Системы бытового водоснабжения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы бытового водоснабжения.



Системы бытового водоснабжения предназначены для обес­печения физиологических, санитарно-гигиеничес­ких и хозяйственно-бытовых потребителей — чле­нов экипажей и пассажиров судов путём подачи пресной бытовой и забортной воды. Они подраз­деляются на системы пресной питьевой, пресной мытьевой воды, единую систему бытовой пресной воды и систему забортной воды.

Запасы пресной воды принимаются на суда от береговых гидрантов, с судов-водолеев, а при большой автономности могут пополняться от обо­рудованной на судне станции приготовления пре­сной воды (ППВ) из забортной.

По принципу действия системы бытовой пре­сной воды бывают гравитационными, когда по­дача воды к потребителям осуществляется за счёт сил тяжести; принудительными, когда вода к по­требителям подаётся насосом или за счёт давле­ния, создаваемого в пневмогидроцистерне; ком­бинированными, когда применяется и принуди­тельная (например, в расходно-напорные цистер­ны), и гравитационная подача (из расходно-напорных цистерн к потребителям). Выбор типа системы водоснабжения осуществляется исходя из назначения судна, численности экипажа и пасса­жиров, источника водоснабжения, автономнос­ти по запасам пресной воды и других факторов. На морских судах принято устанавливать незави­симые друг от друга системы питьевой, мытьевой и забортной воды.

Система питьевой воды предназначена для при­ёма, хранения и подачи воды питьевого качества к камбузам, буфетам, сатураторам, кипятильни­кам, в медицинские помещения и др. Система проектируется по централизованному принципу, она не должна сообщаться с трубопроводами сис­тем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода должна быть пресной, прозрачной, без запахов, безвредной по химическому составу и не содер­жать болезнетворных микроорганизмов. Свойства питьевой воды регламентируются госстандартом.

На морских судах наибольшее распростране­ние получили системы питьевой воды принуди­тельного действия или комбинированные. В по­следних используются расходно-напорные цистер­ны, которые должны размещаться на необходи­мой высоте для обеспечения требуемых расходов у потребителей. В общем случае в состав систе­мы входят цистерны, насосы, пневмоцистерны (гидрофоры), трубопроводы, арматура, устрой­ства для санитарно-гигиенической обработки воды, контрольно-измерительные приборы и дру­гое оборудование.

Хранение запасов питьевой воды на морских судах осуществляется не менее чем в двух вклад­ных цистернах, имеющих специальные защитные покрытия (краски, лаки, эмали). На малых судах допускается установка одной цистерны. Вмести­мость цистерн определяется в соответствии с нор­мами расхода воды в зависимости от категории судна. На морских судах неограниченного плавания норма расхода питьевой воды составляет 40 л на человека в сутки. Однако на практике, осо­бенно при эксплуатации пассажирских судов, эта норма значительно превышается (часто в 2-3 раза).

При длительном хранении питьевой воды (бо­лее семи суток) ухудшаются её бактериальные показатели, увеличивается окисляемость, повы­шается содержание железа, снижается прозрач­ность, может появиться неприятный запах и т. п. Такую воду необходимо подвергать очистке и обез­зараживанию. Обеззараживание — одна из наи­более важных операций кондиционирования пи­тьевой воды. Если мутная, цветная или солоно­ватая вода вызывает лишь неприятные ощущения при её потреблении, то вода, содержащая болезнетворные бактерии и вирусы, опасна для здоро­вья человека и не должна использоваться для питья без предварительного обеззараживания. Наиболь­шее распространение на судах нашли следующие методы обеззараживания: хлорирование, ультрафи­олетовое облучение, озонирование, обработка ионами серебра. На современных морских судах большой автономности запасы питьевой воды мо­гут пополняться от станций производства питье­вой воды (ППВ) из забортной. Наиболее распро­странено на судах приготовление пресной воды из забортной морской путём дистилляции. Процесс дистилляции заключается в выпаривании морской воды в специальной опреснительной установке. После проверки на солёность дистиллят поступает в аэратор, где насыщается кислородом воздуха. Далее пресная вода для придания ей питьевых ка­честв поступает на минерализацию, обеззаражи­вание, дезодорацию, на очистку от следов нефте­продуктов, коррекцию водородного показателя рН, на обработку с целью устранения привкусов.

