Средне-Волжский (г. Саранск) филиал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средне-Волжский (г. Саранск) филиал



Министерства юстиции Российской Федерации»

Средне-Волжский (г. Саранск) филиал

(СВФ РПА Минюста России)

 

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория государства и права»

на тему: «Методология теории государства и права»

Обозначение курсовой работы: «КР-СВФ РПА – 32361975-030501.65-12.00.01-ЮЗ 927-2012

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Автор курсовой работы Потапова Д.В. студент з/о, № гр.101

 

Руководитель курсовой работы старший преподаватель Пяткин В.Н.

Оценка___________

Саранск 2012


 

Содержание:
с.
Введение 3
1. Значение методологии в познании права и государства
1.1 Связь предмета и метода науки 6
1.2 Основные подходы в изучении права и государства 10
1.3 Деидеологизация научного познания 15
1.4 Основные принципы познания государства и права 19
2. Классификация методов теории государства и права
2.1 Общефилософские методы 22
2.2 Общенаучные методы 27
2.3 Частнонаучные методы 29
2.4 Частноправовые методы 33
Заключение 36
Список используемой литературы 37 Приложение 39

 


 

Введение

Дошедший до нас из далекой древности (середина I в. н.э.) трактат «О возвышенном» содержит такие слова: «К каждому ученому руководству обычно предъявляются два требования: во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом, причем второе требование стоит последним по порядку, хотя оно по своему значению гораздо важнее»[1].

Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания. Каждый этап истории общества есть одновременно ступень развития государства и права и вместе с тем ступень их постижения, изучения. Но необходимо знать не только что познается, но и как это делается, т.е. какими методами изучаются такие сложные и противоречивые явления, как государство и право.

В ходе данной курсовой работы мною была поставлена следующая цель проанализировать методологию теории государства и права и сформулировать вывод о том какое значение имеет методология теории государства и права.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. дать определение методологии теории государства и права;

2. проанализировать классификацию теории государства и права;

3. изучить основные проблемы методологии теории государства и права.

Термин «метод» происходит от греческого слова и в переводе означает с «способ», «путь следования». Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

«Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания действительности принято называть методологией. В литературе встречается и такое определение методологии: это теория, обращенная к практике исследования. Дословно термин «методология» означает учение о методах познания»[2].

Теория государства и права - это общая, общетеоретическая юридиче­ская наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юри­дических дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, имеют более конкретный, прикладной характер.

Поскольку теория государ­ства и права раскрывает глубинные связи и отношения и на этой основе формулирует главные, основополагающие выводы, можно говорить о том, что теория государства и права -наука фундаментальная.

В курсе теории государства и права изучаются юридические понятия, категории, классификации, процессы, имеющие значение для государст­венно-правовой действительности не только конкретной страны в конкрет­ное время, но и для человеческого общества в целом.

Теория государства и права - наука, которая имеет направляющее, ме­тодологическое значение, и, прежде всего - в отношении отраслевых юри­дических дисциплин. Положения теории государства и права являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций разви­тия государственно-правовых явлений.

Теория государства и права выраба­тывает понятия, категории, классификации, идеи, концепции, которые ис­пользуются в иных юридических науках.

В изучении отраслевыми юриди­ческими науками соответствующей сферы юридической действительности, т. е. определенной части целого, общие теоретические выводы являются отправными точками, объединяющим стержнем, основанием для частных исследований.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1. общефилософские методы;

2. общенаучные методы;

3. частнонаучные методы;

4. частноправовые методы;

Наглядно их можно просмотреть в приложении 1 на странице 39.


Общефилософские методы

 

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

«Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые

подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ»[20].

Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической,

материалистической мировоззренческой основе.

Метафизика (от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под Метафизикой чаще всего понимается подлинная философия. Термин Метафизика впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно - научных сочинений античного мыслителя.

На протяжении истории философии Метафизика либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. И. Кант критиковал предшествующую ему Метафизику за ее умозрительность, за то, что она имела дело с содержательно ограниченными сферами и в то же время не знала правильного пути познания этих сфер, она только постулировала Бога, бессмертие души, целостность мира, наивно полагая, что их можно постичь так же, как постигаются предметы реальной действительности. Кант полагал, что Метафизика возможна как систематическое знание, но сам он ограничился лишь анализом тех противоречий, в которые впадает мысль, пытаясь разрешить основные метафизические проблемы. Кант ввел различие между Метафизикой природы и Метафизикой нравов; в последней противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Он также разграничил Метафизику и естествознание, показав коренное различие предметов этих дисциплин.

