Эмоциональное состояние фрустрации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоциональное состояние фрустрации



Жизнь современного человека наполнена всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению проблем1.

В наиболее общем понимании, фрустрация – это эмоциональное состояние человека, вызванное наличием двух моментов: наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению. Преградами на пути к достижению цели могут быть причины различного характера:

* нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;

* потери и лишения, которые исправить невозможно, например смерть близкого человека;

* конфликты, например внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты между разными желаниями, чувствами, убеждениями, которые переживает человек и которые не позволяют ему принять решение и достичь цели;

* объективные причины, например лишение свободы;

* социокультурные, например нормы, запреты, табу и т.д.

Французский психолог Я. Фресс отметил, что фрустрация возникает каждый раз, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижение цели, или прерывает его2.

Фрустрационные состояния могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым, обвинителем всех и каждого (он может не осознавать этого и не понимать, почему он так реагирует, – “агрессивная фрустрация”) либо заставляя человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным (“регрессивная фрустрация”). Состояние фрустрации сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и т. д. Возникновение фрустрации определяется не только объективной ситуацией, но и особенностями личности. Фрустрация отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в этом состоянии. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.

Агрессивные реакции, порождаемые фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения, например международные, межнациональные, межгосударственные, что нередко можно наблюдать в периоды социальных, политических и экономических волнений.

Анализируя состояние фрустрации, необходимо различать вызывающую ее причину, фрустрационную ситуацию и ответную реакцию на нее.


Отечественный психолог В.С. Мерлин выделил 5 основных реакций на состояние фрустрации:

1) досада на себя (“какой я недотепа”);

2) злость на других, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ждет внешней разрядки и побуждает искать причину всех бед в другом человеке (“это он во всем виноват”);

3) обесценивание предъявленной задачи (“задача неразрешимая, никто не может предложить ответа”);

4) тревожность (“мне теперь покоя не будет из-за этой задачи”);

5) депрессия, выраженная в состояниях подавленности, упадка сил, снижения активности (“не хочу даже думать об этом”).

Реакции фрустрации принимают два основных направления: импульсивность и толерантность (устойчивость).

Каждому человеку присуща индивидуальная комбинация приемов, позволяющих выйти из состояния фрустрации; они рассматриваются как форма адаптации к фрустрационной ситуации.

 

Методика исследования

Фрустрационных реакций

Данная методика, созданная С. Розенцвейгом, впервые появилась в 1944 г. под названием тест рисуночных ассоциации. “Тест позволяет выявить фрустрационную толерантность (устойчивость) субъекта, стереотипы эмоционального реагирования, модальность его эмоций раздражения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и благодаря этому дает возможность прогнозировать поведение человека”3.

Методика относится к классу проективных методов, где получение диагностической информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли и переживания. Методика хороша тем, что обращена к испытуемому не прямо, а опосредованно, в ситуации действуют другие люди, нужно ответить не за себя, а за другого человека.

Методика может быть использована для индивидуальной работы, а также в условиях группового исследования при одновременном участии 20 – 25 испытуемых. Индивидуальная форма исследования, как правило, дает большую информацию, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустрирующую обстановку. Не исключена возможность получения устных ответов с последующим их фиксированием экспериментатором.

Рисуночный тест С. Розенцвейга состоит из 24 рисунков, на каждом из которых изображены два или три разговаривающих человека. То, что говорит один из них, написано в квадратике слева, задача испытуемого – представить ответ другого человека и записать его. Содержание рисунков включает ситуации, которые более или менее часто встречаются в реальной жизни. В тесте два типа ситуаций:

Тип 1: cитуации, в которой причиной фрустрации является реальное препятствие, преграда, помеха. Персонажи или предмет останавливают, сбивают с толку. Представлено 16 ситуаций такого типа, например: шофер извиняется перед пешеходом, которого обрызгал грязью; человек, отвозивший своего друга на вокзал на машине, извиняется за опоздание, вызванное аварией, и т.п. (рис. 1, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24).

Тип 2: cитуации, где объектом обвинения служит субъект: его самого призывают к ответственности или обвиняют другие лица. Таких ситуаций 8, например: хозяйка выражает неудовольствие гостю, который только что разбил вазу; женщина обвиняет мужчину, стоящего около двери, в том, что он потерял ключи, и т. п.(рис. 2,5,7,10,16,17,19,21).

Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемыми теста с целью выявления непосредственной реакции, характерной для индивида. Среднее время выполнения теста 25 мин.

Шаг 1. Инструкция

В тестовом материале имеется 24 рисунка, на каждом из которых нарисованы два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Напишите самый первый ответ, который приходит Вам на ум, в бланке протокола под соответствующем номером. Постарайтесь работать как можно быстрее.

 


Протокол исследования

Номер рисунка Ответ испытуемого Примечание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Тестовый материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов

Ответы, занесенные в протокол анализируются по двум параметрам: по направлению и по типу реакции.

По направлению ответ испытуемого рассматривается как реакция:

* экстрапунитивная (Е), если ответ содержит обвинение, упреки, порицания, враждебность или агрессивность в отношении другого человека или объекта;

* интропунитивная (I), если в ответе испытуемого присутствуют чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя;

* импунитивная (М), если в ответе отсутствует обвинение в чей-либо адрес, происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.

По типу реакции ответ может быть с фиксацией:

* на препятствие (O D), если в ответе подчеркивается наличие препятствия, помехи или другие фрустраторы;

* на самозащиту (E D), если ответ выражает активность субъекта в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека;

* на удовлетворение потребностей (N P), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и реакция принимает форму либо просьбы о помощи, либо требования к какому-либо лицу принять на себя обязанность разрешить ситуацию, а также, если человек рассчитывает, что время или нормальный ход событий сами по себе разрешат ситуацию.

Учитывая, что реакция человека на одну и ту же ситуацию может быть различной, например экстрапунитивная реакция по направлению может быть с фиксацией на препятствие, на самозащиту или на удовлетворение потребностей, вводятся дополнительные оценочные факторы.

Предлагается 9 основных и 2 дополнительных фактора, которые позволят более точно проанализировать и обработать ответ испытуемых.

 

Интерпретация основных факторов

Е' – подчеркивается наличие расстраивающего препятствия. Встречается, главным образом, в ситуациях препятствия. Образцы: “Эта ситуация определенно беспокоит меня”; “Это ужасно!”; “Как жаль...”; “Ох как плохо!”.
Е – четко выражены враждебность, порицание, т.е. реакции направлены против кого-нибудь или чего-нибудь. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. Образцы: “Все это надо отрицать”; “Вы виноваты”; “Растяпа!”; “Надо смотреть!”.
е – требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Образец: “Это Вам надо решить этот вопрос”.
I' – фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение. Образец: “Эта ситуация – фактически благодеяние (выгода)”. Подчеркивается причастность субъекта к фрустрации другого лица. (“Мне очень жаль, что я стал причиной этого”).
I – порицание, осуждение, агрессия направлены против самого себя, доминируют чувства вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Образец: “Это меня надо осуждать”.
i –субъект сам берется за решение фрустрационной ситуации, намекая на свою виновность. Образец: “Я беру на себя ответственность за исправление данной ситуации”.
М' – минусы фрустрационной ситуации не замечаются или сводятся к полному отрицанию. Образец: “Эта ситуация меня нисколько не волнует. Она не имеет никакого значения”.
М – ответственность лица, попавшего во фрустрационную ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Образец: “Никого (ни Вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло”.
m – выражается надежда, что время, нормальный ход событий автоматически разрешат проблему, просто надо немного подождать. Взаимопонимание и компромисс устраняют фрустрационную ситуацию. Образец: “Ничего страшного, это разрешимо”.

 

Интерпретация дополнительных факторов

Е – субъект активно отрицает свою вину. Образец: “Я не делал этого”.
I – субъект, признавая свою вину, отрицает свою ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Образец: ”Я виноват, но я сделал это не нарочно”.

Примечание. Для большинства ответов используется один фактор, но в ряде случаев (если ответ состоит из нескольких предложений) могут быть использованы два фактора. Например: “Какой же ты лентяй, но эту проблему тебе придется решать самому” (/ Е /, / е /).

Результаты, полученные при анализе ответов, в буквенном обозначении заносятся в аналитическую таблицу, которая в данном случае заполнена в качестве примера.

Аналитическая таблица

O–D E–D N–P   O–D E–D N–P
  I'           Е  
    М       I'    
    Е       М'    
  Е'           Е  
      m         M
  Е'         I'    
  I'           Е  
  Е'         I'    
    I           Е
      Е     Е'    
  Е'             I
    I       Е'    

 

 

На основании аналитической таблицы заполняется итоговый бланк, пример которого приведен в табл. 16, и в него заносится суммарное количество баллов. В нашем примере первая колонка аналитической таблицы соответствует типу реакции “с фиксацией на препятствие” (O – D) и включает по направлению 4 экстрапунитивных (Е), 5 интропунитивных (I) и 1 импунитивную (М) реакции.

Таким же образом анализируются и другие типы реакций по направлению. Следует учесть, что каждому фактору дается 1 балл, если 2 фактора – 0,5 балла.

Таблица 16

Определение величины показателей

направленности и типа фрустрационных реакций

  Направление фрустрационной реакции   Тип фрустрационной реакции   Суммарный балл Величина показателя направления фрустрационной реакции, %
  O–D E–D N–P    
Е         50,0
I         33,34
M         16,68
Суммарный балл         100,0
Величина показателя типа фрустрационной реакции, %   50,0   29,05   20,85   100,0   100,0

 

В дальнейшем суммарный балл по каждому типу и направлению реакции переводится в проценты по формуле

 

S = K ´ 4,17 %, (11)

 

где S – показатель направления или типа реакции, в %;

К – суммарный балл.

Анализируются показатели выше 40%.

 

 


По мнению С. Розенцвейга, каждый тип реакции свидетельствует об определенных сторонах личности:

· “с фиксацией на препятствие” – о фрустрированности субъекта; · “с фиксацией на самозащите” – о силе или слабости личности; · “с фиксацией на удовлетворение потребностей” – о признаках адекватного реагирования, активности личности.

Обнаружены различия по типу и направлению реакции фрустрации у мужчин и женщин:

* по типу – женщины чаще подчеркивают препятствие, а мужчины пытаются защитить себя или найти выход из затруднительного положения;

* по направлению – у женщин чаще встречается интропунитивное, у мужчин – экстрапунитивное.

Целесообразно проанализировать результаты исследования по параметру совпадения ответов испытуемых на каждую ситуацию. С. Розенцвейг считает, что за стандартный показатель можно принять ответ, который дали не менее 40% испытуемых. По данному основанию автор выявил 12 стандартных ответов на фрустрационные ситуации (табл. 17).

Таблица 17

Стандартные ответы на фрустрационные ситуации,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.76.153 (0.069 с.)