Мировой опыт перехода к конвертируемости валюты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировой опыт перехода к конвертируемости валюты.



Конвертируемость (обратимость) национальной валюты — свободный обмен ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Деньги в качестве обязательного посредника обслуживают развитие форм внешнеэкономической деятельности, выступают во всех сферах международного обмена. Через механизм конвертируемости валют решаются проблемы международного платежного средства, использования валюты одного государства на территории других государств.

Мировой опыт перехода к конвертируемости национальных валют достаточно разнообразный. Он предполагает создание определенных экономических предпосылок: развитие экспортно-импортных операций, формирование официальных золотовалютных резервов, сдерживание инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, уменьшение платежного баланса, урегулирование внешней задолженности страны, а также нормализацию социально-политической обстановки в стране.

Цели валютных ограничений:

- выравнивание платежного баланса;

- поддержание валютного курса;

- концентрация валютных ценностей в руках государства.

Введение принципов валютных ограничений предусматривает регулирование международных платежей и переводов капиталов, движения золота, денежных знаков и ценных бумаг; запрет свободной купли-продажи иностранной валюты и других валютных ценностей; централизацию валютных операций в центральном и уполномоченных банках; лицензирование валютных операций; полное или частичное блокирование валютных счетов, множественность валютных курсов и др.

Различают две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и неторговые сделки) и финансовые операции (движение капиталов, кредитов и другие трансферты). Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.

В зависимости от допускаемых валютных ограничений различают несколько вариантов (разновидностей) режима конвертируемости (обратимости). Так, конвертируемость может быть внешней и внутренней. При внешней конвертируемости обеспечивается свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей только иностранцам (нерезидентам), тогда как граждане и юридические лица данной страны (резиденты) таким правом не обладают. Внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или менее устойчивый международный спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны. Нерезиденты могут свободно распоряжаться валютой, то есть перевести ее за границу, купить на нее нужные товары, увеличить экспорт в страну. Установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требует меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.

Свободно конвертируемая валюта — валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. Она обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью, то есть одинаковыми режимами обмена. Сфера обмена свободно конвертируемой валюты распространяется на текущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической деятельностью (внешнеторговый обмен, неторговые платежи, иностранный туризм), а также на операции по движению внешних кредитов или заграничных инвестиций. Действует одинаково в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы. Страна-эмитент конвертируемой валюты не применяет валютных ограничений при платежах, открывает национальную экономику мировому рынку, чтобы использовать выгоды от международного разделения труда. Однако свободно конвертируемая валюта не выполняет функцию мировых денег, то есть она не всегда может использоваться в качестве всеобщего международного платежного и покупательного средства и в функции накопления. Такой способностью обладают в той или иной степени резервные конвертируемые валюты. Это валюты экономически развитых стран с мощным финансовым потенциалом, развитой банковской системой. В такой валюте центральные банки других стран накапливают и хранят резервы средств для международных расчетов.

В тех случаях, когда отдельные конвертируемые валюты используются в мировой практике в качестве общепризнанных средств международных расчетов и платежей, страна-эмитент может позволить себе иметь пассивный торговый и платежный балансы без каких-либо нежелательных последствий для внутренней экономики. Разрыв в платежах страны покрывается ее собственными национальными деньгами. В той мере, в какой эти деньги оседают в международном платежном обороте, они не предъявляются обратно в виде требований на поставку товаров или для обмена на иностранную валюту.

В странах с ограниченно конвертируемой валютой государство использует валютные ограничения. На отдельные операции внешнеэкономической деятельности или на некоторых владельцев валюты режим конвертируемости не распространяется. Обратимость может также охватывать операции не со всеми странами, а ограничиваться отдельными регионами, группами стран, валютно-экономическими группировками. Здесь возможны самые разные варианты в зависимости от того, какие сделки, по каким направлениям и для каких участников освобождаются от государственных валютных ограничений, а какие — нет. Причинами валютных ограничений могут быть: давление внешней задолженности, отрицательное сальдо платежных балансов, нехватка иностранной валюты, другие отрицательные явления в экономике.

