ТОП 10:

Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС



Гражданская оборона тесно связана с РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени.Организация и ведение ГО - одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности. В мирное время гражданская оборона своими органами управления, специально уполномо­ченными на решение задач в области ГО (они же - органы повседневного управ­ления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными служба­ми и формированиями ГО участвует в решении задач РСЧС.

Гражданская оборона представляет собой систему общегосударственных мероп­риятий по подготовке к защите и решению задач самой защиты населения и объектов РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для достижения этих целей заблаговременно, в мир­ное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО. Общее руководство ГО в стране возложено на Правительство Российской Федерации. Начальником гражданской обороны России является Председатель Правительства РФ.

Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Российс­кой Федерации.

Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образо­ваниях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на пред­приятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей орга­нов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, рай­онов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление ме­роприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов инди­видуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на под­ведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство гражданской обороной РФ возложено на Мини­стерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основные направления ее развития и совершенствования.

РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально-производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий яв­ляется обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреж­дений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образователь­ной деятельностью.

Вопрос 7:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральное министерство, одна из аварийно-спасательных службРоссии.

Действует совместно с территориальными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами. Осуществляет общее руководство.

Государственная противопожарная служба частично находится в составе МЧС. На 2010 из общего числа пожарных в России в составе МЧС служило около 50 %.[2] На территории России существуют более 400 спасательных служб и формирований (без учёта пожарных частей и формирований ОАО «РЖД»), из этих служб только около 30 входит непосредственно в МЧС[3].

МЧС России осуществляет около 25 % от общего числа всех проверок в стране[4].

Территориальные органы

Региональные центры[5]:

· Северо-Западный — г. Санкт-Петербург

· Центральный — г. Москва

· Южный — г. Ростов-на-Дону

· Северо-Кавказский — г. Железноводск

· Приволжский — г. Нижний Новгород

· Уральский — г. Екатеринбург

· Сибирский — г. Красноярск

· Дальневосточный — г. Хабаровск

· ГУ МЧС России по Республике Крым — г.Симферополь

· ГУ МЧС России по г.Севастополь — г. Севастополь

Восемьдесят пять Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (отдельно — Главное управление МЧС России по г. Москве).

 

Деятельность[править | править вики-текст]

Информация обо всех происшествиях, на которых работают спасатели и пожарные через Главное управление МЧС по субъекту федерации и региональный центр МЧС обобщается для МЧС РФ. На уровне региона ещё существует градация, что делали муниципальные службы спасения, краевая служба, пожарные. На следующих этапах вся статистика обезличивается. В результате МЧС России сообщает о работе всех аварийно-спасательных формирований страны, не уточняя, какая часть работы сделана подразделениями, входящими в структуру МЧС, а какая муниципальными, областными, краевыми, республиканскими службами спасения[16]. В результате в СМИ со ссылкой на пресс-службу МЧС, которая в пресс-релизах называет всех работников экстренных служб «спасателями», объявляют, что на место аварии прибыли «спасатели МЧС», при работе на месте пожарной охраны[17][18][19] (в том числе частной), муниципальных и областных служб спасения.

Спасатели МЧС приезжают на место четвёртыми или пятыми. Первыми прибывают полиция, пожарные и «скорая помощь», муниципальные или областные службы спасения. Время готовности спасателей МЧС — четыре часа и больше[20]. К примеру, во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (произошла в 8:13 местного времени) первыми на станцию прибыли расчёты пожарной части № 8 МЧС, расположенной в поселке Черёмушки[21]. Через два часа прибыла из Саяногорска группа пожарных, «в обеденное время» прибыли машины спасателей Южно-Сибирского спасательного отряда по Республике Хакасия[22]. 29 марта 2010 года вертолет МЧС прилетел к метро спустя 30 минут после взрыва в московском метро, позже автомобилей скорой помощи[23]. 346-й Краснознамённый спасательный центр МЧС России (в/ч 01630 г. Колпино (г. Санкт-Петербург) для экстренного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации выделяет сводный мобильный отряд с готовностью 1,5 часа[24]. 03 июня 2012 в 23.40 МСК в Морской спасательно-координационный центр Санкт-Петербург от капитана судна, которое находилось в зоне ответственности России, поступила просьба о срочной медицинской эвакуации больного 85 лет, у которого открылось внутреннее кровотечение. На запрос о привлечении вертолета был получен отрицательный ответ от Северо-Западного регионального центра МЧС и Северо-Западного авиационного поисково-спасательного центра. Был задействован вертолет Береговой охраны Финляндии[25].

При пожаре в психиатрической больнице, на котором погибло 38 человек, пожарные федеральной пожарной охраны выехали через 21 минуту после сообщения[26].

