Древнерусское государство (IX—XII вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусское государство (IX—XII вв.)



Лекция вторая

Древнерусское государство (IX—XII вв.)

1. Предпосылки образования Древнерусского государства.

Формирование древнерусского государства

Норманнская теория»

1. Предпосылки образования Древнерусского государства.

Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества.

При всей дискуссионности вопроса об определении государства нам представляется, что под государством следует понимать механизм политической власти, которая осуществляется:

1) на определенной территории;

2) с определенной системой органов управления;

3) с необходимым действием законов

4) имеющая, органы принуждения: – дружина (армия) с наделенным функциями

а) внешняя — защита от внешних вторжений

б) внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства).

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья IX—XII вв. стала Древняя Русь Киевская Русь.

В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои особенности .

1. Пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.

2.В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

3.Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

Однако если не сводить понятие государства только к политическим институтам власти, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в .,

Основной формой политического объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение.

 

По мере роста внешнем опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей – князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов». Существует предположение, согласно которому первоначально на территории восточной Европы возникло три русских государственных центра:

1) вокруг Новгорода – Славия

2)вокруг Рязани – Артания.

3) вокруг Киева – Куяба;

На этой территории и началось затем формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

В целом возникновение государственности на Руси было вызвано в первую очередь внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной и Южной Европе появление новых «варварских» государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, то на Руси темп политического объединения славянский племен был замедленным. Кроме того, постоянные набеги кочевых племен организация, в свою очередь, походов на Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений — все это способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Киевской Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии.

Норманнская теория

Проблема варягов (норманнов) – это проблема общеевропейская. Варяжские «волны» из Скандинавии шли в двух направлениях:

одна – по Днепру,

другая – по западной окраине Европы — и встречались в Константинополе.

Походы викингов на Запад носили важный характер. Никто на Западе не приглашал норманнов, они приходили сами, и тем более, будучи отсталые народом, варяги, естественно, не принесли государственности ни одному народу Запада. Завоевав ряд государственных образований в Западной Европе норманны постепенно растворились среди местного населения. Такой же процесс происходил и на славянской территории.

Варяги появились с вполне конкретной целью — поставить под свой контроль важнейший торговый путь, открывавший к тому же благоприятные возможности на Константинополь. Поэтому отношения между варягами, с одной стороны славянами и финнами — с другой, не были такими мирными, как об этом повествует Нестор. Скорее, шла полная драматизма борьба славянских и финских племен с варяжским нашествием. Но это нельзя н азвать и завоеванием, так как варяги не располагали необходимыми силами для завоевания обширных территорий славян.

 

Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык и культуру? Напротив, на Руси был только славянский, а не шведский язык. Договоры X в. с Византией посольство русскихкнязей-, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформляло лишь на двух языках — русском и греческом, без следов шведской терминологии.

В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь – как страна несметных богатств.

 

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX—X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств.

Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать — княжеская дружина.

На Руси темп политического объединения славянский племен был замедленным. Кроме того, постоянные набеги кочевых племен, организация, в свою очередь, походов на Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений — все это способствовало усилению княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Древней Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии.

 

Таким образом, хотя государство у восточных славян сложилось окончательно в «варяжский период», сами варяги появились на Руси уже после того как в русских землях уже вполне сложились экономические и политический предпосылки для объединения. Летописное известие о призвании варягом по-видимому, содержит гораздо больше действительных фактов, чем иногда думают, и поэтому, может быть, не следует все это сводить к легенде. Однако приглашение варягов не означает, что они явились создателями русского государства. Речь, вероятно, идет о приглашении варягов прежде всего в качестве наемников (В. Ключевский). Поэтому роль их была в процессе образования государства достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось основать правящую династию.

Политическая организация.

История Древней Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX—начало XII вв., условно может быть разделена на три периода:

1) IX—середина X в. — начальный, время первых князей – Рюриковичей;

2) вторая половина X—первая половина XI в. — время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Древней Руси;

3) вторая половина XI—начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

 

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX—X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать — дружина киевских князей.

Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IX—X вв. (древлян — к середине X в.).

Вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность (подчинены ко второй половине X в.).

Экономика древней Руси

 

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию с тремя элементами правления:

а) Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь. В Древней Руси он не был самодержавным правителем (а скорее был «первым среди равных»). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: управление страной, судом, сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов.

Среди других функций – судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

б) Аристократический элемент был представлен Советом ( Боярской думой), в который входили старшие дружинники — местная знать, представители родов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».

Распространено мнение (Г.В. Вернадский), что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но тем не менее обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств.

Лекция третья

Христианизация Руси. Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности.

Процесс создания древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности превращения Киева в религиозный центр славян.

В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклонявшихся другим богам, реформа не удалась. После этого князь обратился к мировым религиям христианской, иудейской, масульманский, и магометанской. Выслушав представителей этих культов, князь, как писал летописец Нестор, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал:

определенную зависимость церкви от государства;

допускал использование различных языков в богослужении, а не только латыни.

Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами. Кроме того, внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения.

Процесс принятия христианства имел интересную историю. Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга. В Киеве имелась христианская община и церковь Святого Ильи. В 987 г. византийский император Василий II упросил Владимира помочь ему подавить восстание Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии. Князь оказал помощь на том условии, что сестра императора Анна будет отдана ему в жены. Это условие было принято в обмен на обещание принять христианство. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

В 988 г. князь Владимир обращается в христианскую веру, и она приобретает статус государственной религии на территории Киевской Руси. Распространение христианства шло как путем убеждения, так и путем принуждения, встречая сопротивление обращаемых в новую религию.

Некоторые люди рвали на себе волосы и плакали, глядя, как дружинники сбрасывали в Днепр деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и толкали его шестами, чтобы не смел пристать к берегу, до днепровских порогов. Дядя великого князя Добрыня крестил Новгород мечом и огнем. Каменного идола утопили в Волхове. Правда, вплоть до XX в. путешественники кидали «утопленнику» монетку, дабы этот, теперь уже подводный, властитель не причинил им зла (Т. В. Черникова). А на крещеной Руси до XIV в. в лесных дебрях тайно горели костры и священнодействовали около них языческие жрецы — волхвы. На протяжении последующих веков в сельских местностях существовало двоеверие — своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» ( термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Кафедра митрополита, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

В живописи – иконопись

и обретении письменности –алфавит. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар Кирилла и Мифодия, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией.

1) Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания. Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы. На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были написаны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве». Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы;

2) принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабежи убийство стали смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести. Христианская мораль ограничивала (как правило, только на словах) алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах и даже в рабах людей;

3) христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название православие, т. е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества.

 

Лекция вторая

Древнерусское государство (IX—XII вв.)

1. Предпосылки образования Древнерусского государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.034 с.)