Кафедра подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

 

КАФЕДРА ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫХ, СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН

 

 

СТРУКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ

Методические указания для студентов всех специальностей и форм обучения

 

 

Утверждено

Ученым советом

факультета

гидротехнического

и транспортного

строительства ОГАСА

протокол № 0000

от «» -------2015 г.

 

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к использованию на заседании кафедры подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин, протокол № от «» 2015 г.

 

Составители: к.т.н., доц. Жданов А.А.

 

 

Рецензенты: Зав. кафедрой «Эксплуатация и ремонт машино-транспортного парка ОГАУ, д.т.н., проф. Мальцев А.В.

Проректор но научной работе ОНМУ, д.т.н.,проф. Руденко С.В.

 

 

Аннотация

 

В методических указаниях приведены адаптированные к требованиям высшей школы материалы нормативных документов по составлению и оформлению квалификационных и курсовых работ по дисциплинам, преподаваемым на кафедре ПТСДМ ОГАСА.

 

 

Ответственный за выпуск:

 

Зав. кафедрой подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин д.т.н., проф. Оргиян А.А.

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ ……………………………………………………………………………….. 4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ …………………… 5

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………. 5
2 СТРУКТУРА РАБОТЫ …………………………………………………………………….. 5

3 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РАБОТЫ ……………………….…. 6

3.1 Титульный лист ………………………………………………………………………. 6

3.2 Техническое задание …………………………………………………………………. 6

3.3 Список авторов ………………………………………………………………………. 7

3.4 Реферат ……………………………………………………………………………….. 7

3.5 Содержание …………………………………………………………………………… 8

3.6 Перечень условных обозначений, символов, единиц ……………………………… 8

3.7 Введение ……………………………………………………………………………… 9

3.8 Требования к сути работы …………………………………………………………… 9

3.8.1 Анализ решаемой задачи ……………………………………………………... 9

3.8.2 Исследование существующей информации …………………………………10

3.8.3 Определение путей и методов решения задачи ……………………………. 10

3.8.4 Описание творческого процесса решения задачи ……………………..…… 10

3.9 Выводы ………………………………………………………………………………..10

3.10 Требования к перечню использованных источников ……………………………...11

3.11 Требования к приложениям ………………………………………………………… 11

3.11.1 Назначение приложений ……………………………………………………...11

3.11.2 Типы приложений ……………………………………………………….…….11

4 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ …………………………………………………... 12

4.1 Общие требования …………………………………………………………………… 13

4.2 Требования к нумерации страниц …………………………………………………... 15

4.3 Нумерация разделов, подразделов, пунктов и подпунктов ……………………….. 16

4.4 Правила оформления иллюстраций ………………………………………………… 16

4.5 Правила оформления таблиц …………………………………………………………17

4.6 Правила оформления перечислений………………………………… ………………18

4.7 Требования к оформлению примечаний …………………………………………….19

4.8 Правила оформления формул и уравнений ………………………… ……………...19

4.9 Правила оформления ссылок ………………………………………………………...20

4.10 Правила оформления титульного листа ……………………………. ………………21

4.11 Правила оформления списка авторов работы ……………………... ……………… 21

4.12 Правила оформления перечня условных обозначений, символов, единиц

сокращений и терминов ………………………………………………………………21

4.13 Правила оформления перечня использованныз источников ………………………22

4.14 Правила оформления приложений …………………………………..………………22

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………………… 24

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………. 25

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Эти методические указания разработаны на основе [1, 2, 3 ] для установления единых требований к структуре и оформлению самостоятельных работ, выполняемых студентами кафедры подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин Одесской государственной академии строительства и архитектуры. К числу таких работ относятся:

· курсовые работы, предназначенные для практического закрепления теоретических знаний по отдельным курсам (дисциплинам) и выработки практического умения решать конкретные проблемы в рамках изучаемых курсов. К этому типу работ относятся те, которые в учебном плане профессионального направления названы термином «курсовая работа» (см примечание ниже).

· квалификационные работы, выполняемые с целью соискания дипломов бакалавра, магистра.

