Введение (основные компоненты) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение (основные компоненты)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ПРАВА

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

 

по специальности 050401.65 – «история с дополнительной специальностью»

по направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование – профили «История», «История и обществознание», «История и иностранный язык»

 

 

Таганрог

 

Авторы-составители: к.и.н., доцент Волвенко Алексей Александрович; к.и.н., доцент Гуров Максим Иванович; к.и.н., доцент Смирнова Виктория Константиновна, к.и.н., доцент Прокофьева Елена Владимировна.

 

Методические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

Ответственный редактор: Волвенко Алексей Александрович

 

 

Методические рекомендации определяют единый подход при подготовке студентами факультета истории и права ТГПИ имени А.П. Чехова курсовых работ, а также выпускных квалификационных работ в форме диплома. В рекомендациях учитывается специфическая направленность подобных исследований, выполняемых по специальности 050401.65 – «история с дополнительной специальностью», направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование – профили «История», «История и обществознание», «История и иностранный язык». Предназначены в помощь студентам и преподавателям, осуществляющим научное руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами.

 

Рецензенты:

 

 

Печатается по решению

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ/ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ, ВЫПИСКИ ИЗ НЕЕ, СБОР И ОБРАБОТКА ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ПОДГОТОВКА ТЕКСТА

ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИИ

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ АТТЕСТАЦИОННУЮ КОМИССИЮ, ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Введение

Данные методические рекомендации составлены на основе «Положения о курсовой работе» (Утверждено решением Учёного Совета ГОУВПО «ТГПИ» от 29 сентября 2010 года. Протокол № 17) и «Положения о выпускной квалификационной (дипломной работе) работе» (Утверждено решением Учёного Совета ГОУВПО «ТГПИ» от 24 сентября 2010 года. Протокол № 19), и призваны определить с учётом современных требований единый подход при подготовке студентами факультета истории и права ТГПИ имени А.П. Чехова курсовых работ и выпускных квалификационных работ (далее – ВКР). В них учитывается, и на этом делается основной акцент, специфическая направленность подобных исследований, выполняемых по специальности - специальности 050401.65 – «история с дополнительной специальностью», направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование – профили «История», «История и обществознание», «История и иностранный язык». Целью курсовой работы или ВКР является выработка навыков самостоятельного изучения предмета, глубокого его усвоения, умения делать выводы и грамотно излагать результаты анализа источников и научной литературы.

Методические рекомендации включают в себя положения, имеющие как обязательный, так и рекомендательный характер. К обязательным относятся требования к внешнему оформлению курсовой работы и ВКР, структуре, компонентам введения и т.д. Отдельные положения носят рекомендательный характер. Они касаются принципов подбора литературы – умения делать из неё выписки, систематизации источников, сбора и обработки фактического материала, подготовки (редакции) текста и т.д.

Опыт написания курсовых и выпускных квалификационных работ показывает, что студенты зачастую игнорируют обязательные требования, предъявляемые к этому виду учебной деятельности. Это объясняется неспособностью части студентов правильно разобраться в требованиях, как правило, крайне формализованных, уяснить главное их содержание. Предлагаемые методические рекомендации отличают определенная простота, доступность и максимальная насыщенность конкретными примерами, разъясняющими отдельные положения курсовой и ВКР.

Написание и защита ВКР является элементом государственной аттестации выпускников факультета истории и права по специальности 050401.65 – «история с дополнительной специальностью», направлению подготовки 050100.62 педагогическое образование – профили «История», «История и обществознание», «История и иностранный язык» и служит подтверждением полученной студентом квалификации. Это предопределяет высокие требования к качеству работы, содержание которой позволит выявить уровень теоретической и практической подготовки студента к решению профессиональных задач. С труктурные компоненты, параметры оформления ВКР и курсовой работы идентичны, поэтому они рассматриваются комплексно, исключения особо оговариваются в тексте рекомендаций.

 

Выбор темы работы

Выполнение курсовой работы (ВКР) начинается студентом с выбора темы утвержденной кафедрами факультета истории и права тематикой, сформулированной в соответствии с требованиями государственных стандартов по специальностям и направлениям подготовки. Для работы над курсовой или ВКР студенту решением выпускающей кафедры назначается научный руководитель и, при необходимости, консультанты. Возможно закрепление за студентом двух научных руководителей, если в исследовании прослеживаются межпредметные связи.

