Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие криминологичексой и виктимологической ситуации.
В понятийном аппарате виктимологии важное место занимают понятия криминологической и виктимологической ситуаций, а также ситуаций, охватываемых этими понятиями. Без анализа и рассмотрения компонентного состава этих ситуаций невозможно разобраться в криминогенной роли потерпевших в механизме преступления. О том, что потерпевший часто играет криминологически значимую роль в механизме преступления, известно давно. Это наблюдение, имеющее в основе оценку множества ситуаций конкретных преступлений, представлено теперь в обобщениях, позволяющих судить о виктимологической стороне криминальных проявлений как о явлении типичном. Рассматривать это явление (все его компоненты— личностные, мотивационные, ситуационные, поведенческие) можно и нужно как составную часть общекриминологического механизма. Разумеется, типичным может быть активное и пассивное, положительное и негативное поведение потерпевшего. Но было бы неправильно полагать, что криминологическая значимость виктимного поведения связана лишь с активностью и негативной мотивацией. Пассивное, некритичное поведение, положительная мотивация действия или бездействия потерпевшего тоже не нейтральны в механизме преступления. Сталкиваясь с различными ролями потерпевших от преступления, мы и должны разобраться в степенях их криминологической значимости. Иногда материал для таких оценок лежит на поверхности, но часто — в глубине ситуативных факторов. Интерес к потерпевшему, собственно, и обусловлен тем, что он является необходимым элементом ситуации — одной из составляющих, наряду с личностью преступника, механизма преступления. Однако этим роль потерпевшего не ограничивается. Она может проявиться в механизме преступления не только через ситуацию, но и через личность преступника, если в прошлом будущая жертва оказала на него формирующее влияние. Нравственное формирование личности, равно и положительное, и отрицательное (дефектное), в значительной мере определяется вольным или невольным, сознательным или неосознанным влиянием лиц, составляющих важнейший компонент микросреды субъекта — родителей, родственников, друзей и др., так как «иногда условия бытия человека скорее, чем какие-либо общие идеи и воззрения, формируют человека как личность».
Человек не рождается личностью. Он становится ею, овладевая опытом социальной жизни, в процессе присвоения своей социальной сущности". При формировании личности разные по характеру и силе внешние воздействия, преломляясь через психофизические данные этого лица, превращаются в его привычки, потребности, становятся критериями предъявляемых к себе и другим требований. «Все внешние условия формируют и развивают личность, но из обстоятельств жизни решающее влияние оказывают взаимоотношения людей, в сфере действия которых находится личность». Нередко «авторы» негативных влияний на потенциальных причинителей вреда в дальнейшем (иногда спустя длительное время) оказываются их жертвами. Обстановка, в которой оказывается преступник, далеко не всегда бывает объективно нейтральной. По многим преступлениям она в большей или меньшей степени влияет на преступника и его поведение. В криминологическом плане оценить преступление можно, лишь рассмотрев самым детальным образом все внутренние связи обстоятельств, которые в своей совокупности сделали возможным его совершение, так или иначе повлияли на преступный результат, определили решимость преступника нарушить закон, повлияли на мотивацию поведения. Но каждая конкретная ситуация воспринимается различными лицами по-разному, ибо они «вступают» в нее с ранее сформированными личностными установками, представлениями, способностью к критическим оценкам и т. д. Отсюда необходимость обращения к этапам, отделенным от времени совершения преступления. Именно здесь в ряде случаев обнаруживаются отношения будущего потерпевшего с будущим преступником, оставившие след в чертах его личности. Соответственно, если мы хотим проследить роль потерпевшего, его влияние на возникновение, развитие и последствия преступления действительно во всей полноте, нельзя ограничиваться только ситуацией, непосредственно предшествовавшей преступлению. Отсюда и необходимость определиться относительно понятия и границ ситуаций, в пределах которых целесообразно исследовать роль потерпевшего в криминологическом механизме.
В юридической литературе встречаются различные наименования и, следовательно, определения ситуации. Ю. М. Антонян определяет ситуацию (от "situation") как «совокупность, сочетание обстоятельств и условий, создающих те или иные отношения, определяющие обстановку или положение. Под ситуацией понимается также расстановка и соотношение сил». С.Б.Алимов понимает под ситуацией совершения преступления «совокупность объективных обстоятельств, которая оказала прямое влияние на возникновение, форму, степень тяжести и иные особенности конкретного проявления данного преступного акта. В. С. Квашис полагает, что конкретная жизненная ситуация — это «совокупность обстоятельств, влияющих на поведение субъекта». По мнению В. Н. Кудрявцева, конкретная жизненная ситуация — это «определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на поведение человека в данный момент. В криминологическом смысле — это событие или состояние... которое приводит к преступному результату вследствие умысла или по неосторожности. Таким образом, ситуация всегда предшествует преступлению». Ситуацию непосредственно преступления В.Н. Кудрявцев называет «обстановкой совершения преступления». Конечно, авторы этих определений правы. Ситуация — действительно совокупность обстоятельств сложившегося или реально возможного взаимодействия лица и внешних для него обстоятельств в тот или иной определенный момент времени. Ключевой вопрос заключается в следующем: где границы ситуации? Если точно следовать приведенным определениям, надо ограничиться анализом обстановки, непосредственно предшествующей преступлению. Остальное — за пределами ограниченной таким образом ситуации. В известной мере ограничивается («укорачивается») и роль потерпевшего, а следовательно, существенно меняется и ее криминологическая оценка. В свое время Г. Гентиг заметил, что «в некотором смысле жертва создает преступника». Это замечание давно утратило новизну, но не утратило актуальности. Анализ многих преступлений показывает, что действия преступника, казалось бы, совершенно не вызывающиеся поведением потерпевшего в предпреступной ситуации, в действительности являются в большей или меньшей (иногда решающей) степени результатом вклада лица, которому причинен вред, в формирование личности преступника. Очевидно, уже здесь проявляется «социальная связь, которая подразумевает поведение, сознаваемое всеми участвующими сторонами и осознанно ориентирующее их на действия других лиц». Отдаленные по времени от непосредственно преступного акта взаимоотношения будущих преступника и потерпевшего могут содержать не только формирующие, но и иные элементы зарождения в дальнейшем криминально разрешившегося конфликта. Таким образом, сумма объективных и субъективных обстоятельств, факторов и их зависимостей (как связанных, так и не связанных с потерпевшим), составляющих предысторию преступления и само преступление, значительно шире той их части, которая относится лишь к самому преступлению и обстоятельствам, ему непосредственно предшествовавшим. Поэтому целесообразно провести различие между ними через понятия личностно-формирующей, предкриминальной (жизненной), криминальной, посткриминальной, криминогенной и криминологической ситуаций.
