Сущность аудита; основные цели и задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность аудита; основные цели и задачи



Взаимоотношения аудитора и клиента

Общение во время аудита проводится с целью оптимизации ауди­торских процедур и аудита в целом. При этом могут обсуждаться вопросы:

· планирования аудита;

· получения аудиторских доказательств;

· оценки аудиторского риска и уровня существенности;

· изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

· использования работы экспертов;

· организационные и другие вопросы.

Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут об­суждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотруд­никами аудируемого лица в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие доку­менты такого рода аудиторы должны в обязательном порядке при­общить к своей рабочей документации. По итогам аудиторской про­верки, по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной ин­формации аудитора.

Общение на заключительной стадии аудита проводится с целью обсуждения выявленных проблем, путей их разрешения и согласова­ния необходимых поправок к отчетности.

При общении с руководством проверяемого субъекта аудитор должен придерживаться основных принципов профессиональной этики, таких как:

· независимость (как формальная, так и фактическая);

· честность и объективность (использование для выводов, реко­мендаций и заключений необходимого объема объективной информации);

· профессиональная компетентность (оказание услуг, не выходя­щих за пределы официально зарегистрированных полномочий и профессиональной компетентности);

· конфиденциальность (неразглашение информации независимо от дальнейших отношений с экономическим субъектом);

· профессиональное поведение (соблюдение приоритета обще­ственных интересов и репутации профессии в целом).

Порядок общения с руководством экономического субъекта дол­жен быть определен отдельным внутрифирменным стандартом ауди­торской деятельности конкретной аудиторской фирмы.

 

 

Основные субъекты аудита

Субъект аудита, их права, обязанности и ответственность. Аудиторская деятельность должна быть организована в соответствии с документами, относящимися к двум группам: государственные законодательные акты; аудиторские стандарты.

Принимая во внимание необходимость безотлагательного установления правовых основ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного контроля, 20 ноября 1998 г. принят Закон "Об аудиторской деятельности в РК", определив тем самым правовые основы осуществления аудиторской деятельности и направление на создание системы независимого контроля, способствующий защите имущественных интересов собственника и государства.

Норма настоящего Закона действует на всей территории РК по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности и сферы деятельности. Данный Закон состоит из 6 глав, которые включают в себя 25 статьи.

В Законе об аудиторской деятельности указаны субъекты аудита. Это аудиторы и аудиторские фирмы.

Аудитор как субъект предпринимательской деятельности осуществляет свою работу в индивидуальном порядке или через специализированные аудиторские организации (фирмы).

Они независимы от государственных органов и своих заказчиков, в силу чего не могут состоять на службе в этих органах и общественных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной, преподавательской и иной творческой деятельностью.

Аудиторская фирма - это организация, основным видом деятельности которой является оказание аудиторских услуг.

Аудиторские фирмы могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной целью их является обеспечение предприятий, их партнеров объективной информацией о финансовом состоянии обслуживающих предприятий и достоверности их отчетности, соответствии совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законам и нормативным актам, действующих на территории РФ.

В соответствии с целями своей деятельности аудиторская фирма осуществляет проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности различных предприятий (государственных, совместных, индивидуальных) по заказам на договорных платных основах.

К важнейшим задачам аудиторских фирм относятся:

- проведение экспертизы хозяйственной деятельности и состояния имущества;

- разработка рекомендаций по улучшению хозяйствующих субъектов;

- прогнозирование результатов хозяйственной деятельности и оценка перспективах развития;

- оказание консультационно-информационных услуг высококвалифицированными специалистами по организации учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности и др.

Являясь юридическим лицом, аудиторская фирма определяет свою хозяйственную деятельность на принципах коммерческого расчета.

Возглавляет работу аудиторской фирмы директор.

В соответствии со статьей 21 Закона субъекты аудита имеют право:

- проверять бухгалтерские книги и другую документацию о финансово-хозяйственной деятельности;

- проверять наличие денежных сумм, ЦБ, материальных ценностей;

- получать необходимые сведения для проведения аудита;

- получать от банков необходимые сведения об операциях и состоянии счетов проверяемых юридических лиц;

- привлекать на договорной основе различных специалистов.

Субъекты аудита обязаны:

- добросовестно, квалифицированно проводить аудит;

- обеспечить сохранность документов, полученных на проверяемый период;

- незамедлительно сообщать руководителю предприятия о фактах, серьезных нарушениях законодательства;
- сохранять в тайне полученные сведения и не разглашать его содержание;

- передать аудиторские заключения исключительно тем лицам, с которыми был заключен договор.

Аудиторы и аудиторские фирмы несут ответственность за квалифицированное и качественное выполнение своих обязанностей, предусмотренных законодательством РК и договором. Материальная ответственность аудиторов и аудиторских фирм в связи с причинением ущерба заказчику в результате недоброкачественного проведения аудита предусматривается в договоре.

Имущественные споры предприятий и аудиторских организаций (аудиторов) разрешаются судом.

Аудиторские фирмы гарантируют свою материальную ответственность страхованием за счет собственных средств, а индивидуальные аудиторы - как за свой счет, так и за счет страхования.

За нарушение требований Законодательства РК при осуществлении аудиторской деятельности аудитор может быть лишен квалифицированного свидетельства и лицензии, а аудиторская фирма лицензии.

