Тема 2. Национальное и международное регулирование международной торговли. Внешнеэкономическая политика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Национальное и международное регулирование международной торговли. Внешнеэкономическая политика.



Цель лекции - формирование верных представлений о формах, инструментах и последствиях национального и международного регулирования торговли.

Задачи:

· Выяснить цели внешнеторговой политики;

· Проанализировать и сравнить последствия тарифных и нетарифных инструментов внешнеторговой политики;

· Показать роль ВТО и других организаций по регулированию МТ.

План:

1. Определение и цели внешнеторговой политики.

2. Формы внешнеторговой политики.

3. Протекционизм, его причины.

4. Инструменты и последствия протекционизма.

5. Международное регулирование международной торговли.

Базовые категории темы: внешнеторговая политика,протекционизм, фритредерство, таможенный тариф, таможенная пошлина, адвалорная пошлина, специфическая пошлина, смешанные пошлины, преференциальные пошлины, демпинг, квоты, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, ВТО, ЮНКТАД.

Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Цели внешнеторговой политики каждая страна определяет, исходя из своих приоритетов:

· Изменить структуру и объем экспорта и импорта.

· Обеспечение экономического роста.

· Выравнивание структуры платежного баланса.

· Обеспечение стабильности национальной валюты.

· Изменение места страны в международном разделении труда.

· Сохранение экономической и политической независимости страны и другие.

Одни цели можно достичь достаточно быстро, другие в долгосрочном периоде.

Существуют две основные формы внешнеторговой политики государства: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли).

Фритредерство – политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю.

Основным регулятором здесь является рынок. Основоположниками этой политики были представители классической политической экономии – Адам Смит и Давид Рикардо. Она позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена.

Протекционизм – политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции. Крайняя форма протекционизма называется автаркией.

1. Основными инструментами протекционизма являются:

2. Рекомендации.

3. Запреты.

4. Тарифные барьеры.

5. Нетарифные барьеры.

Наиболее действенными являются тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Таможенная пошлина – это налог на импорт или экспорт, в момент пересечения товаром таможенной границы страны. Таможенная пошлина имеет два существенных признака. Во-первых, она может изыматься только государством. И поэтому поступает в государственный (федеральный), а не местный бюджет. Во-вторых, импортная пошлина применяется к товарам иностранного происхождения, экспортная – к товарам отечественного производства. Для рассмотрения темы необходимо выделить функции таможенных пошлин и раскрыть их содержание. Затем следует дать классификацию таможенных пошлин, выделяя критерий группировки. Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. Обратите внимание, что членство РФ в Таможенном союзе с 2010 года обуславливает изменение в российском таможенно-тарифном регулировании.

Существуют более 50 видов нетарифных барьеров, которые можно объединить в две группы: экономические и административные. К экономическим относятся: антидемпинговые меры, уравнительные налоги и сборы (акцизы, НДС, налог на потребление, гербовый сбор и т.д.), импортные депозиты (беспроцентный залог, который импортер резервирует в национальной валюте перед закупкой товаров за рубежом), валютное регулирование ( множественность валютных курсов, налоги на операции с валютой, ограничение на вывоз валюты, обязательная продажа экспортерами части валютной выручки и др.). К административным относятся: квоты, лицензирование, эмбарго, «добровольные экспортные ограничения».

«Добровольное» ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Раскрывая вопрос о международном регулировании торговли, следует выделить ряд организаций, которые призваны выполнять эту функцию в мировом хозяйстве: ВТО (предшественница - ГАТТ), ЮНКТАД, ЮНИСИТРАЛ, МТП и другие. Дайте им характеристику, выделите их задачи, направления деятельности, результативность их работы. Обратите внимание, что РФ в 2012 году стала полноправным членом ВТО, в связи с чем, необходимо знать базовые обязательства вступления нашей страны в эту организацию.

Таким образом, в результате логически-последовательного изучения вопросов темы, обучаемые должны прийти к следующим выводам:

1. Противоречивое влияние внешней торговли на экономику создало два противоположных подхода к ее развитию: протекционизм и защита свободы торговли.

2. Разнообразные таможенные пошлины выполняют важные для экономики функции. Однако, основными инструментами регулирования в условиях членства стран в ВТО являются нетарифные барьеры

 

Тема 3. Международная миграция капитала и международный кредит.

Цель лекции - формирование представлений о сущности и механизмах функционирования международной миграции капитала в мировом хозяйстве и ее влиянии на национальную и мировую экономику.

Задачи:

· Выявить сущность и структуру международного движения капитала;

· Показать причины иностранного инвестирования;

· проанализировать последствия иностранных инвестиций для национальной экономики.

План:

1. Место международной миграции капитала (ММК) в системе МЭО.

2. Этапы эволюции ММК.

3. Основные формы ММК.

4. Государственное стимулирование иностранных инвестиций.

5. Последствия ММК для национальной и мировой экономики.

Базовые категории темы: международная миграция капитала, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, ссудный капитал, дочерняя компания, ассоциированная компания, инвестиционный климат, свободная экономическая зона.

Одним из характерных явлений современной мировой экономики является движение капитала между странами. На ее долю приходится около 17 % общего объема МЭО. Она тесно связана с другими формами МЭО и сама оказывает влияние на их развитие.

Международное движение капитала основано на его международном разделении как одного из факторов производства – исторически сложившемся или приобретенном сосредоточении капитала в различных странах, являющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах. Международное разделение капитала выражается не только в различной обеспеченности стран накопленными запасами материальных средств, необходимых для производства товаров, но и в различиях исторических традиций и опыта производства, уровней развития товарного производства и рыночных механизмов, а также просто денежных и других финансовых ресурсов. Наличие достаточных сбережений (капитала в денежной форме) является важнейшей предпосылкой для инвестиций и расширения производства.

