Понятие криминологичексой и виктимологической ситуации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие криминологичексой и виктимологической ситуации.



В понятийном аппарате виктимологии важное место занимают понятия криминологической и виктимологической ситуаций, а так­же ситуаций, охватываемых этими понятиями.

Без анализа и рассмотрения компонентного состава этих ситуа­ций невозможно разобраться в криминогенной роли потерпевших в механизме преступления.

О том, что потерпевший часто играет криминологически зна­чимую роль в механизме преступления, известно давно. Это наблю­дение, имеющее в основе оценку множества ситуаций конкретных преступлений, представлено теперь в обобщениях, позволяющих судить о виктимологической стороне криминальных проявлений как о явлении типичном. Рассматривать это явление (все его компонен­ты— личностные, мотивационные, ситуационные, поведенческие) можно и нужно как составную часть общекриминологического ме­ханизма.

Разумеется, типичным может быть активное и пассивное, по­ложительное и негативное поведение потерпевшего. Но было бы неправильно полагать, что криминологическая значимость виктимного поведения связана лишь с активностью и негативной мотива­цией. Пассивное, некритичное поведение, положительная мотивация действия или бездействия потерпевшего тоже не нейтральны в ме­ханизме преступления. Сталкиваясь с различными ролями потер­певших от преступления, мы и должны разобраться в степенях их криминологической значимости. Иногда материал для таких оценок лежит на поверхности, но часто — в глубине ситуативных факторов. Интерес к потерпевшему, собственно, и обусловлен тем, что он яв­ляется необходимым элементом ситуации — одной из составляю­щих, наряду с личностью преступника, механизма преступления. Однако этим роль потерпевшего не ограничивается. Она может проявиться в механизме преступления не только через ситуацию, но и через личность преступника, если в прошлом будущая жертва ока­зала на него формирующее влияние.

Нравственное формирование личности, равно и положительное, и отрицательное (дефектное), в значительной мере определяется вольным или невольным, сознательным или неосознанным влияни­ем лиц, составляющих важнейший компонент микросреды субъек­та — родителей, родственников, друзей и др., так как «иногда усло­вия бытия человека скорее, чем какие-либо общие идеи и воззрения, формируют человека как личность».

Человек не рождается личностью. Он становится ею, овладевая опытом социальной жизни, в процессе присвоения своей социальной сущности". При формировании личности разные по характеру и си­ле внешние воздействия, преломляясь через психофизические дан­ные этого лица, превращаются в его привычки, потребности, стано­вятся критериями предъявляемых к себе и другим требований. «Все внешние условия формируют и развивают личность, но из об­стоятельств жизни решающее влияние оказывают взаимоотношения людей, в сфере действия которых находится личность».

Нередко «авторы» негативных влияний на потенциальных причинителей вреда в дальнейшем (иногда спустя длительное время) оказываются их жертвами.

Обстановка, в которой оказывается преступник, далеко не все­гда бывает объективно нейтральной. По многим преступлениям она в большей или меньшей степени влияет на преступника и его пове­дение. В криминологическом плане оценить преступление можно, лишь рассмотрев самым детальным образом все внутренние связи обстоятельств, которые в своей совокупности сделали возможным его совершение, так или иначе повлияли на преступный результат, определили решимость преступника нарушить закон, повлияли на мотивацию поведения. Но каждая конкретная ситуация воспринима­ется различными лицами по-разному, ибо они «вступают» в нее с ранее сформированными личностными установками, представле­ниями, способностью к критическим оценкам и т. д.

Отсюда необходимость обращения к этапам, отделенным от времени совершения преступления. Именно здесь в ряде случаев обнаруживаются отношения будущего потерпевшего с будущим преступником, оставившие след в чертах его личности.

Соответственно, если мы хотим проследить роль потерпевшего, его влияние на возникновение, развитие и последствия преступле­ния действительно во всей полноте, нельзя ограничиваться только ситуацией, непосредственно предшествовавшей преступлению.

Отсюда и необходимость определиться относительно понятия и границ ситуаций, в пределах которых целесообразно исследовать роль потерпевшего в криминологическом механизме.

В юридической литературе встречаются различные наименова­ния и, следовательно, определения ситуации.

Ю. М. Антонян определяет ситуацию (от "situation") как «совокупность, сочетание обстоятельств и условий, создающих те или иные отношения, определяющие обстановку или положение. Под ситуацией понимается также расстановка и соотношение сил».

С.Б.Алимов понимает под ситуацией совершения преступления «совокупность объективных обстоятельств, которая оказала прямое влияние на возникновение, форму, степень тяжести и иные особенности конкретного проявления данного преступного акта.

В. С. Квашис полагает, что конкретная жизненная ситуация — это «совокупность обстоятельств, влияющих на поведение субъекта».

По мнению В. Н. Кудрявцева, конкретная жизненная ситуа­ция — это «определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на поведение человека в данный момент. В криминологическом смысле — это событие или состояние... которое приводит к преступному результату вследствие умысла или по неосторожности. Таким образом, ситуация всегда предшествует преступлению». Ситуацию непосредственно пре­ступления В.Н. Кудрявцев называет «обстановкой совершения пре­ступления».

Конечно, авторы этих определений правы. Ситуация — дейст­вительно совокупность обстоятельств сложившегося или реально возможного взаимодействия лица и внешних для него обстоятельств в тот или иной определенный момент времени.

Ключевой вопрос заключается в следующем: где границы ситуации?

Если точно следовать приведенным определениям, надо ограни­читься анализом обстановки, непосредственно предшествующей преступлению. Остальное — за пределами ограниченной таким об­разом ситуации. В известной мере ограничивается («укорачивает­ся») и роль потерпевшего, а следовательно, существенно меняется и ее криминологическая оценка.

