Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра проектирования судовСтр 1 из 5Следующая ⇒
Кафедра проектирования судов ЧЕЛПАНОВ И.В.
Л Е К Ц И Я № 7.1
Тема: Судовые системы
Текст лекции по дисциплине «Объекты морской техники»
Санкт-Петербург Введение Судовой системой называется комплекс судового оборудования, состоящий из трубопроводов, механизмов, арматуры, кингстонных и ледовых ящиков, приводов, цистерн, ёмкостей, баллонов, компенсаторов, устройств, аппаратов, приборов и средств автоматики. Они предназначены для перемещения жидкостей, воздуха или газов в целях обеспечения нормальной эксплуатации судна (за исключением энергетической установки, трубопроводы которой в число судовых систем не входят). Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т. е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза, а также выполнение специальных функций, связанных с назначением судна, например на танкерах, спасателях, промысловых судах и т, п. На гражданских судах обычно предусматривают: — трюмные системы – осушительная, водоотливная, перепускная, нефтесодержащих трюмных вод; — балластные системы – балластная, дифферентная, креновая, замещения, нефтесодержащих балластных вод; — системы пожаротушения – водяного пожаротушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, паротушения, пенотушения, углекислотного тушения, объёмного химического тушения, инертных газов, порошкового пожаротушения; — системы бытового водоснабжения – бытовой пресной воды, питьевой воды, мытьевой воды, бытовой забортной воды, бытовой горячей воды; —сточные системы – сточных вод, хозяйственно-бытовых вод, шпигатов открытых палуб; — системы микроклимата – вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления (парового, водяного, воздушного); — системы холодильных установок – холодильная, холодильного агента, холодоносителя; — системы хозяйственного пароснабжения, подогрева жидкостей, пропаривания; — системы сжатого воздуха – высокого давления, среднего давления, низкого давления, пневмоуправления; — система охлаждения судового оборудования; — система гидравлики. Кроме названных основных на судах имеются различные вспомогательные системы:
— измерительных, воздушных и переливных труб; — системы продувания и обогревания трубопроводов и арматуры, а также — системы связи, сигнализации и управления, к которым относятся системы переговорных труб, трюмной сигнализации, пожарной сигнализации, контроля параметров работы и аварийной сигнализации. К числу специализированных судовых систем, выполняющих функции, связанные с назначением судна, относятся: — специальные системы танкеров – грузовая, зачистная, газоотводная, мойки грузовых танков, орошения грузовых танков; — специальные системы спасательных судов – грунторазмыва, грунтоотсоса, водоотливно-спасательная, сжатых газов и газовых смесей; — специальные системы промысловых судов – рыбьего жира, растительного масла, тузлука, рыбоподачи, производственной пресной воды, производственной забортной воды, производственной канализации, производственного пароснабжения. Устройство судовых систем и их расположение на судне зависят от назначения системы, количества и расположения обслуживающих его потребителей. Если судовая система обслуживает несколько потребителей, то её выполняют в виде основного магистрального трубопровода, от которого ответвляются отростки к потребителям. Магистральный трубопровод обычно прокладывают по линейной или кольцевой схеме. Последняя обеспечивает большую живучесть, чем линейная, так как в случае повреждений в кольцевом трубопроводе система может функционировать по оставшейся разомкнутой части кольца. Однако магистральный трубопровод, проложенный по кольцевой схеме, несколько тяжелее (на 20—30 %), сложнее и дороже. В зависимости от распределения механизмов, обслуживающих систему, различают автономный, групповой и централизованный принцип устройства судовых систем (рис. 7.1). При автономном принципе трубопроводы и потребители каждого водонепрони-цаемого отсека обслуживаются самостоятельными механизмами. При г р у п повом — один механизм обслуживает потребителей нескольких водонепроницаемых отсеков. И, наконец, при централизованном принципе все потребители данной системы судна обслуживаются одним механизмом. Некоторые судовые системы, требующие высокой живучести, выполняют по комбинированному принципу: каждый отсек имеет автономную систему, но при выходе из строя насоса этот отсек может обслуживать насос соседнего отсека.
