Современные тенденции в развитии международной торговли товарами, товарная и географическая структура международной торговли товарами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные тенденции в развитии международной торговли товарами, товарная и географическая структура международной торговли товарами.



Рассматривая тенденции развития международной торговли, можно выделить:

- значительный и постоянно растущий объем торговли между странами с одинаково высоким уровнем развития;

- высокий и все возрастающий удельный вес в мировой торговле встречных поставок сходных промышленных товаров;

- сокращение удельного веса сырья;

- расширение товарной номенклатуры торговли;

- практику формирования долгосрочных согласованных поставок готовой продукции;

- увеличение в торговле доли комплектующих, узлов, промежуточной продукции, соответствующих отдельным стадиям процесса производства;

- неравномерность развития торговли и роли отдельных стран и регионов;

- развитие мировой торговли более быстрыми темпами, чем ВНП всех стран;

- формирование новых форм и видов торговли (услуги в сфере страхования, транспорта, лизинг, инжиниринг, технология, франчайзинг, туризм);

- формирование нового разделения труда и технологической зависимости развивающихся стран.

Структура международной торговли обычно рассматривается с точки зрения ее географического распределения (географическая структура) и товарного наполнения (товарная структура). Географическая структура международной торговли представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В наст.вр. наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного характера.

В совр. условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет эффективнее использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран.

Небольшой объем торговли м\у слаборазвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в производстве промышленно развитых стран. Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределения доходов от торговли. Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры, и что они должны получать какую-то компенсацию за те трудности, с которыми им приходится сталкиваться.

Роль той или иной страны в качестве рынка сбыта для товаров и услуг иностранного происхождения может повыситься лишь в той мере, в какой ей удастся углубить свое участие в МРТ в качестве производителя сырья или промышленных изделий либо включиться в экспорт услуг. И, наоборот, выталкивание страны из МРТ автоматически снижает ее роль в качестве рынка сбыта.

К Среднему Востоку относится много азиатских и североафриканских стран, экспортирующих нефть. Поэтому роль данного региона в качестве рынка сбыта определяется уровнем цены на нефть и, соответственно, экспортными доходами от ее реализации.

Запад заинтересован в развивающихся странах как рынках сбыта своей продукции. Но это обусловлено не тем, что импортные закупки развивающегося мира могут существенно повлиять на общий объем товаров реализации в капиталистических центрах. Проблема заключается в огромной безработице в западных странах, при которой ее увеличение серьезно накаляет социальную обстановку, а соответственно любое увеличение занятости выдается за большой успех правительства, стоящего у власти.

Развивающиеся страны могут прогрессировать в качестве рынков сбыта только на основе углубления МРТ. Но эта проблема внутренне очень противоречива: с одной, стороны, проявляется большая заинтересованность Запада в периферийных рынках сбыта в условиях замедления темпов экономического роста и обострение проблемы безработицы; с другой стороны - торможение в развитии этой функции, наличие серьезных препятствий на пути подключения развивающихся стран к международной специализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.005 с.)