ТОП 10:

Изменения в общественном строе России после Октября 1917.



Армия

Не была к этому времени уж столь недемократична. Действовал Приказ №1 Петроградского Совета, демократизировавший армию.

Два направления реформирования старой армии:

  1. Демобилизация.

Роспуск призывников. Один из первых декретов об этом ноября 1917г. – «О демобилизации призванных в 1889г.». То есть самые старые возраста подлежали демобилизации. Их призвали еще в 19 веке.

Ну а в принципе демобилизации подлежала вся старая армия. По сути дела она и так разбежалась. Крестьяне узнали, что дают землю. Разве они останутся гнить на передовой? Он быстро поскачут к себе в родные Палестины, и там попретендуют на участок для своего двора.

  1. Демократизация.

1) 16 декабря 1917г. – 2 декрета, обслуживающих эту демократизацию. Уравнение военнослужащих в правах. Все старые звания ликвидированы, уже не говоря о звании офицера.

В песне «Красные кавалеристы» говорится «первый красный офицер» - это юридическая ошибка, званий не было. Только «Военнослужащий». Если кого-то ставили, то называли Красный командир или Краском. И так уравняли всех военнослужащих в правах.

2) Введение выборного начала в армии. То есть красных командиров надо было выбирать.

Командир роты посылает солдата в разведку, тот отказывается. Командир настаивает, заставляет. Что ж, на первом собрании комрота переизберут. Поставят другого командира. Где дисциплина?!

Впрочем, демократизация шла не долго. Позволили всем разойтись по домам, а те, что остались, уравняли всех в правах. Прекрасно, демократично, ведет к полному развалу дисциплины в армии.

Органы центрального управления

Не все министерства были вредны. Аппарат министерств предполагалось сохранить для нужд Советской власти. Переименуем мы их в наркоматы, аппарат всё равно сохраним. Одна из первых задач органов Государственной Безопасности – это борьба с саботажем чиновников. Все чиновники министерств, которые работать не хотят, подлежат наказанию. Должны работать, их никто не увольняет. Они и зарплату будут получать, и дальше будут работать.

Также структура, которую надлежит сохранить – это финансовые органы. Конечно, во главе с МинФином, который стал называться наркоматом, но не только это. Сохраняется аппарат Государственного Банка. Собственно говоря, до 14 декабря 1917 года старый банковский аппарат использовался без изменений вообще. То есть месяц-полтора в принципе не реформировали ни ГосБанк, ни его аппарат, ни даже коммерческие банки. Они работали в прежнем режиме.

Следует также указать важную должность – Податные инспектора. На уездном уровне были специальные должности, которые контролировали сбор налогов в данном уезде. Потом стали называться финансовыми инспекторами. Работали и в 1917г., и в 1918г.

Органы общественного призрения.Первый министр (нарком) народного призрения Александра Коллонтай. Действовала в отношении сирот, инвалидов и т.д. Все учреждения Императрицы Марии (как назывались) работали, как следует.

Органы местного самоуправления

Речь идет о земских и городских органах. В рамках земской и городской реформ мы видели думы, земские собрания и управы. Все это работает. В декабре 1917 года Советская власть издает положение о выборах в Петроградскую Думу! Не только Советы создают. Реформируют Думу. Думы могут прекрасно работать на благо Советского государства.

Городское благоустройство. Касса взаимопомощи, взаимные кредитования. Эти социальные службы органов самоуправления действовали в старой редакции даже до конца 1918г. Последнюю кассу взаимопомощи упразднили в ноябре 1918 года. Не то, что разваливают, а даже сохраняют и проводят заново выборы туда при Советской власти с Советами и тем не менее.

 

Создание советского гос. Аппарата

 

Января 1918 – первый декрет, посвященный созданию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Принципы формирования:

  1. Добровольность
  2. С 18 лет
  3. Трудящиеся only, классовый принцип.

