ТОП 10:

Развитые страны с рыночной экономикой.



По методологии ЮНКТАДА к развитым странам относятся:

Америка: США, Канада

Европа: Австрия, Бельгия, Дания, Форрерские острова, Финляндия Франция, Германия, Гибралтар, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания.

Азия: Израиль, Япония.

Океания: Австралия, Новая Зеландия.

Методология МВФ выделяет индустриальные страны (тот же самый набор), но среди них выделяет еще “Семерку”*: Канада, США, Германия, Франция, Италия, Великобритания (+Россия).

Сейчас у МВФ существует еще одна группировка, которая тот же список стран подразделяет на

· Промышленные страны (“семерка”)

· Малые промышленные страны (все остальные из списка)

При всем разнообразии развитых (промышленных) стран их отличает высокий уровень производительных сил, интенсивный тип развития рыночной экономики. В этих странах сосредоточена подавляющая часть экономического и научно-технического потенциала мирового хозяйства, расположены главные финансовые центры, основные узлы коммуникации. РСРЭ отличает также активный процесс интернационализации производительных сил.

В настоящий момент наблюдаются следующие общие тенденции:

· Социализация экономики. Смысл социально-рыночной экономики: обеспечить социальный баланс в обществе. Предприниматель должен отдавать часть прибылей для обеспечения социальных потребностей общества. Появляется термин “смешанная экономика”, характеризующий многие страны РСРЭ. Смешанная экономика – это сложившийся в ходе исторического развития компромисс между механизмами рынка и традицией национального государства, которое считает себя носителем коллективного проекта (Ген. Комиссариат планирования Франции, 1946). Смешанная экономика – это не третий путь между рыночной и административной экономиками, ибо она полностью вбирает в себя принципы рыночного хозяйства.

· Дальнейшая денационализация предприятий. Государственные предприятия становятся акционерными.

· Рост акционерного капитала, уменьшение численности крупных фирм, являющихся фамильной, единоличной собственностью.

· Усиление процесса интернационализации производительных сил приводит к созданию промышленных корпораций гигантских размеров. Усиливаются процессы концентрации экономической власти, капитала и производства в руках ТНК. Они сегодня контролируют от 40 до 50% общего объема мировой торговли, составляя около 0,1% от общего количества.

· Происходит дальнейшее снижение значимости аграрного сектора с достаточным уровнем для внутреннего потребления. В настоящее время происходит абсолютное сокращение занятости при быстром росте производства.

· Сохраняется тенденция сокращения роли добывающей промышленности.

· Ведущей отраслью материального производства остается промышленность. В структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей: электроэнергетики, химической промышленности, электроники, сферы телекоммуникаций.

· Для РСРЭ характерны сегодня насыщенность производства техникой и квалифицированной рабочей силой, наличие платежеспособного спроса на товары и услуги самого разнообразного профиля.

· РСРЭ определяют новые схемы международного разