Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура беларуси в хiv - первой половине XVI В. Создание белорусского народности. Происхождение названия «белая русь».
Выдающимися примерами книжного дела являются евангелия — описания «земной» жизни Иисуса Христа. Известны рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в., содержащие миниатюры (небольшие рисунки). Более 600 миниатюр было в Радзивилловской летописи, переписанной в конце XV в. В том же столетии были созданы «Летописец великих князей литовских» и «Белорусско-литовская летопись». Появилась литература, в которой прославлялись определенные личности, например «Похвала Витовту». Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали кожей и украшали рисунками, металлическими пластинками, драгоценными камнями. К обложке обычно приделывали пряжки, чтобы книгу удобно было застегивать. 2. Борьба с внешней угрозой активизировала оборонное строительство. Самым древним и крупным являлся Новогрудский замок, возведение которого происходило поэтапно начиная с X—XI вв. В первой половине XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Выдающимся памятником оборонной архитектуры стал Гродненский замок. В замковом строительстве преобладал романский стиль, что придавало сооружениям массивность и суровый вид. В культовом строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм — Троицкий костел в д. Ишкольдь (Барановичский район), возведенный в 1472 г. В д. Сынковичи (Зельвенский район) в конце XV — начале XVI в. была возведена церковь-крепость, выполнявшая также роль замка. 3. Примерами живописи XIV — начала XVI в. являются фрески и иконы. Православные и католические соборы, княжеские дворцы и храмы были украшены фресками — это роспись водяными красками по свежей штукатурке. Белорусские живописцы создали в это время множество икон, в т. ч. одну из самых известных сегодня — икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты, относящуюся к XIV — началу XVI в. Стены и столбы костела в Ишкольди когда-то были украшены фигурами святых и орнаментом. Деревянные скульптуры святых, разрисованные красками, изображающие, например, Деву Марию с младенцем на руках, были обязательны для католических храмов. К XIV—XV вв. относится зарождение в Беларуси портретного искусства. Так, в замковой церкви в Витебске находился портрет Ульяны, на котором она была изображена вместе со своим мужем великим князем Ольгердом.
4. Формирование белорусской народности происходило с конца XIII по XVI в. Народность — это сообщество людей, сложившееся исторически и характеризующееся единством происхождения, языка, территории, схожестью психического состояния, этнического сознания. Формированию белорусской народности содействовало объединение белорусских земель в составе единого государства — ВКЛ. Сильная централизованная власть, установившаяся в конце XIV — начале XV в., положительно повлияла на развитие экономических связей между регионами страны. Начиная с Судебника 1468 г. формируется единое законодательство, окончательно сформировавшееся в Статуте ВКЛ 1588 г. Свою роль в становлении белорусской народности сыграло православие. Абсолютное большинство восточнославянского населения в ВКЛ составляли православные верующие. После заключения между ВКЛ и Польшей Кревской унии 1385 г. православная церковь в ВКЛ была лишена прежних прав. Ягайло стремился сделать католическую церковь главенствующей в ВКЛ. Однако в середине и второй половине XV в. великие князья литовские Казимир и Александр подтвердили уравнение в имущественных правах феодалов-католиков и православных феодалов. ВКЛ стало первым государством в Средневековой Европе, в которой законодательно было закреплено равенство православной и католической церкви. Признаком формирования народности стало складывание в XIV—XV вв. особенностей белорусского языка на основе среднебелорусской (минско-молодеченской) группы диалектов. Среди звуковых изменений особенно заметным стало «дзеканье», «цеканье», твердое произношение звука «р», «аканье», «яканье». Старобелорусский язык получил государственный статус языка официального делопроизводства в ВКЛ. О формировании белорусской народности свидетельствовало употребление населением самоназваний. Названия русины и белорусцы больше относились к территории Подвинья и Поднепровья. Название литвины — к территории верховьев Немана (современная Гродненская область). Более позднее название полегиуки — Полесья (территория Брестской и Гомельской областей). Такие названия являлись элементами этнического самосознания белорусского народа.
