Состав и структура органов по аккредитации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав и структура органов по аккредитации



Бойко, С.В.

Б 77 Аккредитация органов по сертификации и испытательных

Лабораторий [Текст]: методические указания к практическим занятиям по курсу «Сертификация» / С.В. Бойко, А.Л. Воробьев. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 77 с.

 

 

Рассмотрены основные этапы аккредитации и необходимые требования к компетентности и независимости органов по сертификации и испытательных лабораторий, претендующих на работу в области подтверждения соответствия.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности 072000 «Стандартизация и сертификация», при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», в части раздела «Сертификация».

 

ББК 30ц

 

 

Ó Бойко С.В., Воробьев А.Л. 2005

Ó ГОУ ОГУ, 2005


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….  
1 Состав и структура органов по аккредитации………………………….  
2 Общий порядок проведения аккредитации…………………………….  
3 Аккредитация органов по сертификации………………………………  
3.1 Общие требования к аккредитуемому органу………………………..  
3.2 Требования к структуре органа по сертификации…………………...  
3.3 Требования к системе качества………………………………………..  
3.4 Требования к персоналу органа по сертификации…………………..  
3.5 Требования к фонду нормативных документов……………………...  
3.6 Требования к внутренней документации органа по сертификации...  
3.7 Порядок проведения аккредитации органа по сертификации………  
3.7.1 Представление заявки и комплекта документов…………………...  
3.7.2 Экспертиза документов……………………………………………...  
3.7.3 Аттестация (проверка) органа по сертификации…………………..  
3.7.4 Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и аттестации………………………………………………………………...  
3.7.5 Оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации…….  
3.7.6 Аккредитация в дополнительной области (по однородной продукции (услуге), по которой орган был аккредитован ранее)………  
3.7.7 Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованного органа по сертификации…………………………………………………...  
4 Аккредитация испытательных лабораторий…………………………...  
4.1 Общие требования к аккредитуемой испытательной лаборатории...  
4.2 Требования к структуре испытательной лаборатории………………  
4.3 Требования к персоналу испытательной лаборатории………………  
4.4 Требования к помещениям испытательной лаборатории…………...  
4.5 Требования к оборудованию и средствам измерений……………….  
4.6 Требования к испытываемым образцам………………………………  
4.7 Требования к документации испытательной лаборатории………….  
4.8 Порядок аккредитации испытательных лабораторий……………….  
4.8.1 Представление заявки и комплекта документов на аккредитацию.  
4.8.2 Экспертиза документов, представленных лабораторией………….  
4.8.3 Аттестация (проверка) лаборатории комиссией…………………...  
4.8.4 Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и аттестации………………………………………………………………...  
4.8.5 Оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации…….  
4.8.6 Инспекционный контроль за деятельностью испытательной лаборатории………………………………………………………………...  
5 Аттестация экспертов по сертификации………………………………..  
5.1 Общие требования к аттестуемым экспертам по сертификации……  
5.2 Требования к компетентности эксперта по сертификации………….  
5.3 Порядок проведения аттестации экспертов по сертификации……...  
6 Вопросы для самоконтроля и обсуждения……………………………..  
Словарь терминов………………………………………………………….  
Заключение…………………………………………………………………  
Список использованных источников……………………………………..  
Приложение А Требования к содержанию «Положения об органе по сертификации»……………………………………………………………...  
Приложение Б Требования к содержанию порядка сертификации однородной продукции или услуги……………………………………….  
Приложение В Руководство по качеству…………………………………  
Приложение Г Перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации…………………………………………………………...  
Приложение Д Заявка на аккредитацию………………………………….  
Приложение Е Анкета-вопросник с данными о состоянии (готовности) органа по сертификации…………………………………………………...  
Приложение Ж Аттестат аккредитации органа по сертификации……...  
Приложение И Заявка на аккредитацию испытательной лаборатории...  
Приложение К Титульный лист Положения об испытательной лаборатории………………………………………………………………...  
Приложение Л Паспорт испытательной лаборатории  
Приложение М Анкета-вопросникс данными о состоянии испытательной лаборатории………………………………………………  
Приложение Н Форма акта проверки испытательной лаборатории……  
Приложение П Аттестат аккредитации испытательной лаборатории….  

 


Введение

 

Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации в проведении испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испытательной лаборатории, которые дают заключение по его продукции, испытательная лаборатория — органу по сертификации и наоборот. Таким образом, для определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации необходим соответствующий механизм. Таким механизмом обеспечения дове­рия является аккредитация.

