Периферия личности: модель конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периферия личности: модель конфликта



То, что было сказано о ядре личности, описывает тенденции и характеристики, присущие всем людям во все времена, оказывающие влияние на общее течение жизни. И наоборот, каждый периферический аспект личности присутствует в некоторых, а не во всех людях и оказывает скорее специфическое, нежели общее воздействие на поведение. Периферические концепции личности наиболее четко, ясно и очевидно соотносятся с поведением (или с тем, что требуется объяснить). Идеальная теория личности должна включать в себя описания как ядра, так и периферии. Положения, описывающие ядро, нужны для того, чтобы понять общую психологическую природу людей, а периферические положения важны для понимания различий между конкретными представителями человеческого рода. Читая эту главу, следует помнить, что существуют два основных вида периферических характеристик. В главе 1 они были названы конкретными периферическими характеристиками и типами. Конкретная периферическая характеристика – эта наименьший наиболее однородный элемент личности, описываемый исследователем. Именно эти характеристики используются для объяснения наблюдаемых закономерностей поведения. Например, исследователь может объяснить особенности поведения человека, проявляющиеся в том, что он часто звонит другим людям по телефону, ходит на многие вечеринки, вступает в клубы, активно разговаривает, проявлением такой личностной черты, как коммуникабельность. Мы можем рассматривать коммуникабельность в качестве периферической характеристики личности, если считать, что эта черта приобретается путем научения и не присутствует в равной мере у всех людей.

Персонологи часто используют термин личностная черта, вкладывая в него тот же смысл, что я вкладываю в понятие "конкретная периферическая характеристика". Я избегаю такого использования терминов, поскольку, как вы увидите, некоторые исследователи описывают гомогенные элементы личности, по существу не совместимые с тем значением, которое вкладывается в термин "личностная черта". Обычно ученый описывает некоторое количество конкретных периферических характеристик, каждая из которых может присутствовать или отсутствовать в личности каждого данного человека. Но когда исследователь привлекает понятие "тип", он объединяет совокупности конкретных периферических характеристик, формируя тем самым большие менее однородные элементы, наглядно представленные в виде стилей жизни, которые можно наблюдать у людей. Функция понятия о типе заключается в том, чтобы организовать более простые элементы личности в функциональные группировки.

В этой главе мы рассмотрим положения, описывающие периферию личности, встречающиеся в различных теориях, уже затронутых нами в предыдущих главах. Нужно иметь в виду, что некоторые исследователи четко разделяют периферию и ядро, в то время как другие или предлагают нам самим сделать это разделение, или же настолько концентрируются на ядре, что становится практически невозможно понять, что именно они говорят о периферии, и говорят ли они вообще что-нибудь по этому поводу. Кроме того, среди ученых, которые в действительности уделяют внимание периферии, некоторые склонны больше подчеркивать понятие типа, а некоторые – конкретные периферические характеристики.

Модель конфликта:
психоаналитический подход

Позиция Фрейда

То, что мы рассматриваем Фрейда первым, очень удачно, поскольку его точка зрения служит хорошим примером разграничения ядра и периферии личности. Он утверждает, что все люди обладают одним и тем же набором инстинктов, а именно инстинктами жизни, сексуальным инстинктом и инстинктом смерти. Очевидно, что это положение относится к ядру личности, поскольку с теоретической точки зрения невозможно представить, чтобы один человек обладал, к примеру, только сексуальным инстинктом и инстинктом жизни, но не инстинктом смерти, а у другого был бы только инстинкт смерти или только сексуальный инстинкт. Каждый человек обладает всеми инстинктами, и эти силы оказывают постоянное и целостное воздействие на всю жизнедеятельность. Таким образом, с точки зрения Фрейда, ид несомненно является частью ядра личности.

