Модуль 1. Введение. Теория экономики роста и развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Введение. Теория экономики роста и развития



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

Методические указания

по написанию контрольных работ по дисциплине

ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ

(наименование дисциплины по учебному плану)

 

Направление подготовки: 080200.62 «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Профиль подготовки: Управление организацией (фирмой)
Форма обучения: Заочная

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

 

ОДОБРЕНЫ на заседании кафедры Экономической теории и Мировой экономики Протокол № ____от ________ 20__   Зав. кафедрой _________________ С. И. Головкина   Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Экономика развития и модернизации» для подготовки бакалавра по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»
   
Составитель: С. И. Головкина К. э. н., доцент, зав. кафедрой Экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»

 

Рецензенты: М. Г. Демидова     К. э. н., доцент кафедры Экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Экономика развития модернизации» занимает особое место в системе подготовки бакалавров по направлениям «Менеджмент». Данный курс предназначен для углубленного изучения блока экономических дисциплин, для получения базовых знаний по экономике развития, для возможности профессионального использования методов исследования проблем экономического развития стран мира.

Курс «Экономика развития модернизации» является дополнением к таким базовым экономическим дисциплинам как экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика и международные экономические отношения.

Содержание курса «Экономика развития модернизации» охватывает круг вопросов, связанных с экономикой роста, развития, трансформации и модернизации промышленно развитых, развивающихся, наименее развитых, постсоциалистических стран.

Итогом освоения курса является приобретение бакалаврами следующих компетенций:

общекультурных компетенций:

(ОК-5): Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

(ОК-6): Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Экономика развития и модернизации» студенты должны получить:

знания:

на уровне представлений: основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки в области экономики развития и роста;

на уровне воспроизведения: основные понятия и теории дисциплины;

на уровне понимания:закономерности функционирования современной национальной и мировой экономики.

умения:

теоретические:

- владение культурой мышления,

- выделять проблемы экономического характера при конкретных ситуациях, предлагать способы их решения с учетом критериев социальной и экономической эффективности;

практические:

- владеть методологией экономического исследования;

- владеть современными методами сборами и обработки анализа экономических данных.

навыки:

- осуществлять поиск информации по полученному заданию; сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;

- обладать основами анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на уровне национальной и мировой экономики.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по направлениям 080200.62 - «Менеджмент» и включают в себя следующие разделы:

1. Структура и содержание дисциплины «Экономика развития и модернизации».

2. Зачётные задания по дисциплине «Экономика развития и модернизации» (варианты контрольных работ, тематика рефератов).

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

4. Приложения.

 

1. Структура и содержание дисциплины

«Экономика развития и модернизации»

Задание 1. Представить анализ периодизаций общественного развития исходя из формационного и цивилизационного подходов.

Формационный подход Цивилизационный подход
  Этап Характеристика этапа Этап Характеристика этапа
         
         
       

1. Определите авторов периодизаций.

2. Определите достоинства и недостатки каждого из подходов.

3. Предложите свою периодизацию общественного развития на основе экономического критерия.

4. Значение периодизаций в познании общественного развития?

 

 

Задание 2. Опишите типы модернизации экономики.

Типы модернизации Краткая характеристика (достоинства и недостатки) Примеры государств
  Опережающий (лидирующий) тип    
  Догоняющий тип    

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Перспективы данных моделей индустриализации для развивающихся стран? Ответ обоснуйте.

3. Какой тип модернизации свойственен России? Ответ обоснуйте.

 

Задание 3. Опишите влияние природно-географической среды на экономический строй государства (государство на выбор студента).

Влияние природно-географической среды на экономический строй …

Фактор Краткая характеристика Влияние на экономический строй
  Размер и рельеф территории    
  Климат    
  Заселённость (средняя плотность населения)    
  Природные ресурсы    
  ………………………..    

 

1. Краткая характеристика фактора должна включать фактический материал с указанием источника.

2. Предложите свой фактор природно-географической среды и включите его в таблицу.

 

Задание 4. Опишите влияние группы внешних факторов на экономический строй государства (государство на выбор студента).

Влияние группы внешних факторов на экономический строй …

Фактор Краткая характеристика Влияние на экономический строй
  Геополитический фактор (протяжённость государственных границ, международное окружение)    
  Международное разделение труда    
  Международное сообщество (интеграционные группировки, в которые входит выбранное государство)    
  ……………………….    

 

1. Краткая характеристика фактора должна включать фактический материал с указанием источника.

2. Предложите свой внешний фактор и включите его в таблицу.

 

Задание 5. Опишите элементы постиндустриальной экономики.

