Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика и географическая структура международной торговли.
Особенности: 1. Ускорение развития международной торговли после Второй мировой войны. За 40 послевоенных лет экспорт товаров увеличился в 37 раз. 2. Преимущественный рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран. Сравнялся ВВП и рост динамики внешней торговли. 3. Решающее значение в развитии международной торговли факторов, действующих в сфере производства: в динамике международной торговли находят отражения структурные сдвиги и циклические колебания мировой экономики. 4. Опережающее развитие внешнеторговой сферы по сравнению с национальным производством. Данное обстоятельство вызывает к жизни тенденцию к росту экспортной квоты экономики. Географическая структура 1. Глубокие сдвиги произошли в географической структуре в мировой торговле. Ведущая роль принадлежит промышленно развитым странам. На их долю приходится 68 % - в экспорте, 67 % - в импорте. На страны с переходной экономикой приблизительно 4 % (и в экспорте, и в импорте). Остальная доля - развивающиеся страны. 2. С середины 90-х гг. происходит увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле, в основном за счёт новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Доля стран Латинской Америки в мировой торговле характеризуется неустойчивостью. Лишь Мексика и Бразилия по структуре экспорта приближаются к параметрам промышленно развитых стран. Сохраняется значительная сырьевая ориентация Латинской Америки (2/3 экспорта - сырьё). Континент теряет свои позиции в экспорте промышленных продуктов. Незначительна доля Африки в мировой торговле. На нее приходится 2, 4 % от общего объема развивающихся стран (2% - ЮАР). Возрастает доля Китая в мировом экспорте. 3. Преобладание промышленно развитых стран, как в экспорте, так и в импорте товаров. Ведущая роль в международной торговли принадлежит 3-м центрам: США, Японии, Западной Европе. Активно развивается торговля внутри интеграционных объединений. В ЕС свыше 60% торговли - внутрирегиональная торговля. Товарная структура 1. Рост в международной торговле удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. На сырьевые товары приходится ¼ мирового товарооборота.
2. 40% стоимости мирового экспорта падает на технически сложную продукцию. Возрастает международная торговля компонентами, полуфабрикатами, что свидетельствует о развитии международной кооперации. 3. В структуре экспорта падает доля продукции старых и переживающих структурный кризис отраслей: угольная отрасль, черная металлургия, текстильная, обувная, швейная отрасли. В конце 90-х гг. структурные кризисы охватили и новые отрасли: судо- и автомобилестроение, радио- и электротехнику. 4. В послевоенный период произошло сокращение удельного веса в торговле сырьём и минеральным топливом. Это связано с совершенствованием технологии, что приводит к уменьшению потребления сырья и энергии на единицу продукции. Влияет также на сокращение торговли сырьем - невозобновляемость природных ресурсов. Промышленно развитые страны в результате интенсивного внедрения достижений НТП (научно-технического прогресса) повысили самообеспеченность этими товарами. 5. Среди важнейших структурных сдвигов в мировой торговле следует отметить снижение удельного веса в торговле продовольствием. Это связано с ростом продовольственной независимости у ряда развивающихся стран и с переходом на самообеспечение промышленно развитых стран. В 10-ку крупнейших экспортеров продовольствия входят: США, Франция, Нидерланды, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия, Люксембург, Италия, Дания, Бразилия. Особенно заметно преобладание промышленно развитых стран в секторе рынка зерновых культур (81% мирового экспорта). Что касается направлений в торговле продовольствием, здесь преобладает обмен между промышленно развитыми странами (71%) и на развивающиеся страны (20%). 15. Особенности мирового рынка услуг Быстрый рост сферы услуг во второй половине произошёл потому, что промышленно развитые страны достигли более высокой степени зрелости постиндустриальной экономики. Стимулы роста международной торговли услугами: развитие НТП (научно-технического прогресса), внедрение новых технологий, которые создают необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики, и усиление тенденции к социализации сферы услуг;
долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что не могло не вызвать дополнительного ряда услуг (туризм; банковские, трастовые услуги); деиндустриализация развитых стран и трансформация их, так называемой, экономики услуг; в 1990 г. было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами, что привело к ее либерализации. Специфика þ В отличие от товаров услуги производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению, поэтому большинство услуг базируется на прямых контактах между продавцом и покупателем. Международная торговля услугами требует большего присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг или присутствия иностранных потребителей. Вместе с тем, информационные услуги все больше позволяют осуществлять продажу услуг через расстояние (Internet). þ Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с международной торговлей товарами и оказывает на неё всё возрастающее воздействие. Особенно это касается наукоёмких товаров, требующих технического обслуживания. þ Сфера услуг обычно больше защищена от иностранной конкуренции, чем материальное производство. Транспорт, связь, финансовые и строительные услуги, наука, образование, здравоохранение традиционно находятся в полной или частичной собственности государства. Виды услуг По классификации Международного Фонда представлены: • Фрахт • Остальные транспортные услуги • Туризм Деловые услуги - наибольший удельный вес: ♦ Банковские ♦ Страховые ♦ Биржевые ♦ Консультационные ♦ Инженерные ♦ Лизинговые Основные тенденции мирового рынка услуг: • Падение доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья в международной торговле • Увеличение доли туризма засчет роста доходов населения • Наиболее динамичный рост деловых услуг • Доминирование промыш. разв. стран на мировом рынке услуг (до 90%) • Возрастание доли развивающихся стран засчет Юго-Восточной Азии • У промыш. разв. стран статья доходов - деловые услуги, у развивающихся стран -туризм. Доля постсоциалистических стран на рынке невелика (около 30%). 16. Внешняя торговля РБ самостоятельно стала развиваться с 1991 года и развивалась под воздействием следующих обстоятельств: ■ Трансформационно-экономический кризис в странах СНГ, вызвавший резкое сокращение объемов ВВП ■ Разрыв кооперационных связей, в том числе и по причине развала единой платежной системы ■ Либерализация внешнеэкономических связей и открытие экономик повлекло эффект замещения товаров импортными ■ Постепенный переход на мировые цены, что изменило условия и структуру торговли С 1993 г. сальдо внешнеэкономической торговли РБ было отрицательным (импорт больше экспорта). Переломным стал 2005 г. - мы закончили хозяйственный год с положительным сальдо международной торговли в 234 млн $ Товарная структура экспорта: 1) Минеральные продукты: нефть, калиийные соли (РБ занимается реэкспортом нефти) 2) Транспортные средства: тракторы и т.д. 3) Продукция машиностроения 4) Химическая продукция 5) Недрагоценные металлы 6) Сельское хозяйство Товарная структура импорта: 1) Минеральные продукты 2) Машины и оборудование
3) Недрагоценные металлы 4) Сельскохозяйственная продукция и продукты питания 5) Продукция химической промышленности 6) Транспортные услуги С кем торгуем: со 151 государством: Россия, страны ЕС, Украина, Германия, Польша, Соединенное Королевство, Китай. Особенность торговли - положительное сальдо сформировалось засчёт положительного сальдо по торговле услугами. Именно оно позволило нам выйти на положительный итог: • Транспотные услуги • Транзитные услуги • Деловые услуги • Строительные услуги • Услуги связи Положительный момент 2005 г. - сократилась доля товарооборота с Россией и увеличился товарооборот со странами ЕС. Отрицательный момент - дальнейшее сокращение объема торговли по странам СНГ. На постсоветском пространстве Великобратания - единственная страна, которая ориентирована преимущественно на развитие торговли с Россией. Остальные страны СНГ торгуют в основном с дальним зарубежьем. 17. 