Умножение и деление – взаимно обратные действия. Если разделить произведение на один множитель, то получится другой множитель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умножение и деление – взаимно обратные действия. Если разделить произведение на один множитель, то получится другой множитель.



Задание 2. Сколько земляничек? Сколько вишен? Запишите с помощью умножения. 3 · 5 = 15 (з.); 3 · 6 = 18 (в.).

– Между сколькими детьми можно разделить землянички? (15: 3 = 5 или 15: 5 = 3.)

– Между сколькими детьми можно разделить вишни? (18: 3 = 6 или 18: 6 = 3.)

Задание 3. Несколько колец разложили поровну на три штырька. На каждом штырьке оказалось 4 кольца. Сколько взяли колец? (4 · 3 = = 12 (к.).)

– Разложите 12 колец поровну на 4 штырька. Сколько будет на каждом? Запишите равенство. (12: 4 = 3 (к.).)

Задание 4. Учащиеся выполняют умножение и записывают соответствующие равенства со знаком деления.

6 · 4 = 24 5 · 6 = 30 7 · 4 = 28 8 · 3 = 24

4 · 6 = 24 6 · 5 = 30 4 · 7 = 28 3 · 8 = 24

24: 4 = 6 30: 6 = 5 28: 4 = 7 24: 3 = 8

24: 6 = 4 30: 5 = 6 28: 7 = 4 24: 8 = 3

Задание 5. Вспомните сказку «Репка». Назовите героев этой сказки. Сколько их было? (6 героев.) Дед разрезал репу на 18 кусочков. Сможет ли он раздать их поровну всем героям сказки? Сколько кусочков достанется каждому? (18: 3 = 6 (к.).)

Задание 6. Учащиеся выполняют вычисления:

15 · 2 – 16 = 30 – 16 = 14 5 · 5 – 19 = 25 – 19 = 6

6 · 3 + 27 = 18 + 27 = 45 40: 2 – 9 = 20 – 9 = 11

60: 2 + 36 = 30 + 36 = 66 20 · 2 + 48 = 40 + 48 = 88

34 · 2 – 26 = 68 – 26 = 42 9 · 3 + 18 = 27 + 18 = 45

Задание 7. Составьте равенства из чисел 2, 8 и 16. А ваш сосед по парте пусть составит такие равенства из чисел 6, 3 и 18.

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 18

8 + 8 = 16 6 + 6 + 6 = 18

2 · 8 = 16 3 · 6 = 18

8 · 2 = 16 6 · 3 = 18

16: 2 = 8 18: 3 = 6

16: 8 = 2 18: 6 = 3

IV. Итог урока.

– Как называют действия умножения и деления?

Урок 74
Смысл арифметических действий

Цели деятельности учителя: способствовать закреплению представлений о смысле четырех арифметических действий; содействовать развитию умения составлять правила умножения чисел на 1 и 0, решать текстовые задачи, выполнять вычисления с 0 и 1.

Планируемые результаты образования.

Предметные: имеют представления о свойствах чисел 0 и 1 (если увеличить один множитель в 2 раза, а другой уменьшить в 2 раза, то результат не изменится); умеют увеличивать / уменьшать числа в 2 раза, выполнять умножения с числами 0 и 1, находить произведение с помощью сложения, выполнять вычисления в два действия, решать задачи на увеличение / уменьшение «в 2 раза», нахождение произведения (с помощью сложения, деления на части и по содержанию (подбором).

Личностные УУД: воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; самостоятельно оценивают причины своих удач (неудач); выражают положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты деятельности (чужой и своей); познавательные: применяют схемы для получения информации; сравнивают различные объекты; исследуют свойства чисел; решают нестандартные задачи; коммуникативные: доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной речи; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают поставленную задачу.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Заполните пустые клетки так, чтобы сумма чисел в каждом прямоугольнике, составленном из трёх клеток, была равна 98.

2. Решите задачу по краткой записи.

а) Сколько весит щука?

б) Сколько килограммов весят карп и щука?

в) Сколько весят два карпа? Сколько весят две щуки?

3. Сравните, не вычисляя, с помощью знаков «>», «<», «=».

4. Составьте все возможные примеры из групп чисел.

а) 26, 2, 28; б) 80, 4, 76; в) 50, 3, 47.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем составлять равенства по рисункам и схемам.

III. Работа по учебнику.

Задание 1. Какое арифметическое действие изображает первый рисунок? (Сложение.) Запишите равенство. (5 + 7 = 12.)

– Как называется знак «+»?

– Какое арифметическое действие изображает второй рисунок? (Вычитание.) Запишите равенство. (9 – 5 = 4.)

– Как называется знак «–»?

– Какое арифметическое действие изображает третий рисунок? (Умножение.) Запишите равенство. (3 · 4 = 12.)

– Как называется знак «·»?

– Какое арифметическое действие изображает четвертый рисунок? (Деление.)

– Запишите равенство. (9: 3 = 3.)

– Как называется знак «:»?

Задание 2. Учащиеся соотносят рисунок и равенство.

Задание 3. Выполните вычисления.

1 · 3 = 1 + 1 + 1 = 3

1 · 10 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 10

4 · 1 = 1 · 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4

100 · 1 = 1 · 100 = 100

– Какой вывод можно сделать? (Если умножить любое число на 1, получится то же самое число.)

– Выполните вычисления.

0 · 3 = 0 + 0 + 0 = 0

0 · 1 = 0

5 · 0 = 0 · 5 = 0 + 0 + 0 + 0 + 0 = 0

100 · 0 = 0 · 100 = 0

– Какой вывод можно сделать? (Если умножить любое число на 0, то получится 0.)

Задание 4. Учащиеся выполняют вычисления по образцу.

Задание 5. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. У каждой кошки 4 котёнка. У каждого котёнка по 4 мышонка.

– Сколько кошек в комнате?

4 · 4 = 16 (жив.) – котят в комнате.

16 + 4 = 20 (жив.) – кошек и котят.

– Сколько мышек?

16 · 4 = 16 + 16 + 16 + 16 = 32 + 32 = 64 (жив.) – мышек.

– Сколько всего животных?

64 + 20 = 84 (жив.) – всего.

– На сколько кошек меньше, чем мышек?

64 – 20 = 44 (жив.) – кошек меньше, чем мышек.

Задание 6. Выполните вычисления.

– Выпишите из разных столбиков выражения, для которых результаты вычислений одинаковы.

Задание 7. Работа в парах.

35 – 5 = 30 20 – 5 = 15 10 – 5 = 5

30 – 5 = 25 15 – 5 = 10 5 – 5 = 0

25 – 5 = 20

– Какому числу человек достанется картофель? (семи людям.)

IV. Работа по карточкам.

1. Сравните.

5 · 2 … 5 · 3 2 · 5 … 2 · 4

2 · 7 … 8 · 2 3 · 7 … 6 · 3

3 · 6 … 3 · 5 4 · 8 … 4 · 7

2. решите примеры.

2 · 4 = 2 · 3 = 2 · 8 =

4 · 2 = 3 · 2 = 8 · 2 =

3. Вычислите, заменив умножение сложением:

8 · 5 = 7 · 4 = 16 · 3 =

4. Вставьте пропущенные числа:

5. Составьте примеры на деление:

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? Назовите арифметические действия. Что получим, если число умножить на 1? Что получим, если число умножить на 0?

Урок 75
Решение задач на умножение и деление

Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения решать текстовые задачи на умножение и деление; содействовать совершенствованию умения выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи, восстанавливать верные равенства.

Планируемые результаты образования.

Предметные: имеют представления о свойствах чисел 0 и 1 (если увеличить один множитель в 2 раза, а другой уменьшить в 2 раза, то результат не изменится); умеют увеличивать / уменьшать числа в 2 раза, выполнять умножения с числами 0 и 1, находить произведение с помощью сложения, выполнять вычисления в два действия, решать задачи на увеличение / уменьшение «в 2 раза», нахождение произведения (с помощью сложения, деления на части и по содержанию (подбором).

Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности; познавательные: осуществляют поиск существенной информации; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; делают выводы; ориентируются в своей системе знаний; коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Сравните, не вычисляя.

2. Решите задачу.

Утке в день требуется 7 кг корма, курице – на 3 кг меньше, чем утке, а гусю на 5 кг боль­ше, чем курице. Сколько килограммов корма нужно гусю в день?

3. Вставьте пропущенные числа:

4. на рисунке вы видите два дерева: березу и ель. Расстояние между ними 15 метров. Между деревьями стоит мальчик. Он на 3 метра ближе к березе, чем к ели.

– Чему равно расстояние между берёзой и мальчиком? (6 м.)

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем решать задачи на умножение и деление.

III. Работа по учебнику.

– Прочитайте задачу 1. Что известно? Что требуется узнать? Запишите выражения для решения каждой задачи.

– Найдите значение каждого выражения.

Сформулируйте ответы на вопросы задач.

а) 1 раз – 3 р. Решение:

4 раза –? р. 3 · 4 = 12 (р.).

б) 1 ряд – 9 к. Решение:

4 ряда –? к. 9 · 4 = 36 (к.).

в) 1 раз – по 8 очков Решение:

3 раза – по 9 очков 8 · 2 + 9 · 3 = 16 + 27 = 43 (очка).

Всего –? очков

г) 3 кучки – 12 б. Решение:

1 кучка –? б. 12: 3 = 4 (б.).

Было – 12 б. Решение:

Разделили поровну 4 жив. – по? б. 12: 4 = 3 (б.).

д) 3 чел. – по? р. Решение:

Всего – 60 р. 60: 3 = 20 (р.).

Задание 2. Определите, кто сколько клинков сделал. Кто выковал самое большое число клинков?

Решение:

1) 7 + 2 = 9 (кл.) выковал Дили;

2) 9 · 2 = 18 (кл.) – выковал Кили;

3) 9 · 2 = 18 (кл.) – выковал Балин;

4) 18: 2 = 9 (кл.) – выковал Двалин;

5) 9 – 2 = 7 (кл.) выковал Бомбур.

Задание 3. Сколько шариков нужно положить на вторую чашку, чтобы уравновесить чашки весов?

Задание 4. Сколько ножек у сороконожки? (40 ножек.)
У гуся? (2.) У поросёнка? (4.) У жука? (6.)

– Составьте выражение для подсчёта ножек у всех этих животных.

IV. Фронтальная работа.

– Составьте по рисунку задачу на умножение и две задачи на деление.

 

Урок 76
Решение нестандартных задач

Цели действия учителя: способствовать рассмотрению графического способа решения нестандартных задач (комбинаторных) и с представлением данных в таблице; содействовать развитию умения решать комбинаторные задачи с помощью умножения, составлять двузначные числа из данных цифр, составлять суммы и разности, проводить устные и письменные вычисления с натуральными числами; содействовать развитию умения проверки правильности вычислений, умения классифицировать и делить на группы.

Планируемые результаты образования.

Предметные: имеют представления о свойствах чисел 0 и 1 (если увеличить один множитель в 2 раза, а другой уменьшить в 2 раза, то результат не изменится); умеют увеличивать / уменьшать числа в 2 раза, выполнять умножения с числами 0 и 1, находить произведение с помощью сложения, выполнять вычисления в два действия, решать задачи на увеличение / уменьшение «в 2 раза», нахождение произведения (с помощью сложения, деления на части и по содержанию (подбором), решать нестандартные задачи.

Личностные УУД: оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; познавательные: ориентируются в своей системе знаний, дополняют и расширяют их; коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество, доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляют свою мысль в устной и письменной речи; слушают и понимают речь других (одноклассников, учителя); решают поставленную задачу.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Впишите недостающие слагаемые так, чтобы значение суммы чисел вдоль каждой стороны треугольника было равно числу, записанному внутри треугольника.

