Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности



Раздел IV. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Методика исследования волевых качеств личности

Испытуемым предлагается оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник (в данной методике их 5) позволяет диагностировать два параметра вышеперечисленных волевых качеств: выраженностьигенерализованность.

Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков.

Под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

 

Шаг 1. Инструкция

Прочтите внимательно каждое суждение и подумайте, насколько оно для Вас характерно. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в сводном протоколе исследования напротив номера соответствующего суждения.

Варианты ответов:

1. “Так не бывает”.

2. “Пожалуй, неверно”.

3. “Может быть”.

4. “Наверное, да”.

5. “Уверен, что да”.

Ответив на вопросы 1-го опросника “Целеустремленность”, переходите к следующему и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол.


Сводный протокол исследования

Целеустремленность Смелость, решительность Настойчивость, упорство Самостоятельность, инициативность Самообладание, выдержка
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
в = в = в = в = в =
В = в+20 = В = в+20 = В = в+20 = В = в+20 = В = в+20 =
г = г = г = г = г =
Г = г+20 = Г = г+20 = Г = г+20 = Г = г+20 = Г = г+20=

Тексты опросников

 

Целеустремленность

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Неудача на экзамене побуждает меня заниматься с удвоенной энергией.

3. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в вузе.

5. Во время занятий мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

6. Если уж я ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

7. На большинстве занятий я ставлю перед собой конкретные задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

9. Четкое планирование работы не характерно для меня.

10. Я редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в вузе, в будущей практической работе.

11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

13. У меня есть главная цель в жизни.

14. После неудачи на экзамене долго не могу заставить себя заниматься в полную силу.

15. К общественной работе я отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебной.

16. Как правило, я заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

17. Я постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое, в том числе общественное поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что я достигну поставленной цели.

Смелость, решительность

1. Принимая какое-нибудь решение, я всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Я не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

3. Мне трудно выполнять свои обещания.

4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

6. Я легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

7. Установив для себя распорядок дня, я четко его придерживаюсь.

8. Меня часто мучают сомнения.

9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

10. Вряд ли я смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

11. Когда я анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.

12. Как правило, я избегаю рискованных ситуаций.

13. Я не испытываю страха перед сильным соперником.

14. Много раз решал с завтрашнего дня начать “новую жизнь”, но с утра все шло по-старому.

15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

16. Обычно мне легко удается справится со своими сомнениями.

17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

18. Я с трудом преодолеваю страх.

19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.

20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.


Настойчивость, упорство

1. Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Я всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

3. Я не в состоянии принудить себя заниматься на фоне усталости.

4. На экзаменах я “борюсь” изо всех сил до последнего момента.

5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

7. На занятии я заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

8. Часто я бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

9. Мне больше нравятся легкие, пусть даже менее результативные пути к цели.

10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

11. Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.

13. В основном, я систематически готовлюсь к учебным занятиям в вузе.

14. Неудачи в период сессии резко снижают мою активность и желание продолжать учебу.

15. В споре я часто уступаю другим.

16. Я до конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.

17. Я испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

18. Я не могу заставить себя работать систематически.

19. Выполняя общественные поручения, я всегда добиваюсь того, что необходимо.

20. Довольно часто я испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

 

Самостоятельность, инициативность

1. Как правило, все важные решения я принимаю без посторонней помощи.

2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.

3. Я никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

4. При подготовке к учебным занятиям я довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.

5. Отсутствие совета, поддержки со стороны преподавателя значительно снижает мои результаты на экзамене.

6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

7. К практическим занятиям я стараюсь подойти творчески.

8. Я чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

9. Прежде чем что-то сделать, я всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.

10. В разговоре или при знакомстве я стремлюсь предоставить инициативу другому.

11. Для меня удобнее всего выполнять работу по известному образцу.

12. Обычно я отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

13. К общественной работе я отношусь неформально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

14. При изучении любого учебного предмета я не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.

15. Обычно я не задумываюсь над содержанием учебного материала, точно выполняю то, что предлагает преподаватель.

16. Я стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

17. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

18. Процесс творчества не привлекает меня.

19. Результаты моих выступлений на олимпиадах и конференциях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой преподаватель (руководитель).

20. В любую работу я стремлюсь внести что-то новое, что повышает мой интерес к ней.

Самообладание, выдержка

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

2. В споре мне обычно удается сохранить спокойствие и объективность.

3. Я не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит.

4. В течение всего экзамена я четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

5. Я совершенно не переношу боли.

