Организация сестринского процесса при заболеваниях органов мочевыделения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация сестринского процесса при заболеваниях органов мочевыделения



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание № 1. Ответьте на тестовые задания входного контроля в программе MyTest

Задание № 2. Вспомните анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения у детей, запишите в дневник нормы, характерные для детского возраста.

 

К моменту рождения ребенка органы мочевыделения сфор­мированы, но имеют некоторые структурные и функциональные особенности.

Почки. У новорожденного масса почек относительно боль­ше, чем у взрослого. У детей раннего возраста почка не бобовидная, а округлая. Более удлиненной почка становится после 15 лет. Их рост идет неравномерно - особенно ин­тенсивно на первом году жизни и в период полового созревания. У грудных детей почки расположены на 1—1,5 позвонка ниже, чем у взрослого. Относительно большая величина почек и более низкое их расположение создают возможность пальпировать здоровые почки у детей раннего возраста.

Корковый слой развит недостаточно, и хотя число клубочков у новорожденного такое же, как и у взрослого (около 2 млн.), структурно они менее зрелые. Недостаточно развиты и почечные канальцы. Морфологически созревание коркового вещества заканчивается к 3-5 годам, а почки в целом - к школьному возрасту.

Почечные лоханки и мочеточники. У новорожденных и де­тей раннего возраста почечные лоханки и мочеточники относи­тельно широкие, стенки их гипотоничны вследствие недостаточ­ного развития мышечных и эластичных волокон. Для мочеточ­ников новорожденных характерна извитость и складчатость сли­зистой оболочки. В возрасте до года на уровне безымянной ли­нии мочеточник образует изгиб, выше которого находится рас­ширение. Извитость мочеточников, гипотоничность стенок и имеющийся изгиб создают условия, предрасполагающие к за­стою мочи и развитию воспалительных процессов в лоханке.

Мочевой пузырь. У новорожденных и детей грудного воз­раста мочевой пузырь расположен выше, чем у взрослых. В на­полненном состоянии он пальпируется на уровне пупка и выше. На втором году жизни мочевой пузырь постепенно опускается в полость малого таза. Слизистая оболочка мочевого пузыря неж­ная, мышечный слой и эластические волокна развиты слабо.

Вместимость мочевого пузыря составляет у новорожденного около 50 мл, у годовалого ребенка - до 200 мл, у 8-10-летнего- 800-900 мл.

Мочеиспускательный канал. У мальчиков в период ново­рожденности мочеиспускательный канал имеет длину 5-6 см, к периоду полового созревания увеличивается до 12 см.

У девочек он короче: в период новорожденности 1-1,5 см, к 16 годам - 3 2 см. Широкая короткая уретра, близкое ее расположение к анальному отверстию создают у девочек предпосылки для вне­дрения и распространения инфекции в почки.

Количественные показатели

У новорожденных в отличие от детей более старшего возрас­та процессы реабсорбции, секреции и диффузии несовершенны, поэтому возможность почек концентрировать мочу ограничена.

Диурез - количество выделенной мочи за определенный промежуток времени (суточный, дневной, ночной диурез).

В первые дни после рождения ребенок выделяет 10-20 мл мочи, количество мочеиспусканий составляет не более 4-6 раз. В по­следующие дни диурез резко возрастает. В месяц суточный диурез – 300 мл, в 6 мес. – 400 мл, в 1 год – 600 мл. Число мочеиспусканий у новорожденных 20-25, у грудных детей не менее 15 раз в су­тки, в дошкольном возрасте – 6-7 раз.

Суточное количество мочи составляет 60-65% выпи­той жидкости. Количество выделяемой за сутки мочи у детей в возрасте до 10 лет можно рассчитать по следующей формуле: 600 + 100 (n - 1), где и - число лет, 600 - среднесуточный диурез годовалого ребенка.

Например: ребенок 5 лет за сутки выделит:

СКМ=600+100*(5-1)=1000 мл

Старше 10 лет ребенок выделяет примерно 1500 мл.

Полиурия – это выделение мочи в 2 и более раза больше нормативных показателей.

Олигурия – суточное количество мочи составляет ¼ и менее возрастной нормы.

Анурия – это снижение количества выделенной мочи до 5 % и полное прекращение мочевыделения в течении суток.