2. Укажите стрелочкой, из какой коробки каждый карандаш.

3. В стакан, чашку и кувшин налили кофе, сок и чай. В стакане не кофе. В чашке не сок и не чай. В кувшине не чай. В какой посуде что налито?

II. Работа по учебнику.

– Сегодня на уроке будем решать задания разными способами.

Задание 1. Сколько было мальчиков? Девочек? Сколько получилось разных пар? Составьте разные пары, используя рисунок-схему.

– Запишите общее количество пар с помощью сложения, а затем с помощью умножения.

3 + 3 + 3 = 9 (п.). 3 · 3 = 9 (п.).

Задание 2. Решите комбинаторную задачу с помощью таблицы.

  Боря Витя Дима Коля
Аня БА ВА ДА КА
Ира БИ ВИ ДИ КИ
Оля БО ВО ДО КО
Юля БЮ ВЮ ДЮ КЮ
Яна БЯ ВЯ ДЯ КЯ

– Сколько получилось пар? (20 пар.)

– Сосчитайте разными способами.

4 · 5 = 20 5 · 4 = 20

Задание 3. Составьте, работая в парах, все возможные произведения по схеме ○ · □, где ○ – нечетное число, □ – четное (включая 0).

– Вычислите все эти произведения.

– Сколько произведений можно составить?

Задание 4. Флажок состоит из двух полосок разного цвета. Сколько таких флажков можно сделать из бумаги четырех разных расцветок? (24 флажка.)

– Сколько можно сделать трехцветных флажков? (6 флажков.)

– На сколько больше получится трехцветных флажков, чем двухцветных? (6 – 2 = 4.)

Задание 5. Составьте таблицу для решения комбинаторной задачи.

Ответ: 20 вариантов.

Задание 6 (работа в парах).

– Составьте двузначные числа из цифр 2, 4, 7, 5.

Запись: 24, 25, 27, 22.

42, 45, 47, 44.

52, 54, 57, 55.

72, 75, 74, 77.

– Составьте из этих пар чисел суммы и разности. Найдите их значения.

Задание 7. В меню в столовой три первых блюда и шесть вторых. Сколько существует способов выбрать обед из двух блюд? (6 · 3 = 18.)

Учащиеся заполняют таблицу.

– Кроме первого и второго, можно ещё выбрать один из трёх десертов. Запишите число вариантов обеда из трёх блюд с помощью умножения. (18 · 3.)

– Сосчитайте это число сложением.

18 · 3 = 18 + 18 + 18 = 36 + 18 = 54.

Урок 77
Знакомимся с новыми действиями
(повторение)

Цели деятельности учителя: создать условия для успешного повторения сложения, вычитания, умножения, деления, использования соответствующих терминов; способствовать формированию представлений об использовании умножения в Древнем Египте.

Планируемые результаты образования.

Предметные: имеют представления о свойствах чисел 0 и 1 (если увеличить один множитель в 2 раза, а другой уменьшить в 2 раза, то результат не изменится); умеют увеличивать / уменьшать числа в 2 раза, выполнять умножения с числами 0 и 1, находить произведение с помощью сложения, выполнять вычисления в два действия, решать задачи на увеличение / уменьшение «в 2 раза», нахождение произведения (с помощью сложения, деления на части и по содержанию (подбором); знают о способах вычисления в Древнем Египте.

Личностные УУД: мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке; познавательные: сравнивают различные объекты – выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Саша и Петя в тире сделали по 3 выстрела, после чего их мишени имели такой вид:

– назовите имя победителя.

– Найдите третье слагаемое.

2. Девочка за три дня прочитала книгу. В первый день она прочитала 9 страниц, а в каждый последующий день она прочитывала на 3 страницы больше, чем в предыдущий. Сколько страниц в книге?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.144.68 (0.097 с.)