Элемент Краткая характеристика Основные показатели по развитым странам
  Инновационная экономика    
  Информационная экономика    
  Сервисная экономика    
  Экономика знаний    

 

1. Основные показатели должны включать фактический материал с указанием источника.

2. Сложилась ли постиндустриальная экономика в России? Ответ обоснуйте.

 

Задание 6. Опишите модели индустриализации экономики.

Модель индустриализации Краткая характеристика (достоинства и недостатки) Примеры государств
  Экспортноориентированная модель    
  Модель импортозамещения    

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Перспективы данных моделей индустриализации для развивающихся стран? Ответ обоснуйте.

Задание 7. Опишите модели трансформации экономики.

Модель трансформации Краткая характеристика (достоинства и недостатки) Примеры государств
  Шоковая терапия    
  Градуализм    

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Опыт использования данных моделей в России? Ответ обоснуйте.

Задание 8. Определите влияние демографической ситуации в стране на развитие национальной экономики.

Демографическая ситуация Воздействие (положительное, отрицательное) на национальную экономику Примеры государств
  Перенаселение    
  Недонаселение    

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Демографическая ситуация в России? Тенденции и перспективы. Ответ обоснуйте.

Задание 9. Дайте характеристику основным формам государственно-частного партнерства.

Форма ГЧП Сущность формы Достоинства и недостатки Примеры
  Аренда      
  Участие в капитале      
  Концессия      
  Соглашение о разделе продукции      

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Выберите реализующийся проект ГЧП в РФ в настоящий момент. Какой социальный и экономический эффект можно ожидать от реализации данного проекта? Ответ обоснуйте.

Задание 10. Выделите положительные и отрицательные аспекты влияния глобализации на развитие национальных экономик развитых и развивающихся государств.

Развитые страны Развивающиеся страны
  Положительные аспекты Отрицательные аспекты Положительные аспекты Отрицательные аспекты
         
         
         
         
       

1. Используйте фактический материал с указанием источника.

2. Раскройте влияние глобализации на российскую экономику. Ответ обоснуйте.

 

Задание 11. Группы стран с различным уровнем дохода.

1. Найти на сайте Всемирного банка http://www.worldbank.org/ общий ВВП и ВВП на душу населения за последний прошедший год по ППС 10 развитых стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ВВП на душу населения от самой бедной страны к самой богатой.

3. Обратить внимание на методику расчета ВВП (по официальным валютным курсам или по паритету покупательной способности (ППС)).

4. Объяснить что такое паритет покупательной способности.

5. Определить, какие страны относятся к группе стран с высоким доходом.

 

Задание 12. Группы стран с различным уровнем дохода.

1. Найти на сайте Всемирного банка http://www.worldbank.org/ общий ВВП и ВВП на душу населения за последний прошедший год по ППС 10 развивающихся стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ВВП на душу населения от самой бедной страны к самой богатой.

3. Обратить внимание на методику расчета ВВП (по официальным валютным курсам или по паритету покупательной способности (ППС)).

4. Объяснить что такое паритет покупательной способности.

5. Определить, какие страны относятся к группе стран со средним доходом.

 

Задание 13. Группы стран с различным уровнем дохода.

1. Найти на сайте Всемирного банка http://www.worldbank.org/ общий ВВП и ВВП на душу населения за последний прошедший год по ППС 10 наименее развитых стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ВВП на душу населения от самой бедной страны к самой «богатой».

3. Обратить внимание на методику расчета ВВП (по официальным валютным курсам или по паритету покупательной способности (ППС)).

4. Объяснить что такое паритет покупательной способности.

5. Определить, какие страны относятся к группе стран с низким доходом.

 

Задание 14. Группы стран с различным уровнем индекса человеческого развития (ИЧР).

1. Найти индекс человеческого развития за последний прошедший год 10 развитых стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ИЧР от самого низкого показателя к самому высокому.

3. Обратить внимание на методику расчета ИЧР.

4. Определить, какие страны относятся к группе стран с высоким ИЧР.

5. Сравнить показатель ИЧР развитых стран с ИЧР России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Задание 15. Группы стран с различным уровнем индекса человеческого развития (ИЧР).

1. Найти индекс человеческого развития за последний прошедший год 10 развивающихся стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ИЧР от самого низкого показателя к самому высокому.

3. Обратить внимание на методику расчета ИЧР.

4. Определить, какие страны относятся к группе стран со средним ИЧР.

5. Сравнить показатель ИЧР развивающихся стран с ИЧР России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Задание 16. Группы стран с различным уровнем индекса человеческого развития (ИЧР).