Тем не менее мы во всех областях знания - в познании человека, истории, природы - сталкиваемся с метафизическими проблемами, везде упираемся в то, что недоступно человеческому разуму, в некий нерастворимый остаток. Эти проблемы - не произвольный продукт человеческого любопытства, не исторический балласт мысли, а сама вечная загадочность мира, укорененная в его состояниях и свойствах. Метафизические вопросы разбросаны по всем областям, они везде образуют основу тех или иных направлений философии.

 

Диалектика - это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

«Диалектика является всеобщим методом познания и требует учитывать в процессе познания окружающей действительности всеобщую взаи­мосвязь и постоянное развитие явлений»[21]. Эти принципы конкретизируются зако­нами диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), а также категориями диалектики - понятия­ми, отражающими всеобщие связи бытия (сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, еди­ничное,особенное и общее и др.).

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-правовых явлений формулируются следующие выводы:

а) государство и право - реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно- правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма.

«На основе материалистического и диалектического подходов можно утверждать, что государство и право-это реальные, объективные явления, которые находятся в постоянном развитии, которые существуют не сами по себе, а в тесной связи с экономическими, политическими, духовными условиями жизни общества, с природой человека»[22]. Государство и право имеют свои закономерности возникновения и развития, и эти закономерности можно познавать. Таким образом, самые общие методологические предпосылки для исследования государственно-правовых явлений сводятся к следующему:

государство и право как реально существующие явления могут быть объектом научного анализа; изучая государство и право, следует учитывать их постоянное развитие, момент изменчивости. Так, к примеру, при анализе современной правовой системы Российской Федерации необходимо представлять, что так было не всегда, что эта правовая система имеет свою историю развития, что все, что есть сейчас, развилось, выросло из правовой действительности, существовавшей ранее, что нынешнее состояние правовой системы - только определенный этап ее развития, а не венец истории, что в этом развитии существуют и определенные тенденции.

 

«Таким образом, одним из основополагающих принципов любого научного исследования является принцип историзма; изучая государство и право, следует учитывать многообразные связи, существующие между различными сферами общественной жизни, между экономическими, политическими, правовыми, культурными, демографическими, национальными процессами»[23]. В отдельных случаях эта связь становится определяющей для развития юридической сферы общества. Любое научное исследование должно быть всесторонним; следует изучать государственно-правовые явления, ориентируясь на юридическую практику, на государственно-правовую действительность. Любая наука важна не сама по себе, она необходима, прежде всего для обслуживания потребностей практики, именно в этом - значимость и ценность любой научной теории. И, в конечном счете истинность теории проверяется практикой. С этой точки зрения любое научное исследование должно быть объективным.

 

Объективный идеализм -- совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности вне материальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

 

Субъективный идеализм -группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. «Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли»[24]. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).

Общенаучные методы

Общенаучные методы -это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Логический метод Он включает средства и способы логического

изучения и объяснения права и основан на формах мышления

и законах формальной логики. Диалектическая логика - это теория

познания, совпадающая с методом материалистической диалектики,

а формальная логика, примененная к изучению права, является одним из специальных методов освоения правовой действительности.

«Право в силу своих особенностей является наиболее благоприятной

почвой для приложения логики. Оно является формально

определенной, логически последовательной, строго фиксированной

системой, включает массу законодательных определений, которые

должны отвечать правилам определения понятий (определение через ближайший род и видовое отличие, генетическое определение, описание указаний и т.д.)»[25].

Каждый из законов логики (тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) в полной мере проявляет

себя в праве, отражая его особенности. Все основные правовые

процедуры и процессы (и прежде всего — правотворческий и

правоприменительный) строятся в строгом соответствии с формами

мышления - правилами оперирования понятиями, суждениями,

умозаключениями.

Любая юридическая норма - это суждение, и она должна отвечать требованиям суждения. Применение нормы права к конкретной ситуации, определенному человеку - это дедуктивное умозаключение (силлогизм), где норма права - большая посылка, рассматриваемый случай - меньшая посылка, а решение по делу - вывод. Логические операции и приемы доказательства, аналогии - с древних времен в арсенале юриспруденции.