6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

7. Неприятности в вузе и дома не снижают качество моих занятий.

8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

9. Когда я встревожен, то волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

10. Во время экзамена я иногда не могу ответить даже то, что знаю.

11. Я считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

13. На экзамене всегда мобилизуюсь и нередко получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

15. На экзамене я с трудом владею собой.

16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он не уместен.

17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

18. В сложной ситуации я обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

19. Я могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

20. Я специально учусь владеть собой.


Ключ

Выраженность волевого качества   Генерализованность волевого качества
Номер ответа   Номер ответа
Номер суждения             Номер суждения          
  -2 -1   +1 +2     -2 -1   +1 +2
  -2 -1   +1 +2     +2 +1   -1 -2
  +2 +1   -1 -2     -2 -1   +1 +2
  +2 +1   -1 -2     +2 +1   -1 -2
  +2 +1   -1 -2     -2 -1   +1 +2
  +2 +1   -1 -2     +2 +1   -1 -2
  -2 -1   +1 +2     -2 -1   +1 +2
  -2 -1   +1 +2     +2 +1   -1 -2
  +2 +1   -1 -2     +2 +1   -1 -2
  -2 -1   +1 +2     -2 -1   +1 +2

 

В ключе выделены две группы суждений: диагностирующие выраженность волевых качеств (№ 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20) и диагностирующие генерализованность волевых качеств (№ 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19).

Напротив номера суждения указано количество баллов (-2, -1, 0, +1, +2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в сводный протокол исследования рядом с номером ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждением параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола.

Далее необходимо представить полученные результаты графически. В тетради чертится окружность диаметром 8 см. Из ее центра (нулевая точка) проводятся 5 радиусов, на которых наносятся деления от 0 до 40. Каждый радиус – показатель уровня выраженности одного из волевых качеств. Затем данные из сводного протокола переносятся на соответствую-щие радиусы с делениями. На каждый радиус наносятся по две точки: число баллов по параметру выраженности и по параметру генерализованности. Точки, обозначающие показатели выраженности всех волевых качеств, соединяются сплошной тонкой линией, а точки, обозначающие показатели генерализованности, – сплошной толстой линией. Получается два пятиугольника, расположенных внутри круга, пример которых представлен на рис. 18. На основании графически представленных результатов делается заключение об уровне выраженности каждого волевого качества по параметрам выраженности и генерализованности.

Целеустремленность

Самообладание, Смелость,

 
 

Выдержка решительность

Самостоятельность, Настойчивость,

инициативность упорство

Рис. 18. Диаграмма показателей уровня выраженности волевых качеств

 

Уровни выраженности волевых качеств
0 – 19 Низкий
20 – 30 Средний
31 – 40 Высокий

 

Целесообразно сравнить индивидуальные показатели уровня выраженности волевых качеств каждого испытуемого со среднегрупповыми показателями.

 

Волевых качеств личности

Уровень выраженности волевых качеств по параметру выраженности Проявление волевых качеств
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессиональной) деятельности
0 – 19 Низкий      
20 – 30 Средний      
31 – 40 Высокий      

 

Уровень выраженности волевых качеств по параметру генерализованности Проявление волевых качеств
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессиональной) деятельности
0 – 19 Низкий      
20 – 30 Средний      
31 – 40 Высокий      

Вопросы

1. Что такое “воля” и какие волевые качества Вы знаете?

2. Какую роль играет воля в поведении и деятельности человека?

3. Каким образом можно измерить волевые качества?

4. Существуют ли способы развития волевых качеств? Если да, то какие Вы знаете?

Рекомендуемая литература

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.

Рувинский Л.И. Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М., 1988.

Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.


Тема 12. ИССЛЕДОВАНИЕ

Методика исследования

Шаг 1. Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

 

Протокол исследования

Суждение Ответ
Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутренне скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряжения        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

Шкала личностной тревожности

 

Шаг 1. Инструкция

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами также не следует долго не задумываться.

 

Протокол исследования

Суждение Ответ
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
  У меня бывает приподнятое настроение        
  Я бываю раздражительным        
  Я легко могу расстроиться        
  Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
  Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
  Я чувствую прилив сил, желание работать        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Меня тревожат возможные трудности        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я бываю вполне счастлив        
  Я все принимаю близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Я чувствую себя беззащитным        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я бываю доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Бывает, что я чувствую себя неудачником        
  Я неуравновешенный человек        
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Ключ

Вопросы

1. Что такое “личностная тревожность”, “ситуативная тревожность” каковы их отличительные особенности?