Ишурия - задержка мочи, обусловленная невозможностью опорожнить мочевой пузырь.

Поллакиурия - учащенные мочеиспускания.

Энурез - недержание мочи.

Никтурия - выделение в ночные часы количества мочи равного или большего, чем в дневные.

Странгурия - болезненное мочеиспускание.

Болезненные, учащенные и затрудненные мочеиспускания объединяют в понятие дизурические расстройства.

В первые месяцы жизни ребе­нок мочится непроизвольно, так как мочеиспускание является безусловным рефлексом. С 5-6 месяцев начинает вырабатывать­ся условный рефлекс на мочеиспускание, который следует за­креплять.

Качественные показатели

Цвет мочи:

· в первый день жизни бесцветная;

· следующие 2-4 дня имеет интенсив­ную окраску (мочекислый инфаркт почек);

· с позднего неонатального периода:

o при естественном вскармливании – почти бесцветная, а после введения соков и прикормов и на всю жизнь приобретает соломенно-желтый цвет;

o при искусственном вскармливании соломенно-желтый цвет наблюдается с первых недель жизни.

Прозрачность

В норме непрозрачной может быть только моча новорожденного первые дни жизни, затем у здорового человека всегда прозрачная.

Реакция мочи зависит от возраста и принятой пищи:

· новорожденный – слабокислая (Ph 5,5-6);

· грудной период

o естественное вскармливание – слабощелочная (Ph 7-8);

o искусственное вскармливание – слабокислая (Ph 5,5-7);

· после 1 года – обычно слабокислая (Ph 5-7), если в пище больше белковых веществ – моча изменяется в кислую сторону, если больше растительных продуктов – в щелочну.

Относительная плотность (удельный вес) – это показатель концентрации растворенных в моче веществ. Зависит от количества выпитой жидкости, вида продуктов и возраста.

· после рождения 1006-1018 (из-за небольшого объема выделяемой мочи),

· у детей грудного возрас­та она снижается до 1003-1005,

· с возрастом повышается, дости­гая у ребенка 2-5 лет 1009-1016,

· старше 5 лет – 1010-1025.

У детей от 2 до 10 лет можно рассчитать удельный вес так:

· первые 2 цифры 10

· перед цифрой возраста ребенка поставить 1

Например: ребенку 3 года – удельный вес – 1013.

Задание № 3. Повторите особенности сбора мочи на исследования и кратко запишите в дневник правила оценки результатов.

Лабораторное исследование мочи проводят независимо от характера заболевания. В большинстве случаев ее берут утром. Перед сбором мочи ребенка необходимо подмыть.

Стеклянные емкости не должны содержать следов мыла, соды и дезсредств т.к. это может сделать мочу непригодной для исследования.

Мочу следует доставить в лабораторию не позже чем через 1 час после того, как она собрана. Длительное стояние мочи ведет к изменению физических свойств, размножению бактерий и разрушению элементов осадка мочи. Применение консервирующих веществ не желательно, но допускается в виде исключения, если анализ не может быть произведен в положенное время.

 

Задание № 4. Оцените результаты исследования, выводы запишите в дневник.

№ 1 Ребенок 8 лет

Количество мочи 50,0. Цвет - светло-желтый Прозрачность - полная Реакция - кислая Плотность - 1025 Белок – 3гр. Эпителий - единичные клетки. Лейкоциты - 1 -2 в п/зр. Эритроциты – 20 в п/з. Слизь в небольшом количестве

 

№ 2 Ребенок 5 лет

Количество мочи 50,0 Цвет - желтый Прозрачность полная Плотность - 1015 Реакция - слабокислая Белок – нет. Эпителий - единичные клетки. Лейкоциты – покрывают все поле зрение. Эритроциты - нет Цилиндры – нет. Бактерии 150.000.

