ТОП 10:

Развитие гос. единства в 1930- 1941гг.



Два аспекта:

  1. Развитие советского союза
  2. Развитие Российской федерации.

 

Тенденция: Увеличение союзных республик.

На конец НЭПа:

  1. РСФСР
  2. УССР
  3. БССР
  4. Таджикская ССР
  5. ЗСФСР
  6. Узбекская
  7. Туркменская

 

  1. Преобразование автономий в союзные республики.

Какие критерии для превращение автономии в союзную республику: (Товарищ Сталин)

  1. Выход к внешним границам. Татарская, например, таких не имеет. (хотя она и крупная, и руководству очень бы хотелось стать союзными).
  2. Почему это важно? Право сецессии – если республика захочет, то она должна иметь такую возможность. А как отделиться, если вокруг Российские области?
  3. Население более 1 млн. человек
  4. Наличие титульной национальностей

1936 – ещё две республики, таким образом. Казахская, Киргизская

Преобразование ЗСФСР. Конституция 1936 года закрепила вхождение в СССР отдельно Армянской, Азербайджанской и Грузинской автономных республик. Конституции этих стран приняты только в 1937, тогда же и произошло реальное размежевание.

Итого – 11 республик.

Вхождение в СССР новых территорий.

Таким образом – Эстония, Латвия и Литва.

В 1939 году СССР заключил договоры с Германией. И по нему для СССР была определена сфера влияния. По договорам с этими гос-вами на их территории располагался ограниченный воинский контингент.

Разведка в 1940 году заложила лидеров этих республик на предмет сношения с немцами. И тогда их пригласи к себе Сталин, и посоветовал честно исполнять условия договора и сменить правительство на лояльное этим идеям. Парламенты были переизбраны, а они назначили новые правительства. Вновь избранные правительства обратились в Верховный Совет СССР с нижайшей просьбой включения их в состав Союза. Просьбы эти были благосклонно удовлетвореы)))

Итого – 14.

В сферу влияния СССР входила территория Бессарабии (была оккупирована румынами).

На основании секретных протоколов известно, что Сталин предложил румынам уйти с территории Бессарабии, после чего её территория была присоединена к Молдавской автономной республике. Тут же она преобразовалась в Союзную. (Молдавская Союзная республика)

Итого – 15.

Зимняя война. В конце 1939 года Сталин предложил финнам территориальный обмен. Ленинград и железная дорога на Мурманск был очень близок к территории Финляндии.

Финны были нейтральными, но все-таки ближе к немцам. Следовательно, боялись удара с севера. В договоре предлагалось часть территории Финляндии в радиусе Ленинграда отдать СССР в обмен почти в два раза большей территории в Карелии. К тому же, была предложена аренда части финнской земли для постройки военной базы.

Финны согласились на обмен, но вот аренду не приняли (ведь формально они нейтральны).

И началась война – 40 г.

Русские побеждали, но Сталин не вошёл в столицу, но взял то, что было бы по договору. Так образовалась Карело-Финнская Союзная республика в качестве буфера между РСФСР и Финляндией. Конечно, критериям она не соответствовала, но главное, конечно, было не это.

Итого – 16, и больше не будет никогда.

Статус республик.

Магический тезис – централизация или усиление центростремительных тенденций.

Сравнивая конституции 36 и 24 года, увидим расширение перечня, входящего в СНК СССР.

Какие новые полномочия, т.е новые наркоматы?

  1. Нарком тяжпром - общесоюзный
  2. Нарком лёгкой промышленности - объединенный
  3. Нарком лесной промышленности объединенный

Проведение бюджетной реформы в начале 1930-х годов.

И налоговой реформы - вместо значительного количества местных налогов вводился всесоюзный налог с оборота.

Образован Наркомзем СССР. Из республиканской сферы ведения управление землёй стало совместным.

Зачем союзу такая централизация? Снабжение малоимущих республик – им не под силу построить промышленные предприятия. Они строятся на союзные деньги.

Также потребление продукции будет во всем СССР – следовательно, нужно союзное руководство.