2. Какую роль играет личностная и ситуативная тревожность в поведении и деятельности человека?

3. Каким образом можно измерить личностную и ситуативную тревожность?

4. Что можно порекомендовать лицам с ярко выраженными показателями тревожности?

Рекомендуемая литература

Василюк В. Ф. Психология переживания. М., 1989.

Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983.

Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т.1.

 

 


Тема 13. ИССЛЕДОВАНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ

 

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению

эмоциональных состояний личности.

2. Исследование эмоционального состояния фрустрации.

 

 

Эмоциональное состояние фрустрации Методика исследования фрустрационных реакций  

Методика исследования

Фрустрационных реакций

Данная методика, созданная С. Розенцвейгом, впервые появилась в 1944 г. под названием тест рисуночных ассоциации. “Тест позволяет выявить фрустрационную толерантность (устойчивость) субъекта, стереотипы эмоционального реагирования, модальность его эмоций раздражения, гнева в условиях межличностных конфликтных отношений, трудностей, возникающих в разнообразных жизненных ситуациях, и благодаря этому дает возможность прогнозировать поведение человека”3.

Методика относится к классу проективных методов, где получение диагностической информации об испытуемом основывается на принципе проекции, в соответствии с которым утверждается, что человеку свойственно в ситуации неопределенности приписывать другим людям собственные мысли и переживания. Методика хороша тем, что обращена к испытуемому не прямо, а опосредованно, в ситуации действуют другие люди, нужно ответить не за себя, а за другого человека.

Методика может быть использована для индивидуальной работы, а также в условиях группового исследования при одновременном участии 20 – 25 испытуемых. Индивидуальная форма исследования, как правило, дает большую информацию, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустрирующую обстановку. Не исключена возможность получения устных ответов с последующим их фиксированием экспериментатором.

Рисуночный тест С. Розенцвейга состоит из 24 рисунков, на каждом из которых изображены два или три разговаривающих человека. То, что говорит один из них, написано в квадратике слева, задача испытуемого – представить ответ другого человека и записать его. Содержание рисунков включает ситуации, которые более или менее часто встречаются в реальной жизни. В тесте два типа ситуаций:

Тип 1: cитуации, в которой причиной фрустрации является реальное препятствие, преграда, помеха. Персонажи или предмет останавливают, сбивают с толку. Представлено 16 ситуаций такого типа, например: шофер извиняется перед пешеходом, которого обрызгал грязью; человек, отвозивший своего друга на вокзал на машине, извиняется за опоздание, вызванное аварией, и т.п. (рис. 1, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24).

Тип 2: cитуации, где объектом обвинения служит субъект: его самого призывают к ответственности или обвиняют другие лица. Таких ситуаций 8, например: хозяйка выражает неудовольствие гостю, который только что разбил вазу; женщина обвиняет мужчину, стоящего около двери, в том, что он потерял ключи, и т. п.(рис. 2,5,7,10,16,17,19,21).

Инструкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемыми теста с целью выявления непосредственной реакции, характерной для индивида. Среднее время выполнения теста 25 мин.

Шаг 1. Инструкция

В тестовом материале имеется 24 рисунка, на каждом из которых нарисованы два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Напишите самый первый ответ, который приходит Вам на ум, в бланке протокола под соответствующем номером. Постарайтесь работать как можно быстрее.

 


Протокол исследования

Номер рисунка Ответ испытуемого Примечание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Тестовый материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов

Ответы, занесенные в протокол анализируются по двум параметрам: по направлению и по типу реакции.

По направлению ответ испытуемого рассматривается как реакция:

* экстрапунитивная (Е), если ответ содержит обвинение, упреки, порицания, враждебность или агрессивность в отношении другого человека или объекта;

* интропунитивная (I), если в ответе испытуемого присутствуют чувство собственной вины, угрызения совести, раскаяние, агрессия, направленная на себя;

* импунитивная (М), если в ответе отсутствует обвинение в чей-либо адрес, происходящее рассматривается как неизбежное, фатальное.

По типу реакции ответ может быть с фиксацией:

* на препятствие (O D), если в ответе подчеркивается наличие препятствия, помехи или другие фрустраторы;

* на самозащиту (E D), если ответ выражает активность субъекта в форме порицания, осуждения кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека;

* на удовлетворение потребностей (N P), если ответ направлен на разрешение фрустрационной ситуации и реакция принимает форму либо просьбы о помощи, либо требования к какому-либо лицу принять на себя обязанность разрешить ситуацию, а также, если человек рассчитывает, что время или нормальный ход событий сами по себе разрешат ситуацию.