1. В наиболее развитых странах складывается постиндустриальная экономика: технологический и хозяйственный уклад, в котором главную роль играют информация и знания. Удельный вес этой продукции в начале века составил в мировом экспорте 75%. Продукция добывающего сектора 13%, а сельского хозяйства - 9%. Лидеры на рынке технологий ПРС. Из 46 макротехнологий 40 контролируют ПРС: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания. Технология - комплекс научных и научно-технических знаний и, приёмах и методах производства, его организации и управления. К сфере высоких технологий относятся выпуск электронно-вычислительной техники, авиационной, ракетно-технической техники, промышленные работы, комплексная автоматизация, средства радиосвязи и навигации, бытовая электротехника, приборостроение, фармацевтическая, атомная промышленность, некоторые отрасли химической промышленности. Причины: • подавляющая часть высокотехнологической продукции в ПРС, которые тратят на это огромные деньги; • быстрое моральное устаревание технологий, что требует их незамедлительной продажи; • усиление конкуренции на рынке высоких технологий, которая заставляет ПРС осуществлять внешнеэкономическую экспансию, продавая технологии в другие страны. Основные субъекты рынка технологий: государства, университеты, фирмы, фонды, физические лица. Объекты: результаты интеллектуальной деятельности в овеществлённом виде (оборудование, станки) и в неовеществлённом виде (техническая документация).
Для того, чтобы технология стала товаром, необходимо: - осознать реальную возможность коммерциализации (извлечения денег из) идеи; - провести экспертизу этой технологии; - определить возможные сферы использования этой технологии; - осуществить дизайнерское оформление этой технлогии. Формы передачи технологии: 1. некоммерческие (банки данных в компьютерах, конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка, практика, миграция учёных и специалистов); 2. коммерческие: - купля технологий в материально-вещественном виде (станков, оборудования, технологических линий); прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация; - портфельные инвестиции, если они сопровождаются потоками инвестиционных товаров; - лизинг - аренда оборудования; - продажа патентов и лицензий; - совместное проведение НИОКР; - оказание инженерно-технических услуг 18. Формы передачи технологии: 1. некоммерческие (банки данных в компьютерах, конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка, практика, миграция учёных и специалистов); 2. коммерческие: - купля технологий в материально-вещественном виде (станков, оборудования, технологических линий); прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация; - портфельные инвестиции, если они сопровождаются потоками инвестиционных товаров; - лизинг - аренда оборудования; - продажа патентов и лицензий; - совместное проведение НИОКР; - оказание инженерно-технических услуг Объектами рынка технологий являются промышленная собственность и её виды. Термин «промышленная собственность» был заимствован из французского законодательства в конце 19 века. В 1883 году в Париже была подписана конвенция по охране прав промышленной собственности. В качестве объектов промышленной собственности были названы изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки. Позднее к ним стали относить и ноу-хау. Изобретения - новые устройства, способы, вещества или их применение по новому назначению. Ноу-хау - изобретения, новые методы, знания, которые держатся в секрете. Может быть представлен двумя видами: техническая документация и посылка специалистов, которые обладают новыми знаниями и опытом. Ноу-хау может быть коммерческим, финансовым, управленческим, производственным и т.д. Ноу-хау - непатентуемые знания и опыт. Полезные модели - конструктивно выполненные средства производства и предметы потребления, а также их составляющие. Промышленные образцы это художественное и худ.-конструкторское решение определённого изделия. Могут быть объёмными (модель) и плоскостными (рисунок). Товарные знаки - средства индивидуализаций товаров и услуг конкретной фирмы. Должен быть запатентован как в той стране, где продукция производится, так и в той, где она будет продаваться. Фирменные наименования: Франшиза - это право продавать продукцию под товарным знаком известной фирмы по договору франшизинга (в нём оговаривается возможность использования управленческого опыта, маркетингового опыта, рекламы, ценообразования, использования имени компании в обмен на обязательство продавать продукцию фирмы франчайзера).