Централизация расположения механизмов упрощает и удешевляет систему, но уменьшает её живучесть. Именно поэтому предпочтение тому или другому принципу устройства данной системы отдается только после тщательного изучения особенностей её эксплуатации и анализа её роли в обеспечении безопасности плавания и живучести данного судна, а также требований экономии массы. К конструкции и работе судовых систем предъявляют определённые требования. К общим требованиям относятся: высокая надежность; живучесть, т. е. способность системы выполнять свои функции при частичном повреждении или выходе из строя отдельных участков; коррозионная стойкость, компактность и минимальная масса; хорошая защищённость от механических повреждений во время эксплуатации, например, при погрузочно-разгрузочных операциях; доступность для осмотра, окраски и ремонта; хороший внешний вид, отвечающий архитектуре помещений, в которых смонтированы системы; высокая степень автоматизации и механизации; экономичность постройки и эксплуатации; обеспечение требований техники безопасности, Все судовые системы, имеющие забортные отверстия, должны иметь конструкцию, исключающую попадание забортной воды внутрь судна. Кроме того, конструкция всех систем должна быть такова, чтобы затопление или пожар в одном отсеке не мог распространяться по трубопроводам в другие неповреждённые районы судна. Как правило, не допускается прокладка трубопроводов через топливные цистерны. Отдельные требования определяются назначением и особыми условиями работы каждой системы. Так, системы, отливающие за борт сточные и льяльные воды, не должны допускать загрязнение акваторий остатками нефтепродуктов и других вредных отходов сверх санитарных норм, установленных Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78, а механизмы трюмных систем, обеспечивающих живучесть судна, должны надёжно работать даже при затоплении помещений, в которых они расположены, и т. п. Требования к системам, обеспечивающим безопасность плавания и охрану человеческой жизни, а также незагрязнение моря, регламентируются Правилами Регистра. Трюмные системы Группа трюмных систем предназначена для удаления за борт воды, скапливающейся в корпусе судна в процессе нормальной эксплуатации или в результате аварии. Она участвует в обеспечении таких свойств судна, как плавучесть, живучесть, сохранность грузов, экологическая безопасность. К этой группе относятся системы: осушительная, водоотливная, сбора и очистки нефтесодержащих трюмных вод, спускных и перепускных труб. Осушительная система служит для периодического удаления небольших масс воды, скапливающейся в нижних частях корпуса. Она устанавливается на всех плавучих инженерных сооружениях. Система проектируется по централизованному принципу с учётом полной взаимозаменяемости механизмов (рис. 7.14). Пики, не использующиеся в качестве балластных или других цистерн, могут осушаться автономно с
помощью ручных насосов или водоструйных эжекторов. Трюмная вода собирается в сборных колодцах, расположенных в наиболее удобных для стекания местах, а из них через приёмные сетки с невозвратными клапанами и распределительные коробки откачивается насосом за борт (рис. 7.15). Приёмные сетки и отливные отверстия снабжены невозвратными клапанами для предотвращения самопроизвольного затопления осушаемых отсеков. Для контроля за чистотой откачиваемых за борт вод отливные отверстия располагают выше грузовой ватерлинии на расстоянии не менее 300 мм.
Рис. 7.14. Схема осушительной системы (выполнена по централизованному Принципу) и расположение приёмника (сечение по А-А). 1 – осушительный насос; 2 – коробка с невозвратно-запорными клапанами; 3 – приёмный патрубок; 4 – грязевая коробка; 5, 6 – коробки с невозвратно- запорными клапанами; 7 – сепаратор трюмных вод; 8 – клинкет; 9 – отливной невозвратно-запорный бортовой клапан; 10 – приёмный отросток системы аварийного осушения помещения; 11 – магистраль водяной пожарной системы; 12 – клапан запорный пусковой напорной воды эжектора; 13 – водо-водяной эжектор В осушительных системах применяют-ся поршневые и самовсасывающие центро-бежные насосы. В качестве резервных могут быть использованы балластные или другие общесудовые насосы. Количество осуши-тельных насосов зависит от типа судна: на морских судах устанавливается не менее двух, а на пассажирских — не менее трёх насосов. Водоотливная система предназначена для удаления из отсеков судна или корабля больших масс воды, поступившей при ава-рии, повреждении корпусных конструкций и трубопроводов. Она может быть применена для откачки воды из помещений, специально затопленных для ликвидации возникшего в них пожара. Водоотливные системы являют-ся одними из важнейших активных средств борьбы за живучесть. Они устанавливаются на ледоколах, судах-спасателях, буксирах, судах, на которых их установка предусмотрена техническим заданием и на кораблях. Водо-отливные системы стали развиваться в 60—70-х годах XIX в., когда осуществлялся переход от деревянных судов к металлическим. Большой вклад в теорию и практику проектирования водоотливных систем внёс С. О. Макаров, разработавший, в частности, теорию магистральных труб.
Подача водоотливных средств судов и кораблей определяется заданным временем водоотлива (1-3 ч) из наибольшего по объёму отсека, затопленного до уровня ватерлинии при наибольшей осадке. В современных водоотливных системах используют погружные центробежные и осевые электронасосы подачей до 2 тыс. м3/ч и трубопроводы диаметром до 300-400 мм. Переносные погружные насосы имеют подачу 50-100 м3/ч. Для откачки воды за борт достаточное давление насосов 0,1-0,2 МПа. Резервными водоотливными средствами могут служить циркуляционные или охлаждающие насосы главных и вспомогательных механизмов, насосы осушительной, балластной, креновой, дифферентной и противопожарной систем. Особенностью гидравлического расчёта водоотливной системы является переменность уровня воды в отсеке и площади ватерлинии. Расчёт сводится к решению задачи осушения ёмкости при непрерывном уменьшении подпора. Система нефтесодержащих трюмных вод предназначена для сбора нефтесодержащих вод с последующей их передачей в береговые или плавучие сборщики, а также для очистки нефтесодержащих вод при откачке их за борт. Все суда, на которые распространяется действие Международной Конвенции МАРПОЛ 73/78 по предотвращению загрязнения моря нефтью с судов, за исключением тех из них, которые оборудованы специальными ёмкостями, достаточными по объёму для сбора всех нефтесодержащих вод за период рейса, оборудуются этими системами. Пропускная способность сепараторов нефтесодержащих трюмных вод определяется в зависимости от суточного количества вод, подлежащих очистке, и условий осушения льял и сборных колодцев один раз в вахту с продолжительностью работы 1 ч. В качестве гидравлических механизмов в системе обычно используются насосы объёмного типа. Их подача выбирается в зависимости от пропускной способности сепаратора и не должна превышать последнюю при минимальном сопротивлении системы. Для хранения трюмных нефтесодержащих вод и нефтеостатков от сепараторов суда должны снабжаться встроенными и вкладными ёмкостями. Выдача нефтесодержащих трюмных вод в береговые и плавучие нефтесборщики осуществляется с открытой палубы на оба борта через переходные фланцы международного образца, обеспечивающие подсоединение к ним в любом порту мира. Напор и высота всасывания насоса, температура воды, давление в сепараторе, уровень воды в сборных колодцах и цистернах фиксируются с помощью контрольно-измерительных приборов. Выдача очищенных трюмных вод осуществляется через автоматический сигнализирующий прибор контроля нефтесодержания в откачиваемой воде. В случае превышения уровня нефтесодержания прибор автоматически обеспечивает обратный сброс воды в сборную цистерну или останавливает насос. Спускные и перепускные системы трубопроводов обеспечивают спуск и перепуск воды из водонепроницаемых помещений, расположенных ниже палубы переборок и не имеющих осушительных или водоотливных механизмов, в нижерасположенные или соседние помещения, оборудованные такими механизмами.
