Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственный комитет рыбного хозяйства украиныСтр 1 из 5Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ ГоСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К лАБОРАТОРНЫМработам для студентов направления Морской и речной транспорт» Специальности «Судовождение» Дневной формы обучения Керчь, 2009 Авторы: Козаченко Л.Н., ассистент «Судовождение» КГМТУ
Рецензент: Величко Н.И., ст. преподаватель кафедры «Судовождение» КГМТУ
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» КГМТУ, протокол № 3 от 23.11.2009 г.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании методической комиссии МФ КГМТУ, протокол № 3 от 16.12.2009 г.
Методические указания утверждены на заседании Методического совета КГМТУ, протокол № 2 от 25.12.2009 г.
Ó Керченский государственный морской технологический университет. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К лабораторным РАБОТАМ Методические указания разработаны в соответствии с действующей программой дисциплины " Радиотехника иэлектроника" для высших учебных заведений морского профиля. Главная задача лабораторных занятий – помочь студенту освоить теоретический материал курса радиотехника и электроника, привить необходимые навыки в самостоятельной работе и проведении простейших научных исследований. Каждую работу выполняет группа не более двух-трех студентов в соответствии с графиком проведения лабораторных работ. Выполнение каждой работы должно начинаться с предварительной проработки соответствующего раздела курса по конспекту лекций и рекомендуемому учебнику или учебному пособию. Каждый студент самостоятельно делает необходимые расчеты. Отчет о практической работе выполняется каждым студентом, принимавшим в ней участие, с последующей его защитой преподавателю.
Лабораторная работа №1
Работа с измерительными приборами
Цель работы: изучить работу измерительных приборов - осциллограф, электронный вольтметр, генераторы высокой и низкой частоты, научиться пользоваться приборами, используя тех. литературу, тех. паспорта приборов, формуляры.
Лабораторная работа №2
Исследование параллельного колебательного контура
Цель работы: практически изучить резонансные явления в колебательном контуре и исследовать влияние на резонансные свойства измерительных приборов и активного сопротивления.
Приборы и оборудование рабочего места.
Порядок выполнения работы 3.1. Ознакомиться с данными на приборы. Обратить внимание на их пределы измерений. 3.2. Собрать схему рис.1. Предъявить ее преподавателю или лаборанту. Подключить приборы к сети. Включить питание. Установить на генераторе G↑ (ГСС) выходной уровень U=0,5…2 В. 3.3. Определить по максимальному показанию электронного вольтметра PV2 и шкале генератора G↑ резонансную частоту контура (или , что тоже самое). 3.4. Поддерживая постоянным уровень сигнала на выходе G↑ постоянно контролируя его по вольтметру PV1, изменить частоту генератора G↑ сначала в меньшую сторону от частоты (), а затем в большую сторону и снять резонансною кривую по напряжению с помощью вольтметра PV2. Полученные данные занести в таблицу 1. 3.5. Собрать схему рис.2. Предъявить ее преподавателю или лаборанту. Снять резонансную кривую контура по методике, изложенной в пункте 3.4., с занесением данных в таблицу 2. 3.6. Собрать схему рис.3.
Снять резонансную кривую по току. Для чего: установить уровень на выходе G↑ примерно 2В и поддерживая это напряжение неизменным (по вольтметру PV1) снять зависимость тока в общей цепи I0 от частоты генератора. Полученные данные занести в таблицу 3.
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Содержание отчета 4.1. В отчете указать номер лабораторной работы, ее наименование, перечь приборов и оборудования, схемы, таблицы с результатами измерений. 4.2. По данным таблиц 1 и 2 построить резонансные кривые на одной системе координат, но каждую кривую своим цветом. По обеим резонансным кривым определить полосу пропускания и указать в каком случае добротность контура Q будет лучше. 4.3. По полученным данным таблицы 3 построить резонансную кривую по току . Определить полосу пропускания и добротность контура Q по резонансной кривой. Сравнить полосу пропускания полученную по таблице 1 с полосой пропускания по таблице 3. Объяснить в отчете причину в разнице между резонансными кривыми.