Примечание. По некоторым дисциплинам в учебном плане предусмотрены не курсовые работы, а курсовые проекты. Эти проекты по своей структуре и правилам оформления не относятся к сфере действия настоящих методических указаний. Их структура и правила оформления определяются, в зависимости от характера проекта, стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД, ГОСТ 2.NNN).

Современная методика подготовки технических специалистов с высшим образованием требует обязательного наличия в упомянутых роботах элементов научных исследований. Поэтому определяющими стандартами на структуру и оформление результатов таких работ приняты ДСТУ 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления» и ГОСТ 2.105-95 “Общие требования к текстовым документам”.

Вместе с тем, выполнение студентами упомянутых выше типов работ в рамках вузовского учебного процесса имеет особенности, которые отличают его от практики выполнения и оформления научно-исследовательских работ в исследовательских учреждениях. Эти особенности в полной мере не учитываются упомянутыми стандартами, из-за чего и возникла необходимость конкретизировать требования и приспособить их к условиям вуза. Именно эта задача и решается настоящими методическими указаниями, которые отражают накопленный кафедрой ПТСДМ ОГАСА практический опыт руководства выполнением учебных и квалификационных работ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ И КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

Тематика учебных и квалификационных работ может касаться любых направлений, которые соответствуют специальности кафедры ПТСДМ. Это может быть разработка и модернизация грузоподъемной техники, транспортирующей техники, приводов машин, оборудования и т.д.

Учебная (курсовая) работа должна решать техническую задачу дисциплины (курса) и быть проработана до уровня предложения применения.

Квалификационная работа бакалавра содержит материалы 3-5 учебных дисциплин, решает техническую задачу направления образовательной подготовки и должна быть

проработана до уровня проектных документов.

Квалификационная работа магистра использует материалы большинства изученных ранее дисциплин и решает творческую разработку по специальности. Работа должна содержать анализ известных результатов исследований сходного направления, иметь обоснование актуальности и необходимости работы для развития соответствующей области науки или технологии. Направление тематики квалификационной работы магистра должно соответствовать планам кафедры ПТСДМ, а также должно иметь логическую связь с отраслевыми и (или) государственными планами и программами. В работе должны быть обоснованы: выбор направления исследований; методы решения задач с их сравнительной оценкой; общая методика проведения исследований. Результаты квалификационной работы магистра должны иметь внедрение и должны быть отражены в научных и методических публикациях.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Квалификационная или курсовая работа (далее по тексту “работа”) содержит систематизированные данные о процессе и результатах учебного исследования.

1.2 Нормоконтроль работы проводится кафедрой, на которой организуется ее выполнение. При проведении нормоконтроля рекомендуется руководствоваться требованиями

ГОСТ 2.111.

1.3 Ответственность за полноту и достоверность данных, содержащихся в работе, и за соответствие ее требованиям настоящего стандарта несет исполнитель работы.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

2.1 Структурные элементы работы с указанием условий их применения приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Структурные элементы работы

Структурный элемент Условие включения в работу
1) Титульный лист обязательно
2) Техническое задание обязательно
3) Список авторов если исполнителей больше одного
4 Реферат обязательно на украинском, русском и английском языках
5) Содержание при числе страниц, большем десяти
6) Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов по усмотрению
7) Введение обязательно
8) Суть работы обязательно
9) Выводы обязательно
10) Перечень использованных источ­ников обязательно
11) Приложения при наличии приложений

2.2 Суть работы излагают, разделяя материал на разделы. Разделы могут делиться на пункты или на подразделы и пункты. Пункты, если это необходимо, разделяют на подпункты. Каждый пункт или подпункт должен содержать законченную информацию.

2.3 Суть работы, как правило, должна содержать следующие разделы:

- анализ решаемой задачи;

- обзор и исследование существующей информации (существующих решений);

- определение путей и методов решения задачи;

- описание творческого процесса решения задачи.

Заголовки разделов, их количество и смысловое назначение может изменяться в зависимости от особенностей работы. Однако указанный ход проведения работы должен оставаться неизменным.

