Романтизм в культуре стран Скандинавии и Финляндии в XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романтизм в культуре стран Скандинавии и Финляндии в XIX в.



С начала XIX в. в идейной жизни скандинавского общества – прежде всего датского и шведского – раньше в философии и литературе, а позже, с 30-40-х годов, также в изоб искусствах воцарился романтизм. Скандинавские романтики вдохновлялись у поэтов немецкой "бури и натиска" XVIII в., у немецкого романтизма в целом и у классической догегелевской философии (Кант, Фихте, Шеллинг).

Сравнительная сглаженность социальных противоречий, преобладание патриархального мещанства и крестьянства предопределили идейно-политическую умеренность, в особенности датского и шведского романтизма. И реакционно-феодальные крайности, и революционный радикализм выражены слабо. Радикализм больше всего присущ сравнительно позднему норвежскому романтизму 30-50-х годов.

Романтизм господствовал в Скандинавии вплоть до 60-х годов XIX в. включительно. Заслуга лучших скандинавских романтиков состояла в предолении подражательного характера национальных литератур, особенно зависимости датской от немецкой и норвежской от датской, в широком обращении к народным традициям (издание сказок, баллад, сказаний). Выдающимся датским романтиком был поэт и драматург Адам Эленшлегер (1779-1850), автор трех "Северных поэм"; его считают также родоначальником всего скандинавского романтизма. Шведские романтики не имели одного признанного вождя. От первоначальной группы сентиментально-мистических фосфористов (по названию их журнала "Фосфорос", 1810) вскоре отпочковался национально-консервативный "Ётский союз" (от наименования древнешведского племени ётов) с журналом "Идуна" (1811). Вождем ётов стал Эрик Густав Гейер (1783-1847) – самый разносторонний из шведских романтиков, поэт и философ, историк и общественный деятель. К романтикам отчасти примыкал крупнейший шведский поэт Исайя Тегнер (1782-1846), автор поэмы "Сага о Фритьофе". Норвежский поэт-романтик Хенрик Вергеланн Младший (1808-1845) считается основоположником новой норвежской литературы.

Норвежские романтики возглавили борьбу за возрождение национальной культуры, за преодоление многовекового датского засилья. Романтизму Норвегия обязана и начавшейся норвегизацией своего литературного – датского языка. Параллельно было предпринято восстановление норвежского национального языка на основе крестьянских диалектов, ставшее делом жизни школьного учителя И. Осена (1813-1896). Воссозданный им язык получил название сельского языка – лансмола в противоположность норвежско-датскому языку горожан и вообще верхов – риксмолу. Так в 50-х годах XIX в. возник в Норвегии вековой спор между сторонниками обоих языков.

В 30-40-х годах XIX в. романтизм в Швеции и Дании превратился в уводящее от острых жизненных проблем течение. В Швеции крупные писатели пришли к реализму уже в 30-х годах: К. Й. Л. Алмквист (1793-1866) с его смелой повестью "Идет!". Самые выдающиеся датские и норвежские писатели середины XIX в. уже сочетали романтические черты с реализмом и социальной критикой: датский поэт и сатирик Фр. Палудан-Мюллер (1809-1876); великий датский сказочник Г. Хр. Андерсен (1805-1875); классики норвежской литературы и драматургии Г. Ибсен и Б. Бьёрнсон в их раннем творчестве.

По сравнению с литературой изобразительные искусства первой половины и середины XIX в. куда менее самостоятельны и интересны. Упадок архитектуры в период до 1830 г. отразил общее материальное оскудение Скандинавии. Увлечение неоклассицизмом удержалось надолго, примерно до 1840 г. Крупнейшими мастерами этого направления были всемирно известный датский скульптор Б. Торвальдсен и другой датчанин – живописец К. Эккерсберг (1783-1853), ученик француза Давида. В 40-х годах началась пора романтизма в архитектуре, проявившаяся в эклектическом тяготении к готике и Ренессансу. Живопись развивалась под сильным влиянием немецкой мещанско-романтической дюссельдорфской школы и отличалась пристрастием к историко-литературным сюжетам. Романтизм, особенно в Норвегии, непосредственно подготовил и создание – главным образом уже во второй половине века – национальных музыкальных школ в каждой из трех стран, пробудив интерес к народному, в частности песенному, творчеству.

В первой половине XIX в. продолжали успешно развиваться науки – общественные и естественные. Романтизм был также эпохой расцвета исторической науки: во всех трех странах, позже других в Норвегии, создаются национальные исторические школы. Основателем шведской буржуазной историографии считают уже известного Э. Г. Гейера, датской – К. Ф. Аллена и К. Палудан-Мюллера (брата писателя) норвежской – П. А. Мунка. Датчане выдвинули также выдающихся языковедов (Р. Раек и Ю. Н. Мадвиг) и археологов (Кр. Томсен и Е. Ворсе), собственно создавших на материале датских раскопок археологию как научную дисциплину. Другой датчанин – X. Кр. Эрстед прославил себя открытием электромагнетизма. Шведы, как и в XVIII в., добились успехов в области точных наук. Так, в 1844 г. в Швеции были изобретены безопасные серные спички, в 1858 г. был усовершенствован бессемеровский способ плавки стали. Швед А. Нобель создал примерно в то же время динамит, Другой швед – Ё. Эрикссон – гребной винт. Норвежец Н. X. Абель (1802-1829) развил учение о функциональных уравнениях.

Наконец, в эпоху романтизма значительно окрепла самостоятельная философская мысль в Скандинавии. Первыми провозвестниками немецкого классического идеализма были здесь датско-немецкий натурфилософ – шеллингианец X. Стеффенс (1773-1845) и шведский кантианец Б. Хойер (из Упсалы). Учеником Стеффенса был датчанин Н. Грундтвиг (1783-1872). Создатель оригинальной религиозной философии истории Грундтвиг искал синтеза христианства с древнегерманскими добродетелями, но обращался к народным массам, считал крестьянство воплощением этих добродетелей и тем способствовал развитию крестьянско-демократического движения в Дании. Он впервые организовал скандинавские высшие школы для взрослых – своего рода народные университеты. Самостоятельную, хотя и глубоко реакционную, систему классического объективного идеализма разработал "шведский Платон" Кр. Я. Бустрём (1797-1866). С радикальной, но опять-таки реакционной критикой современного ему общества, морали и официальной церкви выступил теолог и философ-иррационалист Серен Кьеркегор (1813-1855). Его творчество впоследствии оказало сильное влияние на европейскую буржуазную философию середины нашего века – экзистенциализм.

Британская живопись XIX в.

Наряду с литературой в начале XIX в. в Англии наблюдался расцвет изобразительного искусства. Он был связан с развитием пейзажной живописи. Ее особенности и направления определялись творчеством двух различных художников.

Наиболее самобытным английским художником Уильям Тернер (1775-1851). Художник много путешествовал, и его пейзажи приобрели романтическую направленность. Его полотна отмечены смелыми колористическими и световоздушными исканиями, искаженной масштабностью изображаемых объектов ("Дождь, пар и скорость"). Его наиболее драматичные произведения изображают европейский, морской пейзаж ("Кораблекрушение", "Невольничий корабль"). Волнующееся море и корабли - его стихия; удивительный золотой свет восходов и закатов, призрачные туманы и дымы - его любимые эффекты. Констебль говорил о Тернере, что он словно пишет цветным паром - так бесплотно и воздушно. Это можно увидеть в картире "Пожар Лондонского парламента"; она представляет собой мистерию стихий - огня, воды, туч, отражений и отблесков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.005 с.)