Льготы красногвардейцам и их семьям огромные. Пайки, не налагают контрибуции, не уплотняют жилище, как Филиппу Филипповичу Преображенскому и т.п.

Начинается, однако, проблема нехватки кадров. К тому же немцы наступают на Украине, уже Украина потеряна, уже Брестский мир подписан и уже немцы целятся на центральную Россию. И вот тогда приходится перейти к прежнему принципу – принудительные наборы. Апрель-май – пакет декретов – вводится всеобщая воинская повинность с сохранением классового принципа. Срок службы пока не определён. В гражданскую войну никого не могут демобилизовать. Время подойдет, и будут набирать и из запаса. Возраста призыва – от 18 до 40 лет.

Центральное управление. Один из первых наркоматов – Народный Комиссар по Военным и Морским делам – нарком военмор – долго не существовал. В начале 1918 года делится на два по названию – один по военным, другой по морским делам.

От старого режима осталось много главных управлений (главков), которые не были упразднены. Например, главное управление снабжения, артиллерии, боеприпасов и т.п. Различные штабы – например, Всероссийский Главный Штаб, полевой штаб. Был образован новый орган – военно-законодательный совет – разработать новое военное законодательство. И скоро пачками пойдут новые военные уставы.

Местные власти – ликвидация военно-окружной системы. Милютинская реформа 1860-70-х впервые ввела военные округа, удобные для мобилизации. Советская власть это убрала. Почему? Введён территориально-производственный приступ. Управляются конкретным предприятием, при котором создаётся гвардия. Окружного управления не надо. Впрочем уже к апрелю 1918 года, однако, это деление восстанавливается.

Из новых органов к апрелю 1918 года создаются военные комиссариаты – военкоматы (и сейчас существуют). Во главе – военные комиссары. Впервые делается попытка централизации военной силы. Немцы-то по-прежнему прут. Тем не менее, руководство местными армейскими подразделениями сохранили за военными комиссариатами.

 

Политическое значение

А) На ВССРИСД участвует «громадное большинство», что говорит о широком представительстве и демократии. На съезде присутствуют делегаты от солдат, рабочих, а также и крестьян. Рабочий класс являлся господствующим, основной опорой Советской власти. Из рабочих черпались кадры для осуществления государственного руководства. Однако при всем своем господстве, рабочим следовало прислушиваться к мнению крестьян по 2 причинам. 1) Большой % пролетариата составляло бывшее крестьянство и постепенно происходило деклассирование, что ослабляло социальную базу советского государства. 2) Большая часть населения – крестьяне. Как показала гражданская война, крестьяне играли решающую роль в определении судьбы страны (например, год Красных и год Белых определен направленностью крестьян).

В общем управлением Советской России занимались крестьяне и рабочие при главенствующей роли рабочего класса. (Скрипилев.История Советского ГИП)

Б) Демократия и ее сохранение декларируется, как одно из наиболее важных достижений и ценностей. Она присутствует почти во всех сферах изменений, даже если в этом нет необходимости.

Юридическое значение обращения состоит в том, что в декларативной форме изложена программа Советской власти, которая, в дальнейшем, найдет свое отражение в Конституции 1918г. Также этот акт является первым актом, который юридически закрепил существование Советского государства.

Декрет о мире.

Предложение мира всем воюющим странам и осуждение войны как способа решения споров – суть декрета. Декрет призывал солдат всех стран прекратить войну и объединяться для решения общих целей. Как и раньше, идея затрагивала жителей всех стран – тот же призыв солдат всех стран направить войну против своих правительств содержался и в трудах Ленина ранее.

В декрете видны основные направления внешней политики России.

Форма предложения. Декларация, обращенная ко всем воюющим странам. «Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех стран …». Это именно предложение, так не является ультиматумом. «Правительство готово рассмотреть и другие условия мира» 1.

В конце – обращение к трудящимся («сознательным рабочим самых передовых стран») Германии, Франции и Англии с призывом закончить ужасы войны. 2 В декрете говорится об ответственности рабочих («прекращение войны и эксплуатации человека»).3

2) Условия мира.

