Территориальная организация общества. Территория как объект управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальная организация общества. Территория как объект управления



При анализе феномена «территория» обнаруживается, что это очень сложное формирование, неотъемлемый компонент социально-экономических регионов. Территория как естественное образование, как природный ресурс наполнилась продуктами человеческой деятельности и стала интегральным природно-техническим, природно-экономическим и природно-социальным образованием, сферой жизнедеятельности людей. Территория объединяет и консолидирует всю жизнедеятельность людей, весь общественный комплекс и экологические условия человеческого бытия.

Опираясь на такое сложное понимание территории, нужно подходить к территориальной организации общества. Понятие территориальной организации общества в широком смысле слова охватывает все вопросы, касающиеся территориального разделения труда, размещения производительных сил, региональных различий в производственных отношениях, расселения людей, взаимоотношения общества и природы, а также проблемы региональной политики. Организация охватывает процессы социально-экономического функционирования и развития, целевую установку и управляемость страны и регионов, их внутреннее строение и средства его совершенствования.
Территориальная организация общества проявляется в пространственной дифференциации и структуризации жизнедеятельности людей. Основными территориальными формами человеческого бытия являются региональная и поселенная, с соответствующими государственными, муниципальными и общественными органами самоуправления.

На общероссийском уровне региональную политику осуществляет федеральная власть, представленная законодательными и исполнительными органами. Ведущими направлениями проведения региональной политики на федеральном уровне являются следующие:

1. Сохранение целостности федеративного государства, сглаживание региональной асимметрии и восстановление территориальной справедливости.

2. Содействие территориям в решении «отраслевых проблем», проявляющихся в зонах и ареалах, охватывающих часть региона или несколько регионов-субъектов РФ.

3. Оказание помощи в решении «комплексных» общественных проблем в регионах с кризисной социально-экономической и экологической ситуацией.

Федеральная политика, проводимая в русле первого направления, должна способствовать сохранению и упрочению российского федерализма, предотвращать появление сепаратистских тенденций, сокращать региональные социально-экономические диспропорции. В Российской Федерации, занимающей огромное пространство, отличающейся заметным культурно-историческим и природным разнообразием, сложились резкие контрасты между равностатусными субъектами Федерации.

Второе направление внутренней федеральной политики связано с решением территориально-отраслевых проблем, которые выявляются на основе отраслевого районирования. Отраслевое районирование и зонирование обычно осуществляются с целью выделения территорий по тем или иным индивидуальным признакам. Наиболее широко известными являются сельскохозяйственное, лесохозяйственное, агроклиматическое, транспортное и другие виды районирования.
Третье направление внутренней федеральной политики опирается на проблемное районирование. Этот вид районирования нацелен на выделение проблемных, кризисных, слаборазвитых регионов. В результате районирования выделяются регионы по степени обострения социально-экономических проблем и территории, хозяйственное развитие которых приостанавливается и наступает период депрессии. Выделенные регионы становятся специальными объектами проведения государственной региональной политики. В современных условиях развития и территориальной организации России проблемное районирование должно иметь типологический вид. Типологическое районирование нацелено на выделение проблемных территорий с типичными чертами социально-экономического функционирования.

В регионах-субъектах РФ вырабатывается собственная политика, реализуемая на территории целого региона, или его части. В каждом регионе функционирует государственная власть, представленная двумя ветвями - законодательными и исполнительными органами. Региональная политика проводится обеими ветвями власти, формируясь в недрах законодательных органов и реализуясь усилиями исполнительной власти. Во многих регионах единая комплексная политика пока ещё отсутствует, она подменяется частными её видами – кредитно-бюджетной, социальной, экологической, экономической.

В современных условиях функционирование регионов опирается на принципы самостоятельности, саморазвития, самоорганизации, самодостаточности, самофинансирования и самоуправления. Вся тяжесть экономического реформирования и социального возрождения перенесена на регионы. К сожалению, многие из них не могут в полной мере выполнять новые функции из-за окостенелости административных границ.

Современное территориальное устройство Российской Федерации представляет собой 83 субъекта федерации. Для укрепления вертикали власти в 2000 г. было создано 7 федеральных округов: Северо-Запдный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальне-Восточный. В каждом округе находится полномочный представитель Президента РФ, осуществляющий межрегиональную политику на соответствующей территории.

Территориальная организация общества Российской Федерации в форме национально-территориальных и административно-территориальных субъектов находится в постоянном развитии и должна корректироваться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.227 (0.005 с.)