Культура беларуси в хiv - первой половине XVI В. Создание белорусского народности. Происхождение названия «белая русь». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура беларуси в хiv - первой половине XVI В. Создание белорусского народности. Происхождение названия «белая русь».



 

Выдающимися примерами книжного дела являются евангелия — описания «земной» жизни Иисуса Христа. Известны рукописные Лавришевское и Друцкое евангелия XIV в., Жировичское евангелие XV в., содержащие миниатюры (небольшие рисунки). Более 600 миниатюр было в Радзивилловской летописи, переписанной в конце XV в. В том же столетии были созданы «Летописец великих князей литовских» и «Белорусско-литовская летопись». Появилась литература, в которой прославлялись определенные личности, например «Похвала Витовту». Обложки рукописных книг делали из досок, обтягивали кожей и украшали рисунками, металлическими пластинками, драгоценными камнями. К обложке обычно приделывали пряжки, чтобы книгу удобно было застегивать.

2. Борьба с внешней угрозой активизировала оборонное строительство. Самым древним и крупным являлся Новогрудский замок, возведение которого происходило поэтапно начиная с X—XI вв. В первой половине XIV в. строятся замки в Лиде и Крево. Выдающимся памятником оборонной архитектуры стал Гродненский замок. В замковом строительстве преобладал романский стиль, что придавало сооружениям массивность и суровый вид. В культовом строительстве ярким примером готического стиля является оборонный храм — Троицкий костел в д. Ишкольдь (Барановичский район), возведенный в 1472 г. В д. Сынковичи (Зельвенский район) в конце XV — начале XVI в. была возведена церковь-крепость, выполнявшая также роль замка.

3. Примерами живописи XIV — начала XVI в. являются фрески и иконы. Православные и католические соборы, княжеские дворцы и храмы были украшены фресками — это роспись водяными красками по свежей штукатурке. Белорусские живописцы создали в это время множество икон, в т. ч. одну из самых известных сегодня — икону «Матерь Божья Умиление» из Малориты, относящуюся к XIV — началу XVI в. Стены и столбы костела в Ишкольди когда-то были украшены фигурами святых и орнаментом. Деревянные скульптуры святых, разрисованные красками, изображающие, например, Деву Марию с младенцем на руках, были обязательны для католических храмов. К XIV—XV вв. относится зарождение в Беларуси портретного искусства. Так, в замковой церкви в Витебске находился портрет Ульяны, на котором она была изображена вместе со своим мужем великим князем Ольгердом.

4. Формирование белорусской народности происходило с конца XIII по XVI в. Народность — это сообщество людей, сложившееся исторически и характеризующееся единством происхождения, языка, территории, схожестью психического состояния, этнического сознания. Формированию белорусской народности содействовало объединение белорусских земель в составе единого государства — ВКЛ. Сильная централизованная власть, установившаяся в конце XIV — начале XV в., положительно повлияла на развитие экономических связей между регионами страны. Начиная с Судебника 1468 г. формируется единое законодательство, окончательно сформировавшееся в Статуте ВКЛ 1588 г.

Свою роль в становлении белорусской народности сыграло православие. Абсолютное большинство восточнославянского населения в ВКЛ составляли православные верующие. После заключения между ВКЛ и Польшей Кревской унии 1385 г. православная церковь в ВКЛ была лишена прежних прав. Ягайло стремился сделать католическую церковь главенствующей в ВКЛ. Однако в середине и второй половине XV в. великие князья литовские Казимир и Александр подтвердили уравнение в имущественных правах феодалов-католиков и православных феодалов. ВКЛ стало первым государством в Средневековой Европе, в которой законодательно было закреплено равенство православной и католической церкви.

Признаком формирования народности стало складывание в XIV—XV вв. особенностей белорусского языка на основе среднебелорусской (минско-молодеченской) группы диалектов. Среди звуковых изменений особенно заметным стало «дзеканье», «цеканье», твердое произношение звука «р», «аканье», «яканье». Старобелорусский язык получил государственный статус языка официального делопроизводства в ВКЛ.

О формировании белорусской народности свидетельствовало употребление населением самоназваний. Названия русины и белорусцы больше относились к территории Подвинья и Поднепровья. Название литвины — к территории верховьев Немана (современная Гродненская область). Более позднее название полегиуки — Полесья (территория Брестской и Гомельской областей). Такие названия являлись элементами этнического самосознания белорусского народа.

Формирование белорусской народности проявилось в возникновении особенного психического состояния белорусского народа. Белорусам свойственны стремление гармонично приспособить свой труд и отдых к определенному времени года, высокая духовность, терпимость, трудолюбие, отзывчивость и др.

У современных историков существуют разные версии относительно происхождения названия «Белая Русь». Одни связывают название со стороной света: белый цвет означал восток. Другие — с тем, что население Беларуси носило белые полотняные одежды, имело светлые волосы, белый цвет кожи. Третьи — с религиозной ситуацией: белая — значит православная, «чистая» в отличие от язычества («поганства»). Четвертые — с внешнеполитическими обстоятельствами: часть территории Беларуси, которая не была захвачена ни крестоносцами, ни ордынцами, оставалась вольной, свободной. Так, один из исторических источников под 1282 г. называет Полоцк крепостью Белой Руси. Более вероятно мнение о том, что название «Белая Русь» означало своеобразное «привилегированное» положение некоторых восточных земель Беларуси (Полоцкой и Витебской) в составе ВКЛ.

 

Новые явления в культуре в первой половине XVI в. были связаны с распространением Ренессанса — западноевропейской культуры XIV—XV вв. Этому способствовало то, что женой Сигизмунда І Старого в 1518г. стала Бона Сфорца, представительница известного рода из города Милана (Северная Италия). Вместе с ней приехало много итальянцев, в основном людей культуры. Это было время подъема светской науки и искусства, становления национального языка, литературы и самосознания у европейских народов. В основе Ренессанса лежат идеи гуманизма — системы мировоззрения, согласно которой человек является высшей ценностью.

В изобразительном искусстве активно развивается портретный жанр. В живописи создаются образы представителей знаменитых магнатских родов. К числу так называемых сарматских (рыцарских) портретов принадлежит портрет Юрия Радзивилла в рыцарских доспехах, которого за высокий рост и физическую силу прозвали «литовским Геркулесом». Название сарматского портрета возникло оттого, что шляхта вела свое происхождение якобы от древних сарматов, когда- то населявших наши земли. Появляется и такой новый вид изобразительного искусства, как гравюра. Элементы Ренессанса стали появляться также в скульптуре и архитектуре. При застройке городов Несвижа, Старого Быхова, Слуцка прослеживается стремление архитекторов к созданию «идеального» города. На смену суровым замкам приходят дворцово-замковые комплексы, соединяющие черты готики и Ренессанса. В культовом зодчестве ренессансные черты более всего проявились при строительстве протестантских храмов. Воздействие Ренессанса стало ощущаться даже в иконописи. На иконах белорусских иконописцев начинают отражаться детали повседневной жизни, канониченость образов сменяется показом человеческих чувств.

Важное место в литературе ВКЛ занимает выходец из белорусской земли, представитель латиноязычной поэзии Николай Гусовский. Находясь в Риме, по заказу папы римского он создал на латинском языке настоящий «гимн Отечеству» — свою знаменитую поэму «Песнь о зубре», где описал сцены охоты на зубров в Беловежской пуще, а также воспел время правления великого князя литовского Витовта. Поэма была издана в 1523 г. в Кракове. Дальнейшее развитие получило белорусско-литовское летописание. Лучшими его произведениями стали созданные в п.п. 16в. «Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского» и «Хроника Быховца». Ренессансные черты выразительно проявились в предисловиях и комментариях к переводам Библии Франциска Скорины. Гуманистические нотки звучат также в труде Михалона Литвина «О нравах татар, литвинов и московитов», изданный на латинском языке. В нем приводятся подробные сведения о жизни упомянутых в его названии народов, а также критикуется пьянство, взяточничество, лень, мотовство, что говорит о гуманистическом характере трактата. Новый жанр ренессансной литературы возник на почве религиозной полемики, развернувшейся в середине 16в. в связи с распространением в ВКЛ Реформации. Наиболее яркими протестантскими авторами стали Сымон Будный и Василий Тяпинский.

Важное значение для развития литературы и просвещения на белорусских землях в первой половине 16в. имело распространение книгопечатания. Основоположник книгопечатания на белорусских и других восточнославянских землях – Франциск Скорина. В 1517 г. он издал в Праге первую книгу «Псалтырь» с элементами разговорного старобелорусского языка. Около 1520г. Скорина переехал в Вильно, где издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». С распространением на белорусских землях книгопечатания стали возникать и типографии. Первая типография на территории Беларуси была основана в 1553г. в Бресте. Самые ранние печатные книги в ВКЛ были изданы на старобелорусском языке. В 16в. в ВКО действовала целая сеть типографий, выпустивших более 320 изданий на белорусском, церковнославянском, польском, латинском и других языках.

Билет № 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.006 с.)