В Ленинградской области подчинённые начальника областного ГУ МЧС заблокировали прием сигналов о пожаре с 500 объектов (среди которых школы, детские сады, больницы) после отказа от услуг фирм, связанных с бывшим заместителем руководителя ГУ МЧС по Санкт-Петербургу[27].

В рамках реализации Всемирной Продовольственной программы ООН в 2012 г. осуществлялась доставка более тысячи тонн жёлтого лущеного гороха в Сомали и Таджикистан[28]. В 2011 году 760 тонн гороха было отправлено МЧС в Гвинею[29]. Доставка гуманитарной помощи в Мали осуществлялась авиационным транспортом МЧС[30]. Консервы, рис и сахар в Гвинею в 2012 доставлялись самолетом ИЛ-76 МЧС[31].

В Архангельской области пожарная охрана МЧС есть в двух городах. Остальная часть области защищена другими видами пожарной охраны[32].

Порядок и условия прохождения службы военнослужащими, а также сотрудниками федеральной противопожарной службы определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и в органах внутренних дел соответственно, а также нормативными актами МЧС России[33].

Военнослужащих в МЧС России - 7230 человек (по состоянию на 1 июля 2014 г.), сотрудников ФПС - 151 000 человек.

Техника МЧС (в том числе:ГАЗ-3409 "Бобр", "Камаз", ГАЗ 3307)

Тушение природных пожаров не является законодательно закрепленной функцией МЧС[34]. Однако в результате пропаганды и агитации МЧС большинство граждан считает, что МЧС является главным борцом с лесными пожарами — несмотря на то что абсолютное большинство лесных пожаров тушится работниками лесохозяйственных организаций, а роль МЧС в тушении пожаров на природных территориях незначительна. Статистическая информация о пожарной обстановке в лесах страны, собираемая органами лесного хозяйства, на сайте МЧС появляется раньше, чем на сайте Рослесхоза (а ещё несколько лет назад эту информацию вообще можно было получить только в МЧС). Широко распространенное представление о том, что за борьбу с лесными пожарами отвечает в первую очередь МЧС, способствовало разрушению отраслевой (лесной) системы борьбы с лесными пожарами в последние годы[35].

По словам министра Шойгу, во многих городах существуют структуры, которые выполняют функции МЧС[36].

Министерству разрешено ввозить без уплаты импортных пошлин легковые автомобили и мотоциклы, которые будут использоваться для любой деятельности ведомства и уполномоченных им организаций[37].

Программа переоснащения МЧС России современными образцами техники и оборудования на 2011—2015 годы предусматривает в 2011 году покупку 18 автоцистерн, а такжесамолётов, вертолётов и экспертно-криминалистических лабораторий[38].

В 2008 г. Минкомсвязи и МЧС разработали концепцию создания системы «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Говорилось о том, что переход служб и ведомств на эту систему повысит оперативность реагирования и улучшит их взаимную скоординированность (а значит, снизит ущерб от чрезвычайных ситуаций), и что время ожидания по экстренным звонкам не должно превышать 8 секунд. После того, как концепция получила одобрение Правительства, МЧС и Минкомсвязи более двух лет потратили на разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые должны были отвечать за её реализацию. В 2011 году системы «112»функционирует только на территории Курской области[39].

ФГУ «Агентство по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях „Эмерком“» при МЧС создано в 1996 г. В 2005 г. в докладе комиссии ООН, расследовавшей злоупотребления в ходе программы «Нефть в обмен на продовольствие», «Эмерком» фигурирует как покупатель иракской нефти. В 2002 г. газета «The Washington Post» указывала, что в 2001 г. с компанией оформлены контракты на добычу 12 млн баррелей нефти. В 2002 г. немецкая «Frankfurter Rundschau» со ссылкой на британскую Guardian оценила суммарную стоимость иракских контрактов «Эмерком» в $270 млн. Как указывала газета, для обеспечения сделок компания перечисляла миллионные взятки на иракские зарубежные счета. Пресс-секретарь «Эмеркома» опроверг эти сведения[40].

В январе 2012 года депутатами было внесено на заседание Госдумы протокольное поручение о конституционности, законности, целесообразности и соответствии возложенным на МЧС России функциям наличия в структуре и составе МЧС боевых подразделений, оснащенных не только огнестрельным, но и тяжёлым вооружением, а также правомерностивыдачи 1000 автоматов С. К. Шойгу Е. Т. Гайдару в 1993 году и географию действий выданных автоматов до изъятия и уничтожения, если таковое произошло. Поручение отклонило думское большинство[41].

Сотрудничество с инновационным центром «Сколково»[править | править вики-текст]

1 августа 2011 года глава МЧС России Сергей Шойгу и президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг подписали соглашение о сотрудничестве[42], согласно которому МЧС примет активное участие во внедрении современных систем безопасности в инновационном центре «Сколково».

