Динамика и географическая структура международной торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика и географическая структура международной торговли.



Особенности:

1. Ускорение развития международной торговли после Второй мировой войны. За 40 послевоенных лет экспорт товаров увеличился в 37 раз.

2. Преимущественный рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран. Сравнялся ВВП и рост динамики внешней торговли.

3. Решающее значение в развитии международной торговли факторов, действующих в сфере производства: в динамике международной торговли находят отражения структурные сдвиги и циклические колебания мировой экономики.

4. Опережающее развитие внешнеторговой сферы по сравнению с национальным производством. Данное обстоятельство вызывает к жизни тенденцию к росту экспортной квоты экономики.

Географическая структура

1. Глубокие сдвиги произошли в географической структуре в мировой торговле. Ведущая роль принадлежит промышленно развитым странам. На их долю приходится 68 % - в экспорте, 67 % - в импорте. На страны с переходной экономикой приблизительно 4 % (и в экспорте, и в импорте). Остальная доля - развивающиеся страны.

2. С середины 90-х гг. происходит увеличение удельного веса развивающихся стран в мировой торговле, в основном за счёт новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Доля стран Латинской Америки в мировой торговле характеризуется неустойчивостью. Лишь Мексика и Бразилия по структуре экспорта приближаются к параметрам промышленно развитых стран. Сохраняется значительная сырьевая ориентация Латинской Америки (2/3 экспорта - сырьё). Континент теряет свои позиции в экспорте промышленных продуктов. Незначительна доля Африки в мировой торговле. На нее приходится 2, 4 % от общего объема развивающихся стран (2% - ЮАР). Возрастает доля Китая в мировом экспорте.

3. Преобладание промышленно развитых стран, как в экспорте, так и в импорте товаров. Ведущая роль в международной торговли принадлежит 3-м центрам: США, Японии, Западной Европе. Активно развивается торговля внутри интеграционных объединений. В ЕС свыше 60% торговли - внутрирегиональная торговля.

Товарная структура

1. Рост в международной торговле удельного веса продукции обрабатывающей промышленности и сокращение доли сырьевых товаров. На сырьевые товары приходится ¼ мирового товарооборота.

2. 40% стоимости мирового экспорта падает на технически сложную продукцию. Возрастает международная торговля компонентами, полуфабрикатами, что свидетельствует о развитии международной кооперации.

3. В структуре экспорта падает доля продукции старых и переживающих структурный кризис отраслей: угольная отрасль, черная металлургия, текстильная, обувная, швейная отрасли. В конце 90-х гг. структурные кризисы охватили и новые отрасли: судо- и автомобилестроение, радио- и электротехнику.

4. В послевоенный период произошло сокращение удельного веса в торговле сырьём и минеральным топливом. Это связано с совершенствованием технологии, что приводит к уменьшению потребления сырья и энергии на единицу продукции. Влияет также на сокращение торговли сырьем - невозобновляемость природных ресурсов. Промышленно развитые страны в результате интенсивного внедрения достижений НТП (научно-технического прогресса) повысили самообеспеченность этими товарами.

5. Среди важнейших структурных сдвигов в мировой торговле следует отметить снижение удельного веса в торговле продовольствием. Это связано с ростом продовольственной независимости у ряда развивающихся стран и с переходом на самообеспечение промышленно развитых стран. В 10-ку крупнейших экспортеров продовольствия входят: США, Франция, Нидерланды, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия, Люксембург, Италия, Дания, Бразилия. Особенно заметно преобладание промышленно развитых стран в секторе рынка зерновых культур (81% мирового экспорта). Что касается направлений в торговле продовольствием, здесь преобладает обмен между промышленно развитыми странами (71%) и на развивающиеся страны (20%).