Уточнение. Сразу учтите, что только заголовки пунктов "сути работы" будут иметь номера 1, 2, и т.д. (без точки после номера!).Заголовки ВСЕХ ПРОЧИХ структурных элементов работы не нумеруются! Подробнее об этом см. раздел 4.3 настоящих указаний.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ РАБОТЫ (СЭР)

Титульный лист

3.1.1 Титульный лист является первой страницей работы и служит основным источником библиографической информации, необходимой для обработки и поиска документа.
3.1.2 На титульном листе приводят следующие сведения:

а) наименование организаций исполнителей (министерство, вуз, кафедра);

б) гриф утверждения (если он необходим);

в) полное наименование работы;

г) наименование уровня работы (квалификационная, курсовая) и специальности (дисциплины), по которой она выполнена;

д) должности, ученые степени, ученые звания, инициалы и фамилии исполнителей, руководителей и консультантов работы;

ж) год выпуска работы.

Оформление титульных листов приведено в Примере А и Примере Б в конце настоящего издания.

3.2 Техническое задание

Требования к содержанию технического задания

3.2.1 Техническое задание определяет требования к содержанию, объему и срокам выполнения работы и служит основанием для выполнения работы. Оно размещается в работе согласно табл. 2.1
3.2.2 В техническом задании приводят следующие сведения:

а) для курсовых работ — название дисциплины, по которой будет выполняться работа; для квалификационных работ — название квалификационного уровня образования, по которому будет защищаться работа;

б) фамилия, инициалы и номер академгруппы исполнителя работы;

в) тема работы;

г) основные характеристики предполагаемых результатов работы (технические и/или эксплу-атационные характеристики машины, устройства, научные или проектные результаты разработки и т.п.);

д) примерный объем текстовой и графической (иллюстративной) документации, которая должна входить в законченную работу;

е) предполагаемое внедрение в практику результатов работы (в том числе предполагае-мые публикации по результатам работы);

ж) предполагаемая трудоемкость работы в человекочасах;

з) плановые сроки и форма представления основных этапов работы и всей работы в целом;

и) плановая дата защиты работы;

к) руководитель работы и, если требуется, консультанты по отдельным разделам работы.

л) дата выдачи технического задания и подпись руководителя.

Пример технического задания приведен в конце настоящих методических указаний

Список авторов

3.3.1 Список авторов составляют в случае, когда исполнителей больше одного. Список авторов помещают в работе согласно табл. 2.1.
3.3.2 В списке в общем случае приводят инициалы и фамилии авторов, группы, в которых обучаются исполнители, с обязательным указанием конкретного творческого вклада каждого из них в выполнение и результаты работы. Сведения о каждом исполнителе подписываются им.

Реферат

3.4.1 Реферат предназначен для ознакомления с работой. Он должен быть кратким, информативным и содержать сведения, позволяющие принять решение о целесообразнос-ти прочтения всей работы. Рефераты помещают в работе согласно табл. 2.1., начиная с новой страницы.
В случае, если список авторов не составляют, реферат помещают за титульным листом.

3.4.2 Реферат должен содержать:
– уровень работы (квалификационная, курсовая), сведения об объеме работы, количестве частей работы, иллюстраций, таблиц, приложений, количестве источников по перечню ссылок (все сведения приводят, включая данные приложений);
– текст реферата;
– перечень ключевых слов.

3.4.3 Текст реферата должен отображать информацию, представленную в работе, и, как правило, в такой последовательности:
– объект исследования или разработки;
– цель работы;
– методы исследования и аппаратура;
– результаты и их новизна;
– основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики

и показатели объекта исследований;
– степень внедрения;
– взаимосвязь с другими работами;
– рекомендации по использованию результатов работы;
– область применения;
– экономическая эффективность;
– значимость работы и выводы;
– прогнозные предположения о развитии объекта исследования или разработки.
Части текста реферата, по которым отсутствуют сведения, опускают.

3.4.4 Реферат необходимо выполнять объемом не более 500 слов. Он должен умещаться на одной странице формата А4.

3.4.5 Ключевые слова, существенные для раскрытия сути работы, помещают после текста реферата,
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводят в именительном падеже и печатают прописными буквами в строку через запятые.