А) Справедливый демократический: без аннексий и контрибуций.5 В данном случае мир без аннексий (т.е. захват чужих земель и присоединение чужих народностей) означал провозглашение права наций на самоопределение во всем мире. Аннексия – любое проявление насилия наций, вне зависимости от ее размеров и развитости, к любой развитой или нет стране, в любом участке мирового пространства. 4

Б) Требование: решать споры и вопросы невоенными способами, в том числе определение формы сосуществование недовольной нации с захватчиком. 6. Агрессивная война объявлялась величайшим преступлением против человечества.

В) Мир должен быть равным для всех. Не должно быть ущемлений более слабых наций. То есть устанавливалось равноправие всех народностей.6+7

Позже этот принцип найдет свое развитие в Декларации прав народов России

Г) Мир должен быть не «двусмысленным и тайным», т.е. открытые и честные переговоры.8

Д) Желательный срок заключения перемирия – минимум 3 месяца (чтобы успеть собрать всех представителей наций и решить вопросы дальнейшего мира).

Однако, все сказанное в Декрете не было ультиматумом. Это была позиция советского государства, которое было готово рассмотреть предложения других стран.1

Особые предложения Советской Власти со своей стороны

· Отмена тайной дипломатии и публикация тайных актов царизма и ВП, заключенных с февраля по 25 октября 1917.

· Провозглашалась защита прав малых наций, в том числе от посягательств великороссов.

· Советское государство готово к переговорам (подразумевает уступки)

· Россия предлагает вести переговоры всеми возможными способами (телеграф, представителя в нейтральных странах и другое).

Советское государство направило предложения рассмотреть Декрет (принципы и предложения) и преступить к переговорам. Однако ответа не последовало. 2.12.17 – перемирие с Германией и союзниками. Позже, исполняя обязательства перемирия, 3 марта 1918г заключили Брестский мир, вызвавший резонанс как в стране, так и за пределами (особенно со стороны бывших союзников). Условия мира были очень тяжелыми. Для пример по 6 статье этого договора Россия:

1) Потеряла часть Украины

2) Эстляндию и Лифляндию

3) Финляндию

4) Обязана срыть укрепления на Аландских островах

Декрет о Земле

1) Проблема собственности на землю.

Данная проблема разрешается крайне радикально, Декрет и включенный в него Крестьянский наказ объявляли землю всенародным достоянием и соответственно упраздняли частную собственность на нее.2 Под этим следует понимать невозможность ее отчуждения, то есть продажи, покупки, сдачи в аренду либо в залог. 3

Помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли с усадебными постройками и всем живым и мертвым инвентарем передавались в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов вплоть до Учредительного собрания. 1 Фактически это означало национализацию земли.

Право на землепользование

Право на землепользование возникало у всех трудящихся на конфискованных земельных участках. ( 1. Абз 2)

У бывших собственников возникало лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособление к новым условиям существования. ( 1. Абз 3)

Все недра земли, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение переходят в пользование государства( 2. Абз1)

Мелкие водоемы - в пользование общин(2.Абз.1)

Земельные участки с высококультурными хозяйствами (садами, рассадниками, питомниками и т.д.) не подлежали разделу, а обращались в исключительное пользование государства или общин в зависимости от размера и значения участка. Конные заводы, племенные скотоводческие, птицеводческие и другие крупные специализированные хозяйства тоже переходили в исключительное пользование государства либо общины. Таким образом, было положено начало социалистическим преобразованиям в деревне, явившимся самой сложной и трудной задачей после завоевания власти пролетариатом.

При временной потере трудоспособности (2 года) – общественная обработка земли без потери права пользования.

Если трудоспособность утеряна навсегда – право пользования тоже теряется, однако человек получает пенсионное обеспечение.

 

3) Вопрос об индивидуальном и коллективном пользовании.