В предлагаемой кафедрами тематике названия тем сформулированы примерно и не являются догмой. Студент и научный руководитель могут изменить формулировку темы или предложить свою, название которой в перечне не указано.

Выбор темы исследования имеет исключительно большое значение. Как видно из опыта написания подобных работ, правильно выбрать тему – наполовину обеспечить её выполнение. Студентам, приступающим к написанию курсовой работы или ВКР, необходимо помнить о следующих правилах:

1. Выбор темы необходимо предварять просмотром каталогов курсовых работ и ВКР, защищённых на кафедре.

2. Желательно ознакомиться с содержанием курсовых работ и ВКР, уже выполненных по кафедре, обратив внимание на возможность дальнейшего развития или пересмотра уже выбранной ранее темы, например, при помощи новых методов, с иных теоретических позиций, с привлечением новых источников и литературы.

3. Формулировка темы должна быть четкой, лаконичной и ясной. Сложнокомпонентное название ведет к необходимости дополнительного обоснования актуальности, расширения библиографии, усложнению разделов исследования, «размытости» выводов.

Студентам, впервые приступающим к написанию курсовой работы, рекомендуется основательно и вдумчиво отнестись к выбору темы. Если тема перспективна, то это позволит в дальнейшем дополнять собранный материал, углублять и расширять исследование. При этом формулировка темы может корректироваться. В итоге студент, последовательно работающий над избранной темой, окажется наиболее подготовленным к написанию выпускной квалификационной работы.

Пример выбора темы:

Первоначальная формулировка - Смутное время в России нач. XVII в Смутное время в трудах историков государственной школы Иностранные источники о Смутном времени: общее и особенное Основные проблемы Смутного времени в отечественной и зарубежной историографии (сравнительная характеристика) – возможная формулировка выпускной квалификационной работы.

Студентам, формулирующим тему ВКР, необходимо знать, что название исследования закрепляется приказом по институту. Корректировка и уточнение темы ВКР возможно только в отдельных случаях. При этом вопрос об изменении темы ВКР рассматривается на заседании кафедры, а выписка из протокола заседания кафедры предоставляется в деканат не позднее марта года защиты ВКР и по представлению декана закрепляется приказом ректора по институту.

 

 

Структура исследования

Содержание каждой курсовой работы или ВКР индивидуально. Однако независимо от того, на каком фактическом материале они выполнены, их структура должна включать следующие обязательные элементы:

¨ Титульный лист;

¨ Оглавление;

¨ Введение (рекомендуется до 10% текста);

¨ Основная часть (до 80 % текста);

¨ Заключение (до 5-10% текста);

¨ Список использованных источников и литературы;

¨ Приложение (при необходимости).

Общий рекомендуемый объем исследования не ограничен строгими рамками и оптимально составляет для курсовой работы – от 25 до 40 печатных страниц, ВКР – от 40 до 60 страниц (без списка литературы и приложений).

 

Титульный лист

Образец оформление курсовой работы

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА» Факультет истории и права Кафедра истории России или всемирной истории и права   НАЗВАНИЕ РАБОТЫ ПОЛНОСТЬЮ   Курсовая работа студента(ки) _ курса, группы ИСТ__ (ИСТ/З __) _____________________________ Ф.И.О. _____________________________ Специальность (направление подготовки).   Научный руководитель: _____________________________ ученая степень, звание, Ф.И.О.     Дата сдачи «__» _________ 20__ г. Дата защиты «__» _________ 20__ г. Оценка _____________ Научный руководитель ___________________ / __________/     Таганрог 20___  

 

Образец оформления выпускной квалификационной работы

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА»   Кафедра истории России или всемирной истории и права   ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ ВКР ПОЛНОСТЬЮ Выпускная квалификационная (дипломная) работа по специальности (направлению подготовки) ______________________________________________________________________ Шифр специальности (направления подготовки) название специальности (направления подготовки     Выполнил(а) студент(а) V курса факультета истории и права _____________________________ Ф.И.О. Научный руководитель: _____________________________ ученая степень, звание, Ф.И.О.     Выпускная квалификационная работа допущена к защите. Зав. кафедрой истории России или всемирной истории и права _____________________________ Ф.И.О.   ___________________________   «__»__________ 20__ г.     Таганрог, 20___  

Оглавление

В оглавлении последовательно перечисляют наименование разделов (глав), подразделов, а также указывают номера страниц, на которых размещается начало разделов (подразделов). Оглавление должно быть строго идентичным заголовкам в тексте.