1. Найти индекс человеческого развития за последний прошедший год 10 наименее развитых стран из разных регионов мира на выбор студента.

2. Расположить страны в порядке возрастания ИЧР от самого низкого показателя к самому высокому.

3. Обратить внимание на методику расчета ИЧР.

4. Определить, какие страны относятся к группе стран с низким ИЧР.

5. Сравнить показатель ИЧР наименее развитых стран с ИЧР России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Задание 17. Группы стран с различным уровнем индекса экономической свободы.

1. Найти индекс экономической свободы за последний прошедший год 10 стран на выбор студента (страны из 3-х групп: развитые, развивающиеся, наименее развитые).

2. Расположить страны в порядке возрастания индекса экономической свободы от самого низкого показателя к самому высокому.

3. Обратить внимание на методику расчета индекса экономической свободы.

4. Определить, какие страны относятся к группе стран с высоким, средним и низким индексом экономической свободы.

5. Сравнить показатель индекса экономической свободы разных стран с аналогичным индексом России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Задание 18. Сопоставимы ли по величине ВНП страны БРИКС?

1. Найти ВНП на душу населения стран БРИКС за последний прошедший год по данным Всемирного Банка. http://www.worldbank.org/ (Указать ссылку на источник информации).

2. Определить к какой группе по уровню дохода относятся страны БРИКС.

3. Рассчитать долю каждой страны БРИКС (удельный вес в %%) в мировом ВВП за последний прошедший год.

4. Какое место занимает каждая страна БРИКС по уровню абсолютного ВВП в последнем прошедшем году в мировой экономике?

5. Внести данные в таблицу:

Страны ВНП на душу населения в долл. Группа стран по уровню дохода Абсолютное значение ВНП, в долл. Удельный вес страны БРИКС в МВНП
Бразилия        
Россия        
Индия        
Китай        
ЮАР        
ВНП БРИКС        
Мировой ВНП        

 

 

Задание 19. Перспективы экономического роста государств.

1. Найти значения показателя производство электроэнергии на душу населения за последний прошедший год по 10 странам (страны из 3-х групп: развитые, развивающиеся, наименее развитые). Данные оформить в табличной форме. Сделать выводы.

2. Опираясь на статистические материалы, заполните таблицу

 

Страны чистые энергоэкспортеры  
Страны чистые энергоимпортеры  

 

1. Что такое страны чистые энергоэкспортеры и чистые энергоимпортеры?

2. К какой группе стран относится Россия?

 

Задание 20. Группы стран с различным уровнем глобализации.

1. Найти рейтинг уровня глобализации за последний прошедший год 10 стран на выбор студента (страны из 3-х групп: развитые, развивающиеся, наименее развитые).

2. Расположить страны в порядке возрастания уровня глобализации от самого низкого показателя к самому высокому за последний найденный год.

3. Обратить внимание на методику расчета уровня глобализации.

4. Определить показатель уровня глобализации разных стран с аналогичным показателем России. Сделать выводы. Указать источник.

 

Тематика рефератов

1. Лидирующий тип модернизации экономики, его особенности и практическая реализация.

2. Догоняющий тип модернизации экономики, его особенности и практическая реализация.

3. Показатели социально-экономического развития государств. Теория и практика международных сопоставлений.

4. Революция и реформы как способы преобразования экономической системы.

5. Особенности экономического строя государства и его влияние на социально-экономическое развитие страны (государство на выбор).

6. Сущность и эффективность функционирования командно-административной экономики в современном мире.

7. Сущность и эффективность функционирования рыночной экономики в современном мире.

8. Международное разделение труда и его влияние на развитие национальной экономики.

9. Теории саморазвития периферийной экономики.

10. «Азиатская драма» Г. Мюрдаля как теория становления рыночной экономики.

11. Концепции человеческого капитала и особенности их применения в «третьем мире».

12. Развитые страны: основные характеристики, социально-экономические проблемы и перспективы развития.

13. Сущность, особенности и тенденции развития постиндустриальной экономики.

14. Информационная экономика как элемент постиндустриальной экономики.

15. Инновационная экономика как элемент постиндустриальной экономики.

16. Сервисная экономика как элемент постиндустриальной экономики.

17. Экономика знаний как элемент постиндустриальной экономики.

18. Развивающиеся страны: классификация, основные характеристики и перспективы развития.

19. Проблемы и перспективы модернизации экономики стран ОПЕК.

20. Экспортоориентированная модель индустриализации: теория и практическая реализация.

21. Модель импортозамещения: теория и практическая реализация.