Следует отметить, что Декрет о земле предусматривал возможность существования различных форм землепользования, выбираемых самими крестьянами добровольно. Наряду с подворной и хуторской предусматривались и коллективные формы хозяйства - артельная, товарищеская обработка земли

Декрет II ВСС об Образовании Рабочего и Крестьянского Правительства.

Создание Совнаркома

На II ВССРСиКД было образовано Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Следует отметить, что против проекта Декрета выступали меньшевики-интернационалисты, представитель Всероссийского исполнительного комитета железнодорожного профессионального союза (Викжель) и левые эсеры. Однако, большинством голосов членов съезда СНК было создано.

Нельзя не сказать, что по способу своего образования первый Совет Народных Комиссаров отличался не только от всех предшествующих правительств как правительство, созданное Советами, но и от последующих составов СНК тем, что он был избран непосредственно Всероссийским съездом Советов. Последующие съезды избирали ВЦИК, который, в свою очередь, формировал Совет Народных Комиссаров. Такая исключительность в способе образования правительства на II съезде Советов объяснялась условиями революционного переворота, необходимостью немедленно приступить к работе, еще до того, как сконструируется ВЦИК.

Содержание

В опубликованной 2 (15) ноября 1917 г. советским правительством Декларации прав народов России указывалось на необходимость немедленно приступить к раскрепощению народов России, "освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно". В Декларации подчеркивалось, что Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

1) равенство и суверенность народов России;

2) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений;

4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

I этап

Рейснер

1. Национальный вопрос – пережиток феодализма. Не имеет даже значения при капитализме, и тем более при социализме.

2. Мыслил федерацию РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически – как федерацию административных единиц.

Сталин

Он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу.

Комиссия большинством пять против трех голосов приняла проект Сталина.

Трудовая повинность.

Трудовая повинность считается выполненной, если трудящийся занимается общественно полезной деятельность. Она не ограничена по времени и субъекту трудоспособных. Не существует разграничение между видами труда – физического и умственного. Школьники, студенты и домохозяйки выполняют повинность, занимаясь своим делом. Идея: права для трудящихся, обязанности для всех. Цель – уничтожение паразитических классов.

У местных мало и закрытый.


Ленин не противопоставлял понятия федерализма и централизации, напротив он говорил о необходимости централизма, как явления, которое не исключает местного самоуправления с автономией областей.

Сущность демократического централизма состоит в гармоническом сочетании интересов государства в целом с интересами отдельных членов федерации, ее составных частей.

Именно эта идея и закреплена в Конституции.

3) Статья 49 отмечает, что ведению высших всероссийских органов - съезда Советов и ВЦИК - "подлежат все вопросы общегосударственного значения....".

Далее в статье шел длинный перечень конкретных прав (17 пунктов), которыми обладают эти органы.

Статья же 50 еще больше расширяла эти права: "Сверх перечисленных вопросов, ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению".

Вместе с тем Конституция предоставляла широкие права членам федерации. Статья 8 давала возможность нерусским народам самим определить форму взаимоотношений с центром, права автономных образований.

Совместная с ВСС

Статья 49 относит к ведению ВЦИКа " все вопросы общегосударственного значения", и дает открытый перечень. Однако, статья 52 содержит оговорку о том, что вопросы войны и мира и приема новых членов в РСФСР подлежат рассмотрению ВЦИКом только в случае невозможности собрать ВСС.

Исключительная

Ÿ Дача общего направления деятельности Правительства, надзор за законностью.

Ÿ Утверждение проектов декретов и иных положений, вносимых СНК и его отдельными ведомствами.

Ÿ Образует СНК и отделы, как органы отраслевого управления.

Ÿ Издает инструкции местным советам по вопросам выборов

Ÿ Последняя кассация по вопросам Советских выборов- ВЦИК.

Ÿ Может отменить или приостановить действие актов СНК.

 

· Президиум ВЦИКа

Конституция в одной статье упоминает о Президиуме ВЦИК (ст. 45).

Этот орган первоначально был создан как технический, вспомогательный.

Основной закон наделил Президиум ВЦИК правами органа управления. Он предусматривает, что Президиум может рассматривать споры, возникающие по тем или иным вопросам между коллегиями наркоматов и народными комиссарами. Однако, Основной Закон не определил с достаточной полнотой правовой статус этого органа.

1. VIII съезд РКП(б) счел такое положение ненормальным и решил, что "на ближайшем съезде Советов необходимо, на основе всего практического опыта, точно формулировать права и обязанности Президиума ВЦИК...».

2. Эту задачу и выполнил VII Всероссийский съезд Советов в декабре 1919 г. В резолюции съезда о советском строительстве устанавливалось, что Президиум ВЦИК кроме организационно-технических и административных функций приобретает законодательные права. В перерывах между сессиями ВЦИК он как бы замещает собой этот орган власти.

3. VII Всероссийский съезд Советов еще больше расширил компетенцию Президиума ВЦИК. Президиум получил право отменять постановления Совета Народных Комиссаров и издавать в порядке управления необходимые постановления от имени ВЦИК. Таким образом, идея, которая выдвигалась еще в пору создания Конституции, теперь была претворена в жизнь.

 

· СНК

Отличительная черта - совершенно новый орган, так как создан после ВОР.

Положение в гос механизме:

В Конституции Совету Народных Комиссаров посвящена специальная глава - восьмая.

СНК позиционируется как орган общего управления делами государства. Для осуществления этой задачи он наделен достаточно широкими законодательными полномочиями: правом издания декретов, распоряжений, инструкций. То есть его полномочия очень сильно пересекаются со ВЦИКом. Разделение было проведено по Наказу от 17 ноября, там говорилось, что по более важным вопросам работает ВЦИК.Но это не решило проблему. Тем не менее по 35 подотчетен ВЦИК, более того о всех своих постановлениях и решениях обязан сообщать ВЦИКу, который, в свою очередь, праве отменить или приостановить действие этих постановлений

Формирование органа:

СНК формируется ВЦИКом.

Состав:

СНК состоит из Народных комиссаров, которые руководят отдельными народными комиссариатами(42) , коих на момент издания Конституции было 18.

При каждом народном комиссаром, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК. (44).

Комиссар имеет право издания единоличных решений по вопросам ведения соотв. наркомата

Коллегия имеет право обжаловать решения комиссара в СНК или в Президиум ВЦИК(45)

Советская власть на местах.

Организации Советской власти на местах посвящена в Конституции часть "Б" третьего раздела, включающая в себя три главы (десятую, одиннадцатую, двенадцатую). Десятая глава посвящена съездам Советов, одиннадцатая - Советам, двенадцатая - предметам ведения всех местных органов власти.

 

Ÿ Съезды Советов:(53)

Областные ,губернские(окружные), уездные(районные), волостные.

Порядок формирования –многоступенчатый. Предельное число депутатов -областной 300, уездный и губернский- 300.

Порядок работы:

Съезды созываются соответствующими исполкомами по их желанию или по требования 1/3 всего населения данного района.

Очередность созыва:

Область- не реже 6 месяцев, губерния, уезд- не реже 3 месяцев, волость- не реже 1 месяца.

 

Полномочия:

1) Согласно 56 статье Съезд в границах соответствующей территории - высшая власть.

2) По 61 статье.

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;

б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;

в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;

г) объединение всей Советской деятельности в пределах данной территории.

 

По 62 статье контроль за местными советами.

 

Исполкомы.

Положение в гос. механизме

1. Являлись исполнительными органами соответствующих съездов

2. Согласно 56 статье исполком в границах соответствующей территории - высшая власть между Съездами.

Порядок формирования:

По 55 статье избирались соответствующими съездами и были всецело ответственны перед ними

Состав:

а) по области и губернии - 25, б) по уезду - 20, в) по волости - 10. 55 статья

Компетенция

Дублируется со Съездами. Вытекает из текста 61,62 статей.

Положение в гос. механизме

Занимают низовое звено в системе Советских государственных органов. Высшая власть на соотв. территории (60)

Порядок формирования

Избираются населением, там где возможно –непосредственная демократия( 57 прим)

Срок полномочий- 3 месяца(57)

Созывается исполнительным комитетом не реже 2 раз в неделю в городах, и не реже чем 2 раза в неделю в селениях(59)

Компетенция

Дублируется со Съездами. Вытекает из текста 61. Подотчетны Съезду по 62 статье.

Положение в гос механизме

Выполнение текущей работы Совета депутатов.

Порядок формирования:

Назначаются Советом Депутатов по нормам, указанным в статье 58.

ВСЕЦЕЛО ПОДОТЧЕТНЫ СОВЕТУ.

Разделения властей нет:

Всероссийский Съезд советов

В нарушение Конституции, собирался не два раза в год, а только раз. V съезд – в июле 1918 года, VI – в конце 1918 года (это по Конституции), а затем VII и VIII соответственно проходят в конце 1919 и 1920 (декабрь месяц в обоих случаях). То есть первое изменение – в количестве созывов.

Второе изменение – в составе депутатов. Конституция принималась всё же не в мирное время, и она предусмотрела возможность чересполосицы: всероссийский съезд Советов мог быть собран не только из губернских съездов, но и более нижестоящих, уездных съездов. Количество депутатов от уездных съездов существенно увеличилось. Значительное количество депутатов съезда стали представлять работники исполкомов. По идее они не должны быть на съезде Советов, потому что исполком образовывался для текущей работы на местах. Но членов местных исполкомов специально вызывали на съезд – они попадали туда не на выборных началах, а чтобы быть проинструктированными по ряду вопросов.

Таким образом, меняется и значение съезда. Не только учредительный орган, но и организационно-инструктирующий орган. Есть повод собрать работников и дать им руководящие указания.

ВЦИК

С 1918 года переходит на сессионный порядок работы. По идее – не реже 2-х раз в месяц, это предусмотрено конституционным законодательством. Разумеется, в годы войны собрать довольно большой орган два раза в месяц довольно проблематично.

В этой связи значение получает президиум ВЦИК.

ВЦИК избавляется от большей части своих отделов. В первые полгода – две параллельные системы управления - отделы ВЦИКа и Наркоматы. В годы войны аппарат и все активы ВЦИК по большей части переходят в ведение отделов переходит в ведение Наркоматов. Крестьянский отдел переходит в управление Народного Комиссариата земледелия. Промышленный отдел – в ведение Совнархоза. Юридический отдел – в ведение Наркомюста. Параллелизм упраздняется – остаются лишь народные комиссариаты.

Это значит, что ВЦИК перестаёт быть органом межотраслевого управления. Меняется его значение.

В те редкие сессии, когда он всё-таки собирается, он занимается советским строительством, укреплением советской власти на местах и в центре, руководит этими советами, посылает работников для контроля.

Президиум ВЦИК

Более мелкий орган является преобладающим в годы войны над своим старшим братом.

В годы войны он получает право приостанавливать и даже отменять постановления наркоматов и даже СНК. По сути Президиум превращается еще и в контролирующий орган. Вправе «до очередной сессии ВЦИКа», а ВЦИК уже принимает окончательное решение.

Ещё одна задача – подготовка самих сессий ВЦИКа (известная нам еще до активных военных действий): тиражирование раздаточных материалов, подготовка законопроектов. Президиум был обязан публиковать законопроекты не позже, чем за 2 недели до начала очередной сессии ВЦИКа. Чтобы депутаты еще до приезда в Москву могли ознакомиться с текстом. Работали они постоянно.

1920 год – VIII съезд Советов – Президиум получает право издавать акты от имени самого ВЦИКа. Таким образом, он становится еще одним законодательным органом. И неясно, какие акты разрабатывались ВЦИКом, какие – президиумом. Президиум печатал свои декреты на бланках ВЦИКа порой.