Централизация коснулась и закона и правопорядка. Например, прокуратура Союза (1933). Появляется в 1934 НКВД СССР. До этого они были только республиканскими.

Это оправдывалось возможностью преследования преступников при смене места их пребывания, а также концентрацией осуждённых на принудительный труд.

Удобней всем этим руководить из одного центра.

Законодательство.

По конституции к союзному ведению относится разработка и принятие УК и ГК. Так и не вышли.

Но намечается определенное единство:

Гражданское право. Ликвидирована частная собственность на средства производства. Нужна унификация, кодексы республик должны быть единообразны – отражать изменения в экономической сфере.

Уголовное. Все равно применяются одинаковые принципы по различным преступлениям.

Российская федерация.

Проблема разукрупнения.

Причины:

  1. В 20 г. Были образованы огромные субъекты для их экономической самостоятельности.

Теперь же самодостаточность крупных регионов стала невыгодна в условиях замыкания промышленности на центре.

  1. Ещё одна причина – секретари обкомов были сильной оппозицией центральному управлению.

Проведение разукрупнения:

  1. Разделение прямо на два. Так – с восточно-сибирским краем. Поделили на восточно – и западно- сибирский
  2. Выделение из одного региона другого (с сохранением первого и созданием второго). Из Горьковского края выделяется Кировская область.
  3. Повышение статуса автономий, что позволяло выделить их из состава краёв.

Например, статус автономной области Чувашской повысился до автономной республики.

  1. Образование новых субъектов федерации. 1935 – образуется еврейская автономная область.
  2. Слияние – например, чеченская и ингушская автономные области объединились в чечено-ингушскую автономную республику.

Подготовка и принятие Конституции СССР 1936г.

Предпосылки:

Ÿ Объективные причины, требовавшие изменения Конституции:

1. Изменение социально-экономического базиса Союза ССР:

А) Форсированная индустриализация

Б) Сплошная коллективизация и уничтожение кулачества как класса- нужно менять избираловку.

Г) Изменение форм собственности за счет расширения социалистической собственности. – нужно отразить господство этой собственности. Нашло отражение в ст. 4

Данные факторы не могли быть достаточными предпосылками создания новой общесоюзной Конституции. вопросы избирательной системы, прав и обязанностей граждан, а также в целом разного рода аспекты общественных отношений были закреплены на республиканском уровне конституционного законодательства, то и реформированию должно было быть подвергнуто в большей степени именно оно. Что касается общесоюзной Конституции, то вполне достаточно было бы использовать обычную процедуру внесения изменений, применявшуюся ранее уже неоднократно съездами Советов СССР.

2. Изменения в составе СССР (ЗСФСР), а также изменение характера взаимоотношений между центом и республиками, которое будет показано позже.

3. Недоработанность прошлой конституции. (Нужно было сделать именно Конституцию, а не договор под названием К) А самое главное отсутствие механизма изменения

 

Ÿ Политико-идеологические предпосылки

В принятии же решения о проведении конституционной реформы путем разработки новой общесоюзной Конституции ведущую роль, по мнению Шершневой Елены Александровны, сыграли политико-идеологические предпосылки, к которым следует отнести:

- тенденцию к централизации управления и унификации законодательства в общесоюзном масштабе;- компетенция.

- изменение основных ориентиров внешней политики и предпочтение национальных интересов идее мировой революции- статус граждан, а не иностранцев. Идея интернационализма уходит

- трансформацию идеи диктатуры пролетариата в идею общенародного социалистического государства и необходимость для окончательной победы социализма идеологической консолидации общества.- равенство прав граждан.

 

Ÿ Субъективные причины

Желание Сталина войти в историю не только в качестве «вождя и учителя» советского народа, но и великого законодателя. К слову, нельзя недооценивать его роль в разработке.

 

Ход разработки и принятия:

Этапы:

1. Инициирование изменений в К. ЦИКом.

2. Работа Конституционной комиссии и подкомиссий по созданию новой Конституции.

3. Всенародное обсуждение

4. Принятие Конституции чрезвычайным VIII съезд Советов СССР

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.150 (0.007 с.)