15. Особенности мирового рынка услуг

Быстрый рост сферы услуг во второй половине произошёл потому, что промышленно развитые страны достигли более высокой степени зрелости постиндустриальной экономики. Стимулы роста международной торговли услугами:

развитие НТП (научно-технического прогресса), внедрение новых технологий, которые создают необходимые условия для дальнейшего углубления специализации экономики, и усиление тенденции к социализации сферы услуг;

долговременный экономический подъем, приведший к росту доходов, что не могло не вызвать дополнительного ряда услуг (туризм; банковские, трастовые услуги);

деиндустриализация развитых стран и трансформация их, так называемой, экономики услуг;

в 1990 г. было подписано Генеральное соглашение по торговле услугами, что привело к ее либерализации.

Специфика

þ В отличие от товаров услуги производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению, поэтому большинство услуг базируется на прямых контактах между продавцом и покупателем. Международная торговля услугами требует большего присутствия за рубежом непосредственных производителей услуг или присутствия иностранных потребителей. Вместе с тем, информационные услуги все больше позволяют осуществлять продажу услуг через расстояние (Internet).

þ Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с международной торговлей товарами и оказывает на неё всё возрастающее воздействие. Особенно это касается наукоёмких товаров, требующих технического обслуживания.

þ Сфера услуг обычно больше защищена от иностранной конкуренции, чем материальное производство. Транспорт, связь, финансовые и строительные услуги, наука, образование, здравоохранение традиционно находятся в полной или частичной собственности государства.

Виды услуг

По классификации Международного Фонда представлены:

• Фрахт

• Остальные транспортные услуги

• Туризм

Деловые услуги - наибольший удельный вес:

♦ Банковские

♦ Страховые

♦ Биржевые

♦ Консультационные

♦ Инженерные

♦ Лизинговые

Основные тенденции мирового рынка услуг:

• Падение доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья в международной торговле

• Увеличение доли туризма засчет роста доходов населения

• Наиболее динамичный рост деловых услуг

• Доминирование промыш. разв. стран на мировом рынке услуг (до 90%)

• Возрастание доли развивающихся стран засчет Юго-Восточной Азии

• У промыш. разв. стран статья доходов - деловые услуги, у развивающихся стран -туризм. Доля постсоциалистических стран на рынке невелика (около 30%).

16. Внешняя торговля РБ самостоятельно стала развиваться с 1991 года и развивалась под воздействием следующих обстоятельств:

■ Трансформационно-экономический кризис в странах СНГ, вызвавший резкое сокращение объемов ВВП

■ Разрыв кооперационных связей, в том числе и по причине развала единой платежной системы

■ Либерализация внешнеэкономических связей и открытие экономик повлекло эффект замещения товаров импортными

■ Постепенный переход на мировые цены, что изменило условия и структуру торговли

С 1993 г. сальдо внешнеэкономической торговли РБ было отрицательным (импорт больше экспорта). Переломным стал 2005 г. - мы закончили хозяйственный год с положительным сальдо международной торговли в 234 млн $

Товарная структура экспорта:

1) Минеральные продукты: нефть, калиийные соли (РБ занимается реэкспортом нефти)

2) Транспортные средства: тракторы и т.д.

3) Продукция машиностроения

4) Химическая продукция

5) Недрагоценные металлы

6) Сельское хозяйство

Товарная структура импорта:

1) Минеральные продукты

2) Машины и оборудование

3) Недрагоценные металлы

4) Сельскохозяйственная продукция и продукты питания

5) Продукция химической промышленности

6) Транспортные услуги

С кем торгуем: со 151 государством: Россия, страны ЕС, Украина, Германия, Польша, Соединенное Королевство, Китай.

Особенность торговли - положительное сальдо сформировалось засчёт положительного сальдо по торговле услугами. Именно оно позволило нам выйти на положительный итог:

• Транспотные услуги

• Транзитные услуги

• Деловые услуги

• Строительные услуги

• Услуги связи

Положительный момент 2005 г. - сократилась доля товарооборота с Россией и увеличился товарооборот со странами ЕС. Отрицательный момент - дальнейшее сокращение объема торговли по странам СНГ. На постсоветском пространстве Великобратания - единственная страна, которая ориентирована преимущественно на развитие торговли с Россией. Остальные страны СНГ торгуют в основном с дальним зарубежьем.