Определение аккредитации применительно к процессу сертификации, согласно Руководству ИСО/МЭК 2, гласит, что это «официальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний». Основными целями аккредитации являются [7]:

- подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

- обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

- создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Данные цели предполагают решение следующих задач в области аккредитации:

- установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации;

- установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;

- создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;

- сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

- добровольности;

- открытости и доступности правил аккредитации;

- компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

- недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

- обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

- недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

- недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

В зарубежных странах аккредитация проводится практически на всех уровнях: национальном (в рамках отдельной страны), региональном (в рамках содружеств государств) и международном (по линии ИСО, МЭК и др.) [9].

Анализ зарубежной практики аккредитации выявил три формы организации работ по аккредитации на национальном уровне:

- аккредитация в стране полностью централизована и проводится единым органом (Австрия, Венгрия, Финляндия, Япония);

- в стране действует несколько систем аккредитации, деятельность которых координируется (Германия);

- в стране действует несколько самостоятельных систем аккредитации (США).

Так, например, в Австрии действует ФЗ, который регулирует порядок аккредитации органов по испытаниям и контролю министерством экономики. Одной из целей аккредитации является признание результа­тов испытаний, контроля и сертификации на международном уровне. В связи с этим федеральный министр экономики, учитывая уровень науки и техники, а также международные правовые обязательства Австрии, может своим постановлением утвердить новые требования к квалификации, независимости и порядку оформления документов при аккредитации.

Одновременно в Австрии признаются результаты испытаний, контроля и сертификации зарубежных органов, квалификация которых соответствует требованиям действующего ФЗ об аккредитации. Аккредитация базируется на стандартах EN 45000, на основе которых разработана серия национальных стандартов.

В Германии создана Немецкая система аккредитации, которая преследует цель повысить и подтвердить качество и профессиональную компетентность немецких органов по сертификации и испытательных лабораторий и тем самым обеспечить конкурентоспособность и признание [немецкой продукции на международных рынках.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий проводится как в законодательно регулируемой производственной и торговой деятельности, так и в сфере добровольной сертификации товаров и услуг.

Координацию деятельности по аккредитации в Германии осуществляет Германский аккредитационный совет (DAR), который в равных долях состоит из представителей органов по аккредитации, действующих как в регулируемой области хозяйства, так и в сфере добровольной сертификации. В DAR также входят представители министерств и ведомств.

Органы по аккредитации, действующие в законодательно регулируемой области, являются компетентными государственными органами независимыми от производителей и потребителей продукции и услуг.

DAR — это рабочая группа, выполняющая координационные функции и ведущая реестр немецких органов по аккредитации. Членство в DAR является общественной деятельностью. В рамках DAR созданы комиссия и секретариат. Деятельность DAR в сфере аккредитации базируется на правилах и процедурах, установленных в стандартах EN 45000.

В США до недавнего времени существовало более 100 отдельных систем аккредитации испытательных лабораторий. Наибольшим признанием пользуются две из них: система Американской ассоциации по аккредитации лабораторий (AALA) и Национальная добровольная программа аккредитации лабораторий (NULAP).

AALA — частная коммерческая добровольная организация. Критерии аккредитации в ней основаны на положениях ИСО/МЭК 43. Финансирование AALA осуществляется за счет уплаты членских взносов, вкладов частных лиц и платы за аккредитацию. Программа аккредитации действует на всей территории США и распространяется на все виды продукции.

Национальная программа аккредитации NULAP создана под эгидой Министерства торговли США и существует за счет дотаций министерства и платы за аккредитацию. Область аккредитации составляют отдельные виды продукции.

В настоящее время создан Регистр аккредитующих органов (RAB) -орган, координирующий деятельность по аккредитации.

Развитие процесса аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации в России началось с введения системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система, как и другие в нашей стране, охватывала вопросы не только сертификации, но и аккредитации. Однако это противоречило международной практике, где, как правило, сертификация и аккредитация не существуют в рамках одной системы. По этой причине имеются проблемы в признании за рубежом результатов испытаний и сертификатов, выданных в России. Экспортерам приходилось тратить дополнительные средства на проведение испытаний продукции в признанных испытательных лабораториях, большинство их которых находится за пределами России.

В 1995 г. началась работа по созданию самостоятельной Российской системы аккредитации (РОСА). Для этой цели был сформирован Межведомственный совет, в состав которого вошли специалисты министерств и ведомств, заинтересованных в решении проблем аккредитации. В настоящее время подготовлена методическая основа Российской системы аккредитации — серия стандартов ГОСТ Р 51000. Они максимально гармонизированы с Руководствами ИСО/МЭК в области аккредитации и европейскими нормами серии EN 45000.

На сегодняшний день нормативную базу аккредитации в РФ составляют:

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 65—2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции» /2/;

- ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025—2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [1];

- ГОСТ Р 51000.4—96 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий» [3];

- ГОСТ Р 51000.6—96 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг» /4/;

ГОСТ Р 51000.9—97 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала» [5].

В этих стандартах установлены требования к участникам работ по аккредитации и порядок проведения этих работ.

 

 

Требования к структуре органа по сертификации

 

Независимость органа по сертификации определяется его административной структурой, представленной на рисунке 3. Структура органа по сертификации должна гарантировать беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных сторон в функционировании системы сертификации. Для этого в работе координационного совета, функционирующего при органе по сертификации, участвуют представители заинтересованных организаций. Орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, возглавляемый руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации. Орган по сертификации может иметь собственную испытательную лабораторию, охватывающую всю или часть его области аккредитации (испытательная лаборатория должна быть аккредитована по соответствующим правилам).

 

 
 

 


Рисунок 3 – Структура органа по сертификации

 

Координационный совет обеспечивает деятельность органа по сертификации в соответствии процедурами сертификации. В число его функций входят:

- формирование политики, определяющей деятельность органа сертификации;

- контроль за проведением этой политики;

- контроль за определением стоимости работ по сертификации;

- определение в необходимых случаях состава нештатных специалистов по сертификации, которым поручается выполнение работ по сертификации;

- организация взаимодействия с национальным органом по сертификации и другими организациями по вопросам сертификации продукции.

Координационный совет должен состоять из представителей всех заинтересованных в работе органа по сертификации структур. Это могут быть министерства и ведомства, профессиональные ассоциации, банки, страховые компании, представители промышленности, науки и образования. Их членство в координационном совете должно быть равномерно распределено, чтобы исключить преобладание интересов какой-либо стороны. Обычно этот совет состоит из 8-10 человек.

Наблюдательный совет состоит из учредителей органа по сертификации, если это негосударственная организация. На их средства организуется и аккредитуется орган по сертификации. Этот совет осуществляет общий надзор за деятельностью органа, но он не может оказывать давление на орган по сертификации как на источник обеспечения дохода. Если органом по сертификации является государственное учреждение (например, вуз), то функции наблюдательного совета осуществляет руководство организации.

Орган по сертификации отвечает за текущую работу по сертификации в соответствии с указанными функциями. Ее работой руководит исполнительный директор. Кроме него в штате органа по сертификации, как правило, находятся 1-2 эксперта-аудитора, ответственных за систему обеспечения качества, и секретарь. Другие эксперты, а также бухгалтер и специалисты, например по компьютерным сетям, обычно привлекаются на договорных условиях.

Апелляционная комиссия необходима для рассмотрения жалоб на действия и решения по сертификации со стороны заявителя и исполнительной дирекцией. В ее состав входят независимые юристы и специалисты в области деятельности органа по сертификации.

Комиссия по сертификации в структуре органа предусмотрена в соответствии с требованиями европейских стандартов EN 45011 -45013 по четкому разделению испытательных, контрольных и сертификационных функций. Обычно в ее состав входят руководитель органа и 1-2 эксперта, не принимавших участия в данной процедуре сертификации. Задача комиссии состоит в рассмотрении отчета эксперта, проводившего оценку соответствия, и принятии решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата. Наличие такой комиссии характерно для органов, проводящих сертификацию систем качества и персонала. Например, «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества» предусматривает представление материалов экспертной комиссии органа по сертификации в Технический центр регистра для окончательного решения о регистрации сертификата соответствия системы качества в регистре. При сертификации продукции или услуг наличие в схеме сертификации испытаний образцов изделий в аккредитованных лабораториях предполагает анализ протокола испытаний экспертами органа и решение о сертификации без создания специальной комиссии.

