выс­тупают инвесторами.

Применительно к странам СНГ данные о ежегодном притоке иностранных прямых инвестиций и вывозе таких инвестиций за рубеж, об общей сумме вложенных в страну прямых иностранных инвестиций и об аналогичных вложениях этих стран за рубежом по состоянию на 1990—1995 гг. и на 2001 г. приведены в табл. 12.3 (млн. долл., оценка).

Оценка притока инвестиций и вывоза за рубеж сделана экспер­тами ЮНКТАД на основании официальных данных о размерах фи­нансовых потоков. О конкретных параметрах инвестиционной дея­тельности России и о существующей практике см. гл. 8. В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, со­глашения о разделе продукции, о финансово-промышленных груп­пах и др. Определенные особенности предусмотрены в отношении особой экономической зоны Калининградской области; также на­коплен некоторый опыт функционирования СЭЗ «Находка».

Есть предложения об учреждении и других аналогичных рыноч­ных образований на территории России. Кроме того, Россия имеет ряд международных соглашений, в том числе двусторонние инвес­тиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-эконо­мических договорах и соглашениях в рамках СНГ.

В развитии и углублении участия в международных инвестици­онных процессах государства данной группы видят важное условие подъема своей национальной экономики, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли во всем процессе национального развития этих стран. Этому процессу призваны способствовать двусторонние соглашения, модельный текст которых разработан с учетом опыта зарубежных стран и утвержден правительством Российской Федерации в июне 2001 г.

Согласно тексту такого типового соглашения между правитель­ствами Российской Федерации и правительством соответствующей за­рубежной страны о поощрении и взаимной защите инвестиций, капи­таловложениями считаются все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвесторами одной стороны на территории другой сто­роны в соответствии с законодательством последней, и в частности:

• движимое и недвижимое имущество;

• акции, вклады и другие формы участия в капитале коммер­ческих организаций;

• право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями;

• исключительные права на объекты интеллектуальной соб­ственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, мо­дели, товарные знаки и знаки обслуживания, технологию, инфор­мацию, имеющую коммерческую ценность, и ноу-хау);

• права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частно­сти, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.

Статьи о принципах и механизмах защиты иностранных инвес­тиций также полностью соответствуют общепринятым нормам. Ка­питаловложения (согласно ст. 3) не могут быть подвергнуты мерам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экспроп­риации или национализации, за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного в соответствии с законодательством, не носят дискриминационного характера и влекут за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.

После выполнения всех налоговых обязательств инвестору га­рантируется беспрепятственный перевод за границу всех платежей в связи с капиталовложениями, в частности:

• доходов;

• средств, выплачиваемых в погашение займов и кредитов, признанных обеими сторонами в качестве капиталовложений, а так­же начисленных процентов;

• средств, полученных в связи с частичной или полной ликви­дацией либо продажей капиталовложений;

• разного рода компенсаций;

• заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами, которым разрешено работать в связи с капиталовложениями.

Статья о методах разрешения споров одной стороны с инвесто­ром другой (ст.7) содержит перечень всех способов цивилизованно­го разрешения возможного конфликта:

• переговоры;

• компетентный суд или арбитраж на территории стороны, на которой осуществлены капиталовложения;

• арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным рег­ламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);

• Международный центр по урегулированию инвестиционных споров на основе Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г.

В Концепции национальной безопасности Российской Федера­ции отмечается, что, придавая большое значение важности иност­ранных инвестиций, нельзя игнорировать приоритетное значение развития собственной инвестиционной базы, рационального исполь­зования российских ресурсов в интересах отечественной экономи­ки, реального сектора. В этой связи в упомянутом документе под­черкивается: «Необходимо усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестицион­ных компаний. Для этого нужно ввести определенные и обоснован­ные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компа­ниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей». Из­вестно, что такой подход характерен для всех стран, заинтересован­ных в обеспечении гарантии жизнеспособности своей экономики. Как свидетельствует опыт США, Китая, Японии, Германии и дру­гих стран, привлечение внешних ресурсов не должно вести к потере национальной конкурентоспособности [14],

В Концепции внешней политики Российской Федерации [15] в числе приоритетов обозначена следующая задача: «Содействие раз­витию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяй­ственных связей». Для достижения этой цели, в частности, названо в качестве одной из важнейших задач внешней политики страны содействие привлечению иностранных инвестиций в первую оче­редь в реальный сектор и в приоритетные сферы российской эконо­мики. Там же говорится и о такой задаче, как «добиваться сведения до минимума рисков при дальнейшей интеграции России в миро­вую экономику с учетом необходимости обеспечения экономичес­кой безопасности страны».

Резюме

Современное мировое хозяйство предполагает достаточно четкие пра­вила привлечения иностранных инвестиций, их функционирования в нацио­нальной экономике на региональном и более широком международном уровне. Опыт показывает, что умелое и грамотное использование иност­ранных инвестиций является залогом успешного функционирования нацио­нальных хозяйств в состязательном, конкурентном режиме.

При всем многообразии форм международного движения иностранно­го капитала на современном этапе приоритетную роль играют прямые ино­странные инвестиции, причем механизм и каналы, по которым они осуще­ствляются, находятся в процессе постоянного совершенствования и развития, модернизируются вместе со структурными сдвигами во всем мировом хо­зяйстве.

Вопреки предположениям и надеждам, что иностранные прямые инве­стиции придут вслед за предоставлением им особых благ, льгот и всякого рода поблажек, мировой опыт (в том числе опыт стран бывшего социалис­тического содружества) показывает: иностранный капитал в производитель­ной, инвестиционной форме предпочитает идти в страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами.

 

Вопрос 46.

 

4.5. Международный рынок капитала



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.197.64.207 (0.015 с.)