ТОП 10:

Национально-территориальное строительство в годы гражданской войны



Две проблемы.

Взаимоотношения РСФСР и бывших частей Российской империи

Россия признала независимость отделившихся частей, как мы знаем. И интересно посмотреть, как строятся правовые отношения там, где было раньше единое государство. Если назвать это как-то одним словом – это слово будет союз. Но какой именно?

Россия вступает в военный и хозяйственный союз с некоторыми частями империи. И цель этого союза – победа в Гражданской войне. В союз они вступают только с теми, где советская власть:

1. К концу 1918 г. – на Украине

2. С марта 1919 г. – Литовско-Белорусская республика (правда кратковременно). В скором времени в Прибалтике власть поменялась снова на буржуазную, а в Белоруссии сохранилась советская. К июню 1919 строим отношения с Белоруссией.

3. Со второй половины 1920 – с республиками Закавказья, где постепенно устанавливается советская власть.

Первый водораздел - 1 июня 1919 года. До этого числа и после.

До – союз был организационно не оформлен. Никаких специальных документов, объединяющих указанные республики, не было. Однако сферы, где союз этот намечался, можно определить.

  1. В сфере военного управления. Российский наркомат (правильнее – РевВоенСовет Республики) управлял не только Красной Армией, российской, но и частями других государств. Речь идет об управлении украинскими частями, и с установлением советской власти на Украине. Украина признает себя частью Российской Федерации и соответственно подчиняет свою армию российским органам.
  2. Сфера управления народным хозяйством. Тут есть два аспекта. Один из них – промышленность. И здесь тоже усматриваем связь с украинскими товарищами. Например, некоторыми украинскими предприятиями руководили главки Российской Федерации (ряд предприятий в районе Харькова, бывшие немецкие заводы «Динамо», завод Вольта, «Сименс-Шуккерт», управлялись соответствующими главками из Москвы). То есть Украина независима, а ее предприятиями управляют главки ВСНХ РСФСР). Казалось бы, странно, но союз всё объясняет. Ещё одна сфера общего ведения – управление путями сообщения. Чтобы доставить армию и продовольствие для нее, нужно её по чему-то везти. Железные дороги – к примеру, с Украиной и Белоруссией вводились единые транспортные тарифы на перевозку. То есть политика в общем здесь – единая.
  3. Ещё одна сфера – продовольствие. В условиях войны с продовольствием плохо, и тем более не везде урожай, где-то - голод. И есть пример – голодающей республике Армении была оказана в 1920 году помощь совместными усилиями. Была поставлена и бакинская нефть для нужд, и продовольствие из Украины.

1 июня 1919 года – появление организационно-правового документа. Вышел декрет ВЦИК РСФСР. Документ – внутреннее право РСФСР, а регулировал он отношения международные. Это не договор и не конвенция, а внутренний документ Российской Федерации, который предполагал объединение в некоторых сферах управления. Как это предполагается в организационно-правовом аспекте? Управление сферами переходит российским наркоматам (уже вполне теперь официально), но с привлечением товарищей из братских республик. Иными словами, наркоматы Российской Федерации расширялись за счет этих государств. Эдакие расширенные коллегии. Какие сферы объединялись:

  1. Управление армией.
  2. Управление путями сообщения.
  3. Управление органами народного хозяйства – советов народного хозяйства.
  4. Органы управления трудовыми резервами – наркомат труда – объединенный.
  5. Сфера финансового управления.

На базе наркоматов РСФСР образовывались расширенные коллегии с участием представителей соответствующих органов республик.

Такая форма объединения по разным причинам не устраивала все договаривавшиеся стороны. И уже начиная с сентября 1920 года начинается новая веха в организационном-правовом оформлении наших взаимоотношений. Начиная с Азербайджана, а затем и с Грузией, Арменией, Украиной и Белоруссией (будущие территории СССР) поочередно подписываются договоры (уже не внутреннее право России). В этих договорах очередной раз оговаривается отказ России от территориальных претензий. По этим договорам объединялись органы управления. В этот раз объединение коснулось более широкой сферы. В дополнение к тем, что указаны в декрете 1 июня 1919 года всё это опять-таки объединялось, но кое-что еще. В дополнение к этому объединялось:

· Управление внешней торговлей.

· Сфера управления почтой и телеграфом.

Постепенно расширяется общее управление. И точку надо ставить в 1922 году – образование СССР.

При признании независимости всех этих государств важнейшие сферы управления не только были централизованы, но управлялись российскими органами. И в этом смысле Чистяков говорил, что это некое подобие конфедерации, но разве до октябрьской революции руководство Российской Империи не объединяло все важнейшие управления в регионах? Эта армия, финансы, продовольствие, труд, почта и телеграф, внешняя торговля…всё это брал в свои руки централизованное руководство. Мы пришли к тому, от чего ушли в 1917 году. Вполне разумно. Что республики будут делать по отдельности?

Строительство российской федерации

Новые типы субъектов.

Здесь тенденция двусторонняя: с одной стороны появляются новые субъекты, с другой – некоторые старые исчезают. Почему исчезают? Война идет. Многие республики пали, потому что были захвачены несоветскими войсками, и поэтому советская власть там держаться не могла. Так случилось с Республикой Таврида в Крыму (упразднена, потому что там не стало Советской власти). Так случилось и с Северокавказской республикой (до 1920 года там советская власть не была восстановлена).

Новые появляющиеся и преобразующиеся.

Начнём с того, что из новых республик в составе РСФСР у нас появляются автономные, в том числе в 1919 году в составе РСФСР появляется Башкирская Республика, а в 1920 году – Татарская. Изначально планировалось создать Татаро-Башкирскую Республику, дабы эти народы соединить. У Колчака была довольно крупная группа из башкирских конюхов. И их командир пошел к Советской власти при одном условии – с татарами жить не хочется. Вот так народы и не соединились.

Сохранилась Туркестанская автономная республика. Прошла через Гражданскую Войну. Не нова. Поскольку она большая, везде советскую власть свергнуть не удавалось. Поэтому и охраняем юридически до конца Гражданской Войны.

Новый тип субъектов – автономные области. В отличие от автономной республики не имели государственного статуса. Автономная республика имела органы власти и управления, аналогичные российским, то есть там есть съезды советов, свои ЦИК, свой СНК. Автономная область такого не имела, а, как правило, имеет только съезды советов и советы поселений. Слишком мал регион.

В пример можно привести автономные области народов Поволжья. Таким образом образуются Марийская, Удмуртская АО. По Конституции 1918 года и были названы автономные областные союзы (отличающиеся особым бытом и т.д.).

Образуется окончательно в годы войны трудовая коммуна немцев Поволжья. И появляется Карельская трудовая коммуна. В связи с этим поговорим о принципах создания автономий.

В первые полгода Советской власти – до принятия Конституции РСФСР 1918 года – все автономии образовывались на основании прежних административно-территориальных единиц. Брали конкретную губернию и называли её иначе, брали две и объединяли. Ничто по сути не резалось, не перекраивалось, брали либо область (Кубанскую, скажем), либо губернию (Черноморскую), и образовывали Кубано-Черноморскую республику. В годы гражданской войны появляются автономии, республики, области, трудовые коммуны, образованные по национально-территориальному принципу.

Принципы советской федерации.

  1. Национально-территориальный.

Здесь важно кое-что понять. Допустим, дадим конкретному народу ту территорию, на которой он проживает. В крупных городах России коренное население большинства не составляет, даже до сих пор. В Казани татар не 50%, слегка поменьше. А где живут? Там, где занимаются традиционными промыслами, прежде всего, в сельской местности, в поселениях, в аулах, в районах. Возьмем территорию этих сел, которые находятся компактно, их территории объединим и сделаем республику. Однако ж в радиусе 200 верст есть еще такие деревни, а между ними – русские деревни и т.п. А города, являющиеся определенными центрами? Вспомним калмыков. Им надо пасти лошадей, причем на такой местности, где нет населенных пунктов. Если мы лишим этот народ места, где он ведет свой традиционный промысел, то мы их обречем на вымирание. Негде будет.

Нам мало объединить территорию, где проживает народ. Принцип национально-территориальный несколько более сложный, чем просто места, где проживают. Разделим этот принцип на подпринципы:

1) Объединение земель, на которых исторически компактно проживают конкретные национальности.

2) Территория должна быть в хозяйственном отношении связана с данным народом. Это то, где народ традиционно ведет свой промысел. Якуты пасут оленей на широких пространствах – это всё будет Якутия, калмыки лошадей пасут в Волжских степях – это всё будет Калмыкия.

3) Мы должны прирезать территории, связанные в административном отношении. Города есть центры административные. Почему в них так мало коренного населения? Специфика образования городов такая. Город – это укрепленный населенный пункт – форпост российского правительства в дикой и варварской стране. Там находятся гарнизоны, московское чиновничество. По сути первое население городов – это русские колонисты: армия, члены семейства их, чиновники разных ведомств. И только потом, и то с трудом, начинается ассимиляция. И в городском хозяйстве участвуют преимущественно русские. Однако, если мы отрежем от национальных автономий города, мы их оставим без рынков сбыта и без сельхозпродукции, без транспорта, без финансовой системы, без образования, без культуры (театры и прочие заведения всё-таки находятся в городах).

4) Религиозная связь, то есть территория, связанная в религиозном отношении. Когда пытались создать татаро-башкирскую республику, помимо специального указания губерний, планировали присоединить «и мусульманские земли прилегающего Поволжья». Культурная, религиозная общность означает то, что эти территории надо прирезать. Отсюда будет общность образования (учить-то кто будет?).

По всем этим критериям мы формируем территорию.

  1. Принцип демократического централизма. В конституции не прописан – там этих слов нет. На самом деле хорошо тем, кто вступал в комсомол.

1) Выборность снизу доверху. Центральные органы Советской власти в Москве (например, Съезд Советов) формируют органы субъектов федерации. Не партия большевиков, не Ленин назначает Съезд, а сами субъекты федерации (из областей, из губерний, из автономных республик, из трудовых коммун) посылают своих депутатов.

2) Подотчётность и сменяемость. Всегда органы нижестоящие могут инициировать процесс досрочного отзыва. «Я тебя породил, я тебя и убью».

3) Главное слово всё-таки – централизм. Соответствующее распределение полномочий между федеральным центром и субъектами. Про высшие органы сказано «и все другие вопросы». А перечень полномочий местных органов состоит из четырех пунктов и к тому же закрыт.

4) Подчинение органов нижестоящих вышестоящим. Хоть мы и избираем сами съезд Советов, но мы ему же и подчиняемся.

  1. Добровольность.

Мы только что описывали национально-государственные автономии. А что с центром? Здесь начинает готовиться реформа, и в частности в 1919-1920 годах выходили постановления – «О советском строительстве», под таки названием, были приняты соответствующими съездами советов. По этим постановлениям готовится реформа, позднее названная районированием.
Эта реформа находится в проекте, который подготовит Президиум ВЦИК.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.45.91 (0.007 с.)