Тема 9: влияние глобализации и международных экономических отношений на развитие национальных экономик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9: влияние глобализации и международных экономических отношений на развитие национальных экономик



1. Сущность глобализации и МЭО;

2. Этапы глобализации;

3. Влияние глобализации на экономику государств;

4. Влияние международной торговли на развитие стран;

5. Влияние международных кредитов и займов на развитие стран;

6. Влияние международных инвестиций на развитие стран.

 

Цель: получить представление о сущности глобализации и МЭО, о влиянии глобализации на развитие национальных экономик.

При освоении темы необходимо ответить на следующие контрольные вопросы:

Сущность глобализации и этапы её развития?

Положительное и отрицательное влияние глобализации на развитии национальных экономик?

Сущность международных экономических отношений и формы их проявления?

Что такое экспорт и импорт? Дай те краткую характеристику экспорта и импорта РФ.

Что такое внешнеторговый баланс? Что такое внешнеторговое сальдо?

Что такое международные кредиты, и каково их влияние на экономическое развитие?

Что такое внешний долг и его обслуживание?

Дайте общую характеристику системе внешнего заимствования.

Международные инвестиции и их влияние на экономическое развитие.

 

2. Зачётные задания по курсу «Экономика развития и модернизации»

Промежуточный контроль знаний студентов заочной формы обучения по дисциплине осуществляется в форме зачета. Зачет служит формой проверки успешного выполнения студентами заданий, усвоения материала. Зачет включает в себя:

- либо выполнение контрольной работы по ключевым темам дисциплины, включающей в себя два аналитических задания, подготовленных по данным теоретических источников и международной статистики;

- либо написание и устной защиты реферата по предложенной тематике.

Выполненная контрольная работа или реферат должны быть представлены на зачёте. Предварительно сдавать контрольную работу и реферат для проверки не нужно. Их наличие и устная защита является основанием для проставления зачёта.

Зачет проводится по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии в сроки, определенные деканом факультета. Зачет принимается преподавателем, руководящим практическими занятиями группы или читающим лекции по данному курсу. В отдельных случаях зачет может приниматься заведующим кафедрой или по его указанию одним из преподавателей по данной дисциплине.

 

2.1. Зачётные аналитические задания

Зачётная контрольная работа состоит из двух заданий. Номера заданий, выполняемых студентом, определяются по двум последним цифрам номера зачетной книжки.

 

    Последняя цифра номера зачетной книжки
Предпоследняя цифра номера зачетной книжки                      
  1, 20 2, 19 3, 18 4, 17 5, 16 6, 15 7, 14 8, 13 9, 12 10, 11
  2, 19 3, 18 4,17 5,16 6, 15 7, 14 8, 13 9, 12 10, 11 1, 20
  3, 18 4,17 5,16 6, 15 7, 14 8, 13 9, 12 10, 11 1, 20 2, 19
  4, 17 5, 16 6, 15 7, 14 8, 13 9, 12 10, 11 1, 20 2, 19 3, 18
  5, 16 6, 15 7, 14 8, 13 9, 12 10, 11 1, 20 2, 19 3, 18 4, 17
  6, 15 7, 14 8, 13 9, 12 10, 11 1, 20 2, 19 3, 18 4, 17 5, 16
  7, 14 8, 13 9, 12 10, 11 1, 20 2, 19 3, 18 4, 17 5, 16 6, 15
  8, 13 9, 12 10, 11 1, 20 2, 19 3, 18 4, 17 5, 16 6, 15 7, 14
  9, 12 10, 11 1, 20 2, 19 3, 18 4, 17 5, 16 6, 15 7, 14 8, 13
  10, 11 1, 20 2, 19 3, 18 4, 17 5, 16 6, 15 7, 14 8, 13 9, 12

 

Например, номер зачетной книжки студента № 12309. Следовательно, вариант контрольной работы состоит из Заданий № 10, 11.

Для выполнения заданий, студенту сначала необходимо найти самостоятельно данные международной статистики, рассчитать необходимые экономические показатели и сделать аналитический комментарий придерживаясь предложенных вопросов. Ссылка на источник статистических данных обязательна, в случае ее отсутствия и невозможности перепроверки предоставленной информации задание считается не зачтенным.

Условия задания должны быть переписаны студентом.

Текст контрольной работы целесообразно печатать на одной стороне отдельных стандартных лисов бумаги формата А-4, 210 x 297мм. Левое поле — 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее — 2 см. Расстояние межу строками 1,5 интервала. Шрифт: Times New Roman. Размер шрифта: 14. Отступ – 1,25 см. Страницы должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Каждый раздел работы принято начинать с новой страницы.

Список использованной литературы должен оформляться в соответствии с библиографическими требованиями.

По книгам указываются: автор (фамилия, затем инициалы), название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц в издании. Например:

Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:ЮНИТИ –ДАНА, 2001. — 735 с.

По статьям журналов и газет указываются: автор (фамилия, затем инициалы), название статьи, название журнала, год издание, номер журнала, страницы (по газетам – название газеты, год, число месяц). Например:

Гаврилов В. Взаимные долги развитых и развивающихся стран // Вопросы экономики. — 2003. — № 7. — С. 151-154.;

Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь. — 1996. — № 34. — С. 1-3.

При подготовке контрольной работы допускается использование информационной базы сети Интернет и прочих электронных источников. Материал должен иметь соответствующую ссылку на авторские права Ó (знак копирайта). Следует воспроизводить полное наименование сайта с указанием названия материала, автора, срока публикации. Например:

Паршаков Е.А. Экономическое развитие общества (Концепция кооперативного социализма). Историческое исследование. // Библиотекарь.Ру (Библиотекарь Точка Ру) - электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. — http://bibliotekar.ru/biznes-9/index.htm

Выполненная работа приносится на зачёт. Наличие и устная защита выполненной работы является основанием для проставления зачёта.

Задание 1. Представить анализ периодизаций общественного развития исходя из формационного и цивилизационного подходов.

Формационный подход Цивилизационный подход
  Этап Характеристика этапа Этап Характеристика этапа
         
         
       

1. Определите авторов периодизаций.

2. Определите достоинства и недостатки каждого из подходов.

3. Предложите свою периодизацию общественного развития на основе экономического критерия.

4. Значение периодизаций в познании общественного развития?

 

 

Задание 2. Опишите типы модернизации экономики.

Типы модернизации Краткая характеристика (достоинства и недостатки) Примеры государств
  Опережающий (лидирующий) тип    
  Догоняющий тип    

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Перспективы данных моделей индустриализации для развивающихся стран? Ответ обоснуйте.

3. Какой тип модернизации свойственен России? Ответ обоснуйте.

 

Задание 3. Опишите влияние природно-географической среды на экономический строй государства (государство на выбор студента).

Влияние природно-географической среды на экономический строй …

Фактор Краткая характеристика Влияние на экономический строй
  Размер и рельеф территории    
  Климат    
  Заселённость (средняя плотность населения)    
  Природные ресурсы    
  ………………………..    

 

1. Краткая характеристика фактора должна включать фактический материал с указанием источника.

2. Предложите свой фактор природно-географической среды и включите его в таблицу.

 

Задание 4. Опишите влияние группы внешних факторов на экономический строй государства (государство на выбор студента).

Влияние группы внешних факторов на экономический строй …

Фактор Краткая характеристика Влияние на экономический строй
  Геополитический фактор (протяжённость государственных границ, международное окружение)    
  Международное разделение труда    
  Международное сообщество (интеграционные группировки, в которые входит выбранное государство)    
  ……………………….    

 

1. Краткая характеристика фактора должна включать фактический материал с указанием источника.

2. Предложите свой внешний фактор и включите его в таблицу.

 

Задание 5. Опишите элементы постиндустриальной экономики.

Элемент Краткая характеристика Основные показатели по развитым странам
  Инновационная экономика    
  Информационная экономика    
  Сервисная экономика    
  Экономика знаний    

 

1. Основные показатели должны включать фактический материал с указанием источника.

2. Сложилась ли постиндустриальная экономика в России? Ответ обоснуйте.

 

Задание 6. Опишите модели индустриализации экономики.

Модель индустриализации Краткая характеристика (достоинства и недостатки) Примеры государств
  Экспортноориентированная модель    
  Модель импортозамещения    

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Перспективы данных моделей индустриализации для развивающихся стран? Ответ обоснуйте.

Задание 7. Опишите модели трансформации экономики.

Модель трансформации Краткая характеристика (достоинства и недостатки) Примеры государств
  Шоковая терапия    
  Градуализм    

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Опыт использования данных моделей в России? Ответ обоснуйте.

Задание 8. Определите влияние демографической ситуации в стране на развитие национальной экономики.

Демографическая ситуация Воздействие (положительное, отрицательное) на национальную экономику Примеры государств
  Перенаселение    
  Недонаселение    

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Демографическая ситуация в России? Тенденции и перспективы. Ответ обоснуйте.

Задание 9. Дайте характеристику основным формам государственно-частного партнерства.

Форма ГЧП Сущность формы Достоинства и недостатки Примеры
  Аренда      
  Участие в капитале      
  Концессия      
  Соглашение о разделе продукции      

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Выберите реализующийся проект ГЧП в РФ в настоящий момент. Какой социальный и экономический эффект можно ожидать от реализации данного проекта? Ответ обоснуйте.

Задание 10. Выделите положительные и отрицательные аспекты влияния глобализации на развитие национальных экономик развитых и развивающихся государств.

Развитые страны Развивающиеся страны
  Положительные аспекты Отрицательные аспекты Положительные аспекты Отрицательные аспекты
         
         
         
         
       

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Раскройте влияние глобализации на российскую экономику. Ответ обоснуйте.

 

Задание 11. Группы стран с различным уровнем дохода.

1. Найти на сайте Всемирного банка http://www.worldbank.org/ общий ВВП и ВВП на душу населения за последний прошедший год по ППС 10 развитых стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ВВП на душу населения от самой бедной страны к самой богатой.

3. Обратить внимание на методику расчета ВВП (по официальным валютным курсам или по паритету покупательной способности (ППС)).

4. Объяснить что такое паритет покупательной способности.

5. Определить, какие страны относятся к группе стран с высоким доходом.

 

Задание 12. Группы стран с различным уровнем дохода.

1. Найти на сайте Всемирного банка http://www.worldbank.org/ общий ВВП и ВВП на душу населения за последний прошедший год по ППС 10 развивающихся стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ВВП на душу населения от самой бедной страны к самой богатой.

3. Обратить внимание на методику расчета ВВП (по официальным валютным курсам или по паритету покупательной способности (ППС)).

4. Объяснить что такое паритет покупательной способности.

5. Определить, какие страны относятся к группе стран со средним доходом.

 

Задание 13. Группы стран с различным уровнем дохода.

1. Найти на сайте Всемирного банка http://www.worldbank.org/ общий ВВП и ВВП на душу населения за последний прошедший год по ППС 10 наименее развитых стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ВВП на душу населения от самой бедной страны к самой «богатой».

3. Обратить внимание на методику расчета ВВП (по официальным валютным курсам или по паритету покупательной способности (ППС)).

4. Объяснить что такое паритет покупательной способности.

5. Определить, какие страны относятся к группе стран с низким доходом.

 

Задание 14. Группы стран с различным уровнем индекса человеческого развития (ИЧР).

1. Найти индекс человеческого развития за последний прошедший год 10 развитых стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ИЧР от самого низкого показателя к самому высокому.

3. Обратить внимание на методику расчета ИЧР.

4. Определить, какие страны относятся к группе стран с высоким ИЧР.

5. Сравнить показатель ИЧР развитых стран с ИЧР России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Задание 15. Группы стран с различным уровнем индекса человеческого развития (ИЧР).

1. Найти индекс человеческого развития за последний прошедший год 10 развивающихся стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ИЧР от самого низкого показателя к самому высокому.

3. Обратить внимание на методику расчета ИЧР.

4. Определить, какие страны относятся к группе стран со средним ИЧР.

5. Сравнить показатель ИЧР развивающихся стран с ИЧР России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Задание 16. Группы стран с различным уровнем индекса человеческого развития (ИЧР).

1. Найти индекс человеческого развития за последний прошедший год 10 наименее развитых стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ИЧР от самого низкого показателя к самому высокому.

3. Обратить внимание на методику расчета ИЧР.

4. Определить, какие страны относятся к группе стран с низким ИЧР.

5. Сравнить показатель ИЧР наименее развитых стран с ИЧР России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Задание 17. Группы стран с различным уровнем индекса экономической свободы.

1. Найти индекс экономической свободы за последний прошедший год 10 стран на выбор студента (страны из 3-х групп: развитые, развивающиеся, наименее развитые).

2. Расположить страны в порядке возрастания индекса экономической свободы от самого низкого показателя к самому высокому.

3. Обратить внимание на методику расчета индекса экономической свободы.

4. Определить, какие страны относятся к группе стран с высоким, средним и низким индексом экономической свободы.

5. Сравнить показатель индекса экономической свободы разных стран с аналогичным индексом России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Задание 18. Сопоставимы ли по величине ВНП страны БРИКС?

1. Найти ВНП на душу населения стран БРИКС за последний прошедший год по данным Всемирного Банка. http://www.worldbank.org/ (Указать ссылку на источник информации).

2. Определить к какой группе по уровню дохода относятся страны БРИКС.

3. Рассчитать долю каждой страны БРИКС (удельный вес в %%) в мировом ВВП за последний прошедший год.

4. Какое место занимает каждая страна БРИКС по уровню абсолютного ВВП в последнем прошедшем году в мировой экономике?

5. Внести данные в таблицу:

Страны ВНП на душу населения в долл. Группа стран по уровню дохода Абсолютное значение ВНП, в долл. Удельный вес страны БРИКС в МВНП
Бразилия        
Россия        
Индия        
Китай        
ЮАР        
ВНП БРИКС        
Мировой ВНП        

 

 

Задание 19. Перспективы экономического роста государств.

1. Найти значения показателя производство электроэнергии на душу населения за последний прошедший год по 10 странам (страны из 3-х групп: развитые, развивающиеся, наименее развитые). Данные оформить в табличной форме. Сделать выводы.

2. Опираясь на статистические материалы, заполните таблицу

 

Страны чистые энергоэкспортеры  
Страны чистые энергоимпортеры  

 

1. Что такое страны чистые энергоэкспортеры и чистые энергоимпортеры?

2. К какой группе стран относится Россия?

 

Задание 20. Группы стран с различным уровнем глобализации.

1. Найти рейтинг уровня глобализации за последний прошедший год 10 стран на выбор студента (страны из 3-х групп: развитые, развивающиеся, наименее развитые).

2. Расположить страны в порядке возрастания уровня глобализации от самого низкого показателя к самому высокому за последний найденный год.

3. Обратить внимание на методику расчета уровня глобализации.

4. Определить показатель уровня глобализации разных стран с аналогичным показателем России. Сделать выводы. Указать источник.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.051 с.)