Президиум присуждал награды. Один из первых орденов – Орден «Красное Знамя».

Подготовка административно-территориальной реформы. Спасибо Президиуму, она скоро пройдет после Гражданской Войны.

Совет Народных Комиссаров

Действует в двух составах – возможен СовНарКом в полном составе, а также возможен Малый СовНарКом. Малый СНК образован ещё в декабре 1918 года. В быту – Вермишельная Комиссия. Вермишель – маленькие проектики по абзацу-по два, но принимать их было надо.

При СНК в годы войны создаются различные комиссии:

  • Комиссия по эвакуации
  • Комиссия по заготовкам для нужд армии и т.д.

Местные Советы (не только губерний, уездов, областей, но и автономных образований)

По сравнению с первым полугодием советской власти полномочия местных советов существенно урезаны.

4 полномочия по Конституции:

Ÿ Решение вопросов чисто местного значения (отнюдь уже не «Вся власть Советам»)

Ÿ Поднятие территории в культурном и хозяйственном отношении

Ÿ Выполнение постановлений вышестоящих органов

Ÿ Советская работа

В годы войны во многом затухает советская работа. Причины:

  1. Коренилась в советском законодательстве. Избирательного права лишалась значительная категория населения. Стать 65 Конституции: спекулянты - крестьяне.
  2. Советская власть на местах утрачена. Там, где власть захвачена белогвардейцами, интервентами, советская власть не работает.
  3. В отдельных случаях власть передается из рук местных советов в руки специально созданных рабочих органов – Революционным Комитетам (РевКомам), Военным советам.
  4. Потеря авторитета местными советскими органами. Например, потому что такие органы, как исполкомы, не подчинялись избирателям и советам, которые их избирали. Почему? – Двойное подчинение. Конкретный, скажем, крестьянский отдел исполкома подчиняется Москве. Исполкомы оторвались от народных масс. По сути не подчинялись никому – «До Бога высоко, до царя далёко».
  5. Финансовые причины. В годы гражданской войны местные бюджеты были упразднены. Это означает, что:

· Все местные доходы уходят в центральный бюджет, где ими распоряжается центральная касса Государственного Банка и товарищ Нарком Финансов.

· Расходы. В расходах местные советские органы тоже не вольны. На них можно возложить только то, что вышестоящие органы сочтут нужным.

А если подумать, откуда убыточные местные органы будут платить пособия? Приоритеты ведь другие будут.

Местные советы либо не избираются, либо не полностью функционируют.

 

 

Налоги и сборы.

Советская власть не отменила старые налоги.

Санкционировался сбор нескольких налогов:

  1. Подоходный.
  2. Налог на прирост прибыли. В годы войны есть такие субъекты, где доходы растут. Это для тех, кто работал на оборонную промышленность. Облагалась разница в прибыли текущего и предыдущего года. Т.е. облагался прирост в прибыли.
  3. Промысловый. В гражданскую войну он практически умер, потому что предприятия стали государственными. Собирать этот налог было по сути невозможно. Но пару слов о нём надо сказать, а именно о составляющих этого налога:

1) Патентный сбор. Ну это по сути право заниматься определённой деятельностью. Вы покупаете потентно ведение торговой, промышленной и т.п. деятельности.

2) Уравнительный сбор – обложение оборота. Сбирался в конце года, когда весь вал просчитывался и суммировался и с этого вала взыскивался уравнительный сбор.

Новые советские налоги.

Советам всех уровней было предоставлено право вводить собственные налоги.

  1. Контрибуции. Контрибуции в основном налагаются на поверженное государство. В первую очередь – на местную буржуазию. Вся масса налогов и в центре, и на местах.

В декабре 1918 года выходит декрет ВЦИКа и СНК «О чрезвычайном налоге на буржуазию» - 10 млрд.

Расходная часть бюджета.

В основном – организация работы советского госмеханизма.

Со второй половины 1918 года растут расходы на оборонные нужды. Это понятно почему, большевики поняли, что война не кончается.

Третья и, пожалуй, последняя – расходы на разные социальные нужды. Например, Соцстрах, организация каких-то школ, народных больниц – всё это требует расходов.

Война идёт и государство только создалось, поэтому применяются такие методы.

 

Общая часть.

Документ – не декрет, не кодекс, это инструкция. «Руководящие начала уголовного права РСФСР» декабря 1919 года. Были не только источником права с 1919 года, но и после УК РСФСР 1922 года продолжали действовать (статья УК признавала).

У Советского УП была очень специфическая задача - борьба с господствующим классом. Об этом сказано в преамбуле документа. Издавая этот документ, Наркомюст ставит целью «помочь пролетариату довести до конца дело борьбы с классом буржуазии».

Социологическая школа права была взята на щит социалистическим законодателем.

К преступнику такая школа подходит не с точки зрения совершения деяния, а с точки зрения его личности. В первую очередь оценивается не деяние, а он сам. Социологическая школа рассматривает деяние, как симптом опасности личности. Личность проявила себя в совершении деяния, но «опасность» надо было ещё выяснить, чем болеет пациент. В «Руководящих началах» фактически отказались о старых институтов общей части уголовного права, как-то: «наказание не есть возмездие за вину, не есть искупление вины».

Вместо этого взята задача оценки личности преступника.

Такие вещи, как субъективная сторона, объективная сторона, характеристика объекта и т.д. отошли на второй план. Главное – личность совершившего. Как оценивать? Ну конечно же, конечно же с классовой стороны, вспомним преамбулу.

Значительная доля вопросов, которые выясняет судья по «Руководящим началам», - это происхождение, мировоззрение, воспитание этой личности. Этот подход не только действовал всю Гражданскую войну, но, после принятия более традиционного УК РСФСР 1922 года, вернётся в УК РСФСР 1926 года. Мы вернемся к этому в эпоху НЭПа

Специфическая система назначения наказания. Наказание – это воздействие. Задача наказания – выяснить приспособляемость пациента к социалистическому общежитию. Если приспособится – без изоляции, выговор и т.п. Если преступник более серьезен, болен – изолируют. Если совсем не приспособится, да ещё мировоззрение и происхождение не позволяет, - физическое уничтожение.

Особенная часть

Наказания.

Если попробовать выделить принципы регулирования наказаний, то есть два магических слова, которые могут их определить:

  1. Неопределённость. Суть в том, очень часто в декретах тех лет, начиная с 1917 по 1922 года, пока не был принят первый советский уголовный кодекс, наказание очень часто не то что относительно определённое («от 3 до 5 лет лишение свободы или там не ниже 3 лет»), а они абсолютно неопределённые , т.е. санкций не указано вообще. Например такие наказания можно встретить в декретах про различные правонарушения, можно встретить такие формулировки: «наказание по всей строгости военного времени» или так «предание в руки ВЧК». Это как? Насколько это неопределённо и случайно? Вытекает это из организации правосудия в первые советские годы. Судья не связан материальным правом. А это означает, что судья вправе выдвинуть любое наказание, какое считает нужным. Вот например, наказание «пройти определённый курс подготовки». Его нет ни в одном законе, так решил народный суд. Или есть такая формулировка: «объявление под банкротом». Или «лишение права выступать на собрании». Или «арест до наступления победы мировой революции». Закон не определяет, а суды не скованы материальным правом. Например, в качестве наказания за взятку налагали к самым тяжёлым принудительным работам. Одним словом, неопределённость.
  2. Несоразмерность. За преступления по всем меркам меньшей тяжести следуют жёсткие наказания. И наоборот, за тяжкие преступления наказания мягкие. Например, за укрывательство хлебных излишков, налагается не только изъятия всего, но и высалка(до 10 лет). А за публикацию каких-то контрреволюционных плакатов полагается изъятие плакатов.

 

 

Классификация наказаний:







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.042 с.)