Балластные системы Группа балластных систем служит для приёма из-за борта, перекачки по судну и удаления за борт жидкого балласта для изменения посадки, мореходности, управляемости, остойчивости судна, его крена или дифферента, уменьшения качки и др. В эту группу входят непосредственно балластная система, креновая, дифферентная, противокреновая системы, а также системы стабилизации, замера остойчивости, подогрева жидкого балласта. На малых судах балластные системы могут совмещаться с трюмными. Балластная система устанавливается на всех транспортных судах и проектируется по централизованному принципу. Своё начало она берёт с середины XIX в., когда твёрдый балласт (камни, щебень, песок, чугунные цепи и т. п.) стали заменять жидким — забортной водой. Система должна заполнять и опорожнять любую одну и одновременно несколько цистерн, а также перекачивать балласт из одних цистерн в другие. Расположение и количество приёмных отростков системы должно обеспечивать откачку воды из любой балластной цистерны при нахождении судна в прямом положении или при крене до 5°. Система предназначена для сохранения посадки судна на ровный киль или с небольшим (не более 0,03 длины) дифферентом на корму при расходовании судовых запасов (рис. 7.16).
Для размещения водяного балласта используют междудонные, бортовые и подпалубные цистерны, фор- и ахтерпики, диптанки. Танкеры дедвейтом более 20 тыс. т и более оборудуются специальными танками изолированного балласта. Размещение балласта на судах и его количество зависят от назначения судна. На большинстве судов водяной балласт принимают для получения посадки, обеспечивающей соответствующие качества мореходности и управляемости в порожнем переходе. На судах с высоким расположением центра тяжести в грузу (лесовозы, контейнеровозы, суда для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов) водяной балласт принимается для повышения остойчивости в цистерны двойного дна. Количество водяного балласта и судовых запасов на лесовозах в начале перехода составляет 30-40 % от дедвейта.
Балластировка судов для навалочных грузов служит не только для увеличения осадки и остойчивости при ходе порожнем, но и для уменьшения их остойчивости при перевозке массовых грузов, когда центр тяжести судна значительно понижается. При этом остойчивость судна возрастает, что приводит к значительной качке весьма ухудшающей условия обитаемости на его борту. На таких судах (рудовозы, нефтерудовозы) для обеспечения плавности качки при ходе в грузу водяной балласт принимается в подпалубные цистерны, что повышает центр тяжести судна. В качестве балластных насосов обычно применяют самовсасывающие центробежные или поршневые насосы, а резервными могут служить осушительные, пожарные и др. Подача насосов определяется исходя из условия обеспечения скорости воды в трубопроводах не менее 2 м/с. Трубопроводы системы прокладываются в междудонном пространстве или в специальном туннеле. Принципиальная схема системы приведена на рис. 7.17. Приём воды в цистерны осуществляется через кингстон самотёком или насосами, а удаление — через бортовые отливные клапаны (рис. 7.18). Балластные цистерны оборудуются измерительными и воздушными трубами. Измерительные трубы устанавливаются, если в цистернах не предусмотрен дистанционный замер уровня. Воздушные трубы обеспечивают воздухообмен между цистернами и атмосферой, площадь, их сечения должна быть на 25 % больше, чем площадь наполнительных трубопроводов. Управление насосами и арматурой, контроль за
уровнем воды в цистернах на современных судах, как правило, дистанционно-автоматизированное. Противокреновая система служит для выравнивания крена судов при грузовых операциях (суда с горизонтальной грузообработкой, контейнеровозы, автомобильные и железнодорожные паромы, суда для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и др.) или при несимметричной загрузке в период рейсов. Крен выравнивается перемещением водяного балласта из одной цистерны в другую насосом или давлением сжатого воздуха, нагнетаемого в верхнюю часть одной из цистерн воздуходувкой. В процессе грузообработки крен может достигать 5° и более. Современные противокреновые системы реагируют на изменение крена более чем на 0,5° и обеспечивают точность выравнивания крена ±0,25°. Противокреновые системы создают благоприятные условия для проведения грузовых операций, сокращения времени стоянки судов в порту. Система стабилизации обеспечи-вает уменьшение качки судов путём перемещения водяного балласта между цистернами стабилизации. Эффективность уменьшения качки достигает 50-60 %. Системой стабилизации обо-рудуются суда с высоким положением центра тяжести: контейнеровозы, суда с горизонтальной грузообработкой и для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, паромы, лесово-зы, пассажирские суда и т. п. Ста-билизация судна предотвращает его повреждение, срыв груза с креплений, повышает комфортность на борту, спо-собствует экономии потребного топли-ва. Система может быть как самостоя-тельной, так и совмещённой с противокреновой или креновой (рис. 7.19). В случае нарастания крена судна кран-манипулятор 3 по команде компьютера переключается в положение, при котором сжатый воздух от воздуходувки 5 перемещает воду по трубопроводу 8 в цистерну, противоположную наклонению. Система стабилизации управляется автоматически по команде компьютера, фиксирующего параметры качки в каждый момент времени. Система мгновенно реагирует на все изменения этих параметров и с помощью клапанов стабилизации 1 регулирует подачу сжатого воздуха в цистерны 4 от воздуходувки 5 и количество перекачиваемого через трубопровод 8 водяного балласта, противодействующего качке судна. По сравнению с пассивными (скуловые и бортовые кили) и активными (имеющими силовые приводы) успокоителями качки система стабилизации не увеличивает гидродинамическое сопротивление, эффективно действует при малой и нулевой скорости, гарантирует отсутствие динамических повреждений груза от качки на 95-100 %. Перемещение водяного балласта сжатым воздухом от воздуходувок снимает ограничения по частоте запусков и остановок, характерные для насосов, исключает вероятность резких толчков для груза, благодаря упругости воздушных подушек в цистернах. Система замера остойчивости предназначена для определения остойчивости судна и положения его центра тяжести путём кренования судна за счёт перемещения водяного балласта между бортовыми цистернами. Для этого используется оборудование креновых или противокреновых систем. Управление системой обычно осуществляется из рулевой рубки. Креновые и дифферентные системы, как правило, устанавливаются на специализированных судах (ледоколах, буксирах, судах-спасателях, судах для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и т. п.). Системы пожаротушения. Системы пожаротушения предназначены для ограничения распространения и уничтожения пожара. В зависимости от принципа тушения их можно классифицировать следующим образом (рис. 7.21). Все суда оборудуются системами водяного пожаротушения. В зависимости от назначения помещений в них дополнительно к водяной противопожарной системе могут быть предусмотрены другие стационарные системы пожаротушения. 7.4.3.1. Системы тушения пожара по принципу охлаждения зоны горения и реагирующих веществ. В эту группу систем входят системы, тушащие пожар, в основном, с помощью воды, хотя принцип охлаждения используется в системах и с некоторыми другими огнетушащими средами. Вода является наиболее доступным и одновременно универсальным огнетушащим средством. Она обладает высокой теплоёмкостью (с = 4,186 кДж/кг °С) и теплотой парообразования (r = 2235,75 кДж/кг). Она имеет важный вторичный эффект: в зоне горения частично испаряется, образуя из 1 л около 1700 л сухого насыщенного пара, который, вытесняя воздух, способствует прекращению горения. Применение воды в качестве огнетушащего вещества имеет свои ограничения. Из-за электропроводности её нельзя использовать для тушения горящего электрооборудования. Ряд веществ и материалов при взаимодействии с водой самовозгорается, выделяет водород и кислород, а иногда даже взрывается. Система водяного пожаротушения предназначена для тушения пожара компактными и распылёнными водяными струями, подаваемыми от переносных или стационарных пожарных стволов. Она используется также для подачи воды в другие системы (спринклерную, водяного орошения, водораспыления, водяных завес, пенотушения), к эжекторам осушительной систе-