 

№3 Ребенок 10 лет

Количество мочи - 30,0 Цвет - мясных помоев Прозрачность - неполная Плотность - 1,015 Реакция - кислая Белок - 0,5 г/л Эпителий - в значительном количестве. Лейкоциты-10 - 12 в п/зр. Эритроциты - покрывают все поле зрения. Цилиндры гиалиновые 3-5 в п/зр. Слизь - в незначительном количестве. Бактерий – нет

№ 4 Ребенок 6 лет

Количество мочи - 50,0 Цвет - светло-желтый Прозрачность - полная Реакция - слабо кислая Плотность - 1,020 Белок - 4 г/л Эпителий —-единичные клетки.. Эритроциты – 15-20 в п/зр. Цилиндры зернистые 20-30 в п/зр Слизь - в незначительном. количестве. Бактерий – нет

 

№ 5 Ребенок б мес

Количество мочи 30,0 Цвет - светло-желтый Прозрачность – мутная. Реакция – кислая. Плотность - 1015 Белок - нет Глюкоза - нет Ацетон – нет. Лейкоциты 10-20 в п/зр. Эритроциты - нет. Слизь - в небольшом количестве.

б) лейкоцитарные цилиндры и др. (пиелонефрит).

в) значительная гематурия, умеренная лейкоцитурия, умеренная протеинурия, гемоглобиновые цилиндры (гломерулонефрит).

г) значительная протеинурия, выраженная цилиндрурия.

Задание № 5. Катетеризация мочевого пузыря у детей

Задание № 6. Диетотерапия

При остром постстрептококковом гломерулонефрите (ОСГН) назначают диеты № 7а, 76, 7в по Певзнеру или 3а, 36, Зс. Это - ахлоридные диеты с ограничением белка и жидкости и постепенным приближением к полноценному питанию.

Принципиальным при наличии у ребенка отеков является ограничение соли и воды. В разгар болезни при наличии олигурии и гипертонии пищу готовят без соли. Лишь на 4-5 неделе, когда исчезает олигурия, нормализуется артериальное давление, и проходят отеки, больному выдают на руки для подсаливания пищи 0,5-1 г соли в сутки, а к концу второго месяца - до 1,5-2 г в сутки. Но в течение последующих 1-2 лет ребенок должен получать соли не более 3/4 от суточной нормы.

Рекомендуются рисовые и рисово-картофельные блюда. Рис варят на молоке. В набор продуктов входят овощи (морковь, капуста, тыква и др.), ягоды (брусника, клюква, ежевика и др.), крупы, сахар, мармелад, зефир, растительное масло, бессолевой хлеб, т. е. растительные белки. Этим требованиям отвечает стол № 3с (7в по Певзнеру).

К 3-5 дню заболевания диету расширяют (1-1,5 г белка на 1 кг массы, т.е. стол № 36 (76 по Певзнеру), вводя полноценные белки за счет молочных продуктов.

К 7-10 дню при гладком течении острого нефрита белки доводят до физиологической нормы - 2,5 г/кг - стол За (7а по Певзнеру).

Расширение рациона проводят постепенно: сначала дают яйцо, затем рыбу, творог и лишь потом мясо. Длительность нахождения ребенка на диете № 7а - не менее месяца, а затем его целесообразно перевести на стол № 5а (диету следует соблюдать в течение 5 лет).

При пиелонефрите суточное количество жидкости в 1,5 раза пре­вышает возрастные потребности. Жидкость больной получает за счет арбузов, клюквенного и брусничного морса, соков, компота, минеральной воды. Показаны свежие овощи и фрукты, особенно дыни и кабачки. В период обострения несколько дней давать молочно-растительную пищу с ограничением белка и соли, а затем перевести ребенка на стол № 5А.

Ограничение белка (при отсутствии ХПН) нецелесообразно.

Исключить из диеты острые блюда, копчения, соления, маринады.

Ограничения в диете зависят от характера солей в мочевом осадке.

Задание № 7. Неотложная помощь при острой задержке мочи

Это состояние, когда ребенок не может самостоятельно помочиться, несмотря на частые мучительные позывы и сильные боли в надлобковой области.

У детей раннего возраста боль распространяется по всему животу. Наступает парез кишечника, метеоризм, нередко отмечаются симптомы раздражения брюшины.

Задержку мочи необходимо дифференцировать от анурии; при последней отсутствуют позывы на мочеиспускание и мочевой пузырь пустой.

Неотложная помощь:

1. До катетеризации можно положить теплую грелку на область лобка или попробовать рефлекторно вызвать мочеиспускание звуком воды, вытекающей из крана.

2. Катетеризации мочевого пузыря, с обязательным соблюдением строжайшей асептики.

3. Опорожнять мочевой пузырь в этих случаях следует отдельными порциями, пережимая в промежутках катетер на 2-3 минуты.

