Тема 5. Научно-технический потенциал мировой экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Научно-технический потенциал мировой экономики.



Цель лекции -показать связь между уровнем развития научно-технического потенциала стран и местом, занимаемым государством в МРТ и мировой экономике.

Задачи:

1. Выяснить роль научно-технических ресурсов для развития национальных экономик и конкурентоспособности на мировых рынках.

2. Показать региональные различия в развитии научного потенциала и национальных инновационных систем.

План:

1. Сущность и значение научно-технического потенциала.

2. Показатели развития научно-технического потенциала страны.

3. Основные организационные формы научных исследований в мире.

4. Информация – как продукт НТП.

5. Региональные особенности научно-технического потенциала национальных инновационных систем.

Базовые категории темы: научно-технический потенциал (ресурсы), индекс цитирования, НИОКР, технопарк, технополис, инновации, естественный закон технического прогресса, индекс инновационного развития, наукоемкое производство, высокотехнологичное производство, национальные инновационные системы.

В последние годы наука превращается в один из глобальных факторов, определяющих состояние человечества. Наука способствует физическому благосостоянию человечества, росту его потенциальных возможностей. Материальные возможности и перспективы жизнедеятельности человеческого общества - индустриализация, урбанизация, рост культуры и образовательных возможностей, проблемы питания, снижения смертности и продления жизни - непосредственно связаны с состоянием научно-технического прогресса. Он является важнейшим фактором развития современного мирового хозяйства.

Научные ресурсы мирового хозяйства – это накопленный научно-технический потенциал мира, совокупность научно-технических возможностей мировой экономики. Этот потенциал включает подготовленные научные кадры, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов, систему организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, научное обслуживание, результаты в виде открытий, патентов и т.п.

Значимость научно-технического потенциала заключается в следующем:

- Характеризует реальные возможности страны использовать достижения НТП.

- Определяет уровень развития страны и регионов мира.

- Влияет на специализацию страны в МРТ.

- Определяет конкурентоспособность страны на мировых рынках и т.д.

К показателям, характеризующим научные ресурсы страны относятся:

· доля расходов на НИОКР в ВВП страны;

· доля бюджетных расходов на НИОКР;

· численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании;

· долю наукоемкой продукции в ВВП;

· индекс цитирования (ссылки в научных трудах на работы исследователей из данной страны);

· доля высокотехнологичной продукции в экспорте;

· количество и размер полученных международных научных премий, грантов.

Накопление научных ресурсов сегодня в мире реализуется следующими способами:

- прямым участием государства в производстве знаний на основе бюджетного финансирования образования и науки;

- предоставлением безвозмездных субсидий на проведение фундаментальных научных исследований ученым (грантов) при условии полной отчетности о ходе исследований и публикации результатов;

- предоставлением налоговых льгот или субсидий частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования.

Перспективной формой организации научных исследований в мире являются технопарки и технополисы.

Роль технопарков:

- способствуют экономическому процветанию целых регионов;

- обеспечивают новые рабочие места;

- выступают новой формой интеграции науки, высшего образования, промышленности, предпринимательства.

Преимущества Технопарков:

- резко сокращается время на создание и внедрение научных изобретений;

- продукция часто идет на экспорт;

- непрерывная движение результатов: технология - материалы- готовые товары, происходит постоянная разработка и доработка изобретений;

- специализация на отдельных направлениях исследований.

- усиливают тенденцию к интернационализации мировой науки, накоплению «общепланетарного интеллекта».

Научные ресурсы мира неравномерно распределены между странами и регионами:

1. Наибольший научный потенциал накоплен в США.

2. Малые страны Западной Европы и Япония являются лидерами по отдельным направлениям научных исследований и разработок.

3. активно наращивают свой научно-технический потенциал НИС.

4. Россия в 90-е годы несколько утратила ведущие позиции в сфере науки, однако предпринимает все попытки его восстановить.

Особенности научно-технического развития стран и регионов зависит от состояния национальных инновационных систем. Национальные инновационные системы (НИС) - это совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих научные исследования, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции (крупные и мелкие наукоемкие компании, государственные научные центры и региональные технопарки, бесприбыльные научные организации и фонды), а также управление, финансирование инновационной деятельности и законодательное ее регулирование.

К семинарскому занятию подберите материал, раскрывающий региональные особенности научно-технического потенциала, НИС. Особый акцент сделайте на проблемах НИС РФ.

Выводы:

1. В современном мире существует прямая зависимость между уровнем развития страны и размерами финансирования ее научных исследований, что усугубляет неравенство стран в мировой экономике.

2. Научно-технический потенциал, в отличие от природных ресурсов, обуславливает формирование приобретенных факторов производства для стран мира, реализация которых осуществляется через форму МЭО, как международное научно-техническое сотрудничество, которая будет изучаться в модуле 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.006 с.)