Россия и другие государства на постсоветском пространстве 1999-2000 г.г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия и другие государства на постсоветском пространстве 1999-2000 г.г.



Важнейшим направлением во внешнеполитических приоритетах России являются страны СНГ. При оценке политики России в отношении ближнего зарубежья следует отметить тот факт, что оно представляет собой разнородный конгломерат стран и народов, характеризующийся разнообразием природно-географических, экономических, социокультурных, конфессиональных, этнонациональных, геополитических и иных факторов. Здесь выделяется ряд регионов, внутри которых также имеются порой довольно существенные различия.

Это, во-первых, Кавказ, который в свою очередь разделяется на Северный Кавказ, входящий в состав Российской Федерации, и Закавказье, территория которого расчленена на три самостоятельных национальных государства (Азербайджан, Армения и Грузия). Во-вторых, это Центральная

Азия, включающая помимо стран дальнего зарубежья Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Кыргызстан и Таджикистан. В-третьих, это Украина и Белоруссия. В-четвертых, это особняком стоящая Республика Молдова.

Россия в такой же степени, в какой Азербайджан, Армения, Грузия, а также Казахстан, Узбекистан и др., является одновременно кавказским и азиатским государством. Поэтому в плане как сохранения своей территориальной целостности, так и обеспечения национальной безопасности на своих южных рубежах для России кавказско-прикаспийский (а в более широком рассмотрении — кавказско-центральноазиатский) регион имеет ключевое значение.

Богатый природно-ресурсный потенциал притягивает к Кавказу и Центральной Азии взоры как великих держав Запада, так и региональных государств. В этом плане Кавказ и Центральная Азия стали точками пересечения геополитических интересов многих стран. Перед региональными государствами открылись беспрецедентные возможности и шансы для продвижения своих интересов на южной периферии бывшего СССР. Разного рода исламские организации из мусульманских стран пытаются освоить информационно-идеологическое пространство мусульманских республик и анклавов СНГ. Предпринимаются попытки сформировать новый геополитический узел на основе тюрко-язычных стран и народов.

Большая геополитическая игра разворачивается вокруг соседних постсоветских стран на Западе — Украины, Белоруссии и Молдавии.

Тем не менее, занимая уникальное геополитическое положение в Евразии, обладая достаточным экономическим, военным и духовным потенциалом и сохраняя статус ядерной державы, Россия является естественным центром притяжения для большинства стран ближнего зарубежья, прежде всего государств — членов СНГ. К тому же России принадлежит ключевая роль в обеспечении и поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства.

Определенное значение в отношениях России с постсоветскими странами имеет Договор о коллективной безопасности (ДКБ), заключенный в Ташкенте 15 мая 1992 г., в который в настоящее время входят Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Немаловажное значение с рассматриваемой точки зрения имеет подписание 26 апреля 1996 г. в Шанхае главами пяти государств — России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Китая — Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районах границ между этими странами. Вскоре после присоединения к ним Узбекистана этот союз превратился в "Шанхайскую шестерку", или Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

 

7. Завершение формирования русского централизованного государства (15, начало 16 веков)

В конце XV — начале XVI в. более чем двухвековая борьба русского народа за свое государственное единство и национальную независимость завершилась объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство.

Русское государство формировалось на протяжении XIV–XV вв. на феодальной основе в условиях роста феодального землевладения и хозяйства, развития крепостничества и обострения классовой борьбы. Объединительный процесс завершился образованием в конце XV в. феодально-крепостнической монархии.

Основную территорию Русского государства, сложившегося в конце XV в., составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и Муромо-Рязанская земли, а также часть земель Черниговского княжества. Территориальным ядром формирования русской народности и Русского государства была Владимиро-Суздальская земля. Социально-экономическое развитие Руси в этот период было разнохарактерным, в XIV–XV вв. на Руси был восстановлен домонгольский уровень в развитии сельского хозяйства.

К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию — формирование единого централизованного Русского государства. Эта стадия продолжалась примерно полвека во времена княжения Ивана III (1462–1505) и первых лет княжения его преемника Василия III (1505–1533). В указанные годы крупным препятствием на пути формирования централизованного Русского государства было существование сильной и самостоятельной Новгородской феодальной республики. Лишь к 1485 г. Ивану III удалось ликвидировать Новгородскую республику, а ее земли включить в состав Русского государства. Несколько позднее, в 1483 г., в состав Русского государства вошла Вятская земля, а в конце XV в. и начале XVI в. — Черниго-Северские земли, земли по берегам Десны с ее притоками, часть нижнего течения Соджа и верхнего течения Днепра — города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль. Всего 25 городов и 70 волостей. В 1510 г. в Русское государство были включены земли упраздненной Псковской республики, а через четыре года вошел русский старинный город Смоленск. Наконец, в 1521 г. прекратило самостоятельное существование Рязанское княжество. Именно в рассматриваемые годы завершается объединение русских земель. Образовалась огромная держава, в рамках которой была объединена русская народность. С конца XV в. стал употребляться термин «Россия», под которым понималось одно из самых крупных государств Европы.

Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. По площади созданное государство почти в 6 раз превышало бывшее Московское княжество. Усложнились государственные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Появились функциональные органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формировался многоступенчатый слой служилых (или государственных) людей.

Создание единого государства оказало серьезное влияние на развитие экономики и социального строя страны. Политический строй Русского государства на рубеже XV–XVI вв. развивается в сторону большей централизации. В 1472 г. овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. После этого события великокняжеским гербом стал византийский двуглавый орел.

Обобщение изложенного выше свидетельствует о том, что во второй половине XV — первой трети XVI в. в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Однако разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.006 с.)