Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История развития институтов избирательного права России. Преемственность в избирательном праве.
1. Избирательное право в России - институт относительно молодой, несмотря на то, что деят-ть таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и др. древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. На народном вече избирали высших должностных лиц государства: князей (в Новгороде - с 1136 г.), посадников (из числа военных бояр) и тысяцких. Избирательные права были не только у знати - феодалы, владельцы торгового капитала, но и у новгородского плебса. Выборными были и органы самоупр-я пригородов улиц и концов (административно-территориальных единиц республик и городов Новгорода и Пскова). Голосовали с помощью берестяных «бюллетеней», на кот-х было написано имя избранника. Споры решались с помощью судебных поединков. С ликвидацией политической самостоят-ти Новгородской и Псковской республик угасли институты избирательной системы. 2. Создание и деят-ть земских соборов на Руси в качестве высших законовещательных и распорядительных органов сопровождались организацией и функционированием представительных выборных органов местного самоупр-я, возглавляемых «излюбленными» головами, «лучшими» людьми - губными старостами, земскими судьями, целовальниками. Такие представители земских властей избирались всем взрослым мужским населением, за исключением служилых людей. Срок полномочий выборных не устанавливался, хотя население могло и «переменить» их. Протоколы выборов утверждались в столице, в соответствующем территориальном или финансовом приказе. Там же земские власти приносили присягу. 3. В соответствии с Грамотой права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов. Активным и пассивным избирательным правом наделялись мещане (горожане) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок». Городовые обыватели формировали выборным путем органы городского самоупр-я - общую и шестигласную городские думы.
4. Новый этап - «эпоха великих реформ». В этот период изданы демократические, с известной оговоркой, акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоупр-я, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Выборы в земские учреждения проходили на началах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности для крестьян. «Гласных» - депутатов в уездное земское собрание (распорядительный орган) выбирали в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденным 1 января 1864 г. Избирательных прав лишались лица: моложе 25 лет; находящиеся под уголовным следствием или судом; опороченные по суду или общественному приговору; иностранцы, не присягнувшие на подданство России. Дифференцировались размеры имущественных цензов для представителей различных сословий и социальных групп: от 15 тысяч рублей оценки недвижимого имущества; от 6 тысяч рублей размера годового оборота капитала у депутатов уездных избирательных съездов; до 500 рублей оценки облагаемой налогом собственности у депутатов городских избирательных съездов; для депутатов от сельских обществ имущественный ценз не устанавливался. 5. Дальнейшее развитие избирательного права и формирование избирательной системы происходило в момент формирования российской государственности и конституционализма. Первым избирательным законом стало Положение о выборах в Гос-ную Думу, утвержденное 6 августа 1905 г. От участия в выборах согласно закону отстранялись: а) лица женского пола; б) лица моложе 25 лет; в) обучавшиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе; д) так называемые бродячие инородцы; е) иностранные подданные. Избирательных прав также лишались лица: а) подвергавшиеся суду за преступления, влекущие наказание в виде лишения или ограничения прав состояния либо уволенные из службы; б) «отрешенные от должности по судебным приговорам» сроком на три года; в) состоящие под следствием или судом по опр. делам; г) так называемые несостоятельные, впредь до установления причин того; д) признанные судом несостоятельными; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по сословным приговорам; ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.
11.12.1905 г. был утвержден Закон «Об изменении Положения о выборах в Гос-ную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений», значительно расширивший круг избирателей. По-прежднему право выборов оставалось непрямым и неравным. Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания. Закон увеличил число избирателей от горожан. Для крестьян сохранились четырехстепенные выборы в Гос-ную Думу, им разрешили до начала выборов в Думу провести новое назначение выборных на волостных сходах. Избирательных прав лишались батраки, крестьяне, лишенные наделов за невзнос податей, проживавшие в городах или на территории казачьих войск, но не объединенные ни в волости, ни в особые селения (на Кавказе). Выборщики от рабочих принимали участие в выборах членов Гос-ной Думы в составе губернского или городского избирательного собрания. Выборы в Гос-ную Думу первого созыва прошли в соответствии с указанным Законом в феврале-марте 1906 г. Выборы в Думу 2 созыва проходили на основании того же Закона и дали еще более левый состав. Она опять была распущена досрочно Манифестом 3.06.1907 г. Положение о выборах от 3.06.1907 г. в отличие от предшествующего свода нескольких законодательных актов представляло собой единый, целостный закон, кодифицировавший зак-во о выборах применительно к центральным губерниям. 6. Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г. Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно: самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет; избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола; избирательными правами наделялись также военнослужащие; отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности; уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания. В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд др. воинских преступлений; члены царствующего в России дома. В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов, в отдельных же округах в порядке изъятия из общего правила применялась мажоритарная система. Порядок голосования устанавливался тайный. Избирательное право России на этом этапе было самым демократичным в мире, что обусловлено прежде всего его всеобщностью и равенством, низким возрастным цензом, отсутствием имущественного ценза и ценза оседлости.
7. Преобразование избирательной системы в советский период Роль гражданина на выборах при советской системе сводилась, главным образом, к выражению полного одобрения и поддержке единственного кандидата. Во второй половине 80-х годов часть высшего партийно-государственного аппарата, осознав необходимость перемен, вступила на путь реформ. Первым практическим шагом на пути к избирательной реформе стал проведенный в 1987 году эксперимент в ходе выборов в местные Советы народных депутатов. Новации: а) на собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты предоставлялась возможность рассматривать не одну, а несколько кандидатур; б) в избирательных бюллетенях теперь предусматривалось указание, кроме обычных данных, места работы, должности или занятия кандидата; в) представители в состав избирательных комиссий могли выдвигаться первичными общественными организациями и их органами; г) расширялись ф-ции участковых избирательных комиссий - больше прав по вопросам рассмотрения заявлений граждан о неточностях в списках избирателей; д) расширялась роль органов общественной самодеят-ти - они получали право выдвижения кандидатов. На сессии Верховного Совета СССР 1 декабря 1988 года принимаются законы СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР»: · конституционной нормой стало выдвижение кандидатов в депутаты собраниями избирателей по месту жительства. Собрание считалось правомочным, если на нем присутствовало 500 избирателей, проживающих на территории избирательного округа, · закрепление права кандидата в депутаты выступать с программой своей будущей деят-ти (Закон о выборах, статья 45), · на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в депутаты, подсчете голосов на избирательном участке, определении рез-тов выборов по округу и подведении общих итогов выборов вправе присутствовать представители трудовых коллективов, общественных организаций, собраний избирателей, доверенные лица, а также представители печати, телевидения, радио (статья 7 Закона), Начало 1989 года ознаменовалось первыми более-менее свободными выборами в СССР. В составе Съезда появились также депутаты, представляющие социальные группы, кот-х не было ранее: священнослужители, сельские арендаторы, руководители арендных коллективов и кооперативов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.011 с.) |