Оформление реферата показано также на примерах в конце этого пособия.

Содержание

3.5.1 Содержание помещают непосредственно после рефератов, согласно табл. 2.1.
3.5.2 Содержание включает: перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов; введение; последовательно перечисленные наименования всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют заготовки) сути работы; выводы; перечень ссылок; наименования приложений и номера страниц, на которых помещается начало каждого из них.
В содержании могут быть перечислены номера и наименования иллюстраций и таблиц с указанием страниц, на которых они расположены.

3.5.3 Содержание составляют, если работа содержат не менее двух разделов, или один раздел и приложение при общем количестве страниц не менее десяти.

Введение

3.7.1 Во введении кратко излагают:
– оценку современного состояния проблемы, отмечая при этом практически решенные задачи, существующие пробелы знаний и текущие проблемы в данной предметной области;
– актуальность данной работы;
– основание и исходные данные для ее проведения;
– цель работы и предполагаемая область применения;
– место данной задачи среди общего круга проблем специальности (для квалификационных работ) или изучаемой дисциплины (для курсовых работ).

3.7.2 Введение располагают на отдельной странице.

Суть работы

Суть работы — это изложение сведений о предмете (объекте) исследования или разработки, которые необходимы и достаточны для раскрытия сущности данной работы (описание: теории; методов работы; характеристик и/или свойств созданного объекта; принципов действия объекта и основных принципиальных решений, дающих представле-ние о его устройстве и др.) и ее результатов.

При изложении сути работы особое внимание уделяют новизне в работе, а также вопросам совместимости, взаимозаменяемости.

Конкретное содержание сути работы определяет ее руководитель.

Как правило, должна соблюдаться приведенная ниже последовательность изложения материала в сути работы.

Анализ решаемой задачи

Описываются ограничения решаемой задачи (для каких конкретно условий решается задача и в каких условиях достигнутое решение будет неприменимо; какие функции предполагаемого решения задачи должны быть реализованы обязательно и какие функции определенно не будут реализованы и т.п.)

Приводится первая попытка декомпозиции задачи, т.е. предположения автора о том, какие подзадачи необходимо решить, чтобы оказалась решенной поставленная основная задача.
Определяются особенности условия задачи, облегчающие решение и особенности, затрудняющие его.
Оценивается полнота и непротиворечивость условия. При необходимости условие самостоятельно доопределяется автором работы.

Выводы

Требования к содержанию выводов по работе

3.9.1 Выводы помещают непосредственно после изложения сути работы на новой странице согласно табл. 2.1.

3.9.2 В выводах приводят оценку полученных результатов (негативные результаты в том числе) работы или ее отдельного этапа с учетом мировых тенденций решения поставленной задачи; описываются предполагаемые области использования результатов работы; оценивается хозяйственная, научная и социальная значимость работы.

3.9.3 Текст выводов может быть разделен на пункты.

3.9.4 Как правило, выводы завершаются оценкой полноты достигнутого решения, т.е. приводятся сведения о том, чего автору достичь удалось, а чего не удалось и почему. В выводах подчеркиваются особо ценные, по мнению автора, моменты разработки, приводятся соображения автора о том, что именно в данной работе можно было сделать лучше при наличии большего лимита времени и как можно было бы продолжить и усовершенствовать решение данной задачи, если бы это потребовалось.

Требования к перечню использованных источников

3.10.1 Перечень использованных источников, на которые ссылаются в основной части работы, должен быть приведен в конце текста работы, начиная с новой страницы согласно табл. 2.1. В соответствующих местах текста должны быть ссылки.


Библиографические описания в перечне использованных источников приводят в порядке, в котором они впервые упоминаются в тексте. Ссылка в тексте представляет собой порядковый номер описания использованного источника в перечне, который заключают в квадратные скобки. Библиографические описания ссылок в перечне приводят в соответствии с действующими стандартами по библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание указывают в том виде, в каком оно дано в источнике, или формулируют на основе анализа источника. Библиографическое описание составляют на языке текста документа.
Примечание. Все большее применение получают ссылки на веб-сайты. Ссылка на веб-сайт должна соответствовать примерам, приводимым ниже

Приложения

Требования к приложениям

Назначение приложений

3.11.1 В приложениях помещают материал, который:
– является необходимым для полноты работы, но включение его в основную часть работы может изменить упорядоченное и логическое представление о работе;
– не может быть последовательно размещен в основной части работы из-за большого объема или специфических способов его воспроизведения;
– может быть исключен для широкого круга читателей, но является необходимым для специалистов и данной области.