Образец оформления оглавления:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...   ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ……………………………………………………………………. … 1.1. НАЗВАНИЕ………………………….………………………………………. … 1.2. НАЗВАНИЕ………………………….………………………………………. … ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ……………………………………………………………………. … 2.1. НАЗВАНИЕ………………………….………………………………………. … 2.2НАЗВАНИЕ………………………….………………………………………. … ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………….………………………………………. … СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………………………. … ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………… …  

 

Пример оформления оглавления:

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….…….. 3 ГЛАВА I. ДУХОВНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЯЗЫЧЕСТВА…….. 7 1.1. УСТРОЙСТВО МИРА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН……….. 7 1.2. ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА…………………………………….………………….. 11 1.3. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ……………………………………………………. 15 ГЛАВА II. ЯЗЫЧЕСКИЙ ОЛИМП И ЕГО ОБИТАТЕЛИ………………………………… 20 2.1. СОЛНЕЧНЫЕ БОГИ……………………………………………………………… 20 2.2. ПЕРУН – ГЛАВНЫЙ БОГ ДРЕВНИХ СЛАВЯН………………………….….. 23 2.3. ЯЗЫЧЕСКИЙ ПАНТЕОН КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА……………………..…….. 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………... 32 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………………………….. 35 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………... 37  

 

 

Актуальность темы

Актуальность в широком понимании - это то, что очень важно для настоящего момента. От того как студент правильно понимает и оценивает заявленную тему с точки зрения современности, зависит оценка уровня его научной зрелости и подготовленности. Применительно к курсовой работе или ВКР актуальность темы может быть выведена из:

¾ значимости темы в исторической науке или системе гуманитарных наук, при условии, если тема действительно малоизучена или стала объектом изучения в недавнее время;

¾ изучения темы, которое может дать определенный опыт, применимый в современных условиях;

¾ раскрытия темы работы, которое решает воспитательные задачи;

¾ значимости темы в общем контексте общественно-политической ситуации в стране и в мире и проч.

Степень изученности проблемы. В данном разделе студент сообщает о своем знакомстве с работами и трудами отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривали эту проблему. Необходимо помнить о логике при изложении материала. Заметьте, чем обширней будет круг анализируемых трудов, тем весомее будет выглядеть сама работа, и тем лучшее впечатление произведёт. Однако анализ степени изученности проблемы не сводится к просто механическому перечислению фамилий, имен и отчеств, дополненных аспектами их исследований.

Следует отметить:

· с какого периода рассматриваемая тема составила предмет самостоятельного исследования в исторической науке;

· какие существуют направления или какие можно выделить этапы в развитии историографии проблемы, (обычно здесь анализируются достижения дореволюционной, советской и современной российской и зарубежной историографии или каких-либо историографических школ);

· работы каких авторов внесли значительный вклад в разработку исследуемой проблемы;

· какие вопросы недостаточно освещены.

Историографический обзор завершается кратким выводом, который должен обосновывать научную значимость (актуальность) вашей темы, например: «Таким образом, историографический обзор показал, что предшествующими поколениями отечественных и зарубежных исследователей достигнуты существенные результаты по данной проблеме, однако…» или «Не смотря на достигнутые предшествующие результаты, данное исследование направлено…» и т.д. Далее студенту необходимо определить исследовательский путь своего научного поиска. В этой связи важна чёткая формулировка объекта и предмета исследования.

Объектом исследования выступает то, что Вы собираетесь изучать – понятие, явление, процесс, личность и т.п.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта или процесса или аспект проблемы, который собственно и исследуется.

