Международная миграция рабочей силы: показатели, масштабы, направления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная миграция рабочей силы: показатели, масштабы, направления



Между странами осуществляется переток не только товаров и услуг, но и трудовых ресурсов.

Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних стран в другие сроком более чем на один год.

Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эмиграция – выезд трудоспособного населения из страны за ее пределы.

Миграционное сальдо – разница между иммиграцией и эмиграцией.

Реиммиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное местожительство.

Виды миграции:

1.По характеру перемещения населения:

- внутренняя – перемещение населения внутри одной страны;

- внешняя – перемещение населения за пределы страны;

- интеграционная миграция – перемещение населения внутри государств интеграционного объединения (например, внутри ЕС).

2.По времени осуществления:

- окончательная (безвозвратная миграция);

- временная;

- сезонная.

- маятниковая – например, в пограничных районах Польши и Германии.

Основные причины и особенности миграции трудовых ресурсов

1. Неудовлетворительные экономические условия жизни трудоспособного населения.

2. Социальные возможности более полной реализации своих возможностей в другой стране (характерно для эмиграции интеллигенции).

3. Природные катаклизмы.

4. Политические причины.

5. Военные причины.

6. Религиозные причины.

7. Национальные причины.

8. Культурные причины.

Но основная причина – экономическая – недостаточная зарплата.

Особенности международной миграции рабочей силы –

- возрастание роли демографических факторов в динамике международной миграции рабочей силы (ММРС): в одной стране переизбыток рабочей силы, в другой – падение рождаемости;

- расширение географии миграции рабочей силы;

- увеличение масштабов ММРС;

- расширение структуры миграционных потоков (в диапазоне – неквалифицированные рабочие – ученые);

- увеличение нелегальной миграции;

Масштабы и направления международной миграции трудовых ресурсов в последнее время в мире в среднем из страны в страну ежегодно перемещается 20 млн. чел. Основные направления миграции:

1. США, Канада, Австралия – страны иммиграции. В США в среднем приезжает около 750 тыс.чел. В основном приезжают из Мексики и стран Карибского массива.

2. Западная Европа – в среднем иммиграция 180 тыс.чел. в год. Основные поставщики трудовых ресурсов – небогатые страны в самой Европе (Португалия, Испания, Мальта), арабские страны северной Африки и ближнего Востока, восточно-европейские страны

3. Ближний Восток (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт) Страны-экспортеры трудовых ресурсов – соседние арабские страны, Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, другие развивающиеся страны: Аргентина, Мексика, Нигерия

4. Малайзия, южная Корея – из соседних стран.

 


 

23.Миграционная политика Республики Беларусь

Учет и анализ миграционных процессов в Республике Бе­ларусь ведется с 1994 г. В Республике Беларусь трудовая миг­рация получила развитие в начале перестройки и постепенно наращивала свой потенциал в последующие годы. Так, напри­мер, если на начало 2000 г. на работу по контракту в Республику Беларусь прибыло около 4000 человек, то в 2007 г. эта цифра уже составила более 16000 человек. В настоящее время этот процесс охватил все области республики. Лидером по приему мигрантов является Брестская область, куда из приграничных районов Украины прибывает основная их масса (около 70%), в основном оседающая в приграничных районах области. Такая направленность потока обусловлена разными темпами рефор­мирования экономики Беларуси и Украины, более тяжелой фи­нансовой ситуацией в последней, безвизовым режимом въезда в Беларусь, соседством стран. Из стран СНГ, кроме Украины, в Беларусь приезжают на работу граждане Армении, Российской Федерации, Латвии и др. Из других стран в Беларусь традици­онно приезжают с торговыми целями вьетнамцы. Значительная часть въезжающих приходится на наиболее промышленно раз­витые регионы - г. Минск и Минскую область. Часть прибываю­щих оседает на загрязненных в результате Чернобыльской катас­трофы территориях, испытывающих острую нехватку кадров.

Поток мигрантов, выезжающих из Беларуси, связан в основ­ном с выездом на заработки в другие страны. Как и прежде, ос­новной поток направлен в Россию, хотя в последние годы удель­ный вес этого потока в общих миграционных перемещениях значительно снизился. Подавляющее большинство мигрантов (около 90%) выезжают на работы, связанные с физической де­ятельностью (строительные, сельскохозяйственные, работы по благоустройству территорий, работы с вредными и тяжелыми условиями труда, сфера обслуживания).

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое

распространение получила миграция без соответствующего разрешения, так называемая нелегальная миграция. Проблемы нелегальной миграции в Беларуси менее актуальны, нежели в странах-соседях (России, Украине), однако стоят остро и требу­ют соответствующего регулирования.

Государственное регулирование потоков трудовой миграции осуществляется посредством использования взаимосвязанных мер законодательного, экономического и оперативного харак­тера, При этом законодательные методы обеспечивают форми­рование соответствующей правовой основы разрешающего или запрещающего характера, регулируют общественные отноше­ния, связанные с демографическим развитием общества, и опи­раются на основной закон страны - Конституцию Республики Беларусь. В области трудовой миграции законодательство на­правлено на создание условий и увеличение масштабов обмена рабочей силой с другими государствами. Для этого в республике Беларусь в 1993 г. были приняты законы «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» и «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Приня­то также Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствова­ния специальных разрешений (лицензий) на привлечение инос-. транной рабочей силы и на осуществление деятельности, свя­занной с трудоустройством граждан республики за границей.

Роль государства как экономического регулятора трудовой миграции заключается в определении целей, национальных приоритетов, выработке механизма их реализации, а также со­здании условий для миграции активной части населения. При­влечение иностранной рабочей.силы в Республику Беларусь осуществляется с учетом экономической целесообразности, в интересах защиты внутреннего рынка труда и обеспечения приоритетного права белорусских граждан на труд. Преиму­щество отдается высококвалифицированным специалистам, а также тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые инвестируют в экономику страны, создают на ее тер­ритории иностранные и совместные предприятия, а также осу­ществляют подготовку и переподготовку кадров на уровне сов­ременных требований. Экономически безопасной и способс­твующей накоплению человеческого капитала можно считать такую внешнюю трудовую миграцию, которая, во-первых, не сокращает трудовой потенциал страны; во-вторых, обеспечива­ет прирост ее национального богатства за счет рационального использования национальной рабочей силы на различных сег­ментах мирового рынка труда и включения в трудовойпроцесс еиспользованной на национальном сегменте мирового рынка труда рабочей силы.

Для снижения масштабов незаконной трудовой миграции государство прибегает к таким мерам, как: ужесточение конт­роля за иностранцами на территории страны; быстрая депор­тация нарушителей миграционного законодательства; ужесто­чение санкций к работодателям, незаконно предоставляющим работу иностранцам; принятие мер, направленных на легали­зацию части мигрантов, способных принести пользу экономике страны; упрощение процедуры получения разрешения на наем иностранных работников для работодателей; упрощение проце­дуры получения разрешения на право работать для мигрантов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.006 с.)