Интеграционные процессы в западной Европе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы в западной Европе



Европейский Союз – это консолидированный региональный комплекс с тесными взаимосвязями, единым рынком и наднациональной системой регулирования экономического и политического развития.

Европейская экономическая интеграция начиналась с «Европы шести», когда 18 апреля 1951 г. Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкс (Бельгия, Голландия, Люксембург) подписали Парижское соглашение о создании Европейской организации угля и стали (ЕОУС). Затем эти страны 25 марта 1957 г. подписали Римский договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). После слияния высших руководящих органов ЕОУС и ЕЭС в 1967 г. интеграционный союз шести стран стал называться Европейским сообществом. Великобритания отказалась стать одной из стран-учредителей Сообщества, посчитав, что сохранение полного экономического суверенитета сулит ей большие выгоды, чем членство в ЕЭС, предполагающее баланс прав и обязанностей. Более того, Великобритания первоначально рассматривала ЕЭС как своего непримиримого конкурента и создала под своей эгидой в 1961 г. своего рода противовес Сообществу в виде Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ, будучи менее сильной, чем ЕЭС, и территориально разобщенной (помимо Великобритании, ее членами стали Австрия, Финляндия, Ирландия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Исландия, Мальта) интеграционной группировкой, смогла создать лишь зону свободной торговли. При этом для всех стран-членов ЕАСТ торговля с другими партнерами по Ассоциации играла меньшую роль, чем со странами ЕЭС. В результате почти все страны – члены ЕАСТ перешли в ЕЭС.

Первое расширение Европейского сообщества произошло в 1973 г., когда в его состав вошли Великобритания, Дания и Ирландия. Второе расширение связано со вступлением в Сообщество в 1981 г. Греции. Позже в 1986 г. в ЕС присоединились Испания и Португалия, а в 1995 г. – три бывших члена Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) – Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в состав ЕС в настоящее время входят 15 государств.

Можно выделить несколько этапов развития процесса углубления и интенсификации интеграции в Западной Европе. Первый этап охватывает 1957-1971 гг. За это время был создан таможенный союз, который устранил пошлины в рамках ЕС и установил общий внешний таможенный тариф, а также были ликвидированы все количественные ограничения и другие меры нетарифного регулирования торговли на территории шести государств. На этом же этапе была принята (1967 г.) единая сельскохозяйственная политика (ЕСП), определяющая общую структуру цен на сельхозпродукцию, обеспечивая гарантированный минимум скупки Сообществом излишков продукции. Определялись «пороговые цены» на продукцию, импортируемую из третьих стран. Если фактические цены на импортную продукцию оказывались ниже «пороговых», то местным производителям выплачивалась разница в ценах. Все мероприятия ЕСП финансировались Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации, созданным в 1962 г.

В 1971 г. был принят «план Вернера» (по имени тогдашнего премьер-министра Люксембурга, руководившего разработкой данной программы), который предусматривал переход ЕС к экономическому и валютному союзу к 1980г.

Второй этап развития интеграционных процессов (1972-1978 гг.) можно охарактеризовать как кризис ЕС. Причинами кризиса были не только внешние факторы (крушение в 1971 г. золотовалютного стандарта, нефтяной кризис), но и внутренние. Рост экономических трудностей ослабил интеграционные процессы, в результате намеченный переход к экономическому и валютному союзу стал невозможен. Под угрозой оказалось само существование ЕС. В торговле между странами стал практиковаться скрытый протекционизм. Были возрождены нетарифные барьеры в межстрановом обмене товарами: введены количественные ограничения на ввоз товаров, чаще стали применяться демпинговые цены и пр.