Причём объект мыслится шире, он указывает на область исследования в целом. Предмет гораздо уже - это всего лишь аспект объекта. На предмет направлено основное внимание студента, он определяет тему курсовой работы или ВКР, которая обозначается на титульном листе, как её заглавие.

Хронологические рамки исследования обосновано очерчивают исторический период изучаемой темы.

Географические (территориальные) рамки исследования предполагают краткое описание историко-географических границ территорий, где были локализованы рассматриваемые исторические события (явления).

Далее студент должен сформулировать цель и задачи работы. Цель – это то, чего Вы хотите достичь, изучая тему, к каким результатам надеетесь прийти. Если название исследования может быть сформулировано с учётом возможностей литературного языка, то цель должна быть написана протокольным языком. Например: неприемлемой считается ситуация, при которой название одно, а цель другая. В целом, студенту на протяжении исследования необходимо следить за взаимосвязью темы, объекта, предмета и цели работы, а их повторение и идентичное формулирование не приветствуется. Цель предопределяет выбор методов исследования.

Задачи локализуют цель работы, уточняя тот круг вопросов, которые студент ставит перед собой в данном исследовании. Традиционно задачи исследования должны соответствовать основным разделам содержания работы. Следует помнить, что правило «первая задача – первый параграф» не является аксиомой. Иногда решение одной задачи проходит сквозным образом через все главы, или, наоборот, один параграф содержит в себе решение нескольких задач. В то же время, студенту рекомендуется, формулировать задачи таким образом, чтобы их решение достигалось в рамках соответствующих параграфов. Для постановки задач целесообразно использовать следующие слова: изучить, выявить, проанализировать, установить, выяснить, показать, охарактеризовать, определить, локализовать и т.п.

Например:

Объектом исследования выступает процесс возникновения и распространения языческих представлений у славянских народов, его влияние на материальную и духовную жизнь наших предков. Предметом исследования служит дохристианское мировоззрение и его материальное выражение в языческих культах восточнославянских племен. Хронологические рамки исследования охватывают период с древнейших времен, т.к. невозможно точно определить с указанием века или тем более года время возникновения у славян четких представлений о природе и окружающем мире, и до конца X в., когда христианские ценности утверждаются у древних славян, в том числе, у восточных, благодаря деятельности князя Владимира. Цель исследования. На основе изучения обрядов, мест отведения культа и иерархии языческих богов создать целостную картину древних дохристианских верований восточных славян. Задачи исследования: - выявить как представляли себе окружающий мир древние славяне; - локализовать области расположения языческих святилищ; - выяснить общее и особенное в способах погребения различных восточнославянских племен; - охарактеризовать древнеславянский культ Солнца; - определить распространенность культа Перуна; - проанализировать иерархию языческого пантеона князя Владимира.  

 

Источниковая база

Источники – это главное сырье для работы историка. Источниковая база, ее наполнение являются важным показателем любого исторического исследования, в том числе, студенческих работ. Существует множество классификаций исторических источников. Мы рекомендуем придерживаться классификации подразделяющей все исторические источники на 7 основных типов:

- письменные;

- вещественные;

- этнографические;

- устные (фольклорные);

- лингвистические;

- фото-, кино-, видеодокументы;

- фонодокументы.

Кроме того, среди историков широко распространено простое деление источников на опубликованные (вышедшие в печати) и неопубликованные (рукописи, архивные материалы). Студентам в основном приходится иметь дело с письменными источниками, как правило, опубликованными. Классификация письменных источников является проблемой, которая решается исследователями по-разному. В настоящее время большинство историков признает видовую классификацию письменных источников и изменение корпуса такого рода источников в зависимости от исторического времени. Основные виды письменных источников:

- летописи;

- акты;

- литературные произведения;

- законодательство;

- массовые источники;

- делопроизводственные материалы;

- статистика;

- публицистика;

- периодическая печать;

- источники личного происхождения.

Определяя вид письменного источника, студенту следует помнить, что каждый вид в свою очередь может подразделяться на многочисленные подвиды.