Задание № 8. Помощь при почечной колике

Почечной коликой называется внезапно возникший приступ интенсивных болей в поясничной области. Боль настолько интенсивна, что ребенок мечется, не может выбрать себе положение, у него возникает тошнота, рвота, нарушается мочеиспускание.

Неотложная помощь:

1. Снятии болевого синдрома.

2. Если почечная колика не сопровождается повышением температуры тела, ознобом, дизурическими симптомами (частые болезненные мочеиспускания), показаны тепловые процедуры: применение теплых грелок, теплой ванны (37-38°).

3. При отсутствии эффекта показано внутримышечное введение но-шпы, 0,1% раствора атропина, 50% анальгина или баралгина, 1% раствора димедрола, 2% раствора омнопона или промедола в возрастных дозировках.

 

Задание № 9. Изучите возможные проблемы пациента при заболевании органов мочевыделения

1. Отеки, связанные с задержкой жидкости в организме (Олигурия).

2. Отеки, связанные с несоблюдением диеты, обусловленные излишним потреблением жидкости, белковой пищи и соли.

3. Высокий риск инфекции, связанный с несоблюдением правил личной гигиены, санитарно эпидемиологического режима отделения.

4. Страх перед диагностической процедурой, связанный с волнением.

5. Болезненные мочеиспускания, связанные с нарушением оттока мочи.

6. Пациент, жалуется на сильный озноб, связанный с повышением температуры.

7. Пациент, жалуется на повышенное потоотделение, сухость во рту, связанное с высокой температурой (указать сколько суток).

8. Дефицит знаний о заболевании у пациента и его родителей.

9. Дефицит навыков по уходу за ребенком с данным заболеванием.

10. Пациент испытывает трудности самостоятельно раздеваться и одеваться, связанные с возрастными особенностями, строгим постельным режимом.

11. Ограничение физической активности, связанное со слабостью, болями, температурой.

12. Пациент испытывает трудности в осуществлении физиологических потребностей, связанные с возрастными особенностями, строгим постельным режимом и.т.д.

13. Дефицит общения, связанный с особенностями личности, с физическими недостатками, проживанием в сельской местности и.т.д.

 

Задание № 10. Курация пациента по карте сестринского наблюдения.

· собрать анамнез заболевания и анамнез жизни;

· собрать жалобы.

· провести объективное обследование.

· выделите, какие потребности пациента нарушены;

· выделите проблемы пациента: основные, приоритетные, потенциальные, поставьте краткосрочную и долгосрочные цели.

· составьте план сестринского ухода.

· отчитаться по карте.

Задание № 11. Решите ситуационные задачи.

Задача №1.

Больная поступила с жалобами на пастозность век, голеней, изменение цвета мочи (красная моча), головную боль, общую слабость, снижение аппетита. Больна около недели. Заболевание связывает с переохлаждением - промочила ноги, после чего были катаральные явления, повысилась температура, лечилась амбулаторно. Через 10 дней после простуды появились отеки век, изменился цвет мочи.

Объективно: состояние тяжелое, резкая бледность кожных покровов, веки пастозные. В зеве гиперемия, зубы кариозные. Границы сердца расширены влево на 2,5 см., систолический шум на верхушке и в 5 точке. Пульс 120 ударов в минуту. АД 130/80 мм.рт.ст. В легких дыхание жесткое, хрипов нет. Печень +2 см. из-под края реберной дуги. Диурез снижен до 500 мл. в сутки, моча цвета «мясных помоев».

1. Поставьте медицинский диагноз, обоснуйте.

2. Определите, какие потребности у пациента нарушены, обоснуйте.

3. Выделите основные проблемы, приоритетную.

4. Составьте план сестринского ухода.

Задача №2.

Больная 6 лет поступила с жалобами на распространенные отеки на лице, туловище, конечностях, головную боль, тошноту, снижение аппетита, уменьшение количества мочи.

Из анамнеза: больна в течение 1 года 5 мес. По поводу данного заболевания по месту жительства в течение 10 мес. выписана в удовлетворительном состоянии. Дома состояние было удовлетворительное, но по утрам отмечалась пастозность век, периодически болела голова. После ОРВИ усилились отеки, тошнота, головная боль, стала мало мочиться.

