ТОП 10:

Язык и текст как основные источники данных для востоковеда



Язык и текст, их анализ представляют собой приоритетный источник данных для востоковеда. Основной материал, из которого востокоед черпает знание о традиционалистских сообществах - это языки, на которых говорят члены соответствующих сообществ, а также тексты на таких языках (тексты не только письменные, но и звучащие). Важность языка для востоковеда объясняется прежде всего тем, что в нем отражается национальная картина мира - то, как видит и понимает мир носитель языка. Через язык востоковед может узнать, лучше понять социальную структуру и культуру общества, которое он изучает. Например, в яванском языке существует 4 различных степени уважительности, выраженных в разных стилях общения. Текст является одним из основных, а для некоторых историков единственно правильным и достоверным источником информации из всех существующих. Роль текста поистине огромна, ведь именно из текстов мы получаем самое большое количество информации о природе, мире, человеке и обществе. Соответственно тексты из разных эпох отражают представления того или иного народа, жившего когда-либо на земле, о мире в неизменном виде, четко и ясно расписанные на бумаге (папирусе, коже, глиняных табличках и проч.) Востоковед проанализировав тексты сможет "заглянуть внутрь" народа, которого он изучает, сможет понять образ жизни и мышления, изучаемого народа. Таким образом, язык и текст являются главными материалами, с которыми работает востоковед.

Чаще всего факты словаря и грамматики содержат материалы, свидетельствующие о типе мировосприятия этноязыковых сообществ в давние времена — ведь каждый язык формировался на протяжении веков. Но, сформировавшись, язык оказывает обратное влияние на своих носителей, поэтому сам факт, что современные носители данного языка не оперируют (грамматической) категорией времени или же не имеют, например, в своих языках отдельных обозначений для синего, голубого и зеленого цветов, нельзя считать имеющим только историческое значение — все это характеризует и современные «параметры» соответствующих картин мира.

Только в восточных языках (Китая и Юго-Восточной Азии, Западной Африки, в некоторых индейских) существуют фонологические тоны — особые способы произнесения слогов, отличающиеся, прежде всего, мелодикой, которые связаны с различением значений. Например, китайский слог ма, будучи произнесен в первом тоне, означает 'мама', во втором — 'конопля', в третьем — 'лошадь', в четвертом — 'ругать'. Эти же языки являются слоговыми. В фонетике (точнее, в фонологии) этих языков слог играет особую роль. Именно слоги здесь являются теми минимальными «кирпичиками», из которых строятся морфемы и слова. Можно сказать, что индивидуальные гласные и согласные вне слога просто не существуют. Любопытно, что, по мнению некоторых исследователей, сходными особенностями обладали индоевропейские диалекты в древности.

 

Человек живет в мире текстов вне меньшей степени, нежели в мире физических объектов или других людей. Большую часть информации о природе, обществе, человеке, его истории, дают нам разного рода произведения, т. е. тексты, и лишь сравнительно небольшая часть информации непосредственно обеспечивается личным опытом. Чем известнее текст, чем заметнее его культурная роль, тем больше его влияние на наши представления о мире. Как пишет А. Азимов, «миллионам людей известны такие малозначительные египетские фараоны, как Шешонк или Нехо, но они никогда не слышали о великом фараоне-завоевателе Тутмосе III — только потому, что первые упоминаются в Библии, а последний — нет». Жизнь современного человека в особенности определяют разнообразные тексты: научные объясняют живую и неживую природу, общество, самого человека; художественные тексты удовлетворяют эстетические потребности человека и в определенной степени выполняют воспитательную функцию; нормативные регулируют отношения между людьми, обществами, государствами и т. д.

Можно сказать, что любой памятник закрыт и открыт одновременно: закрыт в силу своей материальной конечности и открыт в силу практически обязательного для памятника почти бесконечного набора связей: с другими памятниками того же жанра, с памятниками иных жанров, с историческими условиями создания памятника, с культурным контекстом эпохи, страны и т. д.

Совершенно особую роль в истории, в культуре играют так называемые канонические тексты. Памятники, содержащие канонические тексты (Библия, Коран, Веды, Трипитака), фактически выступают «культурообразующими»: на них основывается система ценностей, действительная для данного культурно-исторического сообщества, а система ценностей и определяет культуру. Хотя все названные выше канонические тексты, соответствующие памятники носят, прежде всего, религиозный характер, их значимость несравненно шире, нежели изложение основ вероучений. Будучи общим культурным достоянием для обширнейших ареалов, они служат своего рода «матрицами», относительно которых строится система мировидения общества и его членов; так, абсолютное большинство европейцев, даже если они убежденные атеисты, фактически живут в мире христианской морали, христианской культуры.

Не столь велика, но все же весьма значительна роль национальных памятников, которые входят в культурный фонд того или иного общества: в отличие от канонических текстов, которые принадлежат более чем одной культуре, национальные памятники — важный элемент национальной, соответственно, культуры. К ним принадлежат национальный эпос, произведения фольклора, литературные произведения, известные всем (или, по крайней мире, минимально образованным) членам общества — как, например, средневековая поэма «Киеу» для вьетнамского общества или поэма Фирдоуси «Шах-Наме» для персидского.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.130.252 (0.004 с.)