Лабораторная работа №3
Порядок выполнения работы. 3.1. Используя описание и инструкцию по эксплуатации одного из указанных осциллографов ознакомиться с назначение ручек управлен6ия на передней панели осциллограф, с правилами подготовки осциллографа для работы, с методикой измерения амплитуды, длительности и частоты следования импульсов. Записать технические данные приборов используемых в работе в таблицу п.2. 3.2. Собрать схему измерений согласно рис. 1. Подготовить осциллограф С1-55 для работы в режиме ждущей развертки. 3.3. Получить на экране осциллографа С1–55 неподвижную осциллограмму исследуемого импульса (импульс должен занимать не менее половины экрана). Измерить уровень, длительность τu и период следования Т. Для измерения периода следования необходимо получить на экране одновременное изображение не менее 2-х импульсов. 3.4. Включить осциллограф С1-55. Выполнить такие же операции, что и в пункте 3.3. 3.5. Скопировать на кальку изображение импульсов на экране обоих осциллографов. 3.6. Заменить в схеме конденсатор С1 на конденсатор С2. Скопировать на кальку изображение импульсов на экране осциллографа С1-55. 3.7. Собрать схему измерений рис. 2. Выполнить работы предусмотренные п.п. 3.3-3.5. 3.8. Заменить конденсатор С1 на конденсатор С2. Скопировать на кальку изображение импульсов на экране осциллографа.
Рис. 1 Схема для исследования дифференцирующей цепи Рис. 2. Схема для исследования интегрирующей цепи.
Содержание отчета. 4.1. Отчет выполняется в тетради для лабораторных работ по дисциплине «Радиотехника и электроника» или на отдельных листах формата А4, собранных в папку. 4.2. В отчет включить номер работы, тему работы, цель работы, перечень применяемых приборов и элементов, схемы измерений.
4.3. Выполнить в масштабе на миллиметровой бумаге полученные осциллограммы измерений с указанием цены делений осциллографов по уровню и длительности развертки. 4.4. Сделать вывод по результатам проделанной работы. В выводе провести сравнительный анализ осциллограмм дифференцирующих и интегрирующих цепей.
Лабораторная работа №4
Порядок выполнения работы. 3.1. Изучить основные характеристики усилителя, расположение органов управления и розеток для внешних подключений, а также подготовку к работе и порядок работы усилителем. 3.2. Собрать схему измерений (см. рис. 1) и показать ее преподавателю. 3.3. Установить минимальный выход с Г3-118 и подать питание на приборы и усилитель. 3.4. Выполнить измерение коэффициента усиления по напряжению для чего: 3.4.1. Установить регулятор усиления УП-001 в положение номинального усиления. Установить на генераторе Г3-118 частоту 1000Гц. Подать минимальный сигнал на этой частоте на усилитель. Увеличивая уровень сигнала с Г3-118 добиться на выходе усилителя напряжения, контролируемого по вольтметру В3-56, равного 0,2 – 0,3 Uном. Записать значения показаний вольтметров PU1 и PU2. 3.5. Снять показания для построения АХЧ усилителя, для чего: 3.5.1. Изменяя частоту сигнала, подаваемого с ГЗ-118 на вход усилителя измерить и записать показания вольтметра PU2 в таблицу №1. При этом уровень сигнала с ГЗ-118 должен оставаться постоянным с тем же значением, что и при измерении коэффициента усиления. Постоянство уровня контролируется по вольтметру PU1. Регуляторы тембра усилителя должен находиться в среднем положении. Во время снятия характеристики положение органов управления менять нельзя. 3.6. Определить уровень входного сигнала, снимаемого с ГЗ-118 и контролируемого вольтметром PU1, при котором возникнут искажения выходного сигнала УП-001, контролируемого по осциллографу С1-65. Примечание: Работа по этому пункту выполняется в присутствии преподавателя или лаборанта.