Переход к конвертируемости национальной валюты — это длительный процесс формирования широких связей между национальным и мировым хозяйствами, глубокое интегрирование их экономик.

Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране:

- свободный выбор производителя и потребителя наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом;

- больше возможностей в привлечении иностранных инвестиций и осуществлении инвестиций за рубежом;

- стимулирующее воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость отечественных предприятий к меняющимся условиям;

- подтягивание национального производства к международным стандартам по ценам, издержкам и качеству;

- возможность осуществления международных расчетов в национальных деньгах;

- достоверность оценки результатов экономического сотрудничества с зарубежными странами;

- повышение эффективности использования валютных ресурсов.

Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Для введения режима конвертируемости национальной валюты должны быть созданы необходимые условия и предпосылки — экономические, в том числе валютно-финансовые (специфические). К ним можно отнести: стабилизацию экономики и переход на рыночные отношения; конкурентоспособность национального экспорта; создание реального рынка средств производства, валютного рынка; проведение реформы ценообразования и приближение внутренних цен на важнейшие товары к мировым; оздоровление финансов и укрепление денежного обращения; достаточные золотовалютные резервы; реальный валютный курс; постепенную отмену валютных ограничений и др.

 

43.МВФ,его цели и кредитная деятельность. 1944 – в Бреттонвудсе было принято решение о создании международной кредитно-денежной организации, которая бы отвечала за международную валютную ситуацию.Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

Ресурсы МВФ формируются за счет взносов стран-членов Фонда (в 1997 г. 28,8 млрд. долл.) Цели.

· Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

· Содействие расширению сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;

· Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов; обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;

· Определение паритетов и курсов валют; не допускать конкурентного обеспечения валют;

· Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;

· Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

· Сокращение длительности и уменшение степени неуровновешенности международных платежных балансов стран-членов;

· Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;

Цель: поддержание ВК, стабилизация ПБ; с 70гг – поддержание структурной перестройки экономики в странах, идущих к рынку.

Для того, чтобы стать членом МВФ, надо сделать взнос-квоту (зависит от объёма ВВП страны). Квота вносится на 25% в свободно конвертируемой валюте, остальное – нац.валюта. В МВФ представительствуют от каждой страны по два человека: министр финансов (его заместитель) и глава ЦБ. МВФ собирается не реже, чем раз в два года, т.к. она устроена по типу акционерного общества, кол-во голосов при принятии решений является очень важным. Кредитная д-ть МВФ осуществляется за счёт взносов стран-членов. Взносы образуют уставной капитал МВФ. Каждая страна может получить кредит не более 120 % от внесённой квоты, а в последующем не должен превышать внесённую квоту в 4 раза. В связи с финансовым кризисом ограничение по объёму было снято. РБ запросила для стабилизации банковской системы у МВФ около 2 млн долларов.

Все кредиты МВФ носят обусловленный хар-р, что значит, что каждой стране-получателю кредита необходимо выполнить определённые требования этой организации, касающиеся макроэкономической стабилизации:

1.стабилизация денежной системы

2.ликвидация множественных валютных курсов

3.уменьшение дефицита гос.бюджета

4.сокращение расходов на ЖКХ и соц.нужды

5.проведение более жёсткой денежно-кредитной политики

6.либерализация внешнеэконом.связей

Кредит предоставляется на срок до семи лет – на структурную перестройку экономики. Выдаются под % ставку Либор, траншами (1/4 кредита). Чтобы получить следующий транш, нужно выполнить требования МВФ. Национальный банк в дальнейшем намерен продолжить внедрение в интересах страны рекомендаций технических миссий МВФ, а также задействовать экспертный потенциал Фонда по ключевым направлениям деятельности Национального банка Республики Беларусь, включающий совершенствование подходов к проведению денежно-кредитной политики, усиление эффективности использования ее инструментов, обеспечение финансовой стабильности, разработку и внедрение международных стандартов финансовой отчетности. С 1992 года по 2008 год Республика Беларусь дважды использовала финансовые ресурсы МВФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.013 с.)