Формы международного разделения труда: специализация и кооперирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы международного разделения труда: специализация и кооперирование.



Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов Специализация стран - это сосредоточение определенных стран на производстве тех или иных товаров и услуг для совместного использования.Формы специализации в промышленности:

· предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (автомобили, станки, самолеты и т.д.);

· подетальная специализация. В этом случае предприятия специализируются на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов (например, подшипниковый завод);

· стадийная (технологическая) специализация. При данной форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса (например, сборочные производства в машиностроении).

В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую и межотраслевую специализацию.

Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса и, как правило, их рассматривают в единстве.

Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

· предметное, или агрегатное, кооперирование - ряд предприятий поставляет разные изделия (например, генераторы, редукторы и т.д.) головным предприятиям, выпускающим оборудование;

· подетальное кооперирование - ряд специализированных предприятий поставляет

головному предприятию узлы и детали (например, подшипники, втулки и т.д.);

· технологическое, или стадийное, кооперирование - выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным предприятиям.

Основными показателями уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

Косвенными показателями уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируют головные предприятия.

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующих между собой предприятий различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

· внутрирайонные (один экономический (административный) район);

· межрайонные;

· внутриотраслевые;

· межотраслевые.

Комбинирование производства представляет процесс выпуска разнообразной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья, комплексного использования сырья и отходов производства.

10. Классические теории международной торговли.

Первыми серьезное внимание на эти проблемы обратили представители меркантилизма.Они верили, что истинным богатством страны является золото (деньги), и, исходя из этого, создали теорию внешней торговли.

Экономисты классики. Например: Адам Смит отмечал что благосостояние нации зависит не от количества накопленного золота в стране, а от способности производить конечные товары и услуги. Им была разработана первая теория АБСОЛЮТНЫХ преимуществ. А. Смит утверждал, что наибольшую выгоду получат те страны, которые активно учувствуют в международном разделении труда. Страна имеет определенные преимущества в производстве какого-либо товара, должна специализироваться на производстве данного товара и предоставлять его другим странам.

Д. Рикардо дополнил теорию А. Смита создав теорию СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМУЩЕСТВ. Он доказал, что внешняя торговля несет дополнительную выгоду даже тем странам, которые имеют высокоэффективное хозяйство. Теория сравнительных преимуществ строилась на основе трудовой теории стоимости. В современных условиях сравнительные преимущества определяются через альтернативные издержки (Затраты на производств одного товара определяется через затраты на другой товар)

11. Факторные теории международной торговли.

В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин создали свою модель международной торговли. В этой модели факторы, определяющие международное разделение труда, уже связываются не только с природно-естественными условиями производства в стране, но и с условиями, созданные в процессе развития производства. Исходным моментом в рассматриваемой теории было то, что исторические и природные условия развития предопределили неравномерную обеспеченность стран факторами производства, и прежде всего трудовыми ресурсами и капиталом. В соответствии с теорией Хекшера – Олина страны будут экспортировать те товары, производство которых требует значительных затрат относительно избыточных факторов и импортировать товары, в производстве которых пришлось бы интенсивно использовать относительно дефицитные факторы. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные. Интенсивное использование фактора, например, труда в производстве какого-либо товара означает, что доля затрат на рабочую силу в его стоимости выше, чем в стоимости других товаров (обычно такой продукт называют трудоемким).
Относительная обеспеченность страны факторами производства определяется следующим образом: если соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше, чем в остальном мире, то этот фактор считается относительно избыточным для данной страны, и наоборот, если указанное соотношение ниже, чем в других странах, то фактор считается дефицитным.

В 1947 американский экономист Леонтьев, исследуя структура экспорта и импорта, обнаружил что экспортируются более трудоемкие товары, а ввозяться капиталоемкие.

Леонтьев предположил, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. В этом и состояла суть парадокса.

12. Альтернативные теории международной торговли.

еория конкурентных преимуществ М. Портера:

Попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли сделал американский экономист М. Портер. В своих работах, посвященных изучению международной конкуренции, он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие стран: факторы производства; условия спроса; близкие и обслуживающие отрасли; стратегия фирмы и конкуренция.

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.

Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.

Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке. Они определяют развитие внешней торговли фирмы, характеризуют наличие компетентного, высокопрофессионального, с глубокими традициями производственного окружения, влияющего на деятельность фирмы.

Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты. Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти возможности эффективно и долгосрочно конкурировать в своей отрасли. «Универсальной конкурентной стратегии, - свидетельствует М.Портер, - Не существует; только стратегия, согласованная с действиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех».

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:

Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.

Теория жизненного цикла продукта.

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Теория технологического разрыва М Познера

Технологический разрыв и экспортные успехи. Одно из первых исследований характера международного обмена с точки зрения технологической революции провел М. Познер (США) в в 1961 году. Исходя из принципа, что фирма, внедряющая на рынок новый товар, может пользоваться своей монополией на экспорт, пока на рынке не появятся фирмы-имитаторы со сходным товаром, Познер развил теорию технологического разрыва. Технологический отрыв одной компании от конкурентов способен придать новое преимущество стране происхождения технологии. Международная торговля объясняется в теории технологического разрыва между странами следующим образом: страна-лидер экспортирует товары, насыщенные новыми технологиями, а остальные страны – лишь обычные товары. Многочисленные эмпирические проверки неотехнологического подхода подтверждали связь роста экспорта высокотехнологичных товаров США с масштабами исследовательской и патентной деятельности в этой стране. Как правило, чем выше научно-технический уровень страны, тем больше новых товаров она экспортирует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.39.199 (0.014 с.)