Как хозяйствующие субъекты, аудиторы и аудиторские фирмы ведут учет и представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность о своей деятельности налоговым и статистическим органам по месту их нахождения в соответствии с действующим законодательством.

 

Оценка аудиторского риска.

Планирование аудиторской проверки. Составление программы проверки

Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, составлении общего плана аудит проверки, разработке аудит-ой программы и конкретных аудит процедур, оценке объема аудит проверки.

Планирование аудита должно осуществляться до письма-обязательства и заключения договора.

При планировании должны соблюдаться принципы:

Комплексность - все этапы план-ия аудита д б связаны и согл-аны между собой.

Непрерывность – выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам.

Оптимальность – гибкость планирования в выборе наиболее рационального варианта плана.

При планировании выделяют следующие этапы:

- предварительное планирование аудита;

- подготовка и составление общего плана аудита

- подготовка и составление программы аудита.

Предварительное планирование.

На этом этапе следует получить информацию об: организационной структуре клиента; особенностях его производственной деят-ти; о круге его поставщиков и покупателей; дочерних и зависимых орг-ях; рентабельности и порядке распределения получаемой прибыли; системе внутреннего контроля; курсе его акций; принципах формирования оплаты труда персонала и т.д.

Все это целесообразно отразить в рабочей документации.

Подготовка общего плана и программы аудита.

На этом этапе следует установить уровень существенности и дать оценку аудит рисков. Стандартом предполагается возможность согласования с клиентом общего плана и программы аудита. При этом аудит орг-ия является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

С помощью проведения аналитических процедур аудит орг-ия должна выявить области, значимые для аудита. Составляя общий план и программу аудита, аудит орг-ии следует учитывать степень автоматизации обработки учетной инф-ии.

В общем плане аудит орг-ия определяет способ проведения аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку. Аудитор должен предусмотреть сроки проведения аудита и его график, время подготовки аудиторского заключения и письменного отчета. При этом необходимо учесть следующие факторы:

- реальные затраты труда, необходимые для работы;

- затраты времени предыдущей аудиторской проверки;

- уровень существенности;

- сформированные оценки аудиторского риска.

Программа аудита – может представлять собой детальный перечень содержания аудит процедур. Одновременно программа может служить средством контроля за качеством и временем проверки.

Программа может содержать перечень тестов средств и аудит процедур по существу (включают в себя детальную проверку верности отражения в БУ оборотов и сальдо по счетам).Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы БУ он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу БУ.

Программа аудита может корректироваться в ходе работы. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах являются факт материалом для составления аудит заключения, а сделанные в ходе проверки этих разделов замечания целесообразно использовать при подготовке развернутого отчета аудитора руководству орг-ии клиента по итогам проведения аудита.

 

Сущность аудита; основные цели и задачи

Слово «аудит» происходит от латинского «аудио», что буквально означает «слышать». Аудит в классическом понимании этого словавнешний независимый фи­нансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии.

В статье 1 Закона определено понятие аудита: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринима­тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (да­лее — аудируемые лица).

Целью аудита является выражение мнения о досто­верности финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди­руемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерс­кого учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих вы­водах обоснованные решения».

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

· подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;

· проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

· контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;

· выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

· все ли активы и пассивы отражены в отчете;

· все ли документы используются в отчете и насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы:

· общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней);

· обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм);

· законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);

· оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно посчитаны);

· классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);

· разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);

· аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);

· раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

В зарубежной литературе выделяются главные и конкретные цели аудита по элементам. В книге «Аудит» – «смысл целей аудита заключается в том, чтобы создать некую структуру, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств».

Цели аудита:

· степень общеприемлемости;

· правильное включение сумм;

· завершенность;

· право собственности (по включенным суммам);

· оценка;

· правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах;

· разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период);

· арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и главной книге);

· раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности).

Задача аудитора состоит:

· в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

· в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

· в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.

2. Место аудита в системе контроля

Контроль — важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный;

в зависимости от объекта — на внутренний и внешний;

в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит).

При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа

Гос. фин. контроль регл-тся законами Р Ф и другими нормативными актами. В системе гос-го фин.контроля имеются специальные контрольные органы: Счетная палата Р Ф, Департаменты гос-го фин. контроля и аудита Мин. фин. РФ. В определенной мере функции гос-го фин. контроля выполняют органы Мин-ва РФпо налогам и сборам, налоговая полиция, а также ЦБ России, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Гос-й таможенный комитет России, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения — управления (отделы) внутреннего аудита.

О сновными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов. Независимость — необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров

При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета.

При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита.

Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

Отличие внешнего аудита от ревизии

1. Цели:

аудит — выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности;

ревизия — выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных.

2. Характер:

аудит — предпринимательская деятельность;

ревизия — исполнительская деятельность, выполнение распоряжений.

3. Основа взаимоотношений:

аудит — добровольное осуществление на основе договоров;

ревизия — принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов.

4. Управленческие связи:

аудит — горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним;

ревизия — вертикальные связи, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.

5. Принцип оплаты услуг:

аудит — платит клиент;

ревизия — платит вышестоящее звено или государственный орган.

6. Практические задачи:

аудит — улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента;

ревизия — сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.

7. Результаты:

аудит —аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Аудиторское заключение содержит мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и может быть опубликовано;

ревизия

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.84 (0.051 с.)