Если количество источников, использованных в работе, достаточно велико (от 10 и более), то студент первоначально их классифицирует, а затем дает им краткую видовую характеристику (критику источников) по следующим компонентам: общие замечания о содержании источника, время его возникновения/публикации, место, имя автора или составителя, степень достоверности и точности, заключенной в источнике информации. Безусловно, не все источники могут быть оценены по указанным компонентам, но следует стремиться к максимально полной и исчерпывающей характеристике. Если количество источников в курсовой работе незначительно в силу определенной специфики исследования, студент ограничивается характеристикой конкретных источников.

Примеры характеристики источников:

«Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича» охватывает события первых 20 лет правления Ивана IV (1533-1553 гг.). Это – официальная летопись, составленная в 1550-е годы и дошедшая в рукописях третьей четверти XVI в. Составителем или редактором ее был в конце 1550-х годов руководитель правительства А.Ф. Адашев, а также, возможно, к редакции летописи причастен и митрополит Макарий. Участие виднейших правительственных деятелей в подготовке летописи убеждает в том, что именно такова была официальная точка зрения на события 1547 г. в ближайшее к ним десятилетие.  

или

Для изучения социальной и, главным образом, бытовой истории донского казачества представляет интерес оригинальное по жанру сочинение жителя Верхне-Курмоярской станицы Е. Кательникова «Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице», написанное в 1818 г. на основе личных воспоминаний о жизни донского казачества последней трети XVIII в. и изданное Областным войска Донского статистическим комитетом в 1886 году. Однако необходимо отметить субъективный характер данного источника, поскольку в воспоминаниях сведения изложены с позиций преверженца казачьих традиций, патриотизма, что делает его тенденциозным по содержанию.  

 

В процессе написания данного раздела введения и особенно анализа и интерпретации источников при подготовке основной части курсовой работы или ВКР мы рекомендуем опираться на специальную историческую литературу:

· Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории: учебник /Под общей ред. А.Г. Голикова. М., 2008;

· Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М.: РГГУ. 1998;

· Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др. Под ред. А. К. Соколов. М.: Высшая школа, 2004;

· Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986;

· Русина Ю. А. История и теория источниковедения. Екатеринбург, 2001;

· Никулин П.Ф. Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв. Учебное пособие. Часть I. Теория и методология источниковедения. Классификация исторических источников. М.: РУДН. 2003;

· Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975;

· Шмидт С.О. О классификации исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1985. Вып. XVI.

Апробация работы

Этот компонент введения пишется, если студент выполнил работу с привлечением материала ранее использованного в виде доклада на студенческой научной конференции ТГПИ имени А. П. Чехова или других вузов, студенческой олимпиаде, в тезисах, представленных на научно-теоретических конференциях областного или всероссийского уровня. Следует обязательно указать тему доклада или тезисов, полные выходные данные сборников, где они опубликованы, полное название конференции, олимпиады или конкурса.

Структура работы.

В данном компоненте кратко обосновывается и аннотируется содержание работы. Например, «Структура курсовой работы (ВКР) обусловлена целью и задачами, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает в себя введение, …. главы, ….. параграфа, заключение, список используемых источников и литературы, приложения».

Разделы (главы) работы

Основная часть работы делится на разделы (главы) и подразделы (параграфы). Их количество в курсовой работе или ВКР зависит от цели, задач и содержания работы. Все части работы должны быть тесно связаны между собой таким образом, чтобы при переходе от одной части (главы) к другой текст был последовательным, логичным, без явных смысловых разрывов (рекомендуется наличие как минимум двух глав, как правило, состоящих из 2-3 параграфов). В конце каждой главы или параграфа необходимо делать краткие выводы из изложенного там материала с тем, чтобы содержание текста в одной части работы согласовывалось с предыдущей и подготавливало переход к последующему разделу.

(!)Рекомендуется, чтобы все главы и параграфы были, примерно, соразмерны друг к другу как по структуре деления, так и по объему.

Заключение

В кратком заключении (3-5 страниц) студент, исходя из поставленных задач, проведенного им анализа, обобщает содержание всей работы. Для этого обычно суммируют, но не механически (!), сделанные теоретические выводы по каждой главе (параграфу). Выводы должны соответствовать поставленным во введении цели и задачам. Они подтверждают результативность проведенного исследования. Необходимо помнить, что по содержанию выводов во многом оценивается вся работа. Как правило, заключение завершается указанием на возможные перспективы дальнейшего исследования темы.