мы, на промывку цистерн сбора сточных вод, на обмыв якорных цепей и клюзов, мытьё палуб и на другие нужды. Конструктивно система водяного пожаротушения состоит из пожарных насосов, приёмных кингстонов, трубопроводов и контрольно-измерительных приборов, концевых пожарных клапанов, пожарных стволов и рукавов, средств дистанционного управления. Количество стационарных пожарных насосов на судах зависит от их вместимости. Дополнительно к основным устанавливается стационарный аварийный насос, расположенный так, чтобы при возникновении пожара в помещении основных насосов, он не вышел из строя. Рабочее давление в трубопроводах системы обычно не превышает 1,0 МПа, а рабочее давление у любого пожарного клапана составляет не менее 0,5 МПа. Спринклерная система предназначена для тушения пожара путём подачи воды в защищаемые помещения через спринклеры (распылители специальной конструкции), включаемые автоматически при повышении температуры до определённой величины. Такими системами могут оборудоваться посты управления, станции пожаротушения, каюты, кают-компании, общественные помещения, спортзалы, столовые, камбузы, курительные и др. (рис. 7.22). Спринклер представляет собой распылитель закрытого типа, по конструкции близкий датчику-извещателю с расширяющейся жидкостью. Трубопровод перед спринклером постоянно заполнен водой под рабочим давлением. Поступление воды в спринклер преграждается специальным клапаном (стеклянной колбой с расширяющейся жидкостью), который вскрывается при достижении определённой температуры в защищаемом помещении, обеспечивая доступ воды в распыляющее устройство. Температура вскрытия спринклеров в жилых и служебных помещениях лежит в интервале 68-79 °С. В помещениях с высокой температурой, например сушильные и камбузные помещения, температура срабатывания спринклеров принимается на 30 °С выше, чем температура у подволока помещения. Спринкле-
ры размещаются в верхней части защищаемого помещения на таком расстоянии друг от друга, чтобы на каждый 1 м2 площади пола обеспечивался расход воды не менее 5 л/мин. Системы водораспыления подают воду к распылительным насадкам для тушения пожара в машинных и насосных помещениях, в дизель-генераторных отделениях, глушителях двигателей внутреннего сгорания, утилизационных котлах, дымовых трубах паровых котлов, каналах вытяжной вентиляции и в помещениях специальной категории. Они подразделяются на системы распылённой воды с диаметром капель 200-400 мкм и системы тонкораспылённой воды с диаметром капель 150-200 мкм и с использованием туманных распылителей или с применением смачивателя и сжатого воздуха. Управление системой может быть ручным с места установки клапаном пуска системы и дистанционным из постов управления пожарными системами. Система оборудуется автоматическими устройствами, сигнализирующими о её пуске в действие. Система водяного орошения предназначена для подачи воды к оросительным насадкам для тушения пожара и охлаждения палуб, переходных площадок, трапов, выходов и вахт, куполов и других выступающих частей грузовых ёмкостей, района расположения грузовых коллекторов, клапанов их управления и других мест установки ответственных видов арматуры и оборудования грузовой системы, переборок грузовых насосных и компрессорных помещений, поста управления, надстроек, рубок постов управления грузовыми операциями (ПУГО), кладовых легковоспламеняющихся веществ и материалов, обращённых к грузовой зоне. В состав системы входят источники потребления забортной воды, магистральные и распределительные трубопроводы, быстродействующие клапаны, распылители или перфорированные трубы, побудительные трубопроводы. Питание системы орошения забортной водой осуществляется от магистрали системы водяного пожаротушения. Система водяных завес служит для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению огня, пара и газов и защищающих людей от тепловой радиации. По согласованию с Pегистром она может быть применена вместо огнестойких и огнезадерживающих конструкций типа А и В там, где эти конструкции установить невозможно. Состав системы аналогичен составу системы водяного орошения. Питание системы забортной водой осуществляется от магистрали системы водяного пожаротушения. 