Система мытьевой воды служит для приёма, хранения и подачи холодной и горячей пресной мытьевой воды к душевым, баням, прачечным, умывальням и другим потребителям. Требования к качеству мытьевой воды менее жёсткие, чем к питьевой. Мытьевая вода может отвечать требо­ваниям государственного стандарта лишь по бак­териологическим и токсикологическим показате­лям, а физико-химические показатели здесь не являются определяющими. Поэтому в качестве мытьевой может использоваться обеззараженная морская вода, не прошедшая минерализации. Норма расхода мытьевой воды для морских судов неограниченного плавания составляет 60 л на че­ловека в сутки. Однако ориентация на минималь­ное водопотребление зачастую не соответствует современным понятиям обеспечения достаточной комфортности обитания на морских судах. Реаль­ный расход мытьевой воды достигает 240-280 л на человека в сутки. Требования к условиям и срокам хранения мытьевой воды, насосам и пневмоцистернам такие же как и для питьевой воды. Состав системы также аналогичен системе питье­вой воды. Но система мытьевой воды снабжает потребителей ещё и горячей водой, поэтому в её состав дополнительно входят подогреватели, а также насосы и трубопроводы горячей воды. Снабжение потребителей горячей мытьевой водой осуществляется централизованно или с помощью местных подогревателей.

В качестве подогревателей в системе мытье­вой воды используются паровые, ёмкостные элек­трические, пароэлектрические и скоростные элек­трические подогреватели. Циркуляционные насо­сы горячей воды имеют автоматическую защиту от перегрева с сигнализацией в центральном по­сту управления. Включение насоса происходит при понижении температуры воды в трубопроводе до 50 °С, а выключение — при температуре свыше 70 °С.

Единая система бытовой пресной воды объеди­няет в себе системы питьевой и мытьевой воды и предназначена для приёма, хранения и подачи пресной воды для питья, приготовления пищи, мытья посуды и столовых приборов, удовлетворе­ния общегигиенических потребностей людей, мытья помещений пищеблока и провизионных кладовых. Вода, подаваемая системой, должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к пи­тьевой воде.

По принципу действия единые системы быто­вой пресной воды бывают принудительными и гравитационными. Состав системы практически объединяет в себе оборудование систем питьевой и мытьевой воды. На неё также распространяют­ся все требования к проектированию этих систем. Однако количество оборудования единой систе­мы бытовой пресной воды меньше, чем при раз­дельном водоснабжении, примерно в 1,5 раза сокращается протяжённость трубопроводов и судо­вой арматуры.

Принципиальная схема единой системы бы­товой пресной воды для судов с большой авто­номностью плавания (более 30 сут) приведена на рис. 7.32. Перед рейсом пресная вода по наливной трубе поступает в цистерны запаса, откуда насосы подают её в пневмогидроцистерну и магистраль­ный трубопровод. По магистральному трубопро­воду часть холодной пресной воды поступает к по­требителям, а часть, пройдя через водоподогреватель и кольцевую магистраль, подаётся к потреби­телям горячей воды. Циркуляцию горячей воды осуществляет циркуляционный насос. Ввиду дли­тельности автономного плавания в состав системы введена установка обеззараживания. В море за­пасы воды пополняются от станции ППВ (на схе­ме не показана) и поступают в цистерны запаса.

Система бытовой забортной воды предназна­чена для приёма воды из-за борта и подачи её к санитарному оборудованию судна: в санитарно-бытовые помещения, бассейны, для охлаждения кипятильников, а при необходимости — в пра­чечные, бани, душевые, ванные и помещения пищеблока. На морских судах применяются сис­темы бытовой забортной воды при-

  Рис. 7.32. Принципиальная схема системы единой пресной воды: 1 — спускной трубопровод; 2 — цистерна; 3 — приёмная сетка; 4 — указательная колонка; 5 — перфори- рованная труба; 6 — наливная втулка; 7 — установка обеззараживания воды; 8 — пневмогидроцистерна; 9 — трубопровод холодной воды; 10 — предохранительный клапан; 11 — к потребителю; 12 — водоподо-греватель; 13 — насос горячей воды; 14 — невозвратные клапаны; 15 — насосы холодной воды  