17. 1. В наиболее развитых странах складывается постиндустриальная экономика: технологический и хозяйственный уклад, в котором главную роль играют информация и знания. Удельный вес этой продукции в начале века составил в мировом экспорте 75%. Продукция добывающего сектора 13%, а сельского хозяйства - 9%. Лидеры на рынке технологий ПРС. Из 46 макротехнологий 40 контролируют ПРС: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания.

Технология - комплекс научных и научно-технических знаний и, приёмах и методах производства, его организации и управления. К сфере высоких технологий относятся выпуск электронно-вычислительной техники, авиационной, ракетно-технической техники, промышленные работы, комплексная автоматизация, средства радиосвязи и навигации, бытовая электротехника, приборостроение, фармацевтическая, атомная промышленность, некоторые отрасли химической промышленности.

Причины:

• подавляющая часть высокотехнологической продукции в ПРС, которые тратят на это огромные деньги;

• быстрое моральное устаревание технологий, что требует их незамедлительной продажи;

• усиление конкуренции на рынке высоких технологий, которая заставляет ПРС осуществлять внешнеэкономическую экспансию, продавая технологии в другие страны.

Основные субъекты рынка технологий: государства, университеты, фирмы, фонды, физические лица.

Объекты: результаты интеллектуальной деятельности в овеществлённом виде (оборудование, станки) и в неовеществлённом виде (техническая документация).

Для того, чтобы технология стала товаром, необходимо:

- осознать реальную возможность коммерциализации (извлечения денег из) идеи;

- провести экспертизу этой технологии;

- определить возможные сферы использования этой технологии;

- осуществить дизайнерское оформление этой технлогии.

Формы передачи технологии:

1. некоммерческие (банки данных в компьютерах, конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка, практика, миграция учёных и специалистов);

2. коммерческие:

- купля технологий в материально-вещественном виде (станков, оборудования, технологических линий); прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация;

- портфельные инвестиции, если они сопровождаются потоками инвестиционных товаров;

- лизинг - аренда оборудования;

- продажа патентов и лицензий;

- совместное проведение НИОКР;

- оказание инженерно-технических услуг

18. Формы передачи технологии:

1. некоммерческие (банки данных в компьютерах, конференции, выставки, симпозиумы, семинары, обучение, стажировка, практика, миграция учёных и специалистов);

2. коммерческие:

- купля технологий в материально-вещественном виде (станков, оборудования, технологических линий); прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация;

- портфельные инвестиции, если они сопровождаются потоками инвестиционных товаров;

- лизинг - аренда оборудования;

- продажа патентов и лицензий;

- совместное проведение НИОКР;

- оказание инженерно-технических услуг

Объектами рынка технологий являются промышленная собственность и её виды. Термин «промышленная собственность» был заимствован из французского законодательства в конце 19 века. В 1883 году в Париже была подписана конвенция по охране прав промышленной собственности. В качестве объектов промышленной собственности были названы изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки. Позднее к ним стали относить и ноу-хау.

Изобретения - новые устройства, способы, вещества или их применение по новому назначению.

Ноу-хау - изобретения, новые методы, знания, которые держатся в секрете. Может быть представлен двумя видами: техническая документация и посылка специалистов, которые обладают новыми знаниями и опытом. Ноу-хау может быть коммерческим, финансовым, управленческим, производственным и т.д. Ноу-хау - непатентуемые знания и опыт.

Полезные модели - конструктивно выполненные средства производства и предметы потребления, а также их составляющие.

Промышленные образцы это художественное и худ.-конструкторское решение определённого изделия. Могут быть объёмными (модель) и плоскостными (рисунок).

Товарные знаки - средства индивидуализаций товаров и услуг конкретной фирмы. Должен быть запатентован как в той стране, где продукция производится, так и в той, где она будет продаваться.

Фирменные наименования:

Франшиза - это право продавать продукцию под товарным знаком известной фирмы по договору франшизинга (в нём оговаривается возможность использования управленческого опыта, маркетингового опыта, рекламы, ценообразования, использования имени компании в обмен на обязательство продавать продукцию фирмы франчайзера).