Части личности, называемые эго и суперэго, также должны рассматриваться как часть ядра, хотя причины этого не столь очевидны, как в случае с ид. Несмотря на то, что в определенных психоаналитических кругах стало модно рассуждать о людях с большим или меньшим это, совершенно ясно, что не существует человека, лишенного эго или суперэго. Отсутствие эго невозможно с теоретической точки зрения, поскольку эго существует благодаря ид и постоянной необходимости удовлетворять инстинкты посредством взаимодействия с внешним миром. Без эго было бы невозможно удовлетворение ид, а следовательно, и физическое, и психологическое выживание. Точно так же теоретически невозможно представить человека без суперэго, поскольку эта часть личности рождается в результате конфликта между человеком и миром, конфликта неизбежного, как неизбежны инстинкты, удовлетворить которые, независимо от других людей и предметов, невозможно. Суперэго определяется требованиями общества, а, по Фрейду, жизнь человека непостижима вне существования общества.

Но, говоря о том, что эго и суперэго вместе с ид являются характеристиками ядра личности, мы рискуем упустить из виду важное различие между первыми двумя и последним. Несмотря на то, что все люди обладают одним и тем же ид, нельзя сказать, что эго и суперэго абсолютно одинаковы у всех людей. По Фрейду, эго состоит из защитных механизмов и их конкретных проявлений в характеристиках и паттернах ежедневной жизнедеятельности. Таким образом, из этой теории следует, что все люди обладают защитными механизмами, но совершенно неправильно было бы утверждать, что их защиты одинаковы. Психоаналитики выделили довольно большое количество различных защитных механизмов и описали условия развития, определяющие, какие именно механизмы разовьются у каждого конкретного человека. Определяя различные виды защит, фрейдисты описывают периферию личности. То, что это именно так, становится еще яснее, когда они начинают вдаваться в детали относительно конкретных привычек, указывающих на различные защитные механизмы, и мы скоро это увидим. Каждый защитный механизм приобретается в процессе научения и является специфичным для отдельного человека или даже для отдельной части поведения этого человека. Примерно так же дело обстоит и с суперэго. Хотя оно присутствует у всех людей, его содержание может в значительной степени варьироваться в зависимости от особенностей родителей, воспитавших человека. Соответственно конкретные табу и санкции, осознаваемые вами, могут отличаться от тех, которые разделяет другой человек. Рассматривая как эго, так и суперэго, мы имеем дело с периферией личности, поскольку содержание эго и суперэго, в отличие от ид, в значительной мере определяется опытом взаимодействия с людьми и предметами, то есть с внешней средой.

В действительности, взгляды фрейдистов на периферию личности наиболее четко представлены в классификации типов характера. Это ясно можно увидеть у Феничела (Fenichel, 1945, с. 467):

"Характер как привычный способ установления равновесия между внутренними потребностями и требованиями внешнего мира необходимым образом является функцией устойчивой, организованной и единой части личности, которую представляет собой эго; на самом деле, мы определили эго как часть организма, которая осуществляет взаимодействие между требованиями инстинктов и внешним миром. Таким образом, вопрос о характере – это вопрос о том, когда и как эго приобретает качества, с помощью которых оно привычно приспосабливается к требованиям инстинктивных влечений и внешнего мира, а позже и суперэго... Термин характер подчеркивает привычную форму данной реакции, ее относительное постоянство".

Позже он (с. 468) показал, что характер – это содержание не только эго, но и суперэго:

"Позднейшее усложнение в структуре эго – возникновение суперэго – также имеет решающее значение для формирования привычных паттернов характера. То, что человек считает хорошим или плохим, является частью его характера; то же касается того, принимает ли он всерьез требования своей совести и подчиняется ли он ей, или пытается сопротивляться".

Из этих двух цитат понятно, что характер – это прижизненно приобретаемый паттерн достаточно последовательных способов жизнедеятельности, различный у разных людей. В действительности, несмотря на всю слишком сложную терминологию Феничела, характер человека – это его наиболее очевидное психологическое образование, это то, о чем вы будете говорить, если вас попросят описать своего друга.