Структура[править | править вики-текст]

Центральный аппарат МЧС России[править | править вики-текст]

Департаменты[править | править вики-текст]

· Пожарно-спасательных сил и специальных формирований

· Гражданской защиты

· Территориальной политики

· Капитального строительства и эксплуатации основных фондов

· Надзорной деятельности и профилактической работы

· Материально-технического обеспечения

· Организационно-мобилизационный

· Финансово-экономический

· Международной деятельности

· Административной работы и правовой деятельности

· Кадровой политики

Государственная инспекция по маломерным судам

Управления[править | править вики-текст]

· Научно-техническое

· Безопасности людей на водных объектах

· Реализации программ и контроля эффективности бюджетных расходов

· Авиации и авиационно-спасательных технологий

· Информационных технологий и связи

· Психологического и медицинского обеспечения

· Переоснащения и организации контрактной службы

· Гражданской обороны и защиты населения

· Организации информирования населения

· Военизированных горноспасательных частей

· Специальной пожарной охраны

Руководство[править | править вики-текст]

После даты назначения или освобождения от должности стоит номер соответствующего постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации (отмечены в примечаниях), указа или распоряжения Президента Российской Федерации.

Министр[править | править вики-текст]

· Шойгу Сергей Кужугетович (20 января 1994 г., № 171— 11 мая 2012 г., № 616), генерал армии

· Цаликов Руслан Хаджисмелович (и. о.) (11 мая 2012 г. — 17 мая 2012 г.)[43]

· Пучков Владимир Андреевич (и. о. с 17 мая 2012 г.) (с 21 мая 2012 г., № 647), генерал-лейтенант

Первые заместители Министра[править | править вики-текст]

1. Возняк Василий Яковлевич (24 января 1994 г., № 76-р[44] — 8 февраля 1996 г., № 170-р[44])

2. Воробьев Юрий Леонидович (24 января 1994 г., № 76-р[45] — 14 июня 2007 г., № 757)

3. Цаликов Руслан Хаджисмелович (14 июня 2007 г., № 758 — 30 мая 2012 г., № 750)

4. Волосов, Александр Иванович (10 августа 2012 г., № 1146 - 25 июля 2013 г., № 642)

5. Шляков Сергей Анатольевич (с 1 августа 2013 г., № 663)

Министерство имеет флаг и геральдический знак-эмблему, утверждённые Указом Президента РФ.

Техника МЧС имеет цветографические схемы, специальные звуковые и световые сигналы единые для любых аварийно-спасательных служб:

· техника предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны — основной цвет белый, цвет декоративных полос оранжевый, вдоль оси симметрии декоративной полосы наносят дополнительную полосу синего цвета шириной не более 1/4 ширины контрастирующей полосы;

· противопожарная служба — основной цвет красный, цвет декоративных полос белый[50].

 

Вопрос 8:

1. Сущность устойчивости функционирования (работы) объекта экономики (ОЭ) в ЧС, основные понятия и определения

Обеспечение устойчивости объектов экономики является одной из проблем национальной безопасности страны. Экономическая, социальная, военная и др. виды национальной безопасности непосредственно связаны с устойчивой, стабильной работой ОЭ в условиях ЧС. Экономические, социальные и политические последствия ЧС могут быть очень тяжелыми, если ОЭ не способны предупреждать аварии, катастрофы и противостоять действию их поражающий факторов, то есть не обладают устойчивостью в ЧС.

Повышение устойчивости работы ОЭ в ЧС мирного и военного времени является также основной задачей МЧС РФ.

Так как наибольшую опасность в РФ представляют ЧС техногенного и природного характера, повышение устойчивости функционирования (работы) ОЭ с 90-х годов в РФ рассматривается применительно к ЧС не только военного, но и мирного времени.В современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени и смягчения их последствий.

Промышленный ОЭ представляет собой инженерно-технический комплекс (ИТК), включающий совокупность отдельных элементов: зданий и сооружений; технологического оборудования; сетей коммунально-энергетического снабжения (КЭС); инженерных, технологических и транспортных коммуникаций; зданий, сооружений административного, хозяйственного и бытового назначения.

Примечание. Объект экономики (ОЭ) – это государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы, объединённое единой системой управления и расположенное на единой площадке[10].

Функционирование ОЭ при ЧС во многом зависит от способности элементов его ИТК противостоять разрушающему воздействию поражающих факторов ЧС мирного и военного времени, то есть отфизической устойчивости отдельных элементов. Поэтому различают два понятия: устойчивость ОЭ и устойчивость функционирования (работы) ОЭ в ЧС, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Под устойчивостью ОЭ в ЧС понимают способность всего ИТК противостоять воздействию поражающих факторов в условиях ЧС. Следовательно, устойчивость определяет способность ОЭ продолжать работу в ЧС мирного и военного времени[2-3].

