Понятие и виды источников избирательного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды источников избирательного права.



Источники избирательного права - это формы его внешнего выражения.

Источниками национального избирательного права РФ признаются действующие нормативно-правовые акты фед. и регионального уровня, закрепляющие принципы избирательного права и избирательный процесс.

Источники ИП:

· Конституция РФ. В ней находит закрепление республиканская форма правления (ст. 1), основополагающие принципы избирательного права, признание свободных выборов как непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и местного самоупр-я (ст. 32); регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента РФ (ст. 81) и депутатов ГД ФС РФ (ст.ст.95-97); оговаривается необходимость муниципальных выборов в системе МСУ в России (ст. 130). Эти положения Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права, явл-ся базисными элементами зак-ва о выборах.

· Общепризнанные принципы и нормы международного права и международных дог-ров РФ (напрямую вытекает из текста Конституции РФ, кот-я предусматривает, что эти акты явл-ся составной частью правовой системы РФ (ст. 15). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). К ним относится: Всеобщая декларацию прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года; Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. с протоколами к ней; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года; Европейскую хартию местного самоупр-я от 15.11.1985 г.; Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26.03.1994 г. и др.

· ФЗ: ФКЗ от 28.06.2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме РФ"; ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; ФЗ от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ"; ФЗ от 10.01.2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ";

· Указы Президента РФ «О Консульском учреждении РФ»,

· Постановление Правительства РФ "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов ГД ФС РФ и Президента РФ", "О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме",

· Нормативная база субъектов РФ занимает значительное место в системе источников избирательного права и представлена широким спектром законодательных, часто кодифицированных (избирательные кодексы), актов, принятых представительными органами соотв. уровня,

· На муниципальном уровне принимаются акты (положения) о выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я и выборных должностных лиц (главы городов и др. муниципальных образований), о местном референдуме.

· Письма и разъяснения ЦИК РФ

18. Федеральное избирательное зак-во (общая характеристика).

Фед. избирательное зак-во (ФИЗ) охватывает комплекс нормативных правовых актов различной юридической силы, в той или иной степени связанных с регулированием общественных отн-ний, опосредующих осуществление электоральных прав российских граждан при проведении выборов в органы гос. власти и органы местного самоупр-я, а также в межвыборный период.

Главные ф-ции ФИЗ:

1) регулирование избирательных прав граждан РФ,

2) закрепление основных гарантий избирательных прав российских граждан,

3) исчерпывающая регламентация правового режима федеральных выборов,

4) определение общих принципов проведения выборов в органы гос. власти субъектов РФ и органы МСУ.

Раскроем это.

1) Регулирование избирательных прав граждан составляет прерогативу фед. зак-ва. ст. 71 п. "в" Конституции РФ относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к ведению РФ, что предполагает необходимость регламентации объема и содержания избирательных прав граждан только на федеральном уровне.

Однако современная федеральная законодательная практика в вопросах регулирования избирательных прав не вполне соответствует требованиям Конституции. В частности, это проявляется в том, что ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" делегирует законодательным органам гос. власти субъектов РФ право регулирования избирательных прав граждан и установления по отношению к ним избирательных ограничений (ст. 4), хотя и в строго опр. пределах. В юридической литературе нет однозначного отношения к подобного рода передаче законодательных полномочий с фед. уровня на региональный, тем не менее представляется, что она недопустима ни в виде фед. закона, ни в виде дог-ров, заключаемых между РФ и ее субъектами. Передача вопросов ведения РФ ее субъектам допускается Конституцией России только в том случае, когда разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется путем внесения изменений и дополнений в Конституцию. Соответственно этому фед. зак-во должно взять на себя весь объем правового регулирования избирательных прав граждан, не допуская неконституционной по своему характеру передачи законодательного регулирования на региональный уровень.

2) Важнейшей задачей фед. зак-ва является закрепление основных гарантий избирательных прав граждан. Т.к. защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается Конституцией России (ст. 72 п. "б") в качестве предмета совместного ведения РФ и ее субъектов, гарантирование избирательных прав не может быть сосредоточено только в федеральных законах. Тем не менее, на фед. зак-во ложится обязанность закрепления основных гарантий избирательных прав и свобод, обеспечивающих на всей территории РФ соблюдение единых демократических избирательных стандартов и их реализацию при проведении различных видов выборов. Фед. (основные) гарантии избирательных прав имеют универсальный характер. Они могут быть изменены или отменены только посредством внесения изменений в фед. законы. Вместе с тем, фед. зак-во не обладает в этой сфере монополией, поскольку в соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 1 ч. 3) законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав, дополняющие фед. гарантии.

