Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Демографический и трудовой потенциал мировой экономики.
Цель лекции -показать взаимосвязь между состоянием и тенденциями развития демографического потенциала и трудовыми ресурсами мировой экономики. Задачи: 1. Выявить тенденции развития демографических ресурсов мира; 2. Анализ структуры трудовых ресурсов различных регионов мира; 3. Выявление тенденций развития демографической политики в разных регионах мировой экономики. План: 1. Динамика и показатели воспроизводства населения мира. 2. Демографическое развитие и его формы и тенденции. 3. Характеристика трудовых ресурсов мира. 4. Демографическая политика стран мира. Базовые категории темы: - демографический потенциал, трудовые ресурсы, урбанизация, агломерация, мегаполисы, отраслевая структура занятости, коэффициент демографической нагрузки, демографическая политика.
Из курса «Макроэкономики» вспомните термины: экономически активное население, занятые, безработные, экономически пассивное население. При изучении данной темы необходимо проследить динамику населения мира и сделать выводы о темпах роста населения. Если в 1850 году население мира составляло 1 млрд. человек, то в 1950 г. - 2.5 млрд. человек, а в 20011 - 7 млрд. чел. Темпы роста населения мира составляют 1,4 % за счет высокой рождаемости в развивающихся странах. Региональное распределение населения отличается неравномерностью. Так, в Азии проживает 60% населения мира, в Африке - 12%, в Латинской Америке – 8%, в Северной Америке – 5%, в Западной Европе – 3,2%, а в России - 2,5%. К факторам, влияющим на темпы роста демографических ресурсов относятся социально-экономические, природно-биологические, демографические. Обратите внимание, что каждый фактор оказывает влияние как на рост, так и на сокращение населения. Приведите примеры такого разнонаправленного влияния. Обратите внимание на формы демографического развития: демографический переход и демографический взрыв. Выделите группы стран, для которых характерен демографический взрыв. На этой основе сформулируйте характеристики типов воспроизводства населения мира: классический, современный, депопуляционный и приведите примеры стран. К современным тенденциям развития демографических ресурсов мира относятся: 1. Тенденция снижения количества детей в семье практически во всех развитых странах.
2. Тенденция старения населения, особенно в развитых странах и РФ. 3. Депопуляционные тенденции развития в ряде стран мира, в том числе и РФ. Прогнозируемое ООН ежегодное изменение численности населения (2008-2020), % 4. Снижение численности населения в развитых и перенаселение в развивающихся странах. 5. Изменение этнического состава населения мира. 6. Применение различных инструментов и разнонаправленной демографической политики в развитых и развивающихся странах. Каждая из перечисленных тенденций оказывает влияние на состояние трудовых ресурсов мира. Подумайте и приведите примеры. К трудовым ресурсам относится часть населения трудоспособного возраста, занятого в общественном производстве или которое может быть в нем занято. Средняя мировая оценка трудовых ресурсов – 55–65 % от общей численности населения стран мира. В развитых странах процент трудоспособных выше, в развивающихся – ниже. В развитых странах в трудовые ресурсы включаются возрастные группы от 16 до 65–70 лет, в некоторых странах, в т.ч. РФ – от 16 до 50–55 лет. Трудовые ресурсы делятся на две группы: экономически активное и пассивное население. Экономически активное население включает занятых, безработных, частично занятых. К занятым относят население, осуществляющее деятельность, приносящую доход. Это такие группы, как наемные работники, самостоятельные работники и члены их семей, сезонные, временные и случайные работники, учащиеся, которые работают. Продуктивность использования этой категории трудовых ресурсов характеризует продолжительность рабочей недели. Сравните ее по странам. Сделайте выводы. Вспомните методики расчета безработных и безработицы из макроэкономики. Подберите статистику по уровню безработицы в разных группах стран. Обратите внимание, на проблему роста безработицы среди молодежи в ЕС в период экономического кризиса, которая достигла в таких странах, как Испания и Греция 25 %. К экономически неактивному населению относятся пенсионеры по старости и инвалидности, домашние хозяйки, учащиеся очных форм обучения, рантье, а также те, кто не хочет работать.
По данным МОТ, экономически активная часть населения примерно равна 75 % трудовых ресурсов мира. Если же учитывать все население, то численность занятых в мировой экономике составляет в среднем 47 % населения Земли. Доля экономически активного населения в общей численности населения некоторых стран: Россия - 60%, Швейцария - 59%,Китай -59%,Япония -55%,США 50 %, Швеция - 49%, Великобритания - 48,Германия- 47%, Бразилия - 46 %, Израиль - 38 %, Турция - 37 %, Индия - 37 %, Египет -28 %, Пакистан - 27 %, Эфиопия - 20 %, Алжир -15 %. Сделайте выводы на основании приведенных данных. Трудовые ресурсы мира в отраслевом аспекте распределены так: примерно 60 % экономически активной части населения мира занято в сельском хозяйстве и первичном секторе, около 20 % населения – в промышленности и около 20 % – в сфере услуг, причем занятость в сфере услуг быстро растет. Основными резервами трудовых ресурсов мира располагают страны с большой и быстро растущей численностью населения: Китай, Индия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, Филиппины. Выводы: 1. Демографические и трудовые ресурсы неравномерно распределены по странам и регионам мира. В современных условиях обладание одним из ценных ресурсов развития мировой экономики – многочисленным населением трудоспособного возраста становится монополией развивающихся стран мира. 2. Старение населения и депопуляционный тип воспроизводства в развитых странах является объективной основой для усиления процессов трудовой миграции из развивающихся стран в развитые.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.006 с.) |