Третий этап (1979-1985 гг.) характеризуется созданием Европейской валютной системы (ЕВС), начавшей действовать с 13 марта 1979 г. ЕВС позволила решить две задачи: усилить монетарную солидарность стран– членов ЕС и придать большую гибкость механизму корректировки валютных курсов. Если раньше для того, чтобы удержаться в «европейской змее» (установленном диапазоне взаимных колебаний валют на 2,25% в ту и другую сторону от официального паритета), страны со слабой валютой должны были постоянно проводить интервенции из своих резервов путем скупки собственной валюты на валютных рынках с целью повышения ее курса, то с созданием ЕВС эти страны получили государственную поддержку от стран с сильной валютой в виде краткосрочных кредитов и совместных валютных интервенций, направленных на поддержание устойчивости взаимных обменных курсов европейских валют. Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (куда была переведена часть резервных фондов центральных банков) и введена европейская расчетная денежная единица (ЭКЮ). Ее особенностью было то, что она не могла быть использована в качестве валюты для интервенций, поэтому она не стала единой международной резервной валютой. Расчетная единица формировалась на основе «корзины валют» участников ЕВС.

В 1985 г. экономика Западной Европы вступила в фазу подъема, которая длилась семь лет. Поступательное движение интеграции было закреплено подписанием Единого Европейского Акта (ЕЕА) на Люксембургском саммите в декабре 1985 г., провозгласившего в качестве первоочередной цели полную интеграцию рынка к концу 1992 г., что положило начало четвертому этапу развития ЕС.

Четвертый этап (1986-1992 гг.) характеризуется последовательным движением Сообщества по пути создания единого внутреннего рынка, отличающегося от общего рынка 60-х гг. свободой движения не только товаров, но и услуг, капиталов, рабочей силы, а также значительно большей согласованностью экономической и валютной политики государств-членов. Для достижения данной цели Комиссией ЕС была разработана Белая книга, содержащая 300 предложений по устранению физических, технических и налоговых барьеров, препятствующих функционированию единого внутреннего рынка. Так, в ряде отраслей развитие внутриевропейской торговли сдерживалось вводимыми государством нормами и стандартами. К моменту опубликования Белой книги в 1985 г. Совет министров ЕС принял более 100 регламентов и директив по выравниванию технических норм и стандартов, однако лишь небольшая их часть была реализована. Учитывая это негативный опыт, в основу формирования единого рынка вместо концепции гармонизации была положена идея взаимного признания произведенных в одной из стран-членов товаров. А принцип гармонизации применяется при выработке требований к производимым товарам, обеспечивающих здоровье и безопасность граждан.

Для устранения финансовых барьеров на пути свободного перемещения капиталов к 1990 г. был отменен валютный контроль в большинстве стран ЕС, хотя во время кризиса в 1992 г. несколько стран были вынуждены вернуться к нему. Таким образом, к концу 1992 г. было завершено строительство единого европейского внутреннего рынка. Немалую роль в этом сыграл Единый европейский акт, который не только поставил перед Сообществом задачу, но и предложил процессуальный инструмент для ее реализации. Если раньше большинство решений должно было приниматься единогласно, что тормозило интеграционный процесс, то ЕЕА предусматривал принятие решений квалифицированным большинством (за исключением вопросов, связанных с налогообложением и свободным передвижением лиц), так что один или два члена Сообщества, занимающие протекционистскую позицию, больше не могли блокировать решения большинства.

Пятый этап развития интеграционных процессов в Западной Европе (1993-2002 гг.) обусловлен переходом от единого внутреннего рынка к экономическому и валютному союзу (ЭВС) в соответствии с Договором о Европейском Союзе, подписанном в декабре 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды). Экономический союз предусматривает тесную координацию экономической политики государств-членов на основе рекомендаций при возрастающем контроле Совета и Комиссии ЕС, а также сближение уровней экономического и социального развития стран ЕС. Валютный союз нацелен на создание независимой Европейской системы центральных банков стран ЕС во главе с Европейским центральным банком, унификацию денежно-кредитной и финансовой политики и переход к единой европейской валюте – евро.

Маастрихтский договор предусматривал постепенный переход к Валютному союзу. Для входа в «зону евро» были разработаны три основных условия. Во-первых, инфляция не должна превышать более, чем на 1,5% средний уровень инфляции трех стран ЕС с наиболее стабильными денежными единицами. Во-вторых, государственный долг не должен превышать 60% величины ВВП. Разброс по этому показателю среди стран ЕС был очень высок. Так, государственный долг Великобритании, Германии, Франции не превышал 60%, в то время как государственный долг Бельгии в 1996 г. составил 142 %, Италии – 122%. В-третьих, годовой бюджетный дефицит не мог превысить 3% ВВП. Эта цифра для большинства стран была наиболее трудно достижима, несмотря на жесткую бюджетно-финансовую дисциплину. Даже в наиболее развитых странах наблюдалось превышение этого критерия. Уже сама подготовка к введению евро позволила существенно стабилизировать государственные финансы «еврогосударств». Сократился их средний бюджетный дефицит, объем государственных расходов. Сам ВВП вырос, совокупное потребление, внутренние инвестиции также увеличились. Именно такая макроэкономическая стабилизация позволила Европе в минимальной степени ощутить последствия финансовых кризисов в Азии, России и Латинской Америке.

По пропускным критериям присоединения к «зоне евро» Совет ЕС допустил Австрию, Бельгию, Германию, Ирландию, Испания, Италию, Люксембург, Португалию, Финляндию, Францию и Нидерланды. Эти 11 стран с 1 января 1999 г. окончательно зафиксировали курсы своих национальных валют по отношению к евро и перешли на использование в расчетах безналичных евро. С 1 января 2002 г. в денежном обращении появились банкноты евро при одновременном хождении национальных валют, а в течение 2002 г. хождение национальных валют стран, вошедших в ЭВС, прекратилось. Великобритания пока не интегрировалась в Валютный союз, исходя из постулата сохранения своей национальной валюты.

Интеграционные процессы в Западной Европе обеспечиваются работой системы политических, правовых, административных, судебных и финансовых институтов.

Управление ЕС осуществляют пять главных институциональных органов – Европейский Совет, Комиссия ЕС, Совет министров, Европейский парламент и Суд ЕС.

· Европейский Совет – высший политический орган ЕС, собирающийся на периодические заседания не реже 2 раз в год в составе глав государств и правительств стран-членов ЕС и председателя Комиссии ЕС. Евросовет начал регулярно собираться с 1974 года, а с принятием Единого европейского акта в 1986 году получил официальный статус. Евросовет принимает решения по ключевым вопросам интеграции – прямые выборы в Европарламент, принятие новых членов, создание европейской валютной системы, реформа единой сельскохозяйственной политики, отношения с третьими странами. Такие решения определяют политическую стратегию ЕС, в соответствии с которой действуют Комиссия ЕС и Совет министров ЕС.

· Совет министров (СМЕС) – межправительственный орган ЕС. Заседания проводятся по мере необходимости и собираются на уровне министров иностранных дел, финансов, экономики, сельского хозяйства транспорта и т.д. В отличие от национальных правительств, которые не наделены законодательными функциями, Совет издает законодательные акты в виде регламентов и директив, имеющих обязательную силу. В зависимости от направлений экономической политики решения могут приниматься либо единогласно, либо квалифицированным большинством. Количество голосов стран-членов ЕС определяется размерами страны. Так, Германия, Великобритания, Франция и Италия имеют по десять голосов, Испания – восемь, Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – по пять, Австрия и Швеция – по четыре, Дания. Ирландия и Финляндия – по три, Люксембург – один. Блокирующее меньшинство составляет 26 голосов.

· Комиссия ЕС (КЕС) – исполнительный орган ЕС, состоящий из членов, назначенных правительствами стран ЕС на пятилетний срок. Комиссия управляет повседневной деятельностью ЕС, готовит предложения на рассмотрение Совета Министров, осуществляет контроль над выполнением решений. Комиссия поддерживает отношения от лица ЕС с третьими странами, следит за осуществлением политики ЕС в отдельных отраслях, управляет финансами ЕС.

· Европейский Парламент – представительный и консультативный орган ЕС. С 1957 г. депутаты делегировались в состав Европарламента национальными парламентами. С 1979 г. депутаты избираются прямым всеобщим голосованием граждан всех стран сроком на пять лет. Количество депутатов от каждой страны зависит от удельного веса экономики каждой из стран. Парламент принимает решения совместно с Советом Министров по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов, отношений с третьими странами. Имеет право выносить вотум недоверия Комиссии ЕС, накладывать вето на постановления в определенных отраслях (охрана окружающей среды, образование, культура, молодежная политика). До принятия ЕЕА Европарламент обладал лишь правом консультирования, причем Совет Министров мог не учитывать его мнения. В последнее десятилетие полномочия Европарламента значительно расширены. Так, если по итогам второго чтения он отклоняет какое-либо предложение, то Совет министров может принять его только единогласно.

· Суд ЕС - верховная судебная инстанция ЕС, состоящая из 13 судей, назначенных на шесть лет по взаимному соглашению между правительствами стран ЕС. Любая страна ЕС и Комиссия ЕС имеют право возбудить дело в Суде ЕС, если они полагают, что какая-либо другая страна не выполняет условия договоров ЕС. Суд также рассматривает обращения физических и юридических лиц, которые полагают, что законодательные акты ЕС нанесли им ущерб. Суд рассматривает соответствие законодательству правовых актов Комиссия и Совета Министров и выносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются ему на рассмотрение национальными судами.

Взаимодействие между основными институтами ЕС наиболее наглядно проявляется в процессе разработки и принятия решений. Инициатором разработки новых предложений, как правило, выступает Комиссия ЕС (реже Парламент или Совет), которая направляет предложения в Совет Министров, а тот после соответствующего изучения – в Европарламент. Там они рассматриваются и дорабатываются различными комитетами ЕП. После голосования заключение направляется на рассмотрение пленарного заседания Парламента в Страсбурге, в экономический и социальный комитет, а также в комитет регионов, которые вносят в него свои предложения. Данные комитеты являются консультативными органами ЕС, представляющими интересы различных слоев населения и регионов. Зачастую заключения комитетов предопределяют судьбу предлагаемых проектов. Заключения Парламента и комитетов поступают обратно в Комиссию ЕС, которая с учетом высказанных замечаний и предложений готовит законопроект для его второго чтения в Парламенте и Совете министров. После прохождения его через комиссии Парламента и повторное голосование проект возвращается в Совет министров, который и принимает окончательное решение.

Основой наднационального финансового регулирования всех сторон деятельности ЕС является его общий бюджет. Его доля в совокупном ВНП стран ЕС постоянно растет: от 0,7% в 1977 г. до 1,2% в 1992 г. и 1,37% - в 1998 г. Согласно Маастрихтским соглашениям ежегодный реальный рост бюджета должен составлять 5%. Доходная часть бюджета формируется за счет отчислений от налога на добавленную стоимость в размере 1,4% от национальных поступлений (что составляет более половины доходов бюджета ЕС), таможенных пошлин, взимаемых при импорте в зону ЕС промышленных товаров из третьих стран. Аграрных компенсационных сборов на импортируемую сельскохозяйственную продукцию, а также отчислений из национальных бюджетов. Первоначально доходная часть бюджета ЕС формировалась только за счет взносов стран-членов.

Расходная часть бюджета распределяется неравномерно: традиционно основная доля расходов предназначается на проведение аграрной политики (регулирование цен) – около 60%. Затем идут расходы на региональную политику (около 10%), социальную (5%), научно-техническую и промышленную политику (5%), помощь развивающимся странам (4%), административные расходы. В смету расходов бюджета включаются расходы основных бюджетных фондов ЕС, осуществляющих финансирование различных направлений структурной политики (аграрной, социальной, региональной): Европейского фонда ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейского социального фонда и Европейского фонда регионального развития.

Римский договор 1957 г. предусматривал возможность присоединения к Сообществу любого европейского государства, однако решение о расширении должно приниматься всеми странами-членами единогласно. О своем желании вступить в ЕС в начале 90-х годов заявили еще шесть государств Центральной и Восточной Европы: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия, а также страны Балтии.

1 мая 2004 г. странами-членами ЕС стали Чехия, Словакия, Словения, Польша, Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия. Литва, Эстония.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.62.45 (0.01 с.)