Сорта растений - картофель, пшеница, рожь, горох, клевер.

Рынок объектов промышленной собственности возникает тогда, когда интересы сводят изобретателя, предпринимателя и патентного поверенного (он поможет не только оформить промышленную собственность на изобретения, но и продвинуть изобретение на рынок при необходимости защитить интересы патентовводителя).

19. Патент - документ, подтверждающий монопольное право собственности на данное изобретение и защищающий интересы изобретателя и его правопреемника. Должен быть зарегистрирован в промышленной палате. Срок его действия примерно 20 лет, но фактически они действуют 6-7 лет. Это связано с быстрым моральным старением изобретения. Патент регистрируется в стране изобретения, а также в тех странах, где это изобретение будет использоваться. Продажа патента означает смену собственника.

Лицензия (патентная) - разрешение на использование данного изобретения на определённый срок па определённых условиях и за установленную плату. Владелец лицензии - лицензиар, покупатель лицензии - лицензиат.

Виды:

1. простые;

2. исключительные;

3. полные;

1. Лицензиат имеет право использовать изобретение без всяких ограничений на установленный срок. Лицензиар также имеет такое право, а также выдавать лицензии другим фирмам.

2. Лицензиат получает право использования изобретения на определенной географической территории и на определенных условиях. Лицензиар может использовать изобретения на другой территории и на других условиях.

3. Лицензиар теряет все права на свое изобретение на определенный срок, по его истечению права ему возвращаются.

Самым распространенным видом лицензионных платежей являются роялти. Он устанавливается в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции или в единицу произведенной продукции.

Паушальный платеж - применяется к незнакомым фирмам: 60% сразу взимается, на 40% рассрочка на год.

Принудительная лицензия устанавливается на изобретения, которые имеют общечеловеческое, стратегическое значение. В этом случае изобретение становится собственностью государства.

20. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства в области стимулирования или ограничения экспорта и импорта товаров. Для современной внешнеторговой политики характерны следующие моменты:

• Стремление увязать внешнеторговое регулирование с задачами внутриэкономической, в том числе социальной политики;

• Активное поощрение экспортной экспансии при одновременном усилении протекционистских тенденций;

• Учет во внешнеторговой политике возросшей роли внутрикорпорационного обмена в рамках ТНК;

• Распространение регулирования на экспорт и импорт торговли услугами;

• Усиление внимания к вопросу ослабления импортной зависимости от снабжения энергетическими и сырьевыми ресурсами (особенно нефти);

• Усиление воздействия на внешнеторговую политику внешнеполитических факторов.

Протекционизм: экономическая политика государства, имеющая своей целью оградить национальное хозяйство от иностранной конкуренции путем введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрещения ввоза определенных товаров.

Этапы развития протекционизма в XX в.

1. нач. 20в. - 1929г. (кризис): ослабление протекционизма, либерализация внешнеэкономических связей;

2. 1929 - сер. 50гг.: характеризуется усилением протекционизма. Каждая страна пыталась защитить свою экономику с помощью высоких таможенных пошлин, лимитов, валютных ограничений.

3. сер. 50 -сер. 70гг.: возвращение свободы торговли, создание генерального соглашения по торговым тарифам, что дало мощный толчок к развитию международной торговли;

4. сер. 70гг. до наст, вр.: появление нового протекционизма: использования преимущественно нетарифных ограничений.

Протекционизм как способ экономического регулирования возник в период разложения феодализма (кон. 16 - нач. 17вв.). Первые протекционисты -меркантилисты. Они провозгласили защиту отечественного рынка от иностранных товаров с помощью высоких таможенных пошлин и необходимость поддержки государством отечественных экспортеров.

На смену протекционизму пришла прямо противоположная политика фритредерство (свобода торговли). Ее провозгласили в Англии Смит и Риккардо. Т.о. внешнеторговая политика - это борьба двух тенденций: протекционистских и либеральных. Современный протекционизм отличается от протекционизма прошлого:

• раньше протекционизм был направлен на защиту национальной экономики в целом. Современный протекционизм носит избирательный характер. Защищаются отрасли: сельское хозяйство, текстильное производство, сталелитейное, судостроение, автомобилестроение. Развивающиеся страны защищают традиционные статьи экспорта.