«Использование логических средств при изучении и объяснении права позволяет избежать противоречий при построении законодательства, построить логически непротиворечивую и тем самым эффективную систему права, согласовать позитивное, т.е. существующее право, с требованиями естественного права, наконец, правильно и грамотно применить юридические нормы»[26].

Логический метод с успехом применяется и при изучении государства. Приоритет здесь логики диалектической. Благодаря ей можно выяснить объективные предпосылки возникновения и существования государства, общие закономерности его функционирования. Однако только единство диалектической и формальной логики при анализе государства дает полное представление о логике государства.

«Она такова: государственная представительная и исполнительная власть, как выражение интересов народа; соотношение народного, государственного и национального суверенитета, наиболее оптимальная форма государства и эффективные его функции, сбалансированные ветви власти»[27].

Вне этой логики государство существовать не может. Разрушившие логику государства, разрушают само государство. Печальный пример тому современная Россия.

Широкое использование законов и форм логического мышления, логических средств в правоведении привело к формированию в составе теории государства и права мощного направления исследования логики права и государства.

Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления.

Дедукция - это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

Системный метод в основе системного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем.

Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений, и сообщает всему явлению новое качество. «Государство и право - сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления»[28].

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т.д.

 

Частнонаучные методы

Частнонаучныеметоды представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук.

К частным методам чаще относят следующие:

1. Метод конкретно - социологических исследований;

2. Метод моделирования;

3. Статистический метод;

4. Метод социально - правового эксперимента;

5. Математический метод;

6. Кибернетический метод;

7. Синергетический метод;

Теперь рассмотрим эти методы более подробно.

Частноправовые методы

Среди частноправовых методов принято выделять следующие методы:

1) Сравнительно - правовой метод;

2) Формально - юридический;

Сравнительно - правовой метод Он предполагает сопоставление государственно- правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовых систем в целом либо отдельных их институтов и норм. Сопоставляемые объекты должны отвечать одному общему требованию: они должны быть сравнимы.

«Можно сравнивать между собой политические, государственные, правовые системы, отрасли права, одноименные правовые институты и нормы. Можно то же самое делать внутри отдельной правовой системы. Но нельзя сравнивать, например, правовую систему в целом и отдельную юридическую норму. Эти объекты несравнимы по уровню, объему, содержанию и признакам»[32].

Если сопоставляются объекты высокого уровня, сложные по своей структуре (например, государства или правовые системы различных стран), то это будет макросравнение. Сопоставление менее объемных, более простых по структуре объектов (правовые институты, юридические нормы, преступность по отдельным регионам России и т.д.) называется микросравнением.

Значение сравнительного метода в правоведении и государственно - правовой практике исключительно велико. На основе и в результате сравнения наука установила, в частности, что каждый последующий исторический тип государства и права (рабовладельческое, феодальное, буржуазное) оказывался прогрессивнее предыдущего.

«Сопоставление современных зарубежных государственно-правовых систем и нынешней российской государственно-правовой системы, к сожалению, свидетельствует о том, что многие зарубежные государственно-правовые институты защищают гражданина и его собственность намного эффективнее отечественных»[33].

Вывод о значительном росте преступности в Российской Федерации и качественном ее изменении основан также на сравнении количества совершаемых преступлений и анализе структуры преступности.

Только сравнивая государственно-правовой материал и получая результаты, можно определить конкретные пути совершенствования государственно-правовых систем, улучшения законодательства, укрепления законности и правопорядка.

Широкое применение сравнительного метода в правоведении, юридической практике привело к формированию в составе юридической науки относительно самостоятельного направления - сравнительного правоведения (юридической компаративистики). Некоторые ученые считают ее даже самостоятельной отраслью юридической науки.

Наука о государстве (государствоведение) также широко пользуется сравнительным методом. Сравниваются различные государства, сопоставляются государственные институты разных стран, внутригосударственные институты различных временных периодов и тем самым оценивается их состояние и перспективы развития. Поэтому наряду со сравнительным правоведением уместно вести речь о сравнительном государствоведении.

Заключение

 

В итоге, можно сказать, что автор выполнил задачи, которые ставил перед началом работы. Он дал определение методологии теории государства и права, проанализировал классификацию теории государства и права, изучил основные проблемы методологии теории государства и права.