7.4.3.2. Системы, тушащие пожар по принципу изоляции реагирующих веществ от зоны горения В результате применения этих систем прекращается диффузия молекул окислителя или горючего вещества к зоне горения. К ним относятся системы пенного и порошкового пожаротушения. Системы пенного пожаротушения предназначены для подачи пены на горящую поверхность (поверхностный способ) или для заполнения защищаемого помещения (объёмный способ). Использование пены впервые позволило обеспечить эффективное тушение пожаров нефтепродуктов. В зависимости от способа получения различают химическую пену, образованную в результате химической реакции, и воздушно-механическую пену, формируемую путём механического перемешивания воды, воздуха или другого газа и пенообразователя. Соответственно системы называются системами химического или воздушно-механического пенотушения. Опыты по тушению пожара нефтепродуктов химической пеной впервые в мире были осуществлены под руководством русского инженера А. Г. Лорана в начале XX в. Разработка в 40-х годах прошлого века Л. М. Розенфельдом рецептуры отечественного пенообразователя ПО-1 позволила получить воздушно-механическую пену. Появление воздушно-механической пены постепенно свело на нет применение химической пены в судовых системах, ограничив использование последней лишь в огнетушителях. Пена представляет собой двухфазную ячеисто-плёночную среду, образованную множеством пузырьков воздуха или другого газа, разделённых тонкими плёнками жидкости. Основными характеристиками пены являются плотность, дисперсность, вязкость, стойкость и кратность. Кратность представляет собой отношение объёма полученной пены к объёму её жидкой фазы. Разработанные в последние годы пенообразователи обеспечивают получение пены низкой, средней и высокой кратности при меньших концентрациях, обычно, 3 и 6 %. При этом пенообразователь для получения пены низкой и средней кратности должен работать на морской воде. Системы воздушно-механического пенотушения применяются при тушении пожаров в грузовых танках для перевозки нефти и нефтепродуктов, топливных цистернах, машинных и насосных помещениях, постах управления, кладовых, на палубах, защищаемых лафетными стволами, взлётно-посадочных вертолётных площадках и др. В системах воздушно-механического пенотушения применяется пена: низкой кратности (6-12); средней кратности (50-150); высокой кратности (950-1050). На современных судах стали использовать системы, вырабатывающие раздельно, но подающие одновременно пену низкой и средней кратности (комбинированная пена). В большинстве случаев пена низкой кратности используется при выбросе в качестве несущего слоя для пены средней кратности. По методу тушения пожаров системы подразделяются на стационарные системы объёмного тушения пожаров путём заполнения защищаемого помещения пеной высокой кратности и поверхностного тушения пожаров пеной средней кратности, а также локального (направленного) пожаротушения пенами низкой и средней кратности с использованием воздушно-пенных стволов и переносных генераторов пены. Высокократная пена образуется в генераторах с принудительной подачей воздуха вентилятором на пенообразующую сетку, смачиваемую раствором пенообразователя. При наличии на судах взлётно-посадочной площадки для вертолёта последняя оборудуется палубной системой пенотушения низкократной, среднекратной или комбинированной пеной. Подача пены осуществляется лафетными или ручными стволами и пеногенераторами с интенсивностью 8,2 л/мин м2. Основное оборудование системы показано на рис. 7.23. Лафетные стволы устанавливают с обеих сторон площадки, а вблизи них размещают сдвоенные пожарные клапаны для подсоединения ручных воздушно-пенных стволов или пено-
генераторов. Для тушения пожаров в машинных и других помещениях, оборудование в которых работает на жидком топливе, а также в грузовых компрессорных и насосных помещениях целесообразно применять высокократную пену, которая, заполняя объём защищаемого помещения, ликвидирует горение жидкого топлива на всех уровнях, охлаждает корпусные конструкции и механизмы, вытесняет продукты горения из помещения, а также прекращает горение изоляции, кабелей, краски на переборках и подволоках. Схема данной системы приведена на рис. 7.24. Системы порошкового пожаротушения предназначены для тушения пожаров путём подачи к очагу пожара огнетушащих порошков, например: П-10, ПСБ-3, СИ-2, П-1А и др. Эти порошки делятся на две группы: огнетушащие порошки общего назначения и огнетушащие по-
рошки специального назначения, которые используются только для тушения пожаров горючих металлов. В зависимости от типа применяемого порошка тушение пожара может осуществляться тремя способами: объёмным, с образованием порошкового облака, поверхностным, с созданием изолирующего слоя на поверхности горящего вещества, и локальным (местным), применяемым для тушения какого-либо оборудования или установки.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.049 с.) |