Формирование белорусской народности проявилось в возникновении особенного психического состояния белорусского народа. Белорусам свойственны стремление гармонично приспособить свой труд и отдых к определенному времени года, высокая духовность, терпимость, трудолюбие, отзывчивость и др. У современных историков существуют разные версии относительно происхождения названия «Белая Русь». Одни связывают название со стороной света: белый цвет означал восток. Другие — с тем, что население Беларуси носило белые полотняные одежды, имело светлые волосы, белый цвет кожи. Третьи — с религиозной ситуацией: белая — значит православная, «чистая» в отличие от язычества («поганства»). Четвертые — с внешнеполитическими обстоятельствами: часть территории Беларуси, которая не была захвачена ни крестоносцами, ни ордынцами, оставалась вольной, свободной. Так, один из исторических источников под 1282 г. называет Полоцк крепостью Белой Руси. Более вероятно мнение о том, что название «Белая Русь» означало своеобразное «привилегированное» положение некоторых восточных земель Беларуси (Полоцкой и Витебской) в составе ВКЛ.
Новые явления в культуре в первой половине XVI в. были связаны с распространением Ренессанса — западноевропейской культуры XIV—XV вв. Этому способствовало то, что женой Сигизмунда І Старого в 1518г. стала Бона Сфорца, представительница известного рода из города Милана (Северная Италия). Вместе с ней приехало много итальянцев, в основном людей культуры. Это было время подъема светской науки и искусства, становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. В основе Ренессанса лежат идеи гуманизма — системы мировоззрения, согласно которой человек является высшей ценностью. В изобразительном искусстве активно развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах, которого за высокий рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Название сарматского портрета возникло оттого, что шляхта вела свое происхождение якобы от древних сарматов, когда- то населявших наши земли. Появляется и такой новый вид изобразительного искусства, как гравюра. Элементы Ренессанса стали появляться также в скульптуре и архитектуре. При застройке городов Несвижа, Старого Быхова, Слуцка прослеживается стремление архитекторов к созданию «идеального» города. На смену суровым замкам приходят дворцово-замковые комплексы, соединяющие черты готики и Ренессанса. В культовом зодчестве ренессансные черты более всего проявились при строительстве протестантских храмов. Воздействие Ренессанса стало ощущаться даже в иконописи. На иконах белорусских иконописцев начинают отражаться детали повседневной жизни, канониченость образов сменяется показом человеческих чувств. Важное место в литературе ВКЛ занимает выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове. Дальнейшее развитие получило белорусско-литовское летописание. Лучшими его произведениями стали созданные в п.п. 16в. «Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского» и «Хроника Быховца». Ренессансные черты выразительно проявились в предисловиях и комментариях к переводам Библии Франциска Скорины. Гуманистические нотки звучат также в труде Михалона Литвина «О нравах татар, литвинов и московитов», изданный на латинском языке. В нем приводятся подробные сведения о жизни упомянутых в его названии народов, а также критикуется пьянство, взяточничество, лень, мотовство, что говорит о гуманистическом характере трактата. Новый жанр ренессансной литературы возник на почве религиозной полемики, развернувшейся в середине 16в. в связи с распространением в ВКЛ Реформации. Наиболее яркими протестантскими авторами стали Сымон Будный и Василий Тяпинский.
Важное значение для развития литературы и просвещения на белорусских землях в первой половине 16в. имело распространение книгопечатания. Основоположник книгопечатания на белорусских и других восточнославянских землях – Франциск Скорина. В 1517 г. он издал в Праге первую книгу «Псалтырь» с элементами разговорного старобелорусского языка. Около 1520г. Скорина переехал в Вильно, где издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». С распространением на белорусских землях книгопечатания стали возникать и типографии. Первая типография на территории Беларуси была основана в 1553г. в Бресте. Самые ранние печатные книги в ВКЛ были изданы на старобелорусском языке. В 16в. в ВКО действовала целая сеть типографий, выпустивших более 320 изданий на белорусском, церковнославянском, польском, латинском и других языках. Билет № 12
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.006 с.) |