22. Проблемы и перспективы модернизации экономики наименее развитых стран.

23. Либерализация экономики как инструмент экономический трансформации государства (государство на выбор).

24. «Шоковая терапия» как модель рыночной трансформации: теория и практическая реализация.

25. Градуализм как модель рыночной трансформации: теория и практическая реализация.

26. Национальные проекты как приоритетные направления социально-экономического развития России: итоги и реализация.

27. Государственная программа модернизации российской экономики: содержание, итоги реализации.

28. Индикативное планирование как форма государственного регулирования рыночной экономики: зарубежный опыт.

29. Общественная политика в сфере решения социально-экономических проблем: мировая и российская практика.

30. Государственно-частное партнёрство: концептуальные положения, особенности и роль в национальной экономике.

31. Основные формы государственно-частного партнёрства, особенности их применения в России.

32. Реализация проектов государственно-частного партнёрства в мировой практике, их влияние на социально-экономическое развитие.

33. Влияние глобализации на экономику развитых и развивающихся стран: выгоды и издержки.

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления и модернизации рыночной экономики. Учебник. М.: Норма, 2009.

Электронная версия: http: // www.hse.ru/data/133/666.

2. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Электронная версия: http: // www.knigafund.ru/books/116268/read

 

 

б) дополнительная литература:

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

Реферат

по дисциплине «Экономика развития и модернизации»

Тема: (Наименование темы реферата)

 

Выполнил студент: ____Ф.И.О. _____

Гр.______факультет______курс_____

№ __зачетной книжки

Научный руководитель_____Ф.И.О.__

 

 

Санкт-Петербург

20__

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

(ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»)

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Экономика развития и модернизации»

Вариант №__

 

 

Выполнил студент: ____Ф.И.О. _____

Гр.______факультет______курс_____

№ __зачетной книжки

Научный руководитель_____Ф.И.О.__

 

 

Санкт-Петербург

20__

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

Методические указания

по написанию контрольных работ по дисциплине

ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ

(наименование дисциплины по учебному плану)

 

Направление подготовки: 080200.62 «Менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Профиль подготовки: Управление организацией (фирмой)
Форма обучения: Заочная

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

 

ОДОБРЕНЫ на заседании кафедры Экономической теории и Мировой экономики Протокол № ____от ________ 20__   Зав. кафедрой _________________ С. И. Головкина   Составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Экономика развития и модернизации» для подготовки бакалавра по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»
   
Составитель: С. И. Головкина К. э. н., доцент, зав. кафедрой Экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»

 

Рецензенты: М. Г. Демидова     К. э. н., доцент кафедры Экономической теории и мировой экономики ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»    

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Экономика развития модернизации» занимает особое место в системе подготовки бакалавров по направлениям «Менеджмент». Данный курс предназначен для углубленного изучения блока экономических дисциплин, для получения базовых знаний по экономике развития, для возможности профессионального использования методов исследования проблем экономического развития стран мира.

Курс «Экономика развития модернизации» является дополнением к таким базовым экономическим дисциплинам как экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика и международные экономические отношения.

Содержание курса «Экономика развития модернизации» охватывает круг вопросов, связанных с экономикой роста, развития, трансформации и модернизации промышленно развитых, развивающихся, наименее развитых, постсоциалистических стран.

Итогом освоения курса является приобретение бакалаврами следующих компетенций:

общекультурных компетенций:

(ОК-5): Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

(ОК-6): Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Экономика развития и модернизации» студенты должны получить:

знания:

на уровне представлений: основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки в области экономики развития и роста;

на уровне воспроизведения: основные понятия и теории дисциплины;

на уровне понимания:закономерности функционирования современной национальной и мировой экономики.

умения:

теоретические:

- владение культурой мышления,

- выделять проблемы экономического характера при конкретных ситуациях, предлагать способы их решения с учетом критериев социальной и экономической эффективности;

практические:

- владеть методологией экономического исследования;

- владеть современными методами сборами и обработки анализа экономических данных.

навыки:

- осуществлять поиск информации по полученному заданию; сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач;

- обладать основами анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на уровне национальной и мировой экономики.

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по направлениям 080200.62 - «Менеджмент» и включают в себя следующие разделы:

1. Структура и содержание дисциплины «Экономика развития и модернизации».

2. Зачётные задания по дисциплине «Экономика развития и модернизации» (варианты контрольных работ, тематика рефератов).

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

4. Приложения.

 

1. Структура и содержание дисциплины

«Экономика развития и модернизации»

Модуль 1. Введение. Теория экономики роста и развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.152 с.)