Сорта растений - картофель, пшеница, рожь, горох, клевер. Рынок объектов промышленной собственности возникает тогда, когда интересы сводят изобретателя, предпринимателя и патентного поверенного (он поможет не только оформить промышленную собственность на изобретения, но и продвинуть изобретение на рынок при необходимости защитить интересы патентовводителя). 19. Патент - документ, подтверждающий монопольное право собственности на данное изобретение и защищающий интересы изобретателя и его правопреемника. Должен быть зарегистрирован в промышленной палате. Срок его действия примерно 20 лет, но фактически они действуют 6-7 лет. Это связано с быстрым моральным старением изобретения. Патент регистрируется в стране изобретения, а также в тех странах, где это изобретение будет использоваться. Продажа патента означает смену собственника. Лицензия (патентная) - разрешение на использование данного изобретения на определённый срок па определённых условиях и за установленную плату. Владелец лицензии - лицензиар, покупатель лицензии - лицензиат. Виды: 1. простые; 2. исключительные; 3. полные; 1. Лицензиат имеет право использовать изобретение без всяких ограничений на установленный срок. Лицензиар также имеет такое право, а также выдавать лицензии другим фирмам. 2. Лицензиат получает право использования изобретения на определенной географической территории и на определенных условиях. Лицензиар может использовать изобретения на другой территории и на других условиях. 3. Лицензиар теряет все права на свое изобретение на определенный срок, по его истечению права ему возвращаются. Самым распространенным видом лицензионных платежей являются роялти. Он устанавливается в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции или в единицу произведенной продукции. Паушальный платеж - применяется к незнакомым фирмам: 60% сразу взимается, на 40% рассрочка на год. Принудительная лицензия устанавливается на изобретения, которые имеют общечеловеческое, стратегическое значение. В этом случае изобретение становится собственностью государства. 20. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства в области стимулирования или ограничения экспорта и импорта товаров. Для современной внешнеторговой политики характерны следующие моменты: • Стремление увязать внешнеторговое регулирование с задачами внутриэкономической, в том числе социальной политики; • Активное поощрение экспортной экспансии при одновременном усилении протекционистских тенденций; • Учет во внешнеторговой политике возросшей роли внутрикорпорационного обмена в рамках ТНК; • Распространение регулирования на экспорт и импорт торговли услугами; • Усиление внимания к вопросу ослабления импортной зависимости от снабжения энергетическими и сырьевыми ресурсами (особенно нефти); • Усиление воздействия на внешнеторговую политику внешнеполитических факторов. Протекционизм: экономическая политика государства, имеющая своей целью оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрещения ввоза определенных товаров. Этапы развития протекционизма в XX в. 1. нач. 20в. - 1929г. (кризис): ослабление протекционизма, либерализация внешнеэкономических связей; 2. 1929 - сер. 50гг.: характеризуется усилением протекционизма. Каждая страна пыталась защитить свою экономику с помощью высоких таможенных пошлин, лимитов, валютных ограничений. 3. сер. 50 -сер. 70гг.: возвращение свободы торговли, создание генерального соглашения по торговым тарифам, что дало мощный толчок к развитию международной торговли; 4. сер. 70гг. до наст, вр.: появление нового протекционизма: использования преимущественно нетарифных ограничений. Протекционизм как способ экономического регулирования возник в период разложения феодализма (кон. 16 - нач. 17вв.). Первые протекционисты -меркантилисты. Они провозгласили защиту отечественного рынка от иностранных товаров с помощью высоких таможенных пошлин и необходимость поддержки государством отечественных экспортеров. На смену протекционизму пришла прямо противоположная политика фритредерство (свобода торговли). Ее провозгласили в Англии Смит и Риккардо. Т.