Учитывая, что реакция человека на одну и ту же ситуацию может быть различной, например экстрапунитивная реакция по направлению может быть с фиксацией на препятствие, на самозащиту или на удовлетворение потребностей, вводятся дополнительные оценочные факторы.

Предлагается 9 основных и 2 дополнительных фактора, которые позволят более точно проанализировать и обработать ответ испытуемых.

 

Интерпретация основных факторов

Е' – подчеркивается наличие расстраивающего препятствия. Встречается, главным образом, в ситуациях препятствия. Образцы: “Эта ситуация определенно беспокоит меня”; “Это ужасно!”; “Как жаль...”; “Ох как плохо!”.
Е – четко выражены враждебность, порицание, т.е. реакции направлены против кого-нибудь или чего-нибудь. В ответе содержатся обвинения, упреки, сарказм. Образцы: “Все это надо отрицать”; “Вы виноваты”; “Растяпа!”; “Надо смотреть!”.
е – требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Образец: “Это Вам надо решить этот вопрос”.
I' – фрустрирующая ситуация интерпретируется как своего рода благо, как приносящая удовлетворение. Образец: “Эта ситуация – фактически благодеяние (выгода)”. Подчеркивается причастность субъекта к фрустрации другого лица. (“Мне очень жаль, что я стал причиной этого”).
I – порицание, осуждение, агрессия направлены против самого себя, доминируют чувства вины, собственной неполноценности, угрызения совести. Образец: “Это меня надо осуждать”.
i –субъект сам берется за решение фрустрационной ситуации, намекая на свою виновность. Образец: “Я беру на себя ответственность за исправление данной ситуации”.
М' – минусы фрустрационной ситуации не замечаются или сводятся к полному отрицанию. Образец: “Эта ситуация меня нисколько не волнует. Она не имеет никакого значения”.
М – ответственность лица, попавшего во фрустрационную ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Образец: “Никого (ни Вас, ни меня) нельзя осуждать за то, что произошло”.
m – выражается надежда, что время, нормальный ход событий автоматически разрешат проблему, просто надо немного подождать. Взаимопонимание и компромисс устраняют фрустрационную ситуацию. Образец: “Ничего страшного, это разрешимо”.

 

Интерпретация дополнительных факторов

Е – субъект активно отрицает свою вину. Образец: “Я не делал этого”.
I – субъект, признавая свою вину, отрицает свою ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Образец: ”Я виноват, но я сделал это не нарочно”.

Примечание. Для большинства ответов используется один фактор, но в ряде случаев (если ответ состоит из нескольких предложений) могут быть использованы два фактора. Например: “Какой же ты лентяй, но эту проблему тебе придется решать самому” (/ Е /, / е /).

Результаты, полученные при анализе ответов, в буквенном обозначении заносятся в аналитическую таблицу, которая в данном случае заполнена в качестве примера.

Аналитическая таблица

O–D E–D N–P   O–D E–D N–P
  I'           Е  
    М       I'    
    Е       М'    
  Е'           Е  
      m         M
  Е'         I'    
  I'           Е  
  Е'         I'    
    I           Е
      Е     Е'    
  Е'             I
    I       Е'    

 

 

На основании аналитической таблицы заполняется итоговый бланк, пример которого приведен в табл. 16, и в него заносится суммарное количество баллов. В нашем примере первая колонка аналитической таблицы соответствует типу реакции “с фиксацией на препятствие” (O – D) и включает по направлению 4 экстрапунитивных (Е), 5 интропунитивных (I) и 1 импунитивную (М) реакции.

Таким же образом анализируются и другие типы реакций по направлению. Следует учесть, что каждому фактору дается 1 балл, если 2 фактора – 0,5 балла.

Таблица 16

Определение величины показателей

направленности и типа фрустрационных реакций

  Направление фрустрационной реакции   Тип фрустрационной реакции   Суммарный балл Величина показателя направления фрустрационной реакции, %
  O–D E–D N–P    
Е         50,0
I         33,34
M         16,68
Суммарный балл         100,0
Величина показателя типа фрустрационной реакции, %   50,0   29,05   20,85   100,0   100,0

 

В дальнейшем суммарный балл по каждому типу и направлению реакции переводится в проценты по формуле

 

S = K ´ 4,17 %, (11)

 

где S – показатель направления или типа реакции, в %;

К – суммарный балл.

Анализируются показатели выше 40%.

 

 


По мнению С. Розенцвейга, каждый тип реакции свидетельствует об определенных сторонах личности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.164 с.)