Типы приложений

3.11.2 В приложения могут быть включены:
– копии тезисов или научных статей, опубликованных по данной работе;
– материалы, дополняющие работу;
– конструкторские проекты, оформленные по Единой Системе Конструкторской Документации (ЕСКД, т.е. ГОСТы 2.NNN);
– промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
– таблицы вспомогательных цифровых данных;
– иллюстрации вспомогательного характера, имеющие форматы А3 или А4;
– описание новой аппаратуры и приборов, которые использовались во время проведения эксперимента, измерений и испытаний;
– дополнительный перечень источников, на которые не было ссылок в работе, но которые могут вызвать интерес читателей;
– протоколы испытаний;
– акты приемки (демонстрации) работы;
– акты внедрения;
– список плакатов и чертежей, прилагаемых к работе.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ

Нумерация страниц работы

Требования к нумерация страниц

Оформление номеров страниц работы

4.2.1 Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу страницы без точки в конце.

4.2.2 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

4.2.3 Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Иллюстрации, таблицы и тексты на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Иллюстрации

Правила оформления иллюстраций

4.4.1 Иллюстрации (чертежи, рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

4.4.2 Если иллюстрации созданы не автором работы, необходимо, представляя их в работе, соблюдать требования действующего законодательства об авторских правах.

4.4.3 Иллюстрации, являющиеся чертежами, должны соответствовать требованиям стандартов ЕСКД (ГОСТы 2.NNN), а иллюстрации, являющиеся схемами алгоритмов и программ, должны соответствовать требованиям стандартов ЕСПД (ГОСТы 19.NNN).

4.4.4 Иллюстрации размером меньше формата А4 должны быть размещены на листе белой бумаги формата А4.
Примечание. Здесь имеется в виду старый способ вставки иллюстраций в работу, а именно - каждая иллюстрация на отдельной странице. Учитывая сегодняшнюю доступность хороших средств комбинирования текста и картинок на одной странице, вполне допустима верстка иллюстраций прямо между абзацами текста. При этом между вышележащим текстом и иллюстрацией должно быть не менее 18 пт пространства, отрыв подрисуночного текста от иллюстрации не допускается.

4.4.5 Иллюстрации могут иметь название, которое помещают под иллюстрацией.

При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст).

Иллюстрация обозначается словом «Рисунок —», которое вместе с названием иллюстрации помещают, после поясняющих данных, например, «Рисунок 3.1 - Схема размещения».

Иллюстрацию, подрисуночный текст и название иллюстрации помещают по центру страницы.

4.4.6 Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приводимых в приложениях.
Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например, рисунок 3.2 — второй рисунок третьего раздела.

4.4.7 Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеруют согласно требованиям 4.4.6.

4.4.8 Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные — на каждой странице, и под ними указывают: «Рисунок __, лист __».

4.4.9 Иллюстрации, при необходимости, могут быть перечислены в перечне (отдельном списке) иллюстраций с указанием их номеров, наименования и номеров страниц, на которых они расположены.

Таблицы

Правила оформления таблиц

4.5.1 Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунком 4.1.

Рисунок 4.1 — Структура таблицы

Располагайте таблицу так, чтобы ее левая ограничительная линия совпадала с границей левого поля.

4.5.2 Горизонтальные и вертикальные линии, которые разграничивают строки таблицы, а также линии, ограничивающие таблицу слева, справа и снизу, можно не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

4.5.3 Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы.

4.5.4 Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах раздела, за исключением таблиц, приводимых в приложениях.

Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, таблица 2.1 — первая таблица второго раздела.

4.5.5 Если в работе одна таблица, ее нумеруют согласно требованиям 4.5.4.