Ответственный за систему обеспечения качества в структуре органа по сертификации выделен в связи с большим значением, которое придается его обязанностям. Функции ответственного за систему качества осуществляет штатный сотрудник органа, непосредственно подчиняемый руководителю. Как правило, это один из экспертов-аудиторов. В последнее время органы по сертификации, давно и успешно работающие на рынке данных услуг, имеют на этой должности специального сотрудника. Реже можно встретить консультанта по вопросам обеспечения качества, приглашаемого со стороны.

Испытательная лаборатория может входить в структуру органа сертификации, а может и не входить. В европейской практике по требованиям стандартов серии EN 45000 органы по сертификации и испытательные лаборатории должны быть разделены. Однако требования к этим лабораториям аналогичны тем, что записаны в российских нормативных документах.

Органы по сертификации продукции и услуг с собственным испытательным оборудованием проводят оценку соответствия в рамках внутреннего распределения обязанностей (рисунок 4, а). При этом стоит обратить внимание на то, что персональная ответственность сотрудников, проводящих испытания и выдающих сертификат, должна быть четко определена должностными инструкциями. Проведение испытаний и выдача сертификата одним лицом не допускается. В случае, когда орган по сертификации и испытательная лаборатория являются самостоятельными организациями, орган должен четко соблюдать процедуру передачи заказа и документировать ее.

Заявитель может также обратиться в испытательную лабораторию самостоятельно и представить в орган по сертификации протокол испытаний на рассмотрение (рисунок 4, б).

 

 

Требования к системе качества

 

Руководство органа по сертификации, несущее административную ответственность за качество, должно определить и документально оформить политику, цели и обязанности в области качества. Руководство должно обеспечивать уверенность в том, что политика понятна и осуществляется и поддерживается на всех уровнях организационной структуры органа.

Орган по сертификации должен разработать эффективную систему качества, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 65 и отвечающую виду, диапазону и объему выполняемых работ. Эта система качества должна быть документально оформлена и доступна для персонала органа по сертификации.

 
 

 

 


а) б)

а) – испытательная лаборатория в структуре органа по сертификации;

б) - испытательная лаборатория как самостоятельная структура

 

Рисунок 4 – Функционирование органов по сертификации

 

Орган по сертификации должен обеспечивать эффективную реализацию этой документированной системы качества, процедур и инструкций. Орган по сертификации должен назначить лицо, имеющее непосредственный доступ к высшему руководству, которое, помимо других обязанностей, имело бы определенные полномочия для:

- гарантирования того, что система качества разработана, реализуется и поддерживается в рабочем состоянии;

- представления отчета по функционированию системы качества руководству органа по сертификации для анализа и на его основе для усовершенствования системы качества.

Система качества должна быть оформлена в виде Руководства по качеству и связанных с ним процедур по качеству. Руководство по качеству должно включать или иметь ссылки, по крайней мере, на следующее:

а) заявление о политике в области качества;

б) краткое описание правового статуса органа по сертификации, включая фамилии его владельцев или лиц, которые его контролируют;

в) фамилии, квалификацию, опыт работы и полномочия старших исполнительных лиц и остальных служащих, занятых в сертификации, как состоящих в штате организации, так и привлеченных со стороны;

г) схему организационной структуры, демонстрирующую область полномочий, ответственность и распределение функций от старших исполнительных лиц к рядовым;

д) описание организационной структуры, включающее подробное описание руководства (комитет, группа или лицо), статус, круг полномочий и правила процедуры;

е) политику и методики проведения анализа со стороны руководства;

ж) административные процедуры, включающие управление документацией;

з) пооперационные и функциональные обязанности и работы, относящиеся к качеству, чтобы объем и границы обязанностей каждого лица были известны всем заинтересованным сторонам;

и) процедуры принятия на работу, подбора и подготовки персонала и контроля за их исполнением;

к) перечень утвержденных субподрядчиков и процедур оценки, регистрации и контроля их компетентности;

л) процедуры устранения несоответствий и обеспечения эффективности корректирующих и предупредительных действий;

м) методики оценки продукции и выполнения процесса сертификации, включая:

- условия выдачи, сохранения в силе, приостановки действия и аннулирования документов по сертификации;

- контроль за использованием документов, имеющих отношение к сертификации продукции;

н) политику и процедуры рассмотрения апелляций, жалоб и разногласий,

о) процедуры проведения внутренних проверок, основанных на положениях ГОСТ Р ИСО 10011-1.