Объективно: состояние тяжелое, отеки лица, нижних конечностей, определяется свободная жидкость в животе. Расширены границы сердца, АД 140/90 мм.рт.ст. Печень +13 см. из-под края реберной дуги. ОАМ: протеинурия 1,65 %, лейк. 3-4 в п/з, эр. выщелоченные и свежие 5-6 в п/з, цилиндры гиалиновые, зернистые до 5-6 в п/з. ОАК: Нв = 110 г/л, Er = 3,1ּ1012 /л, ЦП 0,87, Le = 10,8∙109/л, СОЭ = 60 мм/ч.

1. Поставьте медицинский диагноз, обоснуйте.

2. Выделите проблемы, приоритет, потребности.

3. Составьте план сестринского ухода.

4. Профилактика заболевания.

Задача №3.

Больной 12 лет поступил с жалобами на слабость, недомогание, изменение цвета мочи, снижение аппетита. Два года назад после скарлатины лечился стационарно по поводу нефрита. Очередное обострение связано с ОРВИ.

Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, «тени» под глазами. Ребенок отстает в физическом развитии (рост 138 см., вес 32 кг.). Подкожно-жировой слой развит слабо. Отеков, пастозности нет. Температура тела нормальная. В зеве - гипертрофированные, рыхлые миндалины, кариозные зубы. Границы сердца не увеличены, тоны ритмичные, приглушены. Пульс 96 ударов в минут, АД 125/75 мм.рт.ст. В легких дыхание везикулярное. Живот мягкий, печень у края реберной дуги. Симптом Пастернацкого отрицательный. Диурез достаточный (800-1000 мл. в сутки), моча цвета «мясных помоев».ОАК: Нв = 111 г/л, Er = 3,5ּ1012 /л, СОЭ = 28 мм/ч.ОАМ: белок 0,066%, большое количество эритроцитов, единичные гиалиновые цилиндры, лейкоцитов нет.

1. Поставьте медицинский диагноз, обоснуйте.

2. Выделите проблемы, приоритет, потребности.

3. Составьте план сестринского ухода.

4. Профилактика заболевания.

Задача №4.

Больная 2,5 года поступила с жалобами на повышение температуры до 390С, плохой аппетит, редкие мочеиспускания, сопровождающиеся беспокойством ребенка. Мать считает больным ребенка с года, после перенесенной кишечной инфекции. У девочки периодически повышалась температура, при этом катаральные явления отсутствовали, ребенок беспокоился во время мочеиспускания, мочился редко. В весе прибавляла плохо. В 2,5 года весила 10,5 кг.

Объективно: состояние средней степени тяжести. Ребенок пониженного питания. Кожные покровы очень бледные, под глазами «синева». В зеве миндалины рыхлые, гиперемии нет. Границы сердца не расширены, выслушивается систолический шум на верхушке и в 5 точке. Печень +1,5 см. из-под края реберной дуги, селезенка не пальпируется. Физиологические отправления не нарушены. ОАК: Нв = 96 г/л, Er = 3,4ּ1012 /л, ЦП 0,82, Le = 6,3∙109/л, Э = 1%, п/я = 12%, с/я = 53%, лимф. = 24%, мон. = 10%, СОЭ = 24 мм/ч. ОАМ: белок 0,066%, плотность мочи 1012, лейк. 10-12 в п/з, эр. 1-2 в п/з. Биохимия: общий белок 64 г/л, альбумины 48%, глобулины 52%, остаточный азот 0,2 г/л, мочевина 0,18 г/л, креатинин сыворотки 0,08 г/л.

1. Поставьте медицинский диагноз, обоснуйте.

2. Выделите проблемы, приоритет, потребности.

3. Составьте план сестринского ухода.

4. Профилактика заболевания.

Задача №5.

Больная 11 лет поступила на обследование. В ОАМ обнаружены изменения. Из анамнеза: 2,5 мес. назад перенесла скарлатину, лечилась дома, после выздоровления анализы не сдавала. В течение 1 мес. после скарлатины испытывала недомогание. Периодически болела голова, был снижен аппетит, быстро уставала.

Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, под глазами «тени». Отеков, пастозности лица, голеней нет. В зеве рыхлые, гипертрофированные миндалины, кариозные зубы. Увеличенные шейные л/у размером с горошину. Сердце не расширено, пульс 100 ударов в минуту, АД 115/60 мм.рт.ст. В легких дыхание везикулярное. Печень по краю реберной дуги. Мочится достаточно, моча мутная. ОАК: Нв = 106 г/л, Er = 3,8ּ1012 /л, Le = 10,1∙109/л, Э = 4%, п/я = 8%, с/я = 54%, лимф. = 24%, мон. = 10%, СОЭ = 10 мм/ч. ОАМ: относительная плотность 1018, белок 0,066%, эр. 14-18 в п/з, лейк. 20-40 в п/з.

1. Поставьте медицинский диагноз, обоснуйте.

2. Расшифруйтезаключение лабораторных данных.

2. Выделите проблемы, приоритет. Какие потребности нарушены.

3. Составьте план сестринского ухода.

4. Профилактика заболевания.

Задача №6.

На стационарном лечении находится девочка 12 лет. Диагноз: острый гломерулонефрит, отёчная форма. Жалобы на общую слабость, плохой аппетит, головную боль, отёки на лице и ногах. Считает себя больной в течение 2-х недель. В анамнезе: частые ОРВИ, ангины, кариес зубов.

Объективно: кожные покровы бледные, чистые, пастозность лица и голеней. Пульс 104 в минуту, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 20 в минуту. Живот правильной формы, мягкий, безболезненный.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Проведите беседу о необходимости соблюдений мероприятий личной гигиены.

3. Проведите инструктаж пациента о правилах определения водного баланса.

Эталон ответа

Проблемы пациента:

- отёки;

- нарушение аппетита;

- головная боль;

- слабость.

Приоритетная проблема: отёки.

Краткосрочная цель: уменьшить отёки к концу недели.

Долгосрочная цель: родственники продемонстрируют знания об особенностях питания и питьевого режима к моменту выписки.

 

План Мотивация
1. Объяснить родственникам и пациенту необходимость соблюдения диеты с ограничением соли, обогащённой белками и солями калия (стол № 7) Для профилактики осложнений
2. Обеспечить проверку передач Для контроля за соблюдением диеты
3. Обеспечить уход за кожей и слизистыми Для соблюдения правил личной гигиены
4. Ежедневно определять водный баланс пациента Для контроля динамики отёков
5. Обеспечить контроль за режимом физиологических отправлений пациента Для контроля динамики отеков
6. Обеспечить пациента тёплым судном Для улучшения микроциркуляции
7. Обеспечить грелки для согревания постели Для улучшения микроциркуляции
8. Взвешивать пациента 1 раз в 3 дня Для контроля динамики отёков
9. Обеспечить приём лекарственных средств по назначению врача Для лечения пациента

Оценка: состояние пациента улучшится, отёки уменьшатся. Цель будет достигнута.

Студент проводит беседу с пациенткой о необходимости соблюдения мероприятий личной гигиены.

Студент проводит инструктаж пациентки по определению водного баланса.

 

Задача №7.

Девочка 6 лет находится на стационарном лечении. Диагноз: острый пиелонефрит. Жалуется на общую слабость, понижение аппетита, температуру тела 38,6 С. Девочка вялая, капризная. Беспокоят боли в животе, болезненные и частые мочеиспускания. Из анамнеза: больна в течение последних 3-х дней. Накануне заболевания упала в холодную воду. Кожные покровы бледные, чистые. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий. ЧДД 26 в минуту, пульс 102 в минуту.

Моча мутная, мочи мало, мочеиспускание частое.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Проведите беседу о профилактике осложнений при пиелонефрите.

3. Продемонстрируйте технику сбора анализа мочи по Зимницкому.

Эталон ответа

Проблемы пациента

Настоящие:

- частое мочеиспускание;

- лихорадка;

- снижение аппетита;

- боль при мочеиспускании.

Потенциальные:

- риск нарушения целостности кожи в области складок промежности.

Приоритетная проблема: частое мочеиспускание.

Краткосрочная цель: уменьшить частоту мочеиспусканий к концу недели.

Долгосрочная цель: родственники продемонстрируют знания о факторах риска (переохлаждение, соблюдение личной гигиены, питание) к моменту выписки.

План Мотивация
1. Обеспечить диетическое питание (исключить острые и жирные блюда, количество жидкости должно соответствовать рекомендации врача) Для нормализации водного баланса
2. Обеспечить смену нательного и постельного белья пациента по мере загрязнения Для соблюдения правил личной гигиены пациента
3. Обеспечить регулярное подмывание пациента и смазывание промежности 2-3 раза в день вазелиновым маслом Для соблюдения гигиены промежности
4. Обеспечить пациента мочеприёмником Для опорожнения мочевого пузыря
5. Обеспечить дезинфекцию мочеприёмника Для соблюдения правил инфекционной безопасности
6. Регулярное проветривание палату 3-4 раза в день по 30 минут Для обогащения воздуха кислородом
7. Обеспечить психологическую поддержку родственникам и пациенту Для облегчения страданий
8. Обеспечить приём лекарственных средств, по назначению врача Для лечения пациента
9. Провести беседу с родственниками о необходимости соблюдения диеты, личной гигиены, необходимости избегать переохлаждения Для профилактики осложнений

Оценка: частота мочеиспускания уменьшилась. Цель достигнута.

Студент проводит беседу с матерью девочки о профилактике осложнений при пиелонефрите.

Студент демонстрирует технику сбора мочи для анализа по Зимницкому.

 

Изучив рекомендуемую литературу, ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте определение, следующих понятий - Диурез, Олигурия, Полиурия, Анурия, Ишурия, Поллакиурия, Энурез, Никтурия, Странгурия, Дизурические расстройства.

2. Особенности забора мочи для определения суточного диуреза.

3. Как называется воспаление мочеиспускательного канала?

4. Как называется симптом «покалачивание ребром ладони или кулаком в области поясницы»?

5. Как отличить почечные отеки от сердечных?

6. Какие жалобы предъявляют пациенты с заболеваниями мочевыводящей системы.

7. Назовите особенности диетотерапии при заболевании почек.

8. При объективном осмотре пациента, на что должна обратить внимание м/с.

9. Дайте определение понятий «асептика» и «антисептика».

10. Каким документом сопровождается лабораторный анализ, собранный у пациента?

11. Почему новорожденных девочек нужно подмывать спереди назад?

12. Какой анализ в диагностике болезней мочевой системы является самым информативным и почему?

13. Перечислите качественные параметры при исследовании мочи на которые должна обратить внимание м/с.

14. Для чего проводят учет выделенной и выпитой жидкости у пациентов с заболеваниями почек.

15. Для чего проводят ежедневный учет массы тела у пациентов с заболеваниями почек.

16. Что дает эффект «звук льющейся» из крана воды.

 

Задание №2. Заполните «Немые» графы логических таблиц «Заболевания органов мочевыделения».

 

Признак Пиелонефрит Гломерулонефрит
Что поражается при заболевании    
Этиология    
Пути инфицирования    
Основные клинические симптомы    
Лабораторные изменения в ОАМ    
Клинические формы    
Профилактика    
Прогноз    

 

Задание №11. Проведите подготовку пациента к ультразвуковому исследованию (УЗИ) по алгоритму.

Алгоритм действия

1. диета бесшлаковая назначается за 3 дня до исследования. Из рациона исключаются продукты, вызывающие метеоризм

2. для профилактики метеоризма в течение 3-х дней назначается фестал, активированный уголь в возрастной дозировке

3. при наличии упорных запоров накануне вечером и за 2 часа до исследования утром ставится очистительная клизма

4. для данного исследования необходимо полное наполнение мочевого пузыря, поэтому ребенок не должен завтракать, но за 2 часа до исследования необходимо выпить 0,25 – 0,5 литра жидкости

5. ребенок должен иметь при себе полотенце

 

Задание№12. Выписать рецепты на следующие препараты:

1. Но-шпа в ампулах;

2. Преднизолон в таблетках;

3. Фурадонин в таблетках;

4. Клафоран в ампулах.

 

 

Организация сестринского процесса при заболеваниях органов мочевыделения

 

Методические указания на практическое занятие

для студентов II курса специальности 060501«Сестринское дело»

по профессиональному модулю ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Раздел 1. Участие в лечебно-диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Тема 1. Особенности оказания сестринской помощи детям

 

Уржум - 2013

«Одобрено»

на заседании ЦМК ПМ

Протокол № _______________

от «__» ______________ 20__ г.

Председатель ЦМК

____________ М.Н. Решетникова

Автор: Жуйкова С.И. – преподаватель первой квалификационной категории КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» филиал в г. Уржуме  
Рецензенты: Рязанова О.И. – преподаватель высшей квалификационной категории, заведующая практическим обучением КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» филиал в г. Уржуме  
  Башкирева Т.О. – заместитель главного врача по медицинской части КОГБУЗ «Уржумская ЦРБ»

 


Цели занятия:

Иметь практический опыт:

· осуществления ухода за пациентами при заболеваниях органов мочевыделения.

Уметь:

· проводить первичную сестринскую оценку состояния детей;

· выявлять нарушенные потребности и проблемы;

· составлять планы сестринского ухода;

· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

· осуществлять общую и местную фармакотерапию по назначению врача;

· осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях органов мочевыделения;

· осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;

· консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

· проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

· оценивать эффективность сестринских вмешательств;

· вести утвержденную медицинскую документацию.

Знать:

· причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики при заболеваниях органов мочевыделения;

· проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья.

 

Формируемые компетенции:

ПК – профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ОК – общие компетенции ОК 1 – ОК 14

 

Вид занятия: практическое

Форма проведения занятия:

 

Оснащение:

· информационный блок;

· мультимедийная презентация;

· истории болезни;

· температурные листы;

· термометры;

· лекарственные средства;

· кукла-фантом;

· емкости для сбора мочи;

· детские стерильные катетеры для катетеризации мочевого пузыря;

· фурациллин 1: 5000;

· стерильный глицерин;

· стерильные ватные шарики и марлевые салфетки;

· емкость с дезинфицирующим раствором;

· тестовые задания в программе MyTest и ситуационные задачи.

Литература и другие информационные источники:

1. Ежова Н.В. Педиатрия: Учебник / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – 8 изд., доп. – М.: Издательство Оникс, 2010. – 592 с.

2. Участковый педиатр: Справочное руководство /Под ред. М.Ф. Рзянктной, В.П. Молочного. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 313 с.

3. Соколова Н.Г., Тульчинская В. Д., Сестринское дело в педиатрии: Практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

4. Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: учеб. для студентов учреждений СПО /А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.

5. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии /под ред. А.А. Баранова. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 592 с.

6. Справочник по педиатрии с сестринским процессом / В.А. Лебедь; под ред. Б.В. Кабарухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 587 с.

7. Панкова Е.Н. и др. Рецептурный справочник педиатра / Е.Н. Панкова и др. – Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 416 с.

8. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми / Т.В. Капитан. – 3-е изд., доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 704 с.

9. Качаровская Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 128 с.

10. Карта сестринского наблюдения по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии». / М.Р. Куимова - Киров: Кировский базовый медицинский колледж, 2007. — 37 стр.

11. Заболевания органов мочевыделения: методические указания на практическое занятие для студентов. / Куимова М.Р., – испр. и доп. Киров: Кировский медицинский колледж, 2011. – 36 стр.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Задание № 1. Ответьте на тестовые задания входного контроля в программе MyTest

Задание № 2. Вспомните анатомо-физиологические особенности органов мочевыделения у детей, запишите в дневник нормы, характерные для детского возраста.

 

К моменту рождения ребенка органы мочевыделения сфор­мированы, но имеют некоторые структурные и функциональные особенности.

Почки. У новорожденного масса почек относительно боль­ше, чем у взрослого. У детей раннего возраста почка не бобовидная, а округлая. Более удлиненной почка становится после 15 лет. Их рост идет неравномерно - особенно ин­тенсивно на первом году жизни и в период полового созревания. У грудных детей почки расположены на 1—1,5 позвонка ниже, чем у взрослого. Относительно большая величина почек и более низкое их расположение создают возможность пальпировать здоровые почки у детей раннего возраста.

Корковый слой развит недостаточно, и хотя число клубочков у новорожденного такое же, как и у взрослого (около 2 млн.), структурно они менее зрелые. Недостаточно развиты и почечные канальцы. Морфологически созревание коркового вещества заканчивается к 3-5 годам, а почки в целом - к школьному возрасту.

Почечные лоханки и мочеточники. У новорожденных и де­тей раннего возраста почечные лоханки и мо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.207 с.)