ТОП 10:

Коренные изменения в сфере организации государственного единства в середине 80-х – начале 90-х годов



Гос. единство СССР опиралось на:

Ÿ Систему партийного руководства – единую правящую партию – КПСС, сл-но кризис и раскол партии открывали привели к появлению и укоренению идей национализма и сепаратизма в республиках

Ÿ Плановую экономику и централизованное распределение мат-тех. ресурсов, сл-но , переход к рыночным принципам организации экономики, породивший борьбу республик за экономическую самостоятельность, разрушил эту опору союзного единства

Изменения общ. и гос. строя ->резкое ухудшение эконом. и нравственного положения, соц. Дискомфорт населения -> убеждения, что меньшей по сравнению с Союзом республике удастся быстрей и эффективней решить возникшие проблемы -> укоренение идей национализма и сепаратизма.

Обострение национальных настроений, к власти в республиках приходят националистически настроенные силы, кот. Проводят антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику. Попытки руководства СССР по решению нац. конфликтов и вопроса создания собств. вооруженных формирований в республиках не принесли ожидаемых результатов.

Начался «Парад суверенитетов» - Принятие деклараций о государственном суверенитете республик и автономий в составе СССР и РСФСР.

Руководство СССР предприняло попытку создать новую правовую основу существования СССР – новый Союзный договор:

- 20 июня 1990г – первая рабочая встреча представителей республик по подготовке предложений к новому Союзному договору: идея о конфедеративных связях между республиками решительно отвергалась

- Постановление Съезда народных депутатов декабрь 1990г: необходимо сохранить старое название, целостность государства, преобразовав его в добровольный равноправный союз суверенных республик- демократической федеративное государство.

Проект Договора о Союзе суверенных государств был подготовлен, одобрен Советом Федерации и подготовительным комитетом четвёртого Съезда народных депутатов СССР, опубликован и направлен на рассмотрение в Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР. По новому Союзному договору автономные республики подписывали договор как члены СССР и РСФСР.

Февраль 1991г – создание Совета министров иностранных дел СССР и союзных республик, главная цель – взаимодействие для полного и гармоничного учёта интересов Союза и республик во внешнеполит. сфере.

В дальнейшем продолжается суверенизация и сепаратизация республик. Выборы в республиканские Верховные Советы весной 1990г принесли победу национал-демократическим силам, которые проводили через парламент решения о выходе из СССР.

11 марта 1990 г Верховный Совет Литвы проголосовал за её выход из Союза.

20 мая Верховный Совет Латвии принял Декларацию «О восстановлении независимости Латвийской республики». Следом и др. члены СССР приняли акты о самостоятельности.

В целях закрепления стремления населения к сохранению Союза в новой форме руководством СССР был подготовлен и проведён референдум – 17 марта 1991 г: большинство высказалось за сохранение СССР как федерации. Но руководство СССР потеряв механизмы воздействия через строго централизованную партийную систему, не смогло найти других. Процесс распада СССР продолжался, -> «война законов»( игнорирование республиканскими органами власти законов СССР. На межреспубликанском уровне решались вопросы об упразднении СССР.

По новому Союзному договору(он был поддержан парламентами 8 республик), по существу, должен был произойти переход от союзного государства к союзу государств. В этих условиях среди руководства СССР возникает решение восстановить прежнюю форму гос. единства путём введения чрез. мер: 19 августа 1991г «заявление советского руководства», вводившее чрез.положение на 6-тимесячный срок( подписали исполняющий обязанности президента СССР Г.И.Янаев, премьер-министр Павлов и первый заместитель председателя Совета Обороны СССР Бакланов). Вся полнота власти переходила к ГКЧП, в Москву вводились войска. 20 авг. Было напечатано заявление Председателя Верховного Совета СССР Лукьянова, содержавшее призыв пересмотреть проект нового Союзного договора с целью сохранения союзного государства.

Но действия гекачепистов были нерешительными, хотя в то время все силовые ведомства находились в их руках. Сопротивление оказало руководство Россииво главе с президентом Б. Н. Ельциным, опиравшееся на поддержку россиян, прежде всего населения Москвы. Гекачеписты были арестованы, и реальная власть перешла в руки Президента России.

Ельцин провёл Закон о запрещении деятельности КПСС на территории РСФСР->полит.система СССР лишена опоры. Дальнейший подъём децентрализаторских сил -> республики заявили о независимости и обратились к мировому сообществу за признанием.

6 сент – Гос.Советом СССР признана независимость Прибалтийских республик.

Судьба Союза была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик – Белоруссии, России и Украины 8 дек. 1991 г- подписано соглашение о создании СНГ, роспуске СССР, прекращении действия его законов и ликвидации его органов -> республики, ещё не заявившие о своём выходе, вынуждены определить своё будущее -> ими было поддержано Беловежское соглашение. 21дек 1991г встреча президентов 11 государств – образование СНГ, конец СССР. Создавались органы содружества – Совет глав государств и Совет глав Правительств. Правопреемниками СССР признавались республики, среди кот. выделялась Россия, получившая те полномочия, кот. нельзя было поделить между республиками(членство в Совете Безопасности ООН, право использовать ядерную мощь).

Ослабление гос.единства РСФСР:1992г – подписание Федеративного договора: члены Федерации отказывались от сепаратизма, а фед.власть – от стремлений к диктату, республики признавались собственниками земли, недр и др. природных ресурсов, разграничение предметов ведения и полномочий. Федеративный договор был подписан не всеми республиками (в частности, не подписали – Чечня, Татарстан).

Федеральный договор урегулировал отношения с республиками, а с краями и областями – нет -> ущемление их прав (напр,собственник их земли – федерация и т.д.) -> захотели получить такие же права, как и республики -> необходим другой подход -> К 1993г: единство и суверенитет России, приоритет К, все члены Ф – равноправные субъекты, предусматривается прием и образование новых членов, но не допускается выход из состава Ф. Статус члена Ф определя6ется К и актом данного субъекта (в республиках – К, в остальных – уставами). Статус члена Ф может быть изменён с его согласия, границы между субъектами мб изменены с их взаимного согласия. Разграничение компетенции: часть вопросов – исключит. ведение Ф, часть – совместное ведение, часть – исключит. Компетенция субъектов Ф (определяются К и договорами). Разграничение полномочий привело к созданию механизма защиты установленного порядка (КС РФ решает споры о компетенции и т.д.)После принятия К субъекты привели в соответствие с ней своё законодательство.

 


[1] Стенограмма со съезда.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.254.12 (0.006 с.)