Оформление исследования

Курсовая работа или ВКР должна быть оформлена в печатном виде на стандартных листах писчей бумаги формата А4, сброшюрована в папке такого же формата или переплетена с соблюдением следующих требований:

· поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;

· шрифт 14 кегль, гарнитура Times New Roman;

· межстрочный интервал - полуторный;

· отступ красной строки - 1,25;

· выравнивание текста - по ширине с применением автоматического переноса слов.

Каждая глава начинается с новой страницы. Название главы и параграфа печатается полужирным шрифтом, прописными буквами, точка в конце названия не ставится. Заголовки глав нумеруются арабскими цифрами с точкой (ГЛАВА 1.; ГЛАВА 2.;...), параграфов - двумя арабскими цифрами (1.1.; 1.2.; 3.1. и т.д.), где первая цифра соответствует номеру главы, а вторая - номеру параграфа. Заголовки не подчеркиваются, в них не используются переносы. Выравниваются заголовки по центру страницы.

Расстояние между названием глав и последующим текстом должно равняться двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, библиографическому списку и приложениям.

Каждая страница курсовой работы или ВКР должна иметь порядковый номер, который ставится арабскими цифрами на верхнем поле страницы, посередине или в правом углу без других дополнительных знаков и обозначений (скобок, тире, точки). Нумерация страниц должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист, второй – содержание, третьей – введение. При этом титульный лист считается первым, который, как и второй не нумеруется. В общую нумерацию входят список литературы и приложения.

Оформление сносок, списка литературы и источников

В процессе написания курсовой работы или ВКР студенты обязательно делают на источники и литературу сквозные или подстрочные ссылки (внизу страницы, под чертой).

Сквозные ссылки оформляются в виде сносок, где указывается номер источника в списке литературы, а затем через запятую номер страницы из этого источника, например, [5, с. 124], т.е. из пятого источника цитируется 124 страница. Допускается также оформление сквозных ссылок с указанием фамилии автора, года публикации работы, номера страницы, на которой отражено содержание мысли или с которой взята цитата. Например, [Ключевский, 2002, 122].

Подстрочные ссылки оформляются в виде сносок на странице внизу под текстом и печатаются через 1 интервал в «WORD» и обозначаются арабскими цифрами 1,2,3 и т.д., с указанием страницы книги или статьи откуда взята информация. Сноска на каждой новой странице курсовой работы начинается с цифры 1!

Пример:

Как заметил в 1899 г. профессор русского государственного права В.В. Ивановский «…Вопросы централизации и децентрализации правительственной деятельности настолько же стары, насколько стара сама государственная жизнь; в то же время это и вечно юные, неисчерпаемые вопросы, на которые, по-видимому, вовсе не может быть дано одного определенного ответа, одинаково пригодного для всех эпох и народов». __________________________________ 1 Ивановский, В.В. Вопросы государствоведения, социологии и политики. Казань, 1899. С. 244.

 

Если на одной и той же странице необходима сноска из уже указанного источника, то она оформляется при помощи слов: Там же, с указанием страницы, откуда взята информация. Если цитаты из той же книги или статьи приводятся и на других страницах работы, то сноска оформляется так: Ивановский В.В. Указ. соч. С. 47, то есть вместо названия книги пишется в сокращенном виде «указанное сочинение». При отсутствии ссылок работа не допускается к защите научным руководителем, а отсутствие ссылок в тех случаях, когда они должны быть, ведет к снижению оценки работы.

Список литературы и источников (по алфавиту) включает только те источники, которые студент непосредственно использовал при подготовке и написании курсовой работы.

