Избирательное право и избирательный процесс в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избирательное право и избирательный процесс в РФ



Источники ИП:

· Конституция РФ. В ней находит закрепление республиканская форма правления (ст. 1), основополагающие принципы избирательного права, признание свободных выборов как непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и местного самоупр-я (ст. 32); регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента РФ (ст. 81) и депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ (ст.ст.95-97); оговаривается необходимость муниципальных выборов в системе местного самоупр-я в России (ст. 130). Эти положения Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права, явл-ся базисными элементами зак-ва о выборах.

· Общепризнанные принципы и нормы международного права и международных дог-ров РФ (напрямую вытекает из текста Конституции РФ, кот-я предусматривает, что эти акты явл-ся составной частью правовой системы РФ (ст. 15). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). К ним относится: Всеобщая декларацию прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года; Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. с протоколами к ней; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года; Европейскую хартию местного самоупр-я от 15.11.1985 г.; Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26.03.1994 г. и др.

· ФЗ: ФКЗ от 28.06.2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме РФ"; ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; ФЗ от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ"; ФЗ от 10.01.2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ";

· Указы Президента РФ «О Консульском учреждении РФ»,

· Постановление Правительства РФ "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов ГД ФС РФ и Президента РФ", "О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме",

· Нормативная база субъектов РФ занимает значительное место в системе источников избирательного права и представлена широким спектром законодательных, часто кодифицированных (избирательные кодексы), актов, принятых представительными органами соотв. уровня,

· На муниципальном уровне принимаются акты (положения) о выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я и выборных должностных лиц (главы городов и др. муниципальных образований), о местном референдуме.

· Письма и разъяснения ЦИК РФ,

Понятие выборов. Их виды, ф-ции и место в механизме реализации народного представительства.

Существенным условием становления и развития демократического правового государства является проведение выборов как единственного допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоупр-я. Свободные, периодические, справедливые и нефальсифицированные выборы становятся обязательным атрибутом современной российской государственности. Российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией РФ (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я.

Ф-ции выборов:

1. Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоупр-я.

2. Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.

3. Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.

4. Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.

5. Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.

6. Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Вышеназванные ф-ции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически.

Виды выборов:

1. Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и др. должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (напр., в США), правительства, судьи и др.

2. Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы явл-ся тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

3. Очередные и внеочередные выборы. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

4. По уровню проведения выборы делятся: национальные (федеральные); региональные; муниципальные.

5. Безальтернативные выборы (выборы без альтернативы) - вид выборов, при котором в предвыборной гонке участвует только один кандидат или одна партия. Электорат при этом может голосовать только за или против кандидата.

Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).

Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, называемых «избирательный процесс». Стадии избирательного процесса:

· назначение даты выборов

· образование (определение) избирательных округов

· установление избирательных участков

· создание избирательных органов

· регистрация избирателей

· Период выдвижения кандидатов или партийных списков.

· Агитационный период — период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию.

· Голосование.

· Опрос на выходе, или экзит-поллы — неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.

· Подсчёт голосов, определение рез-тов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Содержание конституционного права граждан избирать и быть избранным.

В соответствии с подпунктом "в" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., принятого Генеральной Ассамблеей ООН, каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией РФ (ст. 32) права граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я. Т.о., выделяют - активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным).

Принципы участия граждан России в выборах (избирательном процессе), обязательные для всех видов выборов, закреплены в ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" № 67. Согласно ст. 3 указанного ФЗ участие гражданина в выборах является свободным, добровольным и реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Это положение универсально и относится ко всем видам выборов.

Всеобщее избирательное право граждан означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ - быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств.

При определении рез-тов голосования подсчитываются голоса, полученные кандидатами по первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются др. кандидатам, а он сам исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура повторяется до тех пор, пока один из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов.

Источники ИП:

· Конституция РФ. В ней находит закрепление республиканская форма правления (ст. 1), основополагающие принципы избирательного права, признание свободных выборов как непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы гос-ной власти и местного самоупр-я (ст. 32); регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента РФ (ст. 81) и депутатов ГД ФС РФ (ст.ст.95-97); оговаривается необходимость муниципальных выборов в системе МСУ в России (ст. 130). Эти положения Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права, явл-ся базисными элементами зак-ва о выборах.