• Основные методы современного протекционизма - нетарифные.

• Применение коллективного протекционизма. Прежде всего, в рамках интеграционных группировок и объединений других стран (в рамках таможенного союза и др.).

21.Регулирующий инструмент таможенной защиты государства - таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком.

Таможенная пошлина - разновидность косвенного налога, входящего в цену товара. Выполняет три функции:

• Фискальная, т.к. таможенная пошлина - одна из доходных статей госбюджета;

• Протекционистская (защитная), т.к. она защищает местных производителей от иностранных конкурентов.

• Балансировочная - относится к экспортным пошлинам с целью предотвращения вывоза товаров, внутренние цены для которых ниже мировых.

В условиях, когда торговля либерализирована и участники мирового рынка руководствуются требованиями ВТО, защищать свой рынок с помощью высоких таможенных пошлин стало затруднительно. Самые низкие таможенные пошлины на ввозимые товары существуют в ПРС. Их экономики конкурентоспособны. В развивающихся странах с переходной экономикой более высокий уровень таможенного обложения. Чем выше уровень эконом. развития, тем ниже ур-нь таможенного обложения. Таможенные пошлины самые высокие на готовую продукцию (этим мы защищаем отечеств. производителей) и более низкие на сырье, кот. идет в дальнейшую переработку. Чтобы развивающиеся страны в полной мере могли использовать преимущества от участия во внешней торговле, разработана специальная система преференций (предпочтения в торговле), согласно кот. промышленно развитые страны устанавливают низкие таможенные пошлины на товары, происходящие из развивающихся стран-членов таможенного союза. Если в отношении к.-л. страны проводится несправедливая торг. политика, то она может ввести ответные меры, устанавливая специальные таможенные пошлины. Уровень их самый высокий. Последствия введения высоких тамож. пошлин на импортные товары:

Для местных производителей создается монопольная ситуация, в условиях которой произв-ли могут резко поднять цены и получать дополнительные прибыли, с другой стороны, ситуация приводит к НТ регрессу, снижается иммунитет у местных предприятий.

• Для потребителей введение пошлин бьет по интересам потребителей, растут цены, уменьшается свобода выбора

• Для государства «+» высокие импортные налоги пополняют госбюджет, «-» понижают уровень конкурентоспособности нац. экономики

• Для мировой экономики повышение импортных тарифов чревато снижением темпов экономич. роста

22. I группа: количеств. способы защиты

II группа: финансовые способы защиты

III группа: методы скрытого протекционизма

I группа:

1. квоты - это ограничение кол-ва разрешенной к ввозу продукции. Это кол-во может опр-ся в физических мерках и в %-х от общего объема производимой на данной территории продукции.

2. лицензии - это разрешение на ввоз или вывоз опр. кол-ва продукции. Она выдается либо министерством торговли, либо министерством иностр. дел, либо таможенным комитетом

3. добровольные ограничения в экспорте - речь идет о принуждении торгового партнера добровольно сократить экспортные поставки. США заставляет Китай сократить экспорт текстильных изделий. Эти меры чаще всего ПРС применяют к товарам из НИС.

4. эмбарго - полный запрет на экспорт продукции из к-л, отрасли, т.е фактически страна стан-ся в положение изоляции. Это метод полит, воздействия, прим-ся крайне редко.

II группа:

1. экспортное субсидирование - суть в поддержке экспортеров с помощью предоставления беспроцентных кредитов, снижения налогов, финансирования за счет госбюджетных ср-в рекламной компании, помощь в продвижении товаров на внешнем рынке. Больше всех субсидии получают аграрии (с/хоз). В США (по зерну), в Евросоюзе, Японии (по рису). Гос-во покрывает часть издержек экспортеров, что ставит их в более выгодные условия. Правилами ВТО экспортные субсидии: нечестная конкуренция.

