Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тихонова Н. Е. Классы в современной России: миф или реальность. // Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. Ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М. : институт социологии ран, 2008.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тихонова Н.Е. Модель социальной стратификации российского общества: эвристические возможности различных теоретических подходов // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. Вып.6. М.: Институт социологии РАН, 2007. Тихонова Н.Е. Особенности «российских модернистов» и перспективы культурной динамики в России. Статья 1 // ОНС. 2012. № 2; Статья 2 // ОНС. 2012. № 3. Тихонова Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность. М.: Новый хронограф: Ин-т социологии РАН, 2014. Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России (Опыт эмпирического анализа). Статья 1 // ОНС. 2008. № 2; Статья 2 // ОНС. 2008. № 3. Тихонова Н.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Социс. 2006. № 9. Тихонова Н. Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН, 1999. Тихонова Н.Е. Факторы стратификации в современной России: динамика сравнительной значимости // Социс. 1014. № 10. Тихонова Н.Е. Феномен бедности в современной России // Социс. 2014. № 1. Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Средний класс: теория и реальность. М.: Альфа-М, 2009. Черныш М.Ф. Социальные институты и мобильность в трансформирующемся обществе: Монография. М.: Гардарики, 2005. Черныш М.Ф. Трансмиссия культурного капитала и социальная мобильность // Социс. 2013. № 8. Шкаратан О.И. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы. Сравнительный анализ. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Сравнительный анализ социальной мобильности в СССР и современной России // ОНС. 2011. № 2. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. СПб.: Интерсоцис, 2009. Ястребов Г. Характер стратификации российского общества в сравнительном контексте: от «высоких» теорий к грустной реальности // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2011. № 4.
Тема 3. Социальные слои в постсоветской России
Первое занятие 3.1. Новые слои в социальной структуре российского общества. 3.2. Андер-класс в классово-стратификационной структуре российского общества.
Второе занятие 3.3. Конструирование новых статусных позиций в процессе профессионализации. 3.4. Социальное положение пенсионеров. Третье занятие 3.5. Сельское население в меняющемся обществе. Ролевая игра по теме «Социальные слои в постсоветской России».
Понятия: средний слой, самозанятые, андер-класс, предприниматель, профессионал-менеджер,пенсионер, инвалид, беженец, вынужденный переселенец, фермер, прекариат.
Вопросы для самопроверки 1. В чем состоят основные тенденции формирования новых слоев в социальной структуре российского общества? 2. Что характерно для социальной дифференциации современного российского общества? 3. Какие изменения произошли в социальных слоях, ранее массово представленных в советское время? 4. Какие социальные параметры характеризуют группу предпринимателей? 5. Насколько велик предпринимательский потенциал населения России? Каковы возможности его изучения? 6. Какие социальные перемены произошли с городским населением? 7. Каков социальный портрет сельских жителей современной России? 8. В чем специфика прекариата? Каковы его место и роль в современном разделении труда? Задания к самостоятельной работе студентов 1. Самостоятельное изучение разделов учебного курса. 3.4. Социальное положение пенсионеров. 2. Ознакомьтесь с содержанием следующей публикации: Мансуров В.А., Юрченко О.В. Конструирование новых статусных позиций в процессе профессионализации // Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 139-156. Сформулируйте основные позиции, на основе которых можно изложить, как социологи изучают перемены в положении групп российской интеллигенции. Какие выводы важно сделать магистранту для пополнения своего исследовательского опыта? 3. Подготовка к участию в ролевой игре по теме «Социальные слои в постсоветской России» (третье занятие). Ставится цель совершенствования навыков поиска и использования новейших разработок как зарубежных, так и отечественных исследователей социальной структуры.
Ролевую игру предлагается провести в форме заседания экспертного совета по проблеме перемен в социальной структуре и новых тенденций сфере занятости, порожденных динамикой социально-экономического развития стран в конце XX – начале XXI в. Обсуждение такой проблемы на «заседании экспертного совета» согласуется с тематикой XVIII Всемирного социологического конгресса (Йокогама, 2014 г.). Подготовка к участию в ролевой игре нацеливает студентов на более полное осознание ситуации на рынке труда России, перспектив своей будущей трудовой деятельности, места в социальной структуре современного российского общества. Организация игры. Определяется состав «экспертного совета» (5-6 человек), выбирается его «председатель». «Члены экспертного совета» изучают рекомендованные материалы, распределяют между собой предлагаемые ниже вопросы. «Председатель», он же ведущий, предоставляет каждому из «экспертов» изложить содержание вопроса и руководит обсуждением, в котором принимают участие все присутствующие на семинаре студенты. Студентам предлагается по следующей ссылке ознакомиться с содержанием видеоинтервью доктора философских наук, профессора З.Т. Голенковой (URL:http://www.isras.ru/index.php?page_id=2266). (Блог «Социологи о социологии». Беседа с З.Т. Голенковой). Для обсуждения на «заседании экспертного совета» предлагаются следующие вопросы. 1. Какие проблемы исследования изменений в социальной структуре российского общества рассматривает З.Т. Голенкова? 2. Почему в ее видеоинтервью акцентируется внимание на проблеме прекариата? 3. Почему получил развитие процесс смены стабильно занятых нестабильно занятыми. 4. В какой мере выпускникам российских вузов уготована участь пополнить прекариат? Для более полного представления о сути такого явления в социальной структуре современного общества как прекариат рекомендуется изучить следующие материалы: Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. Ильин В.И. Всемирный конгресс социологов: лицом к лицу с социальным неравенством // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. № 3. Интервью Гая Стэндинга изданию «Русская планета» (13 октября 2013 г.) URL:http://rusplt.ru/policy/prekariat.html Рецензия на работу экономиста Гая Стендинга «Прекариат: новый опасный класс» URL:http://www.sociologos.ru/novosti/Recenziya_na_rabotu_ekonomista_Gaya_Stendinga_-_Prekariat_novyj_opasnyj_klass Стэндинг Г. Прекариат. Новый опасный класс. М.: Ад Маргинем, 2014. Тощенко Ж.Т. Прекариат – новый социальный класс // Социс. 2015. № 6. Игра завершается подведением общих итогов обсуждения. Литература Авраамова Е.М. Рост материальной обеспеченности населения: благодаря чему и с какими последствиями? // ОНС. 2013. № 1. Анисимов Р.И. Деформация классовых свойств у российских рабочих в конце XX – начале XXI столетия // Вестник РГГУ. Серия: философия. Социология. Искусствоведение. 2007. № 2-3. Батуренко С.А. Современный рабочий класс в России: проблема социальной интеграции // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 4. Бондаренко Н. Россияне о бедности и богатстве, доходной и социальной дифференциации // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2011. № 2. Бурдьё П. Формы капитала // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН, 2004. Бусыгина И.М. Прекариат: новый вызов для современных обществ и его концептуализация (Размышления над книгой Г. Сэндинга) // ОНС. 2016. № 3. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. № 5. Гасюкова Е.Н., Карачаровский В.В., Ястребов Г.А. Разный прекариат: об источниках и формах нестабильности социального статуса индивидов и групп // ОНС. 2016. № 3. Гидденс Э. (при участии Бердсолл К.) Социология (Пер с англ.) 2-е изд., перераб., доп. М.: УРСС, 2005. Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. Новые социальные группы в современных стратификационных системах глобального общества // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.008 с.) |