Проанализировав вышеописанное можно сделать вывод о том, что теория государства и права занимает важное место, как среди общественных наук, так и среди юридических наук. В значительной степени можно даже говорить о том, что от уровня развития теории государства и права в целом, в том числе и уровня развития методов и методологии теории, зависит уровень развития юриспруденции.

Методология теории государства и права позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития как положительные, так и отрицательные проявления, происходящие в государственно-правовой сфере нашей страны, проследить их причинно-следственные связи, сделать прогноз на будущее.

Поиск новых исследовательских средств, новых методов, обеспечивает прирост теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету закономерностях.

Передовая методология – это резкий прогресс науки, отсталая методология – это застой в науке. Развитие методологии, ее использование, находятся в зависимости от предмета и задач исследования.


Список используемой литературы

I Книги

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

2 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права Учебник для вузов М., 2000. - 511с.

3 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 640 с.

4 Общая теория права и государства, ред.: В.В. Лазарева. - М., 2006. – 420 с

5 Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристь, 2003. - 592 с.

6 Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько В.М., Юристь, 2004, - 512с.

7 Теория государства и права, ред.: В.К. Бабаева. - М., 2004. – 354 с.

8 Теория государства и права Курс лекций / Под ред. Н. М. Матузова и А. В. Малько М., 2000. - 776с.

9 Теория государства и права Хрестоматия В 2 т / Авт. сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень М., 2001. - 604с.

10 Теория государства и права Морозова Л.А. М.: Юристъ, 2002. — 414 с.

11 Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Право и Закон, 1996. - 424с.

13 Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова М., 1995. - 314с.

 

II Словари и энциклопедии

1 Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. - 1072с.

 

 


Приложение 1

 

 

Методология теории государства и права

               
 
   
     
 
 
     
 


 

 
 


[1] См.: Бабаев, В.К. Теория государства и права/ В.К. Бабаев. М-Юристь., 2003. С. 12.

 

[2] См.: Морозова, Л.А. Теория государства и права/ Л.А. Морозова. М-Юристь., 2002. С. 17.

 

[3] См.: Лазарев, В.В. Теория права и государства/ В.В. Лазарев. М., 1996. С. 16.

[4] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 11.

[5] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 12.

[6] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 12.

[7] См.: Лазарев, В.В. Теория права и государства/ В.В. Лазарев. М., 1996. С. 18.

[8] См.: Лазарев, В.В. Теория права и государства/ В.В. Лазарев. М., 1996. С. 19.

[9] См.: Лазарев, В.В. Теория права и государства/ В.В. Лазарев. М., 1996. С. 20.

[10] Гегель. Учение о понятии. Соч/ Гегель. М., 1939. С. 315.

[11] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 14.

[12] См.: Лазарев, В.В. Теория права и государства/ В.В. Лазарев. М., 1996. С. 21.

[13] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 15.

[14] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 16.

[15] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 16.

[16] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 16.

[17] См.: Лазарев, В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. М-Юристь., 2001. С. 16.

[18] См.: Марченко Н.М. Теория государства и права/ Н.М. Марченко Н.М. М., 2004. С. 19.

[19] См.: Марченко Н.М. Теория государства и права/ Н.М. Марченко Н.М. М., 2004. С. 20.

[20] См.: Морозова, Л.А. Теория государства и права/ Л.А. Морозова. М-Юристь., 2002. С. 17.

[21] См.: Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права/ В.В. Лазарев С.В. Липень. М-Спарк., 2000 С.14-15

[22] См.: Морозова, Л.А. Теория государства и права/ Л.А. Морозова. М-Юристь., 2002. С. 17.

[23] См.: Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права/ В.В. Лазарев С.В. Липень. М-Спарк., 2000 С.14-15

[24] См.: Нарский И.С. У истоков субъективного идеализма/ И.С. Нарский. М-Мысль., 2000. С. 495-528.

[25] См.: Бабаев, В.К. Теория государства и права/ В.К. Бабаев. М-Юристь., 2003. С. 23.

[26] См.: Бабаев, В.К. Теория государства и права/ В.К. Бабаев. М-Юристь., 2003. С. 24.

[27] См.: Бабаев, В.К. Теория государства и права/ В.К. Бабаев. М-Юристь., 2003. С. 25.

[28] См.: Морозова, Л.А. Теория государства и права/ Л.А. Морозова. М-Юристь., 2002. С. 19.