На самом деле, вполне возможно быть более конкретным, даже оставаясь в рамках психоаналитической терминологии. Тип характера – это совокупность личностных черт, выражающих 1) основные индивидуальные защитные механизмы, 2) основной индивидуальный конфликт, 3) основной способ реагирования на этот конфликт или 4) любую комбинацию из вышеперечисленного. Таким образом, становится ясно, что личностная черта может быть главным образом паттерном мышления, эмоций, или действий, или, еще раз подчеркнем, любой их комбинацией. Используя нашу терминологию, личностные черты – это конкретные периферические характеристики. Все это, возможно, выглядит невероятно сложным, но потерпите, и, я думаю, все станет понятнее, когда мы обсудим конкретные типы характеров. Чтобы начать это обсуждение, необходимо четко уяснить, что тип характера приобретается в результате научения и представляет собой результат взаимодействия между ребенком, пытающимся реализовать стремление ядра максимально удовлетворить инстинкты и свести к минимуму наказания и чувство вины, и обществом, представленным родителями, чья задача – способствовать выполнению требований совместного проживания. Как мы увидим, не только в этой теории, но и во всех остальных периферия – продукт ранних попыток выразить стремление ядра в конкретном социальном и культурном контексте. Мы говорили о том, что типы характера – результат развития, и, следовательно, понятно, почему они носят названия различных психосексуальных стадий, отражая взгляды фрейдистов на проблемы развития. Основные стадии психосексуального развития – это оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Каждая стадия характеризуется особой формой сексуального инстинкта и вызывает особый спектр реакций со стороны родителей. Можно сказать, что каждая стадия определяется тем, каким именно образом проявляется общий конфликт между сексуальным инстинктом и обществом. Тогда неудивительно, что на каждой стадии существуют свои виды защиты, так как различные виды защитных механизмов по-разному эффективны относительно разных форм конфликтов. И, как вы увидите, с каждой стадией, кроме одной, связан определенный тип характера. В их названиях обобщаются формы сексуального инстинкта во взаимосвязи с различными стадиями психосексуального развития. Как можно увидеть, в каждом названии, за исключением латентной стадии, обозначена какая-то анатомическая часть тела. Даже консервативно настроенные ученые-психоаналитики начинают понимать, что латентная стадия – это не естественная и врожденная сторона сексуального инстинкта, а, скорее, культурно детерминированный период остановки в развитии. Такой неопределенный статус латентной стадии отражается в том, что не существует связанного с ней типа характера. Следовательно, мы не будем заниматься рассмотрением латентной стадии. Вы наверняка обратили внимание на то, что стадии психосексуального развития отражают исключительно сексуальный инстинкт. А как же насчет инстинктов жизни и смерти? Существуют ли связанные с ними стадии развития и типы характера? Стадий развития не существует, и, хотя некоторые психоаналитики пытались обозначить соответствующие типы характера, эти идеи не получили широкой поддержки и по своей природе остались фрагментарными и нечеткими. Общая тенденция такова, что фрейдисты придают огромнейшее значение сексуальному инстинкту. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что фрейдистская теория личности строится на сексуальности как на основе человеческой природы.

Оральная, анальная, фаллическая и генитальная стадии приблизительно покрывают соответственно первый год жизни, второй, с третьего по пятый и годы от пубертата и далее. Очевидно, что необходимо пройти через первые три стадии, чтобы достичь четвертой. Если первые три стадии пройдены успешно, генитальность в полной мере и решительно вступает в свои права. Но если опыт развития на одной из прегенитальных стадий деструктивен, признаки этой стадии полностью не исчезают, а оказывают влияние на все дальнейшее поведение. Чтобы показать это влияние на взрослых людей, эти три типа характера называются оральный, анальный и фаллический. И конечно, четвертый тип характера называется генитальным. Это – психологическая зрелость, в то время как первые три – различные формы незрелости. Если точнее, каждая прегенитальная стадия влечет за собой определенную форму детских сексуальных желаний и импульсов. Чтобы успешно пройти через данную стадию, ребенок должен получить от родителей и окружающего мира достаточно подкреплений, чтобы не чувствовать себя безнадежно фрустрированным и депривированным, но и не слишком много подкреплений, чтобы задержка на этой стадии незрелости не стала слишком приятной. Если ребенок слишком фрустрирован или слишком удовлетворен, он фиксируется или "застревает" на этом уровне развития. Это означает, что во взрослом состоянии он будет демонстрировать личностные черты – мысли, эмоции, действия, характеризующие основной конфликт, защитные механизмы или родительские реакции, определяющие эту прегенитальную стадию.