23.1947 - 23 гос-ва провели переговоры по тарифн. уступкам. Рез-т: подписание генерального соглашения по торговле (ГАТТ), кот-е вступило в силу 1 янв. 47г. ГАТТ - обязывающий договор м/у правительствами стр.-членов, который содержал правовые нормы, регулирующие поведение гос-в в торг-х отношениях. Созданию ГАТТ способствовала объек-я необходимость упорядочить сложившиеся в послевоенный период торговые отношения м/у странами. Основные принципы ГАТТ:

1. предостав-е договаривающимися сторонами во взоим-й торг-ли режима наибольшего благоприятствования

2. предост-е взаим-х торгово-политических уступок

3. осуществление регулирования торговли с помощью тамож-х тарифов, а не колич-х ограничений

4. недескриминация: к люб. стране применяются принципы в торг-ле не менее благоприятные, чем к другой стране

5. провед-е консульт-й для реш-й проблем 2-х сторонней и многосторонней торговли

6. прогрессив-е сниж-ние таможенных тарифов в ходе многосторонних торговых переговоров.

ГАТТ временное соглашение до вступление в силу международной торг. организации.

Работа ГАТТ проходила в раундах. (всего 8) 7 раунд (Токийский) - этот раунд решил след. важн. вопросы:

1. были заключены соглашения, регламентирующие и правила таможенной оценки товаров

2. были обсуждены вопросы, касающиеся техн-х барьеров в торг-ли

3. вопросы импор-го лицензир-я

4. правила введения антидемпинговых пошлин

5. было подписано секторальн. согл-е по торговле гражд-й авиатехникой. Результат: стр-члены соглашения либерализ-ли торговлю гражданскими самолетами, их компонентами и запчастями, т.е. в этой области были устранены тарифные и нетарифные ограничения.

8 раунд (Уругвайский) самый длинный 1986-1993

В рамках 8 р-да впервые за всю историю существования ГАТТ были подписаны соглашения по то|рговле с/х продукцией, текстильными изделиями, услугами, интеллектуальной собственностью.

Вопросы:

1. О торговле услугами: На тот период на торговлю приходилось почти 27 % мир-го товарооборота, пока правила ГАТТ распространялись только на торговлю товарами, а торговля услугами регул-сь национальными законодательствами. " Генеральное соглашение по торговле услугами" - ГАТС - было подписано

1. об охр. интел-й собственности. Вопрос был вынесен на обсуждение в связи с невиданными масштабами торговли с поддельными товарными знаками, видео и компьютерного пиратства, фальсифик-ей лекарственных препаратов. Было подписано соглашение по охр. прав объектов интел-й собственности - ТРИПС.

2. торг. текстилем. В отношении торг. тек. ПРС проводили в отнош-нии развивающихся стран дискриминацион. политику.

3. экспортн. субсидии на с/х-ю продукцию. В ряде стран: США, ЕС, Швейцарии, Японии с/х сектор был выведен из сферы регулирования ГАТТ. Запрет на экспортн. субсидии не распрост-ся на с/х-ю продукцию по оценкам ФАО. Прочие страны тратили на с/ х-е субсидии 65 млрд. $ в год. Было принято решение: в течение 10 лет постепенно снижать с/х-е субсидии.

4. "добровольное" ограничение экс-та: стр-экспортеры брали на себя обяз-ва "добровольно" не превышать обусловлен, объема экспорта на рынок пострадавшей стороны.(В отн-и Ю Кореи, Яп, Тайваня, Бразилии, Китая).

1 янв. 1995г. было принято решение о преобразовании ГАТТ в ВТО.

24. 1. ГАТТ - это врем-е согл-ние в форме свода временных правил, а ВТО - постоянно действующая организация

2. полномочия ГАТТ распространились только на торговлю товарами, а ВТО занимается услугами, Интел. Собственностью, стандартами качества и экологии

3. у ВТО шире цели: цель ГАТТ - способствовать развитию международной торговли. Цель ВТО - кроме выше названного это укрепление мировой экономики в целом, стимулирование инвестиций, повышение уровня занятости, увеличение благосостояния всех стран мира.