В свое время Г. Гентиг заметил, что «в некотором смысле жерт­ва создает преступника». Это замечание давно утратило новизну, но не утратило актуальности. Анализ многих преступлений показы­вает, что действия преступника, казалось бы, совершенно не вызы­вающиеся поведением потерпевшего в предпреступной ситуации, в действительности являются в большей или меньшей (иногда ре­шающей) степени результатом вклада лица, которому причинен вред, в формирование личности преступника. Очевидно, уже здесь проявляется «социальная связь, которая подразумевает поведение, сознаваемое всеми участвующими сторонами и осознанно ориенти­рующее их на действия других лиц».

Отдаленные по времени от непосредственно преступного акта взаимоотношения будущих преступника и потерпевшего могут со­держать не только формирующие, но и иные элементы зарождения в дальнейшем криминально разрешившегося конфликта.

Таким образом, сумма объективных и субъективных обстоя­тельств, факторов и их зависимостей (как связанных, так и не свя­занных с потерпевшим), составляющих предысторию преступления и само преступление, значительно шире той их части, которая отно­сится лишь к самому преступлению и обстоятельствам, ему непо­средственно предшествовавшим. Поэтому целесообразно провести различие между ними через понятия личностно-формирующей, предкриминальной (жизненной), криминальной, посткриминальной, криминогенной и криминологической ситуаций.

Личностно-формирующая ситуация — система факторов, ус­ловий, обстоятельств, оказавших решающее влияние на преступни­ка, формирование его личностной направленности и общественно опасных установок.

Предкриманалъная (жизненная) ситуация — это сово­купность обстоятельств, непосредственно предшествующих престу­плению и взаимодействующих с личностными качествами субъекта, совершающего преступление.

Криминальная ситуация — это непосредственно преступление (обстановка совершения преступления).

Посткриминальная ситуация — совокупность всех об­стоятельств, характеризующих поведение преступника и жертвы (если жива) после преступления во всем, что имеет отношение к преступлению, его последствиям, квалификации и оценкам.

Криминогенная ситуация — это этап развития криминологи­ческого механизма до момента преступления, включающий личностно-формирующую и предкриминальную ситуации.

Криминологическая ситуация — это совокупность обстоя­тельств, включающих этап формирования личности преступника, как бы он ни был отдален от события преступления (личностно-формирующую ситуацию), предкриминальную (жизненную) ситуа­цию, непосредственно предшествующую преступлению, само преступление (криминальную ситуацию), а также посткриминальную ситуацию, рассматриваемые как единый причинно связанный про­цесс.

Таким образом, криминологическая ситуация включает: а) обстоятельства формирования личности преступника; б) ситуацию, в которой формируется конкретное намерение и (или) создается реальная обстановка, способствующая совершению пре­ступления; в) само преступление; г) ситуацию после преступления.

Ситуация, предшествующая преступлению, может быть как кратковременной, так и сравнительно длительной. Как отмечает В.Н. Кудрявцев: «...от несколь­ких секунд до нескольких лет», причем потерпевший от преступ­ления может «вступить» в ситуацию на самых отдаленных этапах или, наоборот, непосредственно предшествующих преступлению.

Криминологическая ситуация охватывает все обстоятельства, относящиеся к конкретному преступлению, причем формирование личности преступника не исключается из нее и рассматривается как этап (и одновременно составной элемент) предшествующей престу­плению ситуации (предкриминальная обстановка).

Анализ конкретного преступления в рамках криминологической ситуации позволяет не только глубоко вникнуть в обстоятельства «появления» потенциального, а затем и реального преступника, но и (в такой же динамике) потерпевшего, хотя последний может ока­заться действующим лицом ситуации на самых отдаленных или, на­оборот, непосредственно предшествующих преступлению этапах.

В криминологической ситуации мы можем наблюдать потер­певшего уже в известной степени сформированного как личность. Однако потерпевший, поведение которого в предпреступной обста­новке и непосредственно в ситуации преступления было агрессив­ным, пассивным или иным, оказывается в ситуации уже как облада­тель определенных виктимных предрасположений. И если индивидуум в процессе формирования личности приобретает качество повышенной виктимности, то тем самым создается негатив криминологической ситуации — виктимологическая (виктимогенная) ситуация.

Содержание виктимологической ситуации составляет совокупность обстоятельств формирования личности с повышенными виктимными потенциями: конкретная предпреступная (жизненная) ситуация, преступление и обстоятельства, сложившиеся после пре­ступления, в которых непосредственно реализуется индивидуальная виктимность, рассматриваемые как единый причинно связанный процесс.

Виктимологическая и криминологическая ситуации реализуют­ся во взаимодействии, так как на этапах конкретной предпреступной (жизненной) ситуации и ситуации преступления (а в ряде случаев — и после него) они совпадают. Различие лишь в том, с каких позиций они воспринимаются преступником и потерпевшим, в чем объек­тивно выражается давление ситуации на каждого из них.

Более того, участие потенциальной жертвы в формировании по­тенциального причинителя вреда (преступника), т. е. виктимологический аспект начального этапа криминологической ситуации име­ет аналогию в рамках виктимологической ситуации. При наличии стабильных связей и потенциальный преступник может формирующе воздействовать на потенциального потерпевшего. В этом случае налицо криминологический аспект виктимологической ситуации.

Оперируя рассмотренными выше терминами, понятиями и оп­ределениями, мы можем рассмотреть роль жертв в механизме со­вершения преступлений, «выйти» на классификацию ситуаций ин­дивидуальной виктимизации и типологию потерпевших (жертв).

Таким образом, в предпреступной ситуации, в которой будущий преступник «сталкивается» с будущей жертвой, создается своеобразная система «преступникжертва», которая является подсистемой более крупной системы «преступникситуация».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.011 с.)