ММК в современном виде сложилась в результате длительной эволюции мирового хозяйства, поэтому можно выделить ряд этапов ее формирования, которым присущи свои специфические черты. К семинарскому занятию необходимо подготовить характеристику каждого этапа ММК.

Существует множество классификаций ММК:

В официальной статистике, т.е. в платежном балансе, мигрируемый капитал подразделяют на:

· прямые инвестиции;

· портфельные инвестиции;

· прочие инвестиции;

· резервные активы.

По форме собственности выделяют:

· частный;

· государственный;

· капитал международных организаций;

· смешанный капитал.

По срокам вывоза:

· сверхкраткосрочный (до 1,5 месяцев);

· краткосрочный (2-5 лет);

· среднесрочный (5-7 лет);

· долгосрочный (может достигать до 40 лет, обычно предоставляется под гарантии правительства)

По целям и характеру использования капитал делится:

· предпринимательский:

а. прямые иностранные инвестиции (ПИИ);

б. портфельные инвестиции.

· ссудный.

Движение капитала в ссудной форме предполагает миграцию капитала в следующих вариантах:

а. государственные и частные займы;

б. межбанковские депозиты;

в. официальная помощь развитию.

По методологии международных организаций для того, чтобы признать инвестиции прямыми, они должны составлять не менее 10% от акционерного капитала инвестируемой компании и позволять инвестору вводить своих представителей в совет директоров компании, поэтому ПИИ это долгосрочные зарубежные вложения, которые позволяют контролировать зарубежную фирму.

Обратите внимание при подготовке к данному вопросу на сущность и характеристику каждой формы ММК. Особый акцент следует сделать на различиях между ПИИ и портфельными инвестициями выделить преимущества прямых инвестиций, по сравнению, с портфельными.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

· дочерней компании – предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;

· ассоциированной компании – предприятия, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;

· филиала – предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Для анализа и оценки ММК применяют ряд показателей:

1. коэффициент экспорта капитала:

Кэк = ЭК / ВВП ∙ 100%

2. коэффициент импорта капитала:

Ким = ИК / ВВП ∙ 100%

3. доля предприятий с иностранными инвестициями в общей численности предприятий;

4. структура иностранных инвестиций;

5. Доля ПИИ (портфельных инвестиций) в общем объеме капитала, ввезенного в страну и др.

Государственное стимулирование ПИИ, относится к разновидности экономической политики и включает:

1. Предоставление государственных гарантий. Гарантии могут предоставляться как страной базирования, так и принимающей страной. В соответствии с законодательством многих стран инвесторы, желающие инвестировать свой капитал за рубежом, могут получить от своего или иностранного государства гарантии своим инвестициям. Правительства, заинтересованные в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным корпорациям гарантии возврата полной суммы инвестированного капитала или какой-либо его части за счет государственных источников в случае национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости местной валюты и других непредвиденных обстоятельств. Гарантии инвестиций содержатся также в двусторонних и региональных соглашениях о защите инвестиций, подписанных между большинством стран мира.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране.

3. Страхование зарубежных инвестиций. Смысл заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховке рисков, которая обычно составляет до 1% от суммы инвестиции. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов.

4. Урегулирование инвестиционных споров. Теоретически возможны урегулирования инвестиционных споров на базе национального законодательства принимающей страны, национального законодательства страны базирования прямого инвестора или международного арбитража.

Исключение двойного налогообложения. Если предприятие оперирует в нескольких странах, то существует опасность того, что правительство каждой из них пожелает обложить его прибыль своим национальным налогом на прибыль. Корпорация платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.

5. Административная и дипломатическая поддержка. Прямые инвесторы обычно являются предметом опеки со стороны государственных органов страны базирования: правительство проводит переговоры с зарубежными странами о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов.

Для изучения темы важным вопросом является выявление последствий импорта капитала для национальной экономики:

1. приток капитала создает предпосылки для развития экспортной базы,

2. кредитует расширение товарного импорта в импортирующей стране.

3. движение капитала между странами понижает его стоимость на мировом рынке.

4. ограничения на ввоз капитала обостряет нехватку валютных ресурсов,

5. стимулирует технологическое обновление производства.

6. усиливает внешнюю финансовую зависимость.

7. увеличивает отток капитала в виде дивидендов, процентов.

ПИИ по сравнению с ссудным капиталом выгодны, но иностранный капитал обостряет конкуренцию на национальном рынке и вытесняют национальные фирмы из отраслей. Портфельные инвестиции увеличивает размеры фондового рынка страны импортера капитала, но это одновременно порождает и неустойчивость финансового рынка его зависимость от иностранного капитала. Ссудный капитал увеличивает внешнюю задолженность.

К последствиям экспорта капитала на национальную экономику можно отнести:

1. вывоз ссудного капитала в виде экспортных кредитов стимулирует экспорт.

2. обострение конфликтов между интересами вывозящей капитал фирмы и национальными интересами страны.

3. сокращение ВВП страны, в результате оттока капитала за границу.

4. отрицательное влияние на экономический рост и занятость.

Таким образом, в результате логически-последовательного изучения вопросов темы, обучаемые должны прийти к следующим выводам:

1. ММК является важной формой МЭО, оказывающей влияние на мировое хозяйство и другие формы МЭО.

2. Причиной международного движения капитала является международное разделение капитала между странами как одного из факторов производства.

3. Главной причиной иностранного инвестирования в различных формах является стремление разместить капитал, в тех странах, где они будут приносить максимальную прибыль, и диверсифицировать риск.

4. Последствия миграции капитала неоднозначны для принимающих стран и стран-доноров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.86.29 (0.034 с.)