Теперь мы можем рассмотреть содержание различных стадий психосексуального развития. Прежде всего, мы обнаружим оральную стадию, на которой местом анатомической локализации сексуального инстинкта является рот. С точки зрения Фрейда, развитие нервной системы идет от мозга вниз и к периферии, поэтому рот неизбежно становится первым отверстием тела, посредством которого человек испытывает удовольствие или боль. Кроме этого, обусловленное инстинктом жизни влечение к еде и воде также делает рот важной областью в жизнедеятельности организма. Но Фрейд больше подчеркивает значения рта в качестве тактильной и вкусовой эрогенной зоны. Другими словами, предполагается, что ребенок страстно желает стимуляции области рта посредством прикосновений, вкуса, мышечных усилий и наслаждается этой стимуляцией. Страстное желание и получение удовольствия – ранние формы того, что в конечном итоге превратится в зрелую сексуальность на генитальной стадии.

Чтобы понять оральный тип характера, следует иметь в виду, что оральная форма сексуального инстинкта ведет к действиям и фантазиям, связанным с захватыванием и получением, и конфликты, ярко проявляющиеся на этой стадии, – это конфликты, возникновение которых обусловлено эгоистической деятельностью подобного рода (Феничел, 1945, с. 488-492). Фрейдисты полагают, что захватывание и получение – обобщение той деятельности, которую совершает рот в течение первого года жизни. Получение – это обобщение самой ранней, пассивной ситуации орального слияния, в которой люди и предметы положительно стимулируют рот в процессе кормления и ласки. Захватывание – это обобщение наступающей немного позже менее пассивной (орально агрессивной) ситуации, в которой ребенок достигает орального удовлетворения в процессе сосания, помещения в рот различных предметов, жевания, кусания и даже вокализации. Неизбежным образом здесь возникает конфликт между настойчивым и эгоистичным желанием ребенка получать и захватывать и собственными потребностями и обязанностями родителей, которые не могут много времени и внимания тратить на своего ребенка. Лучшее, что могут сделать родители, – это предоставить ребенку возможность удовлетворять свои инстинкты лишь в ограниченном количестве. Если они еще больше ограничат этот минимум, сурово наказывая ребенка за его потребность получать и захватывать, или не будут проявлять достаточно заботы по отношению к нему (что, в общем-то, неважно, поскольку последствия одинаковы), этот неизбежный конфликт станет напряженнее. Такое усиление конфликта потребует использования особенно жестких и распространенных защит, привлечение которых равноценно фиксации или остановке в развитии. Как только такие защиты появляются, изменение и развитие замедляются. Родители также могут превысить необходимый минимум орального удовлетворения, пытаясь быть более заботливыми, чем им позволяют их собственные потребности и обязанности. Такое отклонение от нормы также приведет к усилению основного конфликта, поскольку забота принесет только поверхностное удовлетворение, вызывая такое напряжение и негодование, что окажется фальшивкой. И снова ребенок будет чувствовать боль и неудовлетворенность, ему придется использовать защиты такой распространенности и интенсивности, что они неизбежно приведут к фиксации.