 

 


нудительного действия. В состав систем входят насосы, пневмоцистерны, трубопроводы, фильтры, арматура и контрольно-измерительные приборы. Системы выполняются централизованными. В системах бытовой забортной воды в отличие от систем пресной воды отсутствуют цистерны запаса и расходно-напорные цистерны. Приём воды осуществ­ляется непосредственно из-за борта через кинг­стоны и подаётся потребителям с помощью насо­са или пневмоцистерны.

Сточные системы.

Группа сточных систем пред­назначена для сбора и удаления с судна сточных, хозяйственно-бытовых вод, а также воды, попав­шей на открытые палубы при волнении на море, от атмосферных осадков и т. п. В состав этой группы входят:

— сточная система, предназначен­ная для сбора, обработки и удаления с судна сточ­ных вод из туалетов, медицинских помещений и помещений для перевозки животных;

— система хо­зяйственно-бытовых вод, задачей которой явля­ется сбор и удаление с судна хозяйственно-быто­вых вод из умывальных, бань, прачечных, кам­бузов и других подобных помещений;

— шпигаты открытых палуб, отводящих за борт воду, попав­шую на эти палубы при волнении на море, от ат­мосферных осадков, при тушении пожаров, мы­тье палуб и т. д.

Сточные системы по устройству могут подраз­деляться на

системы со сбором сточных вод, пред­назначенные для сбора и накопления сточных вод в сборных цистернах с последующей передачей этих вод на берег или в плавучий сборщик;

— системы с обработкой сточных вод на судне, предназначен­ные для сбора и обработки сточных вод в специальных установках с последующим сбросом сто­ков за борт, а также сбора шлама с последующим его уничтожением или передачей на берег;

систе­мы с рециркуляцией смывной жидкости, предназна­ченные для сбора, обработки и повторного ис­пользования смывной жидкости.

Сточные системы в зависимости от устройства состоят из цистерн сбора и накопления стоков, насосов и эжекторов, трубопроводов, контрольно-измерительных приборов. Кроме того, в систе­мах используются установки для обработки сто­ков, цистерны сбора шлама. Выбор типа сточной системы, компоновки и состава производится с учётом класса и назначения судна, его валовой вместимости, района плавания, численности эки­пажа и пассажиров, размещения на судне санитарно-технического оборудования, длительности пребывания в зонах, где отвод необработанных сточных вод за борт запрещен.

Системы со сбором сточных вод в сборных цис­тернах — наиболее просты. Основной элемент системы — сборная цистерна. В неё осуществля­ется сбор сточных вод. Сбор хозяйственно-быто­вых вод в сборную цистерну не предусматривается ввиду их значительных количеств и отсутствия стро­гих ограничений по их сбросу.

Системы с обработкой сточных вод в специаль­ных установках являются более перспективными, чем предыдущие, так как они обеспечивают возможность сбрасывать очищенные сточные воды в любых акваториях, включая районы портов и прибрежные воды.

Системы с рециркуляцией смывной жидкости используются на небольших судах с динамически­ми принципами поддержания. Эти системы осу­ществляют сбор только сточных вод, их обработ­ку, включающую в себя отделение твёрдой фазы, очистку, обеззараживание и повторное использо­вание смывной жидкости. Преимуществом таких систем является возможность многократного ис­пользования смывной жидкости вместе с жидкой фазой сточных вод по замкнутому циклу, т. е. без сброса в окружающую среду.

Вакуумные сточные системы являются разно­видностью системы со сбором сточных вод. Ис­пользуемые на судах гравитационные системы хотя и отличаются простотой, однако имеют значитель­ные габариты и массу, должны удовлетворять оп­ределённым требованиям. В сточных системах вакуумного типа транспортировка стоков осуще­ствляется под действием разрежения, создаваемого в системе. Использование этого способа транс­портировки позволяет резко сократить количество промывочной жидкости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.013 с.)