Под устойчивостью функционирования (работы) ОЭ понимается его способность предупреждать возникновение аварий и катастроф, противостоять воздействию их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала, населения, снижения материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в короткие сроки[5-4].

При этом ОЭ при воздействии поражающих факторов ЧС должен обладать способностью выпускать установленные виды продукции в необходимом объеме и номенклатуре, а объекты же непроизводственной сферы (транспорт, связь, научно-исследовательские институты, вузы и др.) –­ выполнять в условиях ЧС свои функции в соответствии с предназначением.

Под термином «короткие сроки» подразумевается, что ОЭ при ЧС выпуск продукции не прекращает и повреждения или разрушения могут быть восстановлены своими силами.

Каждый объект экономики (организация) в зависимости от его структуры, технологического процесса, производства и других характеристик имеет свои особенности. Однако большинство объектов экономики имеют и много общего:

- район расположения объекта;

- внутренняя планировка и застройка его территории;

- системы и сети КЭС (электро-, тепло-, газо - и водоснабжение);

- технологический процесс;

- производственные связи объекта;

- система управления производством;

- подготовленность к восстановлению.

На устойчивость ОЭ в ЧС влияют (т. е. она и зависит) следующие основные факторы:

- надёжность защиты рабочих и служащих;

- способность инженерно-технического комплекса объекта противостоять воздействию поражающих факторов ЧС;

- район размещения ОЭ и его исторические особенности;

- социально-экономическая ситуация (состояние экономики, благосостояние людей и т. п.);

- надёжность системы материально-технического снабжения (МТС) всем необходимым для производства продукции;

- надёжность систем коммунально-энергетического снабжения (КЭС);

- надёжность и оперативность управления производством;

- подготовленность объекта к восстановлению в случае повреждений, разрушений;

- подготовленность объекта к ведению АС и ДНР по восстановлению нарушенного производства.

Данные факторы определяют основные требования к устойчивости работы ОЭ в условиях ЧС, пути её повышения, а также и общие принципы проектирования ОЭ, разработки инженерно-технических мероприятий (ИТМ) ГОЧС по повышению устойчивости работы строящихся и реконструируемых ОЭ в ЧС мирного и военного времени. Эти требования заложены и представлены в следующих основных регламентирующих нормативных документах:

1.Строительные нормы и правила. Инженерно-технические мероприятия (ИТМ) ГО (СНиП 2.01.51 – 90).

Примечание. В настоящее время взамен СНиП 2.01.51.90 подготовлен и прошел согласования другой документ - «Инженерно-технические мероприятия ГО и предупреждение ЧС». Он будет учитывать произошедшие в последнее время изменения социально-экономической ситуации в РФ, военно-политической обстановки в мире и др.

2. Инструкция о порядке разработки согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-05-95).

Она включает и требования об обязательной разработке в проектной документации специального раздела, трактующего вопросы обеспечения защиты населения и территорий в ЧС мирного и военного времени.

3. Свод правил по проектированию и строительству. Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» проектов строительства /СП 11-107-98(СП-98)/. Он определяет состав, принципы разработки ИТМ ГОЧС и устанавливает порядок получения исходных данных, требований, состав и содержание, а также порядок проведения экспертизы раздела «ИТМ ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» (далее ИТМ ГОЧС) проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории РФ независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

На основе этих СНиП, СП разработаны и ведомственные нормативные документы, дополняющие требования применительно к той или иной отрасли. Например, СНиП 2.01.51–93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы»; СНиП 2.05.13–93 «Нефтепроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов» и др.

 

Баллистическая ракета Лэнс

В 1962 году начались исследовательские работы по созданию ракетной системы " Lance". В качестве головного разработчика была выбрана фирма "Линг-Темко-Воут". Сначала предусматривалось, что ракета "Lance" будет иметь дальность стрельбы около 50 км. Испытания ракет головной серии такой дальности действия были начаты в середине 1964 года. Однако в 1966 году по инициативе командования сухопутных войск США параллельно стали разрабатывать ракету "Lance" XRL, обладающую большей дальностью стрельбы. Если первый вариант ракеты "Lance" был предназначен для замены ракеты "Онест Джон", то второй- и для замены ракеты "Сержант". К тому времени выяснились серьёзные трудности в разработке системы подачи топлива для двигателя первоначального варианта ракеты "Lance". Поэтому министр обороны США в декабре 1967 года принял решение прекратить разработку ракеты "Lance" первого варианта и продолжать работы по созданию второго.

Специалисты фирмы "Линг-Темко-Воут", характеризуя ракетную систему "Lance", отмечают её высокую надёжность и небольшую стоимость. Указывается, что ракету "Lance" можно использовать в любых климатических условиях, в которых могут вести боевые действия пехотные, танковые, механизированнные или воздушнодесантные дивизии.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.4.76 (0.019 с.)