· Общепризнанные принципы и нормы международного права и международных дог-ров РФ (напрямую вытекает из текста Конституции РФ, кот-я предусматривает, что эти акты явл-ся составной частью правовой системы РФ (ст. 15). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). К ним относится: Всеобщая декларацию прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 года; Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г. с протоколами к ней; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года; Европейскую хартию местного самоупр-я от 15.11.1985 г.; Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26.03.1994 г. и др.

· ФЗ: ФКЗ от 28.06.2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме РФ"; ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; ФЗ от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ"; ФЗ от 10.01.2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента РФ";

· Указы Президента РФ «О Консульском учреждении РФ»,

· Постановление Правительства РФ "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов ГД ФС РФ и Президента РФ", "О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме",

· Нормативная база субъектов РФ занимает значительное место в системе источников избирательного права и представлена широким спектром законодательных, часто кодифицированных (избирательные кодексы), актов, принятых представительными органами соотв. уровня,

· На муниципальном уровне принимаются акты (положения) о выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я и выборных должностных лиц (главы городов и др. муниципальных образований), о местном референдуме.

· Письма и разъяснения ЦИК РФ

18. Федеральное избирательное зак-во (общая характеристика).

Фед. избирательное зак-во (ФИЗ) охватывает комплекс нормативных правовых актов различной юридической силы, в той или иной степени связанных с регулированием общественных отн-ний, опосредующих осуществление электоральных прав российских граждан при проведении выборов в органы гос. власти и органы местного самоупр-я, а также в межвыборный период.

Главные ф-ции ФИЗ:

1) регулирование избирательных прав граждан РФ,

2) закрепление основных гарантий избирательных прав российских граждан,

3) исчерпывающая регламентация правового режима федеральных выборов,

4) определение общих принципов проведения выборов в органы гос. власти субъектов РФ и органы МСУ.

Раскроем это.

1) Регулирование избирательных прав граждан составляет прерогативу фед. зак-ва. ст. 71 п. "в" Конституции РФ относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к ведению РФ, что предполагает необходимость регламентации объема и содержания избирательных прав граждан только на федеральном уровне.

Однако современная федеральная законодательная практика в вопросах регулирования избирательных прав не вполне соответствует требованиям Конституции. В частности, это проявляется в том, что ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" делегирует законодательным органам гос. власти субъектов РФ право регулирования избирательных прав граждан и установления по отношению к ним избирательных ограничений (ст. 4), хотя и в строго опр. пределах. В юридической литературе нет однозначного отношения к подобного рода передаче законодательных полномочий с фед. уровня на региональный, тем не менее представляется, что она недопустима ни в виде фед. закона, ни в виде дог-ров, заключаемых между РФ и ее субъектами. Передача вопросов ведения РФ ее субъектам допускается Конституцией России только в том случае, когда разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется путем внесения изменений и дополнений в Конституцию. Соответственно этому фед. зак-во должно взять на себя весь объем правового регулирования избирательных прав граждан, не допуская неконституционной по своему характеру передачи законодательного регулирования на региональный уровень.

2) Важнейшей задачей фед. зак-ва является закрепление основных гарантий избирательных прав граждан. Т.к. защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается Конституцией России (ст. 72 п. "б") в качестве предмета совместного ведения РФ и ее субъектов, гарантирование избирательных прав не может быть сосредоточено только в федеральных законах. Тем не менее, на фед. зак-во ложится обязанность закрепления основных гарантий избирательных прав и свобод, обеспечивающих на всей территории РФ соблюдение единых демократических избирательных стандартов и их реализацию при проведении различных видов выборов. Фед. (основные) гарантии избирательных прав имеют универсальный характер. Они могут быть изменены или отменены только посредством внесения изменений в фед. законы. Вместе с тем, фед. зак-во не обладает в этой сфере монополией, поскольку в соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 1 ч. 3) законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав, дополняющие фед. гарантии.

3) Определение правового режима федеральных выборов составляет прерогативу федеральных избирательных законов. Их организация и проведение в настоящее время могут осуществляться только в соответствии с требованиями Конституции России и ФЗ. Правовому регулированию федеральных выборов посвящены два специальных закона: ФЗ "О выборах Президента РФ" и ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы ФС РФ". Ряд вопросов, связанных с выборами в фед. органы гос. власти, решаются непосредственно в Конституции РФ, а также в др. ФЗ. Но не отвергается возможность применения при проведении выборов в фед. органы власти норм международного права и международных дог-ров при соблюдении требований ст. 15 Конституции РФ.

4) ФИЗ одним из наиболее существенных направлений своего воздействия на электоральные отношения имеет также установление общих принципов проведения выборов в органы гос. власти субъектов РФ и органы МСУ. Это достигается за счет рамочного регулирования ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" избирательных процедур, учет кот-х является обязательным при принятии региональных законодательных актов, а также посредством разработки модельных законов о региональных и муниципальных выборах, одобрение кот-х ЦИК РФ имеет рекомендательный характер при осуществлении избирательного правотворчества в субъектах РФ. Вместе с тем, общие принципы проведения региональных и муниципальных выборов помимо этого могут закрепляться и федеральными законами, посвященными регулированию основ организации региональной и муниципальной власти. Так, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ" содержат целый ряд норм, кот-е устанавливают принципиальные правила региональных и муниципальных выборов, имеющие абсолютно оригинальный характер и совершенно не дублирующие положений иных актов избирательного зак-ва.

Помимо этого фед. зак-во устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан, регламентирует создание и функционирование Гос-ной автоматизированной системы РФ "Выборы", федеральную целевую программу повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в РФ, организацию системы учета (регистрации) российских граждан, обладающих активным избирательным правом.

19. Избирательное зак-во субъектов РФ (общая характеристика).

Вариант 1:

Зак-во субъектов РФ о выборах – важная составная часть рос. избирательного зак-ва.

Особое место среди региональных источников избирательного права занимают конституции (уставы) субъектов РФ. Применительно к избирательному праву их значение преломляется в том, что они закрепляют правовые основы построения органов гос-ной власти и местного самоупр-я соответствующих регионов, а также устанавливают исходные положения реализации гражданами права избирать и быть избранными на региональных и муниципальных выборах.

В конституциях и уставах некот-х субъектов Федерации имеются главы, посвященные выборам и референдуму (гл. Х Конституции Республики Башкортостан; уставы Приморского края, Псковской, Тамбовской областей и др.).

Законы явл-ся наиболее многочисленными источниками избирательного права и в субъектах РФ. В настоящее время сложилось 3 основных формы законотворческой деят-ти в сфере регулирования избирательных отн-ний на региональном уровне:

1) принятие отдельных законов, посвященных различным видам региональных и муниципальных выборов. Этот способ законодательного регулирования электоральных отн-ний характерен для большинства субъектов Федерации.

2) объединение региональными законами регламентации различных видов выборов. Напр., Закон Камчатской области от 24 июня 1996 г. "О выборах депутатов законодательного (представительного) органа гос-ной власти Камчатской области и губернатора Камчатской области" содержит одновременно нормы, касающиеся и "парламентских" и губернаторских выборов. Аналогичные нормативные акты характерны в той или иной степени для Республики Коми, Вологодской, Ярославской областей, Хабаровского края и др. регионов.

3) принятие избирательных кодексов, комплексно регулирующих круг вопросов, относящихся ко всем видам региональных и муниципальных выборов на территории соотв. субъекта РФ. По такому пути пошло избирательное зак-во Республики Башкортостан, Белгородской, Воронежской, Свердловской, Тюменской областей; ряда иных субъектов РФ. И несмотря на малочисленность этой группы субъектов Федерации, объединение нормативного регулирования выборов в рамках избирательного кодекса - несомненно наиболее привлекательный и перспективный путь развития регионального избирательного зак-ва. Уже более чем в двадцати субъектах РФ имеются избирательные кодексы.

Независимо от избранной различными регионами формы избирательного зак-ва законы субъектов РФ, действующие в данной области, объединяет то, что они должны быть основаны на федеральных законах и не противоречить им. Это, конечно, отнюдь не означает, что они выполняют по отношению к федеральному избирательному законодательству роль актов - копий. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения фед. зак-ва, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отн-ний на региональном уровне.

ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос-ной власти субъектов РФ" особо оговаривает, что образование, формирование и деят-ть органов гос-ной власти на региональном уровне осуществляется в строгом соответствии с Конституцией России, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно ст. ст. 4, 10 и 18 данного Закона субъекты Федерации сами определяют число депутатов законодательного (представительного) органа гос-ной власти, порядок выборов в органы местного самоупр-я в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ" могут предусматривать избрание на должность руководителя высшего исполнительного органа гос-ной власти одного и того же лица более двух сроков подряд; обязаны обеспечить проведение региональных выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Как предусмотрено статьями 15 и 16 данного Закона, представительный орган местного самоупр-я, глава муниципального образования, иные выборные должностные лица избираются гражданами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. При регулировании муниципальных выборов региональным зак-вом необходимо исходить из положений ФЗ, а также учитывать, что обязательность прямых выборов населением главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоупр-я, равно как и само существование этих выборных должностей, может вытекать только из устава муниципального образования. Как следствие, практика назначения выборов глав администраций городов и районов при отсутствии уставов муниципальных образований, повсеместно сложившаяся в российских регионах, не может быть признана соотв. основополагающим принципам фед. зак-ва о местном самоупр-и.

Вариант 2:

Для регионального уровня избирательного зак-ва характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регла­ментирующих аналогичные отношения. Это объясняется целым рядом факторов – социально-политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разно­образием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотн-ний по выборам.

Региональное избирательное зак-во можно разделить на виды

по субъекту правотворчества на:

- законы субъектов РФ;

- подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

- нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов РФ;

- нормативные правовые акты органов местного самоупр-я;

по уровню выборов регулируемых региональным избирательным зак-вом, на:

- зак-во о выборах в региональные органы гос-ной власти (законода­тельные и исполнительные);

- зак-во о выборах в органы местного самоупр-я.

Основными элементами системы регионального избирательного зак-ва явл-ся законы субъектов РФ, кот-е можно разделить на 4 основные группы:

1) Конституции, Уставы субъектов РФ,

2) законы, регулирующие от­дельные виды региональных и муниципальных выборов,

3) кодифицированные акты, ком­плексно регулирующие проводимые на территории субъекта РФ выборы всех видов и уровней,

4) законы об отдельных субъектах, процедурах и иных элементах избирательного процесса.

В частности, к системе регионального избирательного зак-ва можно отнести имеющиеся почти во всех субъектах РФ законы об избирательной комиссии субъекта. В ряде субъектов РФ приняты и действуют законы "О порядке и сроках хранения документов о выборах и референдумах" (Тамбовская область), "О территориальных избирательных комиссиях" (Иркутская область) и др.

Главенствующее место среди указанных актов занимают Конституции, Уставы республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Следует отметить, что в отличие от Конституции РФ многие из региональных Конституций и Уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно по­вышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов РФ, эффективность правоприменительной деят-ти". В ряде Конституций и Уставов субъектов РФ содержатся специальные главы – избирательная система или формы непосредственной демократии, в кот-х в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта РФ. В них находят закрепление формы (организация системы) гос-ной власти, отражаются признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосред­ственным выражением власти народа, провозглашается право граждан избирать и быть избранным в органы гос-ной власти и органы местного самоупр-я, регулируются принципиальные во­просы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоупр-я.

Главы об избирательных системах в Конституциях и Уставах субъектов РФ – это базирующийся на Конституции РФ фундамент регионального избирательного зак-ва, а ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" – явл-ся "несущей конструкцией" регионального избирательного зак-ва.

Независимо от избранной различными регионами формы избирательного зак-ва, законы субъектов РФ должны быть основаны на федеральных законах и не должны проти­воречить им. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального зак-ва, но и осуществлять самостоятельное регулирование различ­ных аспектов избирательных отн-ний на региональном уровне.

Подзаконные нормативные акты органов гос-ной власти субъектов РФ не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодатель­ных (представительных) органов гос-ной власти. Актами органов исполнительной власти мо­гут регулироваться отдельные аспекты организационного, информационного, технического и иного обеспечения деят-ти избирательных комиссий, гос-ных органов и органов местного са­моупр-я по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комис­сиям в подготовке и проведении выборов. Принимаемые на региональном и местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоупр-я по вопросам организации и проведе­ния выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий и встреч с избирателями и т.п.) носят технологический характер.

Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права явл-ся акты избирательных комиссий субъектов РФ. Они могут быть посвящены как регламентации внутри-организационной деят-ти избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения ре­гиональных законов о выборах.

К настоящему времени в субъектах РФ сформировалась достаточно развитая система избирательного зак-ва. Общий массив регионального избирательного зак-ва включает более 300 законов. В 14 субъектах РФ избирательное зак-во кодифицировано. В Костромской области приняты два кодекса – избирательный и о референду­мах, в Свердловской области и Коми-Пермяцком автономном округе кодексы регулируют выборы и отзыв, еще в пяти регионах – выборы, референдумы и отзыв. Как правило, система зак-ва о выборах субъекта РФ состоит из законов о выборах депутатов законодательного органа власти, о выборах в органы местного самоупр-я.