3) Определение правового режима федеральных выборов составляет прерогативу федеральных избирательных законов. Их организация и проведение в настоящее время могут осуществляться только в соответствии с требованиями Конституции России и ФЗ. Правовому регулированию федеральных выборов посвящены два специальных закона: ФЗ "О выборах Президента РФ" и ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы ФС РФ". Ряд вопросов, связанных с выборами в фед. органы гос. власти, решаются непосредственно в Конституции РФ, а также в др. ФЗ. Но не отвергается возможность применения при проведении выборов в фед. органы власти норм международного права и международных дог-ров при соблюдении требований ст. 15 Конституции РФ.

4) ФИЗ одним из наиболее существенных направлений своего воздействия на электоральные отношения имеет также установление общих принципов проведения выборов в органы гос. власти субъектов РФ и органы МСУ. Это достигается за счет рамочного регулирования ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" избирательных процедур, учет кот-х является обязательным при принятии региональных законодательных актов, а также посредством разработки модельных законов о региональных и муниципальных выборах, одобрение кот-х ЦИК РФ имеет рекомендательный характер при осуществлении избирательного правотворчества в субъектах РФ. Вместе с тем, общие принципы проведения региональных и муниципальных выборов помимо этого могут закрепляться и федеральными законами, посвященными регулированию основ организации региональной и муниципальной власти. Так, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ" содержат целый ряд норм, кот-е устанавливают принципиальные правила региональных и муниципальных выборов, имеющие абсолютно оригинальный характер и совершенно не дублирующие положений иных актов избирательного зак-ва.

Помимо этого фед. зак-во устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан, регламентирует создание и функционирование Гос-ной автоматизированной системы РФ "Выборы", федеральную целевую программу повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ, организацию системы учета (регистрации) российских граждан, обладающих активным избирательным правом.

19. Избирательное зак-во субъектов РФ (общая характеристика).

Вариант 1:

Зак-во субъектов РФ о выборах – важная составная часть рос. избирательного зак-ва.

Особое место среди региональных источников избирательного права занимают конституции (уставы) субъектов РФ. Применительно к избирательному праву их значение преломляется в том, что они закрепляют правовые основы построения органов гос-ной власти и местного самоупр-я соответствующих регионов, а также устанавливают исходные положения реализации гражданами права избирать и быть избранными на региональных и муниципальных выборах.

В конституциях и уставах некот-х субъектов Федерации имеются главы, посвященные выборам и референдуму (гл. Х Конституции Республики Башкортостан; уставы Приморского края, Псковской, Тамбовской областей и др.).

Законы явл-ся наиболее многочисленными источниками избирательного права и в субъектах РФ. В настоящее время сложилось 3 основных формы законотворческой деят-ти в сфере регулирования избирательных отн-ний на региональном уровне:

1) принятие отдельных законов, посвященных различным видам региональных и муниципальных выборов. Этот способ законодательного регулирования электоральных отн-ний характерен для большинства субъектов Федерации.

2) объединение региональными законами регламентации различных видов выборов. Напр., Закон Камчатской области от 24 июня 1996 г. "О выборах депутатов законодательного (представительного) органа гос-ной власти Камчатской области и губернатора Камчатской области" содержит одновременно нормы, касающиеся и "парламентских" и губернаторских выборов. Аналогичные нормативные акты характерны в той или иной степени для Республики Коми, Вологодской, Ярославской областей, Хабаровского края и др. регионов.

3) принятие избирательных кодексов, комплексно регулирующих круг вопросов, относящихся ко всем видам региональных и муниципальных выборов на территории соотв. субъекта РФ. По такому пути пошло избирательное зак-во Республики Башкортостан, Белгородской, Воронежской, Свердловской, Тюменской областей; ряда иных субъектов РФ. И несмотря на малочисленность этой группы субъектов Федерации, объединение нормативного регулирования выборов в рамках избирательного кодекса - несомненно наиболее привлекательный и перспективный путь развития регионального избирательного зак-ва. Уже более чем в двадцати субъектах РФ имеются избирательные кодексы.

Независимо от избранной различными регионами формы избирательного зак-ва законы субъектов РФ, действующие в данной области, объединяет то, что они должны быть основаны на федеральных законах и не противоречить им. Это, конечно, отнюдь не означает, что они выполняют по отношению к федеральному избирательному законодательству роль актов - копий. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения фед. зак-ва, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отн-ний на региональном уровне.

ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос-ной власти субъектов РФ" особо оговаривает, что образование, формирование и деят-ть органов гос-ной власти на региональном уровне осуществляется в строгом соответствии с Конституцией России, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно ст. ст. 4, 10 и 18 данного Закона субъекты Федерации сами определяют число депутатов законодательного (представительного) органа гос-ной власти, порядок выборов в органы местного самоупр-я в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ" могут предусматривать избрание на должность руководителя высшего исполнительного органа гос-ной власти одного и того же лица более двух сроков подряд; обязаны обеспечить проведение региональных выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Как предусмотрено статьями 15 и 16 данного Закона, представительный орган местного самоупр-я, глава муниципального образования, иные выборные должностные лица избираются гражданами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. При регулировании муниципальных выборов региональным зак-вом необходимо исходить из положений ФЗ, а также учитывать, что обязательность прямых выборов населением главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоупр-я, равно как и само существование этих выборных должностей, может вытекать только из устава муниципального образования. Как следствие, практика назначения выборов глав администраций городов и районов при отсутствии уставов муниципальных образований, повсеместно сложившаяся в российских регионах, не может быть признана соотв. основополагающим принципам фед. зак-ва о местном самоупр-и.