 

Требования к персоналу органа по сертификации

 

Орган по сертификации должен иметь постоянный персонал, условия работы которого исключают оказание на него воздействия со стороны изготовителя (продавца) и потребителя. Руководитель органа по сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом.

Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей, включая проведение необходимых технических оценок, разработки политики и ее осуществления. Орган по сертификации должен вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого специалиста. Сведения о профессиональном опыте и подготовке специалистов должны постоянно обновляться.

Каждый специалист органа по сертификации должен знать свои функции и ответственность, должен изучать новые эффективные методы и процедуры их выполнения, своевременно предлагать обновление применяемых методов и процедур, внесение их в должностную инструкцию и другие организационно-методические документы органа. Инструкции должны постоянно обновляться.

Специалисты, осуществляющие работы по сертификации, испытаниям и инспекционному контролю за сертифицированной продукцией, должны быть экспертами Системы сертификации в заявленной области (области аккредитации).

Если какая-либо работа поручается другой организации на основе субподряда, орган по сертификации должен быть уверен, что персонал этой организации, занятый на субподрядных работах, соответствует требованиям настоящего стандарта. Объем работ, выполняемых другой организацией или нештатным персоналом, должен быть ограничен.

Основные обязанности штатных сотрудников органа по сертификации представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Квалификация и обязанности персонала органа по сертификации

 

Должность Квалификация Должностные обязанности
     
Руководитель Высшее образование, опыт работы в области сертификации, подготовка по менеджменту Подбор сотрудников органа Распределение должностных обязанностей Прием решения по сертификации Рассмотрение жалоб Выбор субподрядчиков Назначение главного эксперта для проведения сертификации Отчет перед Управляющим советом  
Продолжение таблицы 1  
     
Ответственный за систему обеспечения качеством Высшее образование, квалификация эксперта-аудитора, подготовка согласно требованиям ИСО 10011 Разработка и контроль выполнения положений «Руководства по качеству»
Эксперт-аудитор Высшее образование по специальности в области сертификации, опыт работы по сертификации, подготовка программ подготовки экспертов Объективная оценка объекта сертификации в составе экспертной комиссии Составление отчета по проверке в назначенной области
Секретарь Среднее или высшее образование Ведение делопроизводства

 

Обратим внимание на требования к персоналу, проводящему проверки элементов системы качества, так как его объективная оценка имеет решающее значение на выдачу сертификата.

«Регистр систем качества» различает специалистов по проверке систем качества следующим образом:

- эксперт — специалист, имеющий квалификацию для проведения проверок систем качества;

- консультант — лицо, не квалифицируемое как эксперт, но чьи специальные знания в определенной области важны для гарантии того, что концепции, терминология, процесс или методы испытаний, специальные для этой области, правильно поняты членами экспертной комиссии;

- наблюдатель — лицо, назначенное второй стороной органом по аккредитации или иной организацией по согласованию с органом по сертификации для наблюдения за проведением проверки и оценки системы качества.

Эксперт должен знать стандарты, на соответствие которым могут осуществляться проверки систем качества, и методы осмотра, опроса, проведения оценивания и подготовки отчета, а также иметь опыт, необходимый для руководства проверкой, в части планирования, организации, общения и управления. Он должен постоянно поддерживать свою компетентность.

Эксперт несет ответственность за выполнение всех этапов проверки, в частности:

- изложение и объяснение требований к проверкам;

- квалифицированное и эффективное планирование и осуществление возложенных на него обязанностей;

- документальное изложение результатов наблюдений;

- проверки эффективности корректирующих воздействий;

- поддержание в порядке и сохранности документов, имеющих отношение к проверке;

- представление документов проверки по требованию главного эксперта;

- обеспечение конфиденциальности информации и документов, полученных и обобщенных в результате проверки;

- сотрудничество с главным экспертом и оказание ему поддержки.

Эксперт должен:

- осуществлять работу в рамках области назначения проверки;

- проводить экспертизу объективно;

- собирать и анализировать факты, которые имеют непосредственное отношение к проверке и являются достаточными для того, чтобы сделать выводы относительно состояния проверяемой системы качества или ее элементов;

- быть предельно точным при оценке любых полученных в ходе проверки данных, которые могут повлиять на ее результаты и, возможно, потребуют более обширной проверки;

- быть взвешенным и адекватным в своих выводах;

- отвечать требованиям, предъявляемым к ним ГОСТ Р ИСО 10011-2;

- отвечать требованиям ГОСТ Р ИСО 10011-1 на этапе проведения проверки.

Главный эксперт, несущий полную ответственность за все этапы проверки, должен быть компетентным и опытным в области руководства качеством и наделяться полномочиями принимать окончательные решения по проведению проверки и любых на­блюдений при проверке. Он должен выполнять следующие функции:

- формировать комиссию (группу экспертов);

- разрабатывать программу проверок;

- устанавливать требования к программе проверки, включая требования к квалификации экспертов;

- представлять группу экспертов руководству проверяемой организации;

- руководить подготовкой рабочих документов;

- обеспечивать постоянное руководство экспертами в процессе проверки системы качества;

- сообщать проверяемой организации о всех значительных и малозначительных несоответствиях и уведомлениях;

- сообщать руководству проверяемой организации и органу по сертификации о любых серьезных препятствиях, с которыми комиссия столкнулась при проведении проверки;

- излагать результаты проверки ясно, убедительно и достаточно кратко;

- вовремя представлять акты и отчеты о проверке;

- отвечать требованиям ГОСТ Р ИСО 10011-1 и ГОСТ Р ИСО 1011-3 в части проведения проверки и руководства программой проверок соответственно;

- соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 10011-2 в части требований к главному эксперту.

Эксперты должны быть беспристрастными и свободными от влияний, которые могли бы сказаться на их объективности. Руководство органа по сертификации обеспечивает независимость и неприкосновенность экспертов.

Консультанты должны:

- осуществлять оценку объективно;

- быть предельно точными при оценке любых полученных в ходе проверки данных, которые могут повлиять на результаты проверки;

- информировать группу экспертов обо всех своих наблюдениях относительно несоответствия или возможных несоответствий, касающихся качества продукции, технологических процессов, методов контроля и испытаний, соблюдения нормативной документации и т.д.

Наблюдатель должен:

- знать цели, задачи и правила проведения проверки;

- знать ответственность и обязанности членов комиссии;

- обеспечивать наблюдение за проведением сертификации систем качества.

Орган по сертификации должен требовать, чтобы персонал, занятый в работах по сертификации, подписывал контракт или яругой документ, в соответствии с которым он принимает на себя следующие обязательства:

а) соответствовать правилам, определяемым органом по сертификации, включая правила, обеспечивающие конфиденциальность и независимость от коммерческих и других интересов;

б) заявлять о любых прежних и/или существующих связях, своих или своего нанимателя, споставщиком или разработчиком продукции, для оценки или сертификации которой он должен быть назначен.

Орган по сертификации должен обеспечить и подтвердить документально, что любой сотрудник, работающий по контракту, как сам, так и его наниматель, если он имеется, соответствует всем требованиям.

Орган по сертификации должен располагать информацией относительно квалификации и опыта каждого специалиста, занятого в деятельности по сертификации. Документы о подготовке и опыте персонала должны пополняться последними данными, в частности, следующими:

а) фамилия и адрес;

б) принадлежность к организации и занимаемая должность;

в) квалификация по образованию и профессиональный статус;

г) опыт и подготовка в каждой области компетенции органа по сертификации;

д) дата последнего обновления досье;

е) оценка деятельности.

 

Требования к фонду нормативных документов

 

Орган по сертификации должен иметь полный комплект нормативных документов, устанавливающих требования к продукции или услугам, методы их контроля и испытаний, в соответствии с областью аккредитации.

Орган по сертификации должен обладать соответствующей структурой и процедурами, необходимыми для актуализации фонда нормативных документов.

При актуализации фонда нормативных документов проводится работа по внесению изменений, разработка предложений по уточнению номенклатуры установленных в нормативных документах требований, подтверждаемых при сертификации, и методов испытаний, по разработке новых нормативных документов, в случае их отсутствия.

 

3.6 Требования к внутренней документации органа по сертификации

 

Орган по сертификации должен иметь комплект организационно-методических документов:

- «Положение об органе по сертификации» (Приложение А);

-Документ, устанавливающий порядок сертификации однородных видов продукции или услуг (Приложение Б);

-«Руководство по качеству» (Приложение В);

- «Перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации» (Приложение Г).

В целях контроля за документацией орган по сертификации должен обеспечивать:

- наличие на рабочих местах действующих документов;

- внесение изменений или поправок в документы на основе соответствующего разрешения;

- изъятие устаревшей документации как в самом органе по сертификации, так и в о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.154 с.)