В Тамбовской области в 1995 – 2005 гг. разработано региональное избирательное зак-во, состоящее из более 10 законов об отдельных видах выборов и референдумов: "О выборах депутатов Тамбовской областной Думы", "О выборах депутатов представительных органов местного самоупр-я в Тамбовской области", "О выборах должностных лиц местного самоупр-я в Тамбовской области", "О Тамбовской областной избирательной комиссии", "О порядке и сроках хранения доку­ментов о выборах и референдумах в Тамбовской области" и др.

На Федеральном уровне

- ст. 130 КРФ – в соответствии с ней, местное самоупр-е осуществляется гражданами путем референдума, выборов, др.форм прямого волеизъявления, через выборные и др. органы местного самоупр-я.

– ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ» - отдельная ст.23, требующая проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. +ст. 35-36 – выборы представительного органа и главы муниципального образования;

- ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

- ФЗ-138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоупр-я»;

2). На уровне СРФ – нормы о местных выборах содержатся в:

- Законах о местном самоупр-и;

- Избирательных кодексах;

- Законах о выборах в органы местного самоупр-я

3). На уровне муниципальных образований:

- Уставы муниципальных образований;

- Положения о выборах, утвержденные решениями ОМС.

Особенности муниципальных выборов:

1. В муниципальных выборах могут принимать участие иностранные граждане, если это предусмотрено международными дог-рами.

2. Используются не только принципы прямого, всеобщего, равного избирательного права, но и возможно косвенное избирательное право или многоступенные.

3. Установление избирательных систем и порядок их применения – прерогатива субъекта РФ (законами субъекта).

Доверенные лица кандидата.

Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соотв. избирательной комиссией и заканчиваются вместе с утратой назначившим их зарегистрированным кандидатом своего статуса. Исключения составляют случаи, когда зарегистрированный кандидат досрочно отзывает своих доверенных лиц или доверенное лицо по собственной инициативе слагает свои полномочия. Полномочия доверенных лиц сохраняются не позднее официального опубликования общих рез-тов выборов, а если по жалобам в связи с нарушением избирательного зак-ва ведется судебное разбирательство - до вынесения окончательного решения суда.

Доверенные лица регистрируются соотв. избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления зарегистрированного кандидата о назначении доверенных лиц и письменного заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом кандидата. В названных заявлениях указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес, место жительства доверенного лица (наименование субъекта РФ, район, город, иной населенный пункт, улица, номер дома и квартиры), а также серия, номер и дата выдачи паспорта или замещающего его документа. Список доверенных лиц представляется в соответствующую избирательную комиссию в печатном и машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата получают от соотв. избирательной комиссии удостоверение. На срок проведения избирательной кампании доверенные лица зарегистрированного кандидата могут получить по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деят-ть, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, гос-ными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистр-ные кандидаты избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию. В этом случае удостоверение, выданное доверенному лицу, аннулируется. Число доверенных лиц зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) устанавливается действующим зак-вом. Так, кандидат в Президенты РФ может иметь 600 доверенных лиц. Доверенное лицо не может быть членом избирательной комиссии.

Прекращение статуса зарегистрированного кандидата. Кандидат, зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением (блоком) может быть в любое время отозван по решению выдвинувшего его органа, но не позднее чем за пять дней до голосования. Для этого в соответствующую избирательную комиссию подается письменное заявление от избирательного объединения (блока). Указанное заявление не подлежит отзыву. В случае отзыва зарегистрированного кандидата соответствующая избирательная комиссия принимает решение об отмене регистрации кандидата и взыскивает с избирательного объединения (блока) средства федерального бюджета, полученные зарегистрированным кандидатом.

Избирательная комиссия, приняв решение об отмене регистрации кандидата, незамедлительно уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято это решение, и выдает ему копию указанного решения.

Избирательная комиссия признает выбывшим кандидата, зарегистрированного кандидата в случае его смерти, признания его умершим или утраты кандидатом зарегистрированным кандидатом права быть избранным депутатом или должностным лицом.

В случае, если ко дню голосования останется менее двух зарегистр-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.084 с.)