Описав механизм усиления конфликта, приводящий к оральной фиксации, с теоретический точки зрения было бы чрезвычайно уместно привести теперь исчерпывающий список защитных механизмов и личностных черт, составляющих оральный характер. К сожалению, психоаналитические рассуждения не столь последовательны, хотя Абрахам (Abraham, 1927a, 1927b) и Гловер (Glover, 1925, 1926, 1928) предпринимали попытки это сделать. Из их замечаний можно вынести, что черты, часто встречающиеся в оральном характере, это оптимизм – пессимизм, доверчивость – подозрительность, восхищенность – завистливость и самонадеянность – самоуничижение. Фрейдисты часто рассуждают о чертах, имеющих два противоположных полюса, так называемых биполярных личностных характеристиках. Считается, что оба полюса свидетельствуют о фиксации. Соблазнительно представить, что один полюс континуума обозначает фиксацию, обусловленную сверхпотаканием (например, оптимизм), в то время как другой выражает фиксацию депривацией (например, пессимизм). Но трудно сказать, насколько такая точка зрения согласуется с воззрениями фрейдистов: некоторые из них полагают, что люди колеблются между двумя полюсами, бывая в один момент времени оптимистами, а в другой – пессимистами. В любом случае биполярные личностные черты самым непосредственным образом связаны с аттитюдами, приобретаемыми в ходе взаимодействия с родителями на оральном уровне, относительно того, является ли мир местом удовлетворения или депривации и способен ли ты сам позаботиться о своем удовлетворении. Оптимизм, пессимизм и восхищенность – это нереалистические оценки вероятности получения заботы от других людей. В манипулятивности или пассивности мы видим неконструктивные тенденции пытаться вырвать у мира удовольствие или просто лежать и ждать, когда оно свалится с небес. Самонадеянность свидетельствует о нереалистически завышенных представлениях о собственных возможностях, а завистливость и самоуничижение – о полностью противоположном. Нереалистический характер всех этих крайностей говорит об их защитной природе.

Описав некоторые характерные черты орального характера и показав их нереалистичную природу, с теоретической точки зрения было бы уместно перечислить защитные механизмы, типичные для оральной стадии, и находящие свое выражение в этих чертах. Но, как и раньше, я вынужден констатировать, что психоаналитическое мышление не отличается, к несчастью, такой последовательностью, хотя некоторые попытки все же можно рассмотреть. Защитами, наиболее часто называемыми составной частью орального характера, являются проекция, отрицание и интроекция. Под проекцией понимается процесс, при котором человек не осознает свои желания, чувства и импульсы, способные спровоцировать наказание и чувство вины, и в то же время ошибочно видит именно эти желания, чувства и импульсы в других людях. Отрицание – это более простой процесс, при котором не осознается присутствие во внешнем мире предметов, вещей и событий, способных вызвать тревогу, пробуждать эгоистические импульсы или сообщить о надвигающемся наказании. Наконец, интроекция – это процесс слияния с другим человеком, фактически процесс превращения в другого человека с целью избежать столкновения с пугающей сущностью этого человека или столкновения со своими собственными пугающими инстинктами. Эти три защитных механизма достаточно наивны, они оказывают значительное разрушающее воздействие, поскольку сильно искажают реальность. Отрицание – главная детерминанта оптимизма и пессимизма, приводящих к выборочному восприятию отдельных сторон мира. Появление доверчивости также можно приписать действию отрицания. Хотя отрицание может играть какую-то роль и в подозрительности, эта характеристика наиболее тесно связана с проекцией благодаря приписыванию другим всех порочных манипулятивных тенденций и скупости, которые человек отказывается замечать в самом себе. Манипулятивность и излишняя щедрость – это, вероятнее всего, выражение интроекции или слияния с чересчур удовлетворяющими родителями. Другие черты можно объяснить действием практически всех трех защитных механизмов.

К счастью, мы можем более четко теоретизировать относительно анальной стадии и характера, чем это было возможно выше. Анальная стадия характеризуется смещением анатомической локализации сексуального инстинкта от рта к анальному отверстию. Согласно Фрейду, это смещение вызвано совместным влиянием развития нервной системы до уровня, когда становится возможным сознательно контролировать анальный сфинктер, и настойчивыми усилиями родителей по выработке у ребенка способности контролировать экскреторные функции. Ребенок в первый раз испытывает сладостную и болезненную стимуляцию, связанную с выделением или удержанием фекалий, и начинает экспериментировать путем сознательного их выделения или удержания.

Для полного постижения анального типа характера важно понимать, что анальная форма сексуального инстинкта включает в себя действия и фантазии, связанные с исторжением и удержанием. Исторжение и удержание следует понимать как обобщение анальной деятельности второго года жизни. Исторжение (или анальная экспульсивность) – это произвольно контролируемое опорожнение кишечника, а удержание (анальное удержание, или анальная ретенсивность) – произвольно принимаемое решение не опорожнять кишечник. Как одна, так и вторая деятельность инстинктивно приятны, но они также ведут к неизбежному конфликту между ребенком и его родителями, которые требуют, чтобы исторжение и удержание производились в соответствии с режимом и правилами приличия. И снова лучшее, что могут родители, – это предоставить минимум анального удовлетворения, продолжая все же настаивать на выполнении социально важных норм поддержания чистоты и гигиены. Если родители слишком часто наказывают или чересчур с сильным отвращением относятся к экскрементам ребенка, основной конфликт неизбежно нарастает. Эскалация конфликта происходит тогда, когда родители слишком снисходительны, более снисходительны, чем это допустимо как для блага ребенка с социальной и гигиенической точек зрения, так и с точки зрения их собственных норм. Как и в случае избыточного орального подкрепления, избыточное анальное подкрепление на деле оказывается лишь видимостью. С нарастанием конфликта появляются чрезмерные и распространенные защиты, создающие фиксацию. Эта остановка в развитии означает, что личность взрослого будет анальной по своей природе. Личностные черты и защитные механизмы анального характера были достаточно четко определены как Фрейдом (1925а, 1925с, 1925d, 1925e), так и другими учеными (например, Fenichel, 1945, с. 278-284; Abraham, 1927; Glover, 1926). Среди личностных черт можно назвать скупость – излишнюю щедрость, зажатость – экспансивность, упрямство – уступчивость, аккуратность – нечистоплотность, жесткую пунктуальность – склонность опаздывать, педантичность – неопрятность и скрупулезностьрассеянность. Эти черты обнаруживаются в процессе мышления, взаимодействия и в общем характере жизнедеятельности, проявляясь в различных конкретных формах импульсов отдавать или удерживать и в конфликтах с окружающими, столь характерных для анальной стадии психосексуального развития. Как и в случае орального характера, эти черты на обоих полюсах демонстрируют нереалистичность установок. А нереалистичные установки – знак защитной природы этих личностных черт. Защитными механизмами, которые считаются типичными для анальной стадии и характера, являются интеллектуализация, образование реакции, изоляция и уничтожение содеянного. При интеллектуализации человек не осознает реальную, инстинктивную природу своих желаний и поступков, а замещает ее на вымышленную причину, гораздо более приемлемую и для него, и для общества. По-видимому, мыслительный процесс во многом представляет собой процесс интеллектуализации. Образование реакции – это процесс утраты осознания своих действительных желаний и импульсов и замена их прямо противоположными желаниями и импульсами. При изоляции разрываются существующие в норме связи между когнитивными и аффективными компонентами желаний и импульсов, так что, хотя действительный характер желаний и импульсов частично осознается, они не являются больше источником неприятных эмоций, таких, как тревога. Уничтожение содеянного – это защита посредством того, что некоторые мысли и поступки случаются с истинным, но неосознаваемым значением, сводя на нет или компенсируя предыдущие мысли и поступки, способные вызвать тревогу.