 

Примеры оформления литературы

Для книг – фамилия, инициалы автора(ов), полное название книги, место, год издания, том, часть (если есть):

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978; Корелин А.П. Дворянство в пореформенной России 1861-1904 гг. Л., 1979; Исторический очерк деятельности военного управления в России (1855-1880). СПб., 1880. Т.5; Изборник: повести Древней Руси / сост. и прим. Л. Дмитриева и Н. Понырко. М., 1986; Великие реформы в России 1856-1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М.,1992;

 

Допускается полное сокращение названия только двух городов (место издания): Москва (М.,) и Ленинград (Л.,) или Санкт-Петербург (СПб.,) и Петроград (Пг.,). Город Ростов-на-Дону указывается как Ростов н/Д, названия других городов приводятся полностью в именительном падеже:

Водолацкий В. П., Скорик, А.П., Тикиджьян, Р.Г. Казачий Дон. Очерки истории. Ростов н/Д, 2005; Крикунов В. П. Крестьянское движение на Дону и Северном Кавказе в 60-70-х XIX века. Грозный, 1965;

Для статей – фамилия и инициалы автора(ов), полное название статьи, название сборника, книги, газеты, журнала, где опубликована статья, место и год издания (для сб., книги), год издания, номер, наименование серии и номер выпуска, если таковые имеются (для журнала), год, номер и дата для газеты.

Захарова Л. Г. Самодержавие, бюрократия, и реформы 60-х годов XIX века в России // Вопросы истории. 1989. №10. С. 15-23; Побережный Л.М. Нижегородский проект земской реформы 1860 года // Учен. зап. Горьковского гос. ун-та. Сер. Истор.-филолог. Вып.78. – Горький, 1965. С.55-67; Маркедонов, С.М. Казачий сепаратизм и национализм (истоки и эволюция) / Проблемы казачьего возрождения. Сборник научных статей. Ростов н/Д., 1996. Ч.1. С.62-67; Решетников, В. Судьба старой крепости / В. Решетников // Таганрогская правда. 1986. 22 марта. № 72.

Круглые скобки употребляются только в тексте работы. В библиографических сносках ставится косая скобка перед словами: /Сборник, /Материалы и Документы или справочником, или книги под чей-либо редакцией. Двойные косые скобки употребляются перед названием издания, где опубликована статья, например: // Вопросы истории. 1989. №10. С.15-23.

Для материалов найденных в электронном виде в Интернете применяются все вышеупомянутые правила оформления с обязательным точным указанием интернет-адреса (URL), который отображается в адресной строке используемого браузера, например:

Журавель В.А. Последний рывок. Советско-германское техническое сотрудничество перед Великой Отечественной войной [Электронный ресурс] // Международный исторический журнал. 2002. № 18. URL:http://history.machaon.ru/all/number_18/analiti4/zhuravel/index.html (Дата обращения: 29.11.2012)

 

 

Оформление приложений

Приложение может включать экспериментальный материал, различного рода разработки, таблицы, схемы. Объем приложения не ограничивается.

Приложения оформляют как продолжение курсовой работы или ВКР, размещают после списка литературы, при этом нумерация работы и приложений должна быть сквозной.

Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу первого листа слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами и порядкового номера приложения (без знака №), записанного арабскими цифрами, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

Если в работе есть приложения, то на них дают ссылку в основном тексте работы. Например:

 
 
Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимость России от импорта существенно сократилась (см. прилож. 1).     ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Торговая политика государства Последствия и значение
1-й период (1700-1719 гг.)
Система запретов, высоких пошлин и налогов. Монополия государства почти на все виды товаров 1. Получение значительных средств казной на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий
2-й период (1719-1725 гг.)
Переход к политике меркантилизма и протекционизма – накоплению денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли 1. Развитие торговли. Превышение вывоза над ввозом их в страну 2. Накопление капитала 3. Рост молодой российской промышленности.\

 

 

 

 


Подготовка презентации

В последние несколько лет ни одна защита ВКР не проходит без ее презентации. Если для курсовой работы презентация рекомендуется, то для ВКР – обязательна.

Презентация дипломной работы — это представление ее краткого содержания и выводов в форме наглядного изложения, осуществляемая, как правило, с помощью программы Microsoft Power Point.

Презентация должна быть оформлена в стиле «минимализма», то есть содержать минимум текста (т.к. он будет, в основном, проговариваться студентом), а также не иметь ярких цветов, отвлекающих от содержания анимации, разветвленных гиперссылок. При этом изображение должно быть четким, а текст — отличаться лаконичностью и грамотностью, хорошо читаться (традиционным является использование 20 кегля шрифта, желательно контрастного цвета по отношению к фону слайда).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.094 с.)