о. внешнеторговая политика - это борьба двух тенденций: протекционистских и либеральных. Современный протекционизм отличается от протекционизма прошлого: • раньше протекционизм был направлен на защиту национальной экономики в целом. Современный протекционизм носит избирательный характер. Защищаются отрасли: сельское хозяйство, текстильное производство, сталелитейное, судостроение, автомобилестроение. Развивающиеся страны защищают традиционные статьи экспорта. • Основные методы современного протекционизма - нетарифные. • Применение коллективного протекционизма. Прежде всего, в рамках интеграционных группировок и объединений других стран (в рамках таможенного союза и др.). 21.Регулирующий инструмент таможенной защиты государства - таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. Таможенная пошлина - разновидность косвенного налога, входящего в цену товара. Выполняет три функции: • Фискальная, т.к. таможенная пошлина - одна из доходных статей госбюджета; • Протекционистская (защитная), т.к. она защищает местных производителей от иностранных конкурентов. • Балансировочная - относится к экспортным пошлинам с целью предотвращения вывоза товаров, внутренние цены для которых ниже мировых. В условиях, когда торговля либерализирована и участники мирового рынка руководствуются требованиями ВТО, защищать свой рынок с помощью высоких таможенных пошлин стало затруднительно. Самые низкие таможенные пошлины на ввозимые товары существуют в ПРС. Их экономики конкурентоспособны. В развивающихся странах с переходной экономикой более высокий уровень таможенного обложения. Чем выше уровень эконом. развития, тем ниже ур-нь таможенного обложения. Таможенные пошлины самые высокие на готовую продукцию (этим мы защищаем отечеств. производителей) и более низкие на сырье, кот. идет в дальнейшую переработку. Чтобы развивающиеся страны в полной мере могли использовать преимущества от участия во внешней торговле, разработана специальная система преференций (предпочтения в торговле), согласно кот. промышленно развитые страны устанавливают низкие таможенные пошлины на товары, происходящие из развивающихся стран-членов таможенного союза. Если в отношении к.-л. страны проводится несправедливая торг. политика, то она может ввести ответные меры, устанавливая специальные таможенные пошлины. Уровень их самый высокий. Последствия введения высоких тамож. пошлин на импортные товары: • Для местных производителей создается монопольная ситуация, в условиях которой произв-ли могут резко поднять цены и получать дополнительные прибыли, с другой стороны, ситуация приводит к НТ регрессу, снижается иммунитет у местных предприятий. • Для потребителей введение пошлин бьет по интересам потребителей, растут цены, уменьшается свобода выбора • Для государства «+» высокие импортные налоги пополняют госбюджет, «-» понижают уровень конкурентоспособности нац. экономики • Для мировой экономики повышение импортных тарифов чревато снижением темпов экономич. роста 22. I группа: количеств. способы защиты II группа: финансовые способы защиты III группа: методы скрытого протекционизма I группа: 1. квоты - это ограничение кол-ва разрешенной к ввозу продукции. Это кол-во может опр-ся в физических мерках и в %-х от общего объема производимой на данной территории продукции. 2. лицензии - это разрешение на ввоз или вывоз опр. кол-ва продукции. Она выдается либо министерством торговли, либо министерством иностр. дел, либо таможенным комитетом 3. добровольные ограничения в экспорте - речь идет о принуждении торгового партнера добровольно сократить экспортные поставки. США заставляет Китай сократить экспорт текстильных изделий. Эти меры чаще всего ПРС применяют к товарам из НИС. 4. эмбарго - полный запрет на экспорт продукции из к-л, отрасли, т.е фактически страна стан-ся в положение изоляции. Это метод полит, воздействия, прим-ся крайне редко. II группа: 1. экспортное субсидирование - суть в поддержке экспортеров с помощью предоставления беспроцентных кредитов, снижения налогов, финансирования за счет госбюджетных ср-в рекламной компании, помощь в продвижении товаров на внешнем рынке. Больше всех субсидии получают аграрии (с/хоз). В США (по зерну), в Евросоюзе, Японии (по рису). Гос-во покрывает часть издержек экспортеров, что ставит их в более выгодные условия. Правилами ВТО экспортные субсидии: нечестная конкуренция. 23.1947 - 23 гос-ва провели переговоры по тарифн. уступкам. Рез-т: подписание генерального соглашения по торговле (ГАТТ), кот-е вступило в силу 1 янв. 47г. ГАТТ - обязывающий договор м/у правительствами стр.-членов, который содержал правовые нормы, регулирующие поведение гос-в в торг-х отношениях. Созданию ГАТТ способствовала объек-я необходимость упорядочить сложившиеся в послевоенный период торговые отношения м/у странами. Основные принципы ГАТТ: 1. предостав-е договаривающимися сторонами во взоим-й торг-ли режима наибольшего благоприятствования 2. предост-е взаим-х торгово-политических уступок 3. осуществление регулирования торговли с помощью тамож-х тарифов, а не колич-х ограничений 4. недескриминация: к люб. стране применяются принципы в торг-ле не менее благоприятные, чем к другой стране 5. провед-е консульт-й для реш-й проблем 2-х сторонней и многосторонней торговли 6. прогрессив-е сниж-ние таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров. ГАТТ временное соглашение до вступление в силу международной торг. организации. Работа ГАТТ проходила в раундах. (всего 8) 7 раунд (Токийский) - этот раунд решил след. важн. вопросы: 1. были заключены соглашения, регламентирующие и правила таможенной оценки товаров 2. были обсуждены вопросы, касающиеся техн-х барьеров в торг-ли 3. вопросы импор-го лицензир-я 4. правила введения антидемпинговых пошлин 5. было подписано секторальн. согл-е по торговле гражд-й авиатехникой. Результат: стр-члены соглашения либерализ-ли торговлю гражданскими самолетами, их компонентами и запчастями, т.е. в этой области были устранены тарифные и нетарифные ограничения. 8 раунд (Уругвайский) самый длинный 1986-1993 В рамках 8 р-да впервые за всю историю существования ГАТТ были подписаны соглашения по то|рговле с/х продукцией, текстильными изделиями, услугами, интеллектуальной собственностью. Вопросы: 1. О торговле услугами: На тот период на торговлю приходилось почти 27 % мир-го товарооборота, пока правила ГАТТ распространялись только на торговлю товарами, а торговля услугами регул-сь национальными законодательствами. " Генеральное соглашение по торговле услугами" - ГАТС - было подписано 1. об охр. интел-й собственности. Вопрос был вынесен на обсуждение в связи с невиданными масштабами торговли с поддельными товарными знаками, видео и компьютерного пиратства, фальсифик-ей лекарственных препаратов. Было подписано соглашение по охр. прав объектов интел-й собственности - ТРИПС. 2. торг. текстилем. В отношении торг. тек. ПРС проводили в отнош-нии развивающихся стран дискриминацион. политику. 3. экспортн. субсидии на с/х-ю продукцию. В ряде стран: США, ЕС, Швейцарии, Японии с/х сектор был выведен из сферы регулирования ГАТТ. Запрет на экспортн. субсидии не распрост-ся на с/х-ю продукцию по оценкам ФАО. Прочие страны тратили на с/ х-е субсидии 65 млрд. $ в год. Было принято решение: в течение 10 лет постепенно снижать с/х-е субсидии. 4. "добровольное" ограничение экс-та: стр-экспортеры брали на себя обяз-ва "добровольно" не превышать обусловлен, объема экспорта на рынок пострадавшей стороны.(В отн-и Ю Кореи, Яп, Тайваня, Бразилии, Китая). 1 янв. 1995г. было принято решение о преобразовании ГАТТ в ВТО. 24. 1. ГАТТ - это врем-е согл-ние в форме свода временных правил, а ВТО - постоянно действующая организация 2. полномочия ГАТТ распространились только на торговлю товарами, а ВТО занимается услугами, Интел. Собственностью, стандартами качества и экологии 3. у ВТО шире цели: цель ГАТТ - способствовать развитию международной торговли. Цель ВТО - кроме выше названного это укрепление мировой экономики в целом, стимулирование инвестиций, повышение уровня занятости, увеличение благосостояния всех стран мира. Существенно усложнились функции ВТО: - мониторинг глобальных и региональных рынков товаров и услуг - консультирование юридических лиц по вопросам внешней торговли - проведение многосторонних встреч и переговоров для обсуждения стратегических и текущих проблем - разработка правовых актов по вопросам торговли товарами и услугами Штаб-квартира ВТО находится в Женеве. Высш. орг. - министерская конференция, которая собирается 1 раз в 3 года. За выполнением работ следит общий совет, включающий в свой состав комиссию по регу-нию споров и комиссию по контролю за торг-й политикой. Общий совет делегирует свои функции 3-м основным органам: 1. совету по торговле товарами (ГАТТ) 2. совету по торговле услугами (ГАТС) 3. совету по торговым аспектам прав Интел. Собственности (ТРИПС) Источник финансирования деятельности ВТО - ежегодные взносы участников, рассчитанные исходя из их долей в объеме мировой торговли. 25. Преимущества при присоединении к ВТО: 1. доступ к рынкам более чем 140 гос-в и обеспечение эффективной правовой защиты РБ 2. дает правовую основу для устранения дискриминацион. мер, по отношению к Бел. крупными гос-ми, которые приводят к значительному ущербу для бел. экономики 3. создание международного режима торговли, регулируемого четкими и стабильными нормами, предсказуемость торговой политики 4. укрепление репутации и престижа страны как надежного торгового партнера. Ключевой эффект от вступления в ВТО - улучшение условий внешней торговли, долгосрочный рост ВВП, происходящий на экспортно-ориентированной основе. Издержки: 1. в течение 1 года после вступ-я возможно ухудшение финансовых результатов рядов субъектов хозяйствования в различных отраслях. Потребуется время, чтобы белорусские предприятия смогли адаптироваться к новым условиям. Чтобы минимизировать отрицательные последствия, необходимо выделить чувствительны к открытию границ для нашей страны 2. в течение 2-3 лет отрасли экономики разделятся на растущие и сокращающиеся. Отрасли, имеющие конкур-е позиции на внешнем рынке, будут развиваться. Другие будут сокращаться и перепрофилироваться. 3. в течение 5-7 лет потребуются изменения в структуре занятости населения, напр-е на перемещение трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в растущие, с этим главным образом и связаны соц-е издержки, они могут быть минимальными, если гос-во об этом позаботилось заранее. Бел. начала процедуру вступления в ВТО с 1993г. был подан торговый меморандум, в кот-м расписаны бел. инс-ты торг-й политики. Препятствием для вступления в ВТО является несоблюдение отдельных правовых положений уругвайского раунда: соглашений по с/х-м субсисидиям и охр. прав интеллект. собственности. Мир. опыт свидетельствует, что вступление в ВТО должно обставляться всевозможными уступками со стороны этой организации: установление переходного периода, в теч. которого страна с минимальными для себя затратами подготовится к вступлению к ВТО. 26. Можно выделить три этапа развития ММК: 1.связан с развитием капиталистическо-производственных отношений, начался на рубеже 17-18 веков, продлился до 19. Зарождение вывоза капитала. Характерна миграция капитала исключительно в одном направлении – из метрополии в колонию. Носил исключительно случайный характер. 2.конец 19 – середина 20 в. Распространение капиталистических отношений. Становится типичным явлением, осуществляется как между ПРС, так и между ПРС и развивающимися. Вывоз капитала – процесс изъятия части капитала из национального оборота данной страны и перемещение его в товарной или денежной форме в производственном процессе и обращение другой страны с целью изъятия большей прибыли. 3.серидина 20 – наши дни. Этот процесс точнее отражает термин ММК. Причины: А.вывоз капитала осуществляется не только ПРС, но и развивающимися странами и странами с переходной Б. страны становятся и экспортёрами, импортёрами капитала В.экспорт капитала вызывает значительное по объёмам обратное движение капитала в виде процентов по кредитам, предпринимательских доходов и дивидендов. ММК – процесс встречного движения капиталов между различными странами МХ, не зависимо от уровня их социально-экономического развития; приносящий дополнительный доход их собственникам. Факторы, влияющие на ММК: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: 1.развитие производства, поддержание темпов экономического роста 2.глубокие структурные сдвиги как в мировой, так и в экономике отдельных стран, обусловлен воздействием НТР и развитием мирового рынка услуг 3.углубление международной специализации и кооперации в производство 4.