Существенно усложнились функции ВТО:

- мониторинг глобальных и региональных рынков товаров и услуг

- консультирование юридических лиц по вопросам внешней торговли

- проведение многосторонних встреч и переговоров для обсуждения стратегических и текущих проблем

- разработка правовых актов по вопросам торговли товарами и услугами

Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.

Высш. орг. - министерская конференция, которая собирается 1 раз в 3 года. За выполнением работ следит общий совет, включающий в свой состав комиссию по регу-нию споров и комиссию по контролю за торг-й политикой. Общий совет делегирует свои функции 3-м основным органам:

1. совету по торговле товарами (ГАТТ)

2. совету по торговле услугами (ГАТС)

3. совету по торговым аспектам прав Интел. Собственности (ТРИПС)

Источник финансирования деятельности ВТО - ежегодные взносы участников, рассчитанные исходя из их долей в объеме мировой торговли.

25. Преимущества при присоединении к ВТО:

1. доступ к рынкам более чем 140 гос-в и обеспечение эффективной правовой защиты РБ

2. дает правовую основу для устранения дискриминацион. мер, по отношению к Бел. крупными гос-ми, которые приводят к значительному ущербу для бел. экономики

3. создание международного режима торговли, регулируемого четкими и стабильными нормами, предсказуемость торговой политики

4. укрепление репутации и престижа страны как надежного торгового партнера. Ключевой эффект от вступления в ВТО - улучшение условий внешней торговли, долгосрочный рост ВВП, происходящий на экспортно-ориентированной основе.

Издержки:

1. в течение 1 года после вступ-я возможно ухудшение финансовых результатов рядов субъектов хозяйствования в различных отраслях. Потребуется время, чтобы белорусские предприятия смогли адаптироваться к новым условиям. Чтобы минимизировать отрицательные последствия, необходимо выделить чувствительны к открытию границ для нашей страны

2. в течение 2-3 лет отрасли экономики разделятся на растущие и сокращающиеся. Отрасли, имеющие конкур-е позиции на внешнем рынке, будут развиваться. Другие будут сокращаться и перепрофилироваться.

3. в течение 5-7 лет потребуются изменения в структуре занятости населения, напр-е на перемещение трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в растущие, с этим главным образом и связаны соц-е издержки, они могут быть минимальными, если гос-во об этом позаботилось заранее.

Бел. начала процедуру вступления в ВТО с 1993г. был подан торговый меморандум, в кот-м расписаны бел. инс-ты торг-й политики. Препятствием для вступления в ВТО является несоблюдение отдельных правовых положений уругвайского раунда: соглашений по с/х-м субсисидиям и охр. прав интеллект. собственности. Мир. опыт свидетельствует, что вступление в ВТО должно обставляться всевозможными уступками со стороны этой организации: установление переходного периода, в теч. которого страна с минимальными для себя затратами подготовится к вступлению к ВТО.

26. Можно выделить три этапа развития ММК:

1.связан с развитием капиталистическо-производственных отношений, начался на рубеже 17-18 веков, продлился до 19. Зарождение вывоза капитала. Характерна миграция капитала исключительно в одном направлении – из метрополии в колонию. Носил исключительно случайный характер.

2.конец 19 – середина 20 в. Распространение капиталистических отношений. Становится типичным явлением, осуществляется как между ПРС, так и между ПРС и развивающимися. Вывоз капитала – процесс изъятия части капитала из национального оборота данной страны и перемещение его в товарной или денежной форме в производственном процессе и обращение другой страны с целью изъятия большей прибыли.

3.серидина 20 – наши дни. Этот процесс точнее отражает термин ММК. Причины:

А.вывоз капитала осуществляется не только ПРС, но и развивающимися странами и странами с переходной

Б. страны становятся и экспортёрами, импортёрами капитала

В.экспорт капитала вызывает значительное по объёмам обратное движение капитала в виде процентов по кредитам, предпринимательских доходов и дивидендов.

ММК – процесс встречного движения капиталов между различными странами МХ, не зависимо от уровня их социально-экономического развития; приносящий дополнительный доход их собственникам.