Личностно-формирующая ситуация — система факторов, условий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на преступника, формирование его личностной направленности и общественно опасных установок. Предкриманалъная (жизненная) ситуация — это совокупность обстоятельств, непосредственно предшествующих преступлению и взаимодействующих с личностными качествами субъекта, совершающего преступление. Криминальная ситуация — это непосредственно преступление (обстановка совершения преступления). Посткриминальная ситуация — совокупность всех обстоятельств, характеризующих поведение преступника и жертвы (если жива) после преступления во всем, что имеет отношение к преступлению, его последствиям, квалификации и оценкам. Криминогенная ситуация — это этап развития криминологического механизма до момента преступления, включающий личностно-формирующую и предкриминальную ситуации. Криминологическая ситуация — это совокупность обстоятельств, включающих этап формирования личности преступника, как бы он ни был отдален от события преступления (личностно-формирующую ситуацию), предкриминальную (жизненную) ситуацию, непосредственно предшествующую преступлению, само преступление (криминальную ситуацию), а также посткриминальную ситуацию, рассматриваемые как единый причинно связанный процесс. Таким образом, криминологическая ситуация включает: а) обстоятельства формирования личности преступника; б) ситуацию, в которой формируется конкретное намерение и (или) создается реальная обстановка, способствующая совершению преступления; в) само преступление; г) ситуацию после преступления. Ситуация, предшествующая преступлению, может быть как кратковременной, так и сравнительно длительной. Как отмечает В.Н. Кудрявцев: «...от нескольких секунд до нескольких лет», причем потерпевший от преступления может «вступить» в ситуацию на самых отдаленных этапах или, наоборот, непосредственно предшествующих преступлению. Криминологическая ситуация охватывает все обстоятельства, относящиеся к конкретному преступлению, причем формирование личности преступника не исключается из нее и рассматривается как этап (и одновременно составной элемент) предшествующей преступлению ситуации (предкриминальная обстановка).
Анализ конкретного преступления в рамках криминологической ситуации позволяет не только глубоко вникнуть в обстоятельства «появления» потенциального, а затем и реального преступника, но и (в такой же динамике) потерпевшего, хотя последний может оказаться действующим лицом ситуации на самых отдаленных или, наоборот, непосредственно предшествующих преступлению этапах. В криминологической ситуации мы можем наблюдать потерпевшего уже в известной степени сформированного как личность. Однако потерпевший, поведение которого в предпреступной обстановке и непосредственно в ситуации преступления было агрессивным, пассивным или иным, оказывается в ситуации уже как обладатель определенных виктимных предрасположений. И если индивидуум в процессе формирования личности приобретает качество повышенной виктимности, то тем самым создается негатив криминологической ситуации — виктимологическая (виктимогенная) ситуация. Содержание виктимологической ситуации составляет совокупность обстоятельств формирования личности с повышенными виктимными потенциями: конкретная предпреступная (жизненная) ситуация, преступление и обстоятельства, сложившиеся после преступления, в которых непосредственно реализуется индивидуальная виктимность, рассматриваемые как единый причинно связанный процесс. Виктимологическая и криминологическая ситуации реализуются во взаимодействии, так как на этапах конкретной предпреступной (жизненной) ситуации и ситуации преступления (а в ряде случаев — и после него) они совпадают. Различие лишь в том, с каких позиций они воспринимаются преступником и потерпевшим, в чем объективно выражается давление ситуации на каждого из них. Более того, участие потенциальной жертвы в формировании потенциального причинителя вреда (преступника), т. е. виктимологический аспект начального этапа криминологической ситуации имеет аналогию в рамках виктимологической ситуации. При наличии стабильных связей и потенциальный преступник может формирующе воздействовать на потенциального потерпевшего. В этом случае налицо криминологический аспект виктимологической ситуации. Оперируя рассмотренными выше терминами, понятиями и определениями, мы можем рассмотреть роль жертв в механизме совершения преступлений, «выйти» на классификацию ситуаций индивидуальной виктимизации и типологию потерпевших (жертв). Таким образом, в предпреступной ситуации, в которой будущий преступник «сталкивается» с будущей жертвой, создается своеобразная система «преступник — жертва», которая является подсистемой более крупной системы «преступник — ситуация».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.011 с.) |