Хотя нельзя дать четкое и исчерпывающее объяснение того, каким образом эти защитные механизмы формируют черты анального характера, некоторое обсуждение этого вопроса все же возможно. Образование реакций приводит к отказу от таких социально неприемлемых вещей, как нечистоплотность, склонность опаздывать и скупость, дает возможность быть полной противоположностью – чистым до щепетильности, болезненно пунктуальным и невероятно щедрым. Эта защита приводит к формированию качеств праведника, обладающего анальным характером. Эти качества праведника вместе с такими характеристиками, как скрупулезность и упрямство, усиливаются тем, как человек воспринимает себя, используя механизм рационализации. Уверенность в изоляции и других защитных механизмах позволяет ему проявлять ярчайшие примеры противоположных идеалу качеств, таких, как нечистоплотность, неряшливость, не чувствуя при этом никакого особого дискомфорта или тревоги. Уничтожение содеянного, наконец, проявляется не только в таких характеристиках, как аккуратность, подразумевающих симметрию и организованность, но и косвенно, в резких переходах от одного полюса описанных выше черт к другому. Сильного дискомфорта в результате какого-то проявления нечистоплотности можно избежать, если вы быстро компенсируете его каким-нибудь сверхаккуратным действием.

Для оживления повествования я закончу обсуждение анального типа тем, что приведу замечательное описание из психоаналитической литературы (Rado, 1959, с. 326):

"Черновой набросок... представил бы его как очень самоуверенного человека, гордого своим выдающимся интеллектом, с общепризнанным рационализмом и острым чувством реальности, "непоколебимо честного". Он на самом деле может быть честным человеком, а может и оказаться ханжой-лицемером. Он бескомпромиссный перфекционист. Будучи сам очень обидчивым, он может в то же время по самому незначительному поводу жестко критиковать, быть язвительным, злобным, проявлять резкую иронию и завистливость. Или, напротив, он может быть сверхосторожным, стараться избегать любой вероятности конфликта. Его "здравый смысл" восстает против того, что он считает порождением воображения: он "человек фактов", а не фантазий. Он снисходительно улыбается людям, увлеченным мистицизмом, включая "бессознательное" и сны; но если только он пройдет небольшой курс классического психоаналитического лечения, он тут же начнет приписывать пророческое значение оговоркам или опискам. Будучи "человеком рассудка", даже самому себе он не может признаться в собственной суеверности. Его интерес к искусству поверхностен или притворен; его истинное восхищение принадлежат математике, точным наукам, технологии и новому миру электронных вычислительных машин. В отличие от экспрессивного, так называемого истерического, типа он редко обладает художественным даром и испытывает заметный недостаток подлинного шарма и обаяния. Его любовные интересы загромождены скрытыми мотивациями и притворством".

Это четкое, в чем-то импрессионистское описание ясно показывает, как будет вести себя человек, обладающий описанными выше личностными чертами и защитными механизмами, при взаимодействии с другими людьми. Описанные крайности поведения и использованный уничижительный язык призваны подчеркнуть неконструктивную, незрелую природу анального характера.

Теперь давайте рассмотрим фаллическую стадию, последнюю среди так называемых прегенитальных, или незрелых, стадий психосексуального развития. Считается, что эта стадия возникает в результате смещения анатомической локализации сексуального инстинкта от ануса к гениталиям, хотя как объяснить это с точки зрения развития нервной системы, если эти две области расположены так близко друг от друга? Это одно из многих неясных мест в психоаналитической теории. Осознавая, таким образом, что анатомическая основа для разделения анальной и фаллической фазы в действительности отсутствует, давайте тем не менее рассмотрим более обширную психологическую основу такого разделения. Достигнув третьего года жизни, ребенок более систематически начинает исследовать собственное тело и более внимательно относиться к телам других людей. Положение о том, что гениталии впервые становятся главным источником удовольствия и боли, основывается на наблюдаемом увеличении склонности к самостимуляции, или мастурбации, к манипуляции и исследованию половых органов других мальчиков и девочек и на появлении фантазий, откровенно гетеросексуальных по своей природе. Ребенок говорит о браке с родителем противоположного пола и о замещении родителя своего пола. Как вы все наверняка знаете, фаллическая стадия – время возникновения Эдипова комплекса, который занимает невероятно важное место в теории Фрейда.