Факторы, влияющие на ММК:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:

1.развитие производства, поддержание темпов экономического роста

2.глубокие структурные сдвиги как в мировой, так и в экономике отдельных стран, обусловлен воздействием НТР и развитием мирового рынка услуг

3.углубление международной специализации и кооперации в производство

4.рост транснационализации в МЭ

5.рост интеграционных процессов

ПОЛИТИЧЕСКИЕ:

1.либерализация экспорта/импорта капитала

2.приватизация государственных предприятий

3.политика поддержки уровня занятости

4.политика индустриализации в развивающихся странах

27. Формы ММК.

ПО ИСТОЧНИКАМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ:

1.Официальный (государственный) – средства из гос. бюджета, предоставляются в форме займов, ссуд, грантов, помощи, которая предоставляется одной страной другой стране на основе соглашения между правительствами, а также капитал международных организаций.

2.Частный – средства частных фирм, перемещающиеся за рубеж в виде торговых кредитов и межбанковского кредитования. Источник происхождения этого капитала не связан с гос.бюджетом.

ПО ХАРАКТЕРУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

1.Предпринимательский – средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Часто используется частный капитал.

2.Ссудный – средства, даваемые взаймы с целью получения процента. В основном – официальный.

ПО СРОКУ ВЛОЖЕНИЯ:

1.Долгосрочный и среднесрочный (более 1 года)

2.Краткосрочный (менее 1 года)

ПО ЦЕЛИ ВЛОЖЕНИЯ:

1.Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – долгосрочные зарубежные вложения, обеспечивающие контроль инвестора над объектом капитала.

2.Портфельные инвестиции – вложения в ценные бумаги зарубежных предприятий без права контроля над ними.

28. Рынок иностранных инвестиций сформировался в 60гг 20в. вследствие значительного объёма миграции предпринимательского капитала. Предпосылки его формирования:

1.снятие странами ограничений на операции по экспорту/импорту капитала

2.приватизация гос.предприятий в Латинской Америке в 60-70гг

3.приватизация гос.предприятий в бывшем СССР

Активность участия страны на рынке, готовность инвестировать в страну зависит от инвестиционного климата. Он представляет собой совокупность политических, экономических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране.

Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает ряд параметров: национальное законодательство, таможенный режим, валютная политика, темпы инфляции и экономического роста, стабильность валютного курса, уровень внешних задолженностей, экономические условия (спад, подъём).

Современные тенденции МК в предпринимательской форме:

1.динамика экспорта капитала традиционно опережает динамику экспорта товаров

2.рост роли ТНК как основного субъекта рынка ПИИ

3.вид отраслевой структуры (от обработки промышленности и торговли к инвестициям в наукоёмкие области и сферу услуг)

4.изменение географической направленности иностранных инвестиций (преобладание миграции предпринимательского капитал между ПРС, увеличение объёма иностранных инвестиций между развивающимися странами, медленный рост иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой)

5.создание системы международного регулирования зарубежного инвестирования

6.предпринимательскую форму вывоза капитала называют «второй экономикой» в связи с её непосредственной связью с процессом производства.

29. Совокупность финансово-кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заёмщиками - ссудный капитал.

Сформировался в своей современной форме в конце 60гг. На практике представляет собой единство трёх уровней: национального, регионального и мирового.

Главные функции МРСК на любом уровне – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал, т.е. посредничество между кредиторами и заёмщиками.

Для непрерывного функционирования МРСК всегда должен быть приток свободных денежных средств промышленников, торговцев, сбережений населения.

Функционирование МРСК базируется на работе специальных институтов. К ним относятся: биржи, банки, брокерские конторы, расчётные палаты, электронные операционные системы.

Важнейшей функцией МРСК является формирование цены ссудного капитала на основе сопоставления спроса и предложения.

Процентная ставка = годовой доход на СК/его абсолютная величина

Уровень процентной ставки стихийно формируется под влиянием спроса и предложения, которые находятся под влиянием множества факторов:

1.факторы прямовлияющие на соотношение спроса и предложения:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.178 с.)