[29] См.: Карбонье Ж. Юридическая социология/ Ж Карбонье. М., 1986. С. 37.

[30] См.: Бабаев, В.К. Теория государства и права/ В.К. Бабаев. М-Юристь., 2003. С. 23.

[31] См.: Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права/ Н.И. Матузов. А.В. Малько М., 2000. С. 21.

[32] См.: Бабаев, В.К. Теория государства и права/ В.К. Бабаев. М-Юристь., 2003. С. 21.

[33] См.: Бабаев, В.К. Теория государства и права/ В.К. Бабаев. М-Юристь., 2003. С. 20.

[34] См.: Кельзен Г.Чистое учение о праве/ Г. Кельзен М., 1987. С. 7.

Министерства юстиции Российской Федерации»

Средне-Волжский (г. Саранск) филиал

(СВФ РПА Минюста России)

 

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория государства и права»

на тему: «Методология теории государства и права»

Обозначение курсовой работы: «КР-СВФ РПА – 32361975-030501.65-12.00.01-ЮЗ 927-2012

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Автор курсовой работы Потапова Д.В. студент з/о, № гр.101

 

Руководитель курсовой работы старший преподаватель Пяткин В.Н.

Оценка___________

Саранск 2012


 

Содержание:
с.
Введение 3
1. Значение методологии в познании права и государства
1.1 Связь предмета и метода науки 6
1.2 Основные подходы в изучении права и государства 10
1.3 Деидеологизация научного познания 15
1.4 Основные принципы познания государства и права 19
2. Классификация методов теории государства и права
2.1 Общефилософские методы 22
2.2 Общенаучные методы 27
2.3 Частнонаучные методы 29
2.4 Частноправовые методы 33
Заключение 36
Список используемой литературы 37 Приложение 39

 


 

Введение

Дошедший до нас из далекой древности (середина I в. н.э.) трактат «О возвышенном» содержит такие слова: «К каждому ученому руководству обычно предъявляются два требования: во-первых, следует определить предмет исследования, во-вторых, найти и указать способы, помогающие овладеть этим предметом, причем второе требование стоит последним по порядку, хотя оно по своему значению гораздо важнее»[1].

Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания. Каждый этап истории общества есть одновременно ступень развития государства и права и вместе с тем ступень их постижения, изучения. Но необходимо знать не только что познается, но и как это делается, т.е. какими методами изучаются такие сложные и противоречивые явления, как государство и право.

В ходе данной курсовой работы мною была поставлена следующая цель проанализировать методологию теории государства и права и сформулировать вывод о том какое значение имеет методология теории государства и права.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. дать определение методологии теории государства и права;

2. проанализировать классификацию теории государства и права;

3. изучить основные проблемы методологии теории государства и права.

Термин «метод» происходит от греческого слова и в переводе означает с «способ», «путь следования». Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

«Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания действительности принято называть методологией. В литературе встречается и такое определение методологии: это теория, обращенная к практике исследования. Дословно термин «методология» означает учение о методах познания»[2].

Теория государства и права - это общая, общетеоретическая юридиче­ская наука. Она занимается исследованием проблем, общих для всех юри­дических дисциплин. Последние, в отличие от теории государства и права, имеют более конкретный, прикладной характер.

Поскольку теория государ­ства и права раскрывает глубинные связи и отношения и на этой основе формулирует главные, основополагающие выводы, можно говорить о том, что теория государства и права -наука фундаментальная.

В курсе теории государства и права изучаются юридические понятия, категории, классификации, процессы, имеющие значение для государст­венно-правовой действительности не только конкретной страны в конкрет­ное время, но и для человеческого общества в целом.

Теория государства и права - наука, которая имеет направляющее, ме­тодологическое значение, и, прежде всего - в отношении отраслевых юри­дических дисциплин. Положения теории государства и права являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций разви­тия государственно-правовых явлений.

Теория государства и права выраба­тывает понятия, категории, классификации, идеи, концепции, которые ис­пользуются в иных юридических науках.

В изучении отраслевыми юриди­ческими науками соответствующей сферы юридической действительности, т. е. определенной части целого, общие теоретические выводы являются отправными точками, объединяющим стержнем, основанием для частных исследований.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1. общефилософские методы;

2. общенаучные методы;

3. частнонаучные методы;

4. частноправовые методы;

Наглядно их можно просмотреть в приложении 1 на странице 39.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.247 (0.15 с.)