Ресурсный потенциал и конкурентоспособность России в системе мировой экономики начала XXI века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсный потенциал и конкурентоспособность России в системе мировой экономики начала XXI века



Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на первом месте в мире по запасам большинства природных ресурсов, в том числе по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Россия играет важную роль в мировом минерально-сырьевом комплексе. Из общего объема полезных ископаемых добываемых в мире, на ее долю приходится 28% природного газа, апатитов - 55%, алмазов -26, никеля - 22, каменных солей - 16, железной руды - 14, цветных и редких металлов - 13, нефти - 12, каменного угля - 12%. Дефицитными видами минерального сырья в нашей стране являются марганцевые руды, хромовые, урановые, титановые руды, а также цирконий, бокситы, некоторые виды нерудного минерального сырья. Их дефицит обусловлен отсутствием на территории России крупных месторождений.

России необходимы современный предпринимательский слой, современная конкурентная среда и реальная государственная поддержка того и другого. Для этого следует укреплять отечественную финансово-банковскую систему, повышать емкость и эффективность фондового рынка, поощрять инвестиционные процессы в экономике. Так, по мнению российского исследователя проблем конкурентоспособности Л. Демидовой, «в России при незавершенности реформ наибольший эффект может дать нацеленность государственной экономической политики на нормализацию предпринимательской среды, всемерное стимулирование внутренних источников развития бизнеса. Первостепенное значение имеют полноценная и стабильная законодательная и нормативная база, безусловное соблюдение прав собственности и контрактного права, устранение таких опаснейших дефектов хозяйственной жизни, как коррупция, организованная преступность».

Большое значение как фактор конкурентоспособности российской продукции на отечественном и зарубежных рынках имеет продуманная внешнеторговая и внешнеэкономическая политика России. Внешняя политика может быть широко использована как фактор целенаправленной поддержки становления отечественных производств, имеющих шансы стать конкурентоспособными на мировом рынке, а также содействия деятельности российских компаний на рынках других стран. Однако вплоть до настоящего времени таможенные пошлины (как импортные, так и экспортные) используются преимущественно в иных — фискальных — целях, служат в основном средством наполнения государственного бюджета, а не инструментом создания благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, содействия производству конкурентоспособных на мировом рынке отечественных товаров и услуг. Пока еще мало применяются отличные от тарифной политики инструменты зашиты национальных отраслей и полдержания их конкурентоспособности – антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, нетарифные, ограничения, включая квотирование и лицензирование, так называемые технические барьеры в торговле.

До последнего времени крайне слабо или почти не используется и обширный арсенал других мер внешнеэкономической политики государства. Имеются в виду инструменты стимулирования экспорта, общепринятые и доказавшие во многих странах свою эффективность: льготное кредитование и налогообложение экс, портеров (вопреки правилам ВТО, льготное налогообложение экспортной деятельности использует даже такой поборник свободной торговли, как США); предоставление государственных, гарантий под внешнее финансирование экспортных поставок в кредит; страхование экспорта от рисков; политическое лоббирование продвижения отечественной продукции на внешние рынки. Особенно важен вопрос о создании системы государственной, поддержки кредитования, в первую очередь долгосрочного, для, экспорта отечественной машиностроительной продукции: в современной мировой практике экспортные поставки машин и оборудования осуществляются почти полностью на основе кредита В 1996 г в соответствующей федеральной программе предусматривалось, ежегодное выделение на содействие экспорту бюджетных ассигнований в размере 0,3-0,35% ВВП, однако на практике данная, программа пока не выполняется.

 

49 Специфика образования, место и роль группы новых индустриальных стран в мировой экономике

60-80-е годы XX века стали периодом глобальных изменений как в общей структуре развивающихся стран - из их среды отпочковываются так называемые "новые индустриальные страны (НИС)", так и периодом коренных изменений в хозяйственном комплексе, социально-экономической структуре самих НИС. "Новые индустриальные страны" по ряду признаков выделяются из основной массы развивающихся стран. Черты, отличающие НИС как от развивающихся стран, из среды которых они вышли, так и от развитых капиталистических стран, в ряды которых некоторые из них уже вступили "одной ногой", позволяют говорить о появлении особой "новоиндустриальной модели" развития. Эти характерные особенности достаточно четко прослеживаются при анализе опыта развития "новых индустриальных стран" Латинской Америки и Азии. Не умаляя важной роли опыта развития латиноамериканских НИС, все же следует подчеркнуть, что азиатские НИС, а именно Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, стали своеобразными образцами развития для многих освободившихся государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии.

Новые индустриальные страны (НИС) -- группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

- НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (Сянган) (их ещё называют «азиатские тигры» или «азиатские драконы»)

- НИС «второй волны»: Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили, Уругвай

- НИС «третьей волны»: Малайзия, Таиланд, Индия, Кипр, Тунис, Турция, Индонезия

- НИС «четвёртой волны»: Филиппины, Китай

Высокие темпы роста "новых индустриальных стран сопровождаются значительным повышением благосостояния населения. Так, с середины 60-х до начала 90-х годов годовой доход на душу населения в этих странах вырос в 4 раза. По прогнозам международных экспертов Восточная Азия может перегнать к 2010 г. по объему валового национального продукта Западную Европу, а к 2020 г. - Северную Америку. Особо следует сказать о Сингапуре, который в 1995 г. первым из государств Юго-Восточной Азии получил статус "индустриально развитого". Такое звание официально присвоено ему Организацией экономического сотрудничества и развития. Оно вступило в силу с 1 января 1996 г. Три десятилетия стабильного экономического роста превратили это государство из небольшого порта в девятую в списке богатейших стран мира (в пересчете на душу населения). В условиях политической стабильности промышленность страны постоянно набирала обороты в среднем со скоростью 8,4% в год, а каждый из ее жителей повысил свой жизненный уровень в среднем в 7 раз. Ежегодный доход среднестатистического жителя Сингапура составил в 1995 г. 22,3 тыс. долл. США - выше, чем в Великобритании, бывшей метрополии. Кстати и Гонконг, бывшая колония Великобритании, по многим социально-экономическим аспектам уже превзошел свою метрополию. Гонконг (Сянган) и Сингапур в конце 90-х годов занимают 4-е и 5-е место в мире по доходам на душу населения. Еще одним достижением «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии является низкий уровень безработицы. В середине 90-х годов четыре "малых дракона", а также Таиланд и Малайзия относились к странам с самой низкой безработицей в мире. Отмечая несомненные успехи "новых индустриальных стран", впечатляющий экономический рост, не стоит сбрасывать со счетов и то, что они продемонстрировали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. Так, например, "четыре дракона" достигли по размеру валового национального продукта на душу населения лишь 38 процентов от уровня Японии.

Существует две основные модели НИС:

- Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.

- Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Общие черты новых индустриальных стран:

1) демонстируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);

2) ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;

3) экспортоориентированная экономика;

4) активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);

5) образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;

6) большое внимание уделяется образованию;

7) использование высоких технологий;

8) привлекательны для ТНК в следствии дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;

9) главная визитная карточка -- производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Критерии, по которым те или иные государства относят к НИС по методике ООН, следующие:

1) размер валового внутреннего продукта на душу населения;

2) среднегодовые темпы его прироста;

3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20%);

4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

5) объем прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям "новые индустриальные страны" не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.01 с.)