Тема 3. Альтернативные теории международной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Альтернативные теории международной торговли



3.1 Этапы жизненного цикла продукта и изменение направлений торговли.

3.2 Снижение издержек при росте объемов производства.

3.3 Детерминанты и динамика конкурентных преимуществ.

 

1. Теория, связанная с действием «эффекта масштаба». «Эффект масштаба способствует снижению издержек производства и по­вышению трудоспособности. Происходит рост объемов производ­ства, страна наталкивается на узкий внутренний рынок - возника­ет избыток, не поглощенный внутренним рынком, следовательно, появляется необходимость выхода на внешний рынок.

Рост объема производства => Узкий внутренний рынок => Избы­ток => Выход на внешний рынок

2. Теория жизненного цикла товара. Эта теория позволяет объяс­нить, почему страна, прежде экспортирующая товар, отказывает­

Относительная цена единицы товара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара с, составляет 6/2 = 3 единицы товара с, а в стране В меньше - 10/12 единицы товара С. Это означает, что произво­дителю товара С страны А по купать товар D на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 еди­ницы своего товара, в то время как в стране В - только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 - 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэто­му страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.

Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товapa D, составляет 12/10 = 6/5 единицы товapa D, а в стране А меньше - 2/6 =1/3 единицы товapa D. Это означает, что произ­водителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 6/5 еди­ницы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товара D. Выигрыш составит: 6/5 -1/3 = 13/15 единиц товapa D. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.

Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, рав­ные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равны­ми; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от тор­говли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

Условия внешней торговли - это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.

Относительная цена единицы товара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара с, составляет 6/2 = 3 единицы товара с, а в стране В меньше - 10/12 единицы товара С. Это означает, что произво­дителю товара С страны А по купать товар D на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 еди­ницы своего товара, в то время как в стране В - только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 - 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэто­му страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.

Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10 = 6/5 единицы товара D, а в стране А меньше - 2/6 =1/3 единицы товара D. Это означает, что произ­водителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 6/5 еди­ницы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товара D. Выигрыш составит: 6/5 -1/3 = 13/15 единиц товара D. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.

Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, рав­ные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равны­ми; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от тор­говли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуре товаров,

используются индексы экспортных и импортных цен.

1. Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны:

 

Рх = L,XiPi'

где, Xi - доля i-ro товара в суммарном экспорте в базовом году;

Р; - отношение текущей цены на данный товар к цене i-ro товара в базовом году.

2. Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны:

Рт = L,ЩРi

где mi- доля i-ro товара в суммарном импорте в базовом году;

Pi - отношение текущей цены на данный товар к цене i-ro товара в базовом году.

3. Условия внешней торговли:

 

Т=Рх/Рт.

Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.005 с.)