Ключ к пониманию фаллического типа характера – осознание того, что эта последняя прегенитальная форма сексуального инстинкта влечет за собой мысли и действия, касающиеся тела как откровенно сексуального объекта и гетеросексуальной природы взаимоотношений между людьми. Если беззастенчивое желание ребенка стимулировать собственные половые органы и вступать в сексуально окрашенные контакты с родителями и другими людьми жестко пресекается, за пределами родительского смущения, их собственных страхов и тайных фантазий ребенок будет испытывать напряженный внутренний конфликт. Он также будет испытывать серьезный конфликт, если его влечениям будут излишне потворствовать, так как поощрение попыток заменить место родителя того же пола в отношениях с родителем противоположного пола неизбежно придет в противоречие с социальным запретом инцеста. Фиксация будет результатом как депривации, так и излишнего удовлетворения потребности в генитальной стимуляции или половых отношениях. Как в случае оральной и анальной фазы определенный конфликт неизбежен и на фаллической стадии, даже если родители предоставляют ребенку необходимый минимум удовлетворения влечений. Неизбежность конфликта видится в том, что, хотя ребенок должен получить достаточное удовлетворение полового влечения, чтобы у него сформировалось представление о себе как стоящем сексуальном партнере, он также должен отказаться от своей эгоистической заинтересованности в родителе противоположного пола как в объекте своей сексуальности. Отказавшись от своего влечения к родителю противоположного пола, ребенок начинает страстно желать стать взрослым (фрейдисты говорят об этом как об особой части суперэго, называемой эго-идеал). Но когда неизбежный конфликт усиливается слишком сильной или недостаточной удовлетворенностью, ребенок начинает испытывать тревогу, которая принимает форму опасения не только утратить любовь родителя противоположного пола, но и пострадать от мести родителя того же пола, который в отместку за соперничество может повредить гениталии ребенка. Последний страх, так называемый страх кастрации, и первый, так называемый страх отделения – играют необычайно важную роль в психоаналитической теории. Фрейд придавал этим терминам буквальное значение, хотя психоаналитики обычно склонны его обобщать.

Личностные черты и защитные паттерны фаллического характера в деталях были описаны Райхом (1931, 1933) и другими (например, Абрахам, 1927d). Среди черт называют тщеславиененависть к себе, гордостьсмирение, слепое мужестворобость, наглостьзастенчивость, общительностьзамкнутость, элегантностьсклонность к простоте, кокетливостьизбегание людей противоположного пола, целомудриенеразборчивость в связях и веселостьсклонность к унынию. Эти черты свойственны в какой-то мере людям с фаллическим характером, они представляют или непосредственно сексуальное влечение, или его подавление, обусловленное страхом отделения или кастрации. Некоторые из полюсов, такие, как слепое мужество и неразборчивость в связях, – это реализация влечения перед лицом упомянутых выше страхов. Говоря в общем, основной защитный механизм, стоящий за фаллическими чертами, – вытеснение, то есть процесс удаления из сознания инстинктивных желаний и действий с целью не допустить переживания тревоги. Хотя поверхностность, включенная в один из полюсов некоторых фаллических черт, легко может быть объяснена как результат массивного вытеснения, нужно отметить, что довольно трудно представить, как все сложные личностные черты, перечисленные выше, могут вытекать из одного-единственного защитного механизма. Но вы должны понимать, что, раз человек достиг фаллической стадии развития, защиты пройденных им ранее стадий также для него доступны. Точно так же можно сказать, что люди на анальной стадии используют защитные механизмы, более типичные для оральной стадии. Поэтому совершенно нетрудно понять, как формируются черты фаллического характера, если рассматривать их как выражение не только вытеснения, но и других защитных механизмов. Но содержание фаллических личностных черт, а также оральных и анальных можно объяснить исходя из психосексуального конфликта, доминирующего на данной стадии развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.022 с.)