рост транснационализации в МЭ 5.рост интеграционных процессов ПОЛИТИЧЕСКИЕ: 1.либерализация экспорта/импорта капитала 2.приватизация государственных предприятий 3.политика поддержки уровня занятости 4.политика индустриализации в развивающихся странах 27. Формы ММК. ПО ИСТОЧНИКАМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ: 1.Официальный (государственный) – средства из гос. бюджета, предоставляются в форме займов, ссуд, грантов, помощи, которая предоставляется одной страной другой стране на основе соглашения между правительствами, а также капитал международных организаций. 2.Частный – средства частных фирм, перемещающиеся за рубеж в виде торговых кредитов и межбанковского кредитования. Источник происхождения этого капитала не связан с гос.бюджетом. ПО ХАРАКТЕРУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: 1.Предпринимательский – средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Часто используется частный капитал. 2.Ссудный – средства, даваемые взаймы с целью получения процента. В основном – официальный. ПО СРОКУ ВЛОЖЕНИЯ: 1.Долгосрочный и среднесрочный (более 1 года) 2.Краткосрочный (менее 1 года) ПО ЦЕЛИ ВЛОЖЕНИЯ: 1.Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – долгосрочные зарубежные вложения, обеспечивающие контроль инвестора над объектом капитала. 2.Портфельные инвестиции – вложения в ценные бумаги зарубежных предприятий без права контроля над ними. 28. Рынок иностранных инвестиций сформировался в 60гг 20в. вследствие значительного объёма миграции предпринимательского капитала. Предпосылки его формирования: 1.снятие странами ограничений на операции по экспорту/импорту капитала 2.приватизация гос.предприятий в Латинской Америке в 60-70гг 3.приватизация гос.предприятий в бывшем СССР Активность участия страны на рынке, готовность инвестировать в страну зависит от инвестиционного климата. Он представляет собой совокупность политических, экономических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране. Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает ряд параметров: национальное законодательство, таможенный режим, валютная политика, темпы инфляции и экономического роста, стабильность валютного курса, уровень внешних задолженностей, экономические условия (спад, подъём). Современные тенденции МК в предпринимательской форме: 1.динамика экспорта капитала традиционно опережает динамику экспорта товаров 2.рост роли ТНК как основного субъекта рынка ПИИ 3.вид отраслевой структуры (от обработки промышленности и торговли к инвестициям в наукоёмкие области и сферу услуг) 4.изменение географической направленности иностранных инвестиций (преобладание миграции предпринимательского капитал между ПРС, увеличение объёма иностранных инвестиций между развивающимися странами, медленный рост иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой) 5.создание системы международного регулирования зарубежного инвестирования 6.предпринимательскую форму вывоза капитала называют «второй экономикой» в связи с её непосредственной связью с процессом производства. 29. Совокупность финансово-кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заёмщиками - ссудный капитал. Сформировался в своей современной форме в конце 60гг. На практике представляет собой единство трёх уровней: национального, регионального и мирового. Главные функции МРСК на любом уровне – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал, т.е. посредничество между кредиторами и заёмщиками. Для непрерывного функционирования МРСК всегда должен быть приток свободных денежных средств промышленников, торговцев, сбережений населения. Функционирование МРСК базируется на работе специальных институтов. К ним относятся: биржи, банки, брокерские конторы, расчётные палаты, электронные операционные системы. Важнейшей функцией МРСК является формирование цены ссудного капитала на основе сопоставления спроса и предложения. Процентная ставка = годовой доход на СК/его абсолютная величина Уровень процентной ставки стихийно формируется под влиянием спроса и предложения, которые находятся под влиянием множества факторов: 1.факторы прямовлияющие на соотношение спроса и предложения:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.178 с.) |