4.5.6 Таблица может иметь название, которое печатают строчными буквами (кроме первой прописной) и помещают над таблицей. Название должно быть кратким и отражать содержание таблицы.

4.5.7 Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, таблицу делят на части, помещая одну часть под другой, или рядом, или перенося часть таблицы на следующую страницу. При этом на каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик.

При делении таблицы на части допускается ее головку или боковики заменять соответственно номерами граф или строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и/или строки первой части таблицы.

Слово «Таблица __» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут: «Продолжение таблицы _» с указанием номера таблицы.

Упомянутые тексты, которые начинаются со слов «Таблица __» и «Продолжение таблицы _», должны начинаться с границы левого поля страницы БЕЗ ВСЯКИХ АБЗАЦНЫХ ОТСТУПОВ! (как показано на рисунке 4.1)

4.5.8 Заголовки граф таблицы печатают, начиная с прописных букв, а подзаголовки — со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

4.5.9 Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

4.5.10 Другие требования к выполнению таблиц — в соответствии с ГОСТ 2.105.

4.5.11 Таблицы, при необходимости, могут быть перечислены в перечне (отдельном списке) таблиц с указанием их номеров, названий (если они имеются) и номеров страниц, на которых они расположены.

4.6 Правила оформления перечислений

4.6.1 Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перед перечислением ставят двоеточие.
4.6.2 Перед каждой позицией перечисления следует ставить строчную букву русского алфавита со скобкой, или, не нумеруя — дефис (первый уровень детализации).

Для дальнейшей детализации перечисления следует использовать арабские цифры со скобкой (второй уровень детализации).

Пример
"Клетки различаются по таким признакам:

а) форма и размер клеток;
б) живое содержимое клеток:

1) части клеток;
2) неживые включения протопластов;

в) образование ткани."

Еще один дополнительный пример оформления перечисления:

– это первая позиция ненумерованного перечисления. Она начинается с дефиса. Начальный знак - знак дефиса "нависает" над текстом второй и следующих строк. Несмотря на то, что в этой позиции перечисления несколько предложений, она заканчивается "точкой с запятой";

1) второй уровень перечисления все равно приходится делать нумерованным, такова"буква закона" второго абзаца п. 4.6.2.

Официальные документы не определяют формата вложенных ненумерованных перечис-лений таких, чтобы все уровни были ненумерованными;

2) еще одна позиция второго уровня;
– вторая позиция первого уровня. Поскольку она в данном примере последняя, то она заканчивается не точкой с запятой, а обычной точкой.


4.6.3 Перечисления первого уровня детализации печатают строчными буквами с абзацного отступа, второго уровня — с отступом относительно месторасположения перечислений первого уровня.

4.7 Требования к оформлению примечаний

4.7.1 Примечания помещают в работе при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации.

4.7.2 Примечания располагают непосредственно после текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся.

4.7.3 Одно примечание не нумеруют.

Слово «Примечание» печатают с прописной буквы с абзацного отступа, не подчеркивают, после слова «Примечание» ставят точку и с прописной буквы в той же строке дают текст примечания.

Пример

Примечание._________________________________________________

4.7.4 Несколько примечаний приводят в тексте после общего слова «Примечания» с двоеточием после него. Каждое примечание нумеруют последовательно арабскими цифрами с точкой. Текст примечания в этом случае печатают с прописной буквы с абзаца после номера примечания.

Пример

Примечания:

1._________________________________________________________

2._________________________________

4.8 Правила оформления формул и уравнений

4.8.1 Формулы и уравнения располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются, посередине страницы. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

4.8.2 Формулы и уравнения в работе (за исключением формул и уравнений, приведенных в приложении) следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах раздела.

Номер формулы или уравнения состоит из номера раздела и порядкового номера формулы или уравнения, разделенных точкой, например, формула (1.3) — третья формула первого раздела.

Номер формулы или уравнения указывают на уровне формулы или уравнения в скобках в крайнем правом положении на строке.

4.8.3 Пояснения значений символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу или уравнение, следует приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они даны в формуле или уравнении.

Пояснения значения каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают с абзаца словом «где» без двоеточия.

Пример

Плотность каждого образца r, кг/м3, вычисляют по формуле:

r = m / V, (4.1)

где m — масса образца, кг;

V — объем образца, м3.

Обратите внимание: слово "где" нависает над нижележащими строками расшифровки величин формулы. Все величины (здесь это m и V) располагаются вертикально точно одна под другой.

4.8.4 Переносить формулы или уравнения на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак операции в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы или уравнения на знаке операции умножения применяют знак «х».

4.8.5 Если в работе только одна формула или уравнение, их нумеруют согласно требованиям 4.8.2.

4.8.6 Формулы, следующие одна за другой, и не разделенные текстом, отделяют запятой.

4.9 Правила оформления ссылок

4.9.1 Ссылки в тексте работы на использованные источники следует указывать порядковым номером по перечню использованных источников, выделенным двумя квадратными скобками, например, «... в работах [1—7]...».

Допускается приводить ссылки на источники в сносках, при этом оформление ссылки должно соответствовать ее библиографическому описанию по перечню ссылок с указанием номера.

4.9.2 При ссылках на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, приложения указывают их номера.

При ссылках следует писать: «... в разделе 4...», «... смотри 2.1...», «... по 3.3.4...», «... в соответствии с 2.3.4.1...», «... на рис. 1.3...», или «... на рисунке 1.3...», «... в таблице 3.2...», «... (см. табл. 3.2)...», «... по формуле (3.1)...», «... в уравнениях (1.23) - (1.25)...», «... в приложении Б

4.10 Правила оформления титульного листа

4.10.1 Титульный лист содержит следующие реквизиты:

а) наименование министерства (ведомства), в систему которого входит институт, наименование академиии, наименование кафедры;

б) гриф утверждения (только для квалификационных работ). Гриф утверждения состоит из слова "УТВЕРЖДАЮ", должности руководителя кафедры, его ученой степени, ученого звания, личной подписи, ее расшифровки и даты утверждения работы. Элементы даты приводят арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: год, месяц, число. Например: дату 25 октября 2013 года следует оформлять так: 2013.10.25 или 01.10.25. Допускается словесно-цифровой способ оформления дат: 25 октября 2013 года;

Замечание о форматах дат. Требование п. 4.10.1 (б) реально никто не выполняет, пишут в обычном "нашем" формате 25.10.2013 или 25.10.13. Как то нелепо, вопреки установившихся в Украине традиций, выглядит "западный" способ записи дат...

в) наименование работы - прописными буквами;

г) уровень работы (квалификационная, курсовая) строчными буквами с первой прописной с указанием специальности (или дисциплины), по которой выполнена работа;

д) слово “Исполнитель”, затем свободное поле для личной подписи, за которым приводится обозначение академгруппы, инициалы и фамилия автора;

е) должности, ученые степени и ученые звания руководителя и консультантов работы, затем оставляют свободное поле для личных подписей и помещают инициалы и фамилии лиц, подписавших работу.

ж) год утверждения работы.
4.10.2 Подписи и даты подписания рекомендуется выполнять черными чернилами, тушью или пастой.

В конце данных методических указаний приведены примеры оформления титульных листов.

4.11 Правила оформления списка авторов работы

4.11.1 Инициалы и фамилии в списке располагают столбцом. Слева указывают номер группы, затем оставляют свободное место для личных подписей, справа указывают инициалы и фамилии авторов. Возле каждой фамилии в скобках указывают фактическую часть работы, подготовленную конкретным автором.

4.12 Правила оформления перечня условных обозначений, символов, единиц,

Сокращений и терминов


4.12.1 Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят условные обозначения, символы, единицы, сокращения и термины, справа — их детальную расшифровку

 

4.13 Правила оформления перечня использованных источников

4.13.1 Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами с точкой.

Поскольку в практике написания научных и технических изданий все чаще используются ссылки и на электронные ресурсы, приводим примеры их библиографических описаний, взятые с сайта ВАК Украины:

----------------------------------начало цитаты------------------------------

"ОПИС ЕЛЕКТРОННИХ РЕСУРСІВ

Опис ЕЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛУ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.149 с.)