Содержание отчета. 4.1. Отчет выполняется в тетради для лабораторных работ по дисциплине «Радиотехника и электроника» или на отдельных листах формата А4, сброшюрованных в папку. 4.2. В отчете указать номер лабораторной работы, ее наименование, перечень оборудования и приборов, схему измерений, таблицу измерений. 4.3. На основании проделанных измерений: - вычислить коэффициент усиления Кu в децибелах (см. табл. 2); - построить амплитудно-частотную характеристику усилителя в логарифмическом масштабе, разбив шкалу частот на октавы;
- вычислить относительный коэффициент частотных искажений по формуле: , где К0 – коэффициент усиления на частоте =1000Гц. 4.4. Сделать вывод по результатам выполненной работы. Вывод должен содержать анализ полученных значений и сравнение их с паспортными данными усилителя УП-001. Рис.1. Схема измерений
Таблица данных для построения АЧХ. Таблица 1
Таблица перевода коэффициента усиления из относительных единиц в децибелы Таблица 2
Содержание отчета. 4.1. Отчет выполняется в тетради для лабораторных работ по дисциплине «Радиотехника и электроника» или на отдельных листах формата А4, собранных в папку. 4.2. В отчет включить номер работы, тему работы, цель работы, перечень применяемых приборов и элементов, схемы измерений. 4.3. Выполнить в масштабе на миллиметровой бумаге полученные осциллограммы измерений с указанием цены делений осциллографов по уровню и длительности развертки. 4.4. Сделать вывод по результатам проделанной работы.
Лабораторная работа №4
Порядок выполнения работы 3.1. Ознакомиться с модулями лабораторного стенда (УПЧ, АМ -детектор, ПУНЧ, ОУНЧ), изучить их схемы. 3.2. Освоить назначение органов управления генератора высокой частоты ГЧ-158. 3.3. Собрать схему измерений (см. рис.3.1.) и показать ее преподавателю. 3.4. Подать питание от сети на приборы и лабораторный стенд. 3.5. Установить на приборе ГЧ-158 частоту порядка 460 кГц и уровень глубины амплитудной модуляции АМ значением 40%. 3.6. Изменяя установку частоты генератора Г4-158 в незначительных пределах добиться максимального показания вольтметра В3-56 (1). Записать это показание. 3.7. Добиться на осциллографе С1-65 с помощью органов управления «Уровень» и «Длительность» удобного для наблюдения изображения, поданного на вход схемы сигнала. Зарисовать осциллограмму с указанием масштаба по уровню и длительности. 3.8. Проанализировать эффективность по избирательности выходного контура усилителя промежуточной частоты, изменяя частоту генератора Г4-158. 3.9. Установить на Г4 -158 записанное ранее значение частоты Содержание отчета. 4.1. Отчет выполняется в тетради для лабораторных работ по дисциплине «Радиотехника и электроника» или на отдельных листах формата А4, собранных в папку. 4.2. В отчет включить номер работы, тему работы, цель работы, перечень применяемых приборов и элементов, блок-схему измерений. 4.3. Выполнить в масштабе на миллиметровой бумаге полученные осциллограммы измерений с указанием цены делений осциллографов по уровню и длительности развертки.
4.4. Сделать вывод по результатам проделанной работы..
Лабораторная работа № 6
Таблица 1
Порядок выполнения работы. 3.1 Ознакомиться с оборудованием и приборами для выполнения работы и записать их технические характеристики в табл. 1. 3.2. Собрать схему, рис. 1, для измерения и показать ее преподавателю или лаборанту для проверки. 3.3.Снять семейство входных характеристик транзистора Iб= (Uэб) при Uкб = const , для чего установить напряжение Uкэ = 0 на ТН2 и изменяя напряжение Uэб от 0 до 0,5В ступенями через 50 мВ, измерять ток базы Iб. Повторить измерение при напряжении Uкэ = -5В и Uкэ = -10В. Результаты измерений занести в таблицу 2. 3.4. Снять семейство выходных характеристик транзистора Iб= (Uкэ) при Iб = 0 мкА и изменяя напряжение на коллекторе Uкэ от 0 до 10В с шагом 2,5 В измерить ток коллектора Iк. Повторить измерение при токе Iб =100, 200, 300, 400, 500 мкА. Ток базы поддерживать для каждого измерения постоянным путем изменения напряжения на базе транзистора. Результаты измерений записать в таблицу 3. 3.5. Построить входные и выходные характеристики и определить параметры транзистора β, Rвх, Rвых в рабочей точке, указанной преподавателем. Сравнить их со справочными данными.
Рис.1 Схема измерения характеристик транзистора Измерения входных статических характеристик
Таблица 2
Измерения входных статических характеристик Таблица 3
Содержание отчета. 4.1. Номер работы, ее наименование. Цель работы. 4.2. Схема, рис.1, лабораторной установки. 4.3 Входные и выходные характеристики исследованного транзистора. Заполнить таблицы 2 и 3. 4.4. Экспериментальные определение параметров транзистора в рабочей точке, указанной преподавателем. 4.5. Выводы. 4.6. При зачете по данной работе студент также должен: · объяснить название – «биполярный»; · рассказать о преимуществах схемы включения транзистора с общим эмиттером по сравнению с другими схемами включения; · дать определение статическим характеристикам, записанном в виде:
Iэ= (Uкэ) при Uкэ = const Iб= (Uэб) при Uкб = const Iк= (Uкб) при Iэ = const Iк= (Uкэ) при Iб = const
Лабораторная работа № 7 Порядок выполнения работы 3.1. Ознакомится с приборами необходимыми для выполнения работы, и записать их технические данные. 3.2. Собрать схему измерений (рис. 1). Установить на источнике питания напряжение 5 В. Представить схему преподавателю для проверки. 3.3. Снять зависимость выходного напряжения от входного Uвых= (Uвх)Для этого установить движок резистора RI в крайнее левое положение (нижнее по схеме). Включить в сеть источник питания. С помощью резистора RI увеличивать напряжение на входе логического элемента UBX от 0 до 3,5 В с шагом 0,25 В. Показания вольтметра PU2 занести в таблицу № 1. 3.4. Построить график зависимости выходного напряжения от входного Uвых= (Uвх)
Рис. 1. Схема измерения зависимости выходного напряжения от входного Uвых= (Uвх).
Таблица измерений зависимости выходного напряжения от входного. Таблица № 15
Оформление отчёта 4.1. Отчет выполняется в тетради для лабораторных работ по дисциплине «Радиотехника и электроника» или на отдельных листах формата А4, собранных в папку. 4.2. В отчет необходимо включить номер лабораторной работы, ее наименование, перечень оборудования и приборов, схему измерений, таблицу измерений. 4.3.На основании проделанных измерений необходимо построить график зависимости Uвых= (Uвх). На графике указать значения напряжения нуля и единицы. Сравнить их со справочными данными. Сделать вывод по результатам проделанной работы
сПИСОК ЛитературЫ 1. Конспект лекций «Радиотехника и электроника» - Изд. Керченский морской технологический институт, Керчь, 2005г. Автор Титов А.Я. 2. Машкова Т.Г., Степанов С.Н. «Основы радиотехники»: - Изд. «Радио и связь», Москва, 1992г. 3. Жеребцов И.П. «Основы электроники» - Энергоатомиздат, Ленинград, 1989г. 4. Гершунский Б.С. «Основы электроники и микроэлектроники» - Изд. «Высшая школа», г. Киев, 1987г.
Дополнительная литература 1. М. М. Айзинов, А. М. Байрашевский. Радиотехника и радионавигационные приборы. М., "Транспорт". 1975 г. 2. А. М. Байрашевский, А. В. Жерлаков. Судовая радиоэлектроника и радионавигационные приборы. М., "Транспорт". 1988 г. 3. В. А. Василенко, Б. С Розен, В. В. Серегин. Радионавигационные приборы и системы. М, Агропромиздат, 1986.
Ó Любовь Николаевна Козаченко
Радиотехника и электроника методические указания по выполнению лабораторных работ
Тираж_____экз. Подписано к печати_____________. Заказ №________. Объем ____п.л. Изд-во “Керченский государственный морской технологический университет” 98309 г. Керчь, Орджоникидзе, 82.
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ гоСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К лАБОРАТОРНЫМработам для студентов направления Морской и речной транспорт»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.657 с.) |