Вариант 2:

Для регионального уровня избирательного зак-ва характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регла­ментирующих аналогичные отношения. Это объясняется целым рядом факторов – социально-политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разно­образием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотн-ний по выборам.

Региональное избирательное зак-во можно разделить на виды

по субъекту правотворчества на:

- законы субъектов РФ;

- подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов РФ;

- нормативные правовые акты органов местного самоупр-я;

по уровню выборов регулируемых региональным избирательным зак-вом, на:

- зак-во о выборах в региональные органы гос-ной власти (законода­тельные и исполнительные);

- зак-во о выборах в органы местного самоупр-я.

Основными элементами системы регионального избирательного зак-ва явл-ся законы субъектов РФ, кот-е можно разделить на 4 основные группы:

1) Конституции, Уставы субъектов РФ,

2) законы, регулирующие от­дельные виды региональных и муниципальных выборов,

3) кодифицированные акты, ком­плексно регулирующие проводимые на территории субъекта РФ выборы всех видов и уровней,

4) законы об отдельных субъектах, процедурах и иных элементах избирательного процесса.

В частности, к системе регионального избирательного зак-ва можно отнести имеющиеся почти во всех субъектах РФ законы об избирательной комиссии субъекта. В ряде субъектов РФ приняты и действуют законы "О порядке и сроках хранения документов о выборах и референдумах" (Тамбовская область), "О территориальных избирательных комиссиях" (Иркутская область) и др.

Главенствующее место среди указанных актов занимают Конституции, Уставы республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Следует отметить, что в отличие от Конституции РФ многие из региональных Конституций и Уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно по­вышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов РФ, эффективность правоприменительной деят-ти". В ряде Конституций и Уставов субъектов РФ содержатся специальные главы – избирательная система или формы непосредственной демократии, в кот-х в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта РФ. В них находят закрепление формы (организация системы) гос-ной власти, отражаются признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосред­ственным выражением власти народа, провозглашается право граждан избирать и быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я, регулируются принципиальные во­просы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоупр-я.

Главы об избирательных системах в Конституциях и Уставах субъектов РФ – это базирующийся на Конституции РФ фундамент регионального избирательного зак-ва, а ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" – явл-ся "несущей конструкцией" регионального избирательного зак-ва.

Независимо от избранной различными регионами формы избирательного зак-ва, законы субъектов РФ должны быть основаны на федеральных законах и не должны проти­воречить им. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального зак-ва, но и осуществлять самостоятельное регулирование различ­ных аспектов избирательных отн-ний на региональном уровне.

Подзаконные нормативные акты органов гос-ной власти субъектов РФ не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодатель­ных (представительных) органов гос-ной власти. Актами органов исполнительной власти мо­гут регулироваться отдельные аспекты организационного, информационного, технического и иного обеспечения деят-ти избирательных комиссий, гос-ных органов и органов местного са­моупр-я по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комис­сиям в подготовке и проведении выборов. Принимаемые на региональном и местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоупр-я по вопросам организации и проведе­ния выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий и встреч с избирателями и т.п.) носят технологический характер.

Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права явл-ся акты избирательных комиссий субъектов РФ. Они могут быть посвящены как регламентации внутри-организационной деят-ти избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения ре­гиональных законов о выборах.

К настоящему времени в субъектах РФ сформировалась достаточно развитая система избирательного зак-ва. Общий массив регионального избирательного зак-ва включает более 300 законов. В 14 субъектах РФ избирательное зак-во кодифицировано. В Костромской области приняты два кодекса – избирательный и о референду­мах, в Свердловской области и Коми-Пермяцком автономном округе кодексы регулируют выборы и отзыв, еще в пяти регионах – выборы, референдумы и отзыв. Как правило, система зак-ва о выборах субъекта РФ состоит из законов о выборах депутатов законодательного органа власти, о выборах в органы местного самоупр-я.

В Тамбовской области в 1995 – 2005 гг. разработано региональное избирательное зак-во, состоящее из более 10 законов об отдельных видах выборов и референдумов: "О выборах депутатов Тамбовской областной Думы", "О выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я в Тамбовской области", "О выборах должностных лиц местного самоупр-я в Тамбовской области", "О Тамбовской областной избирательной комиссии", "О порядке и сроках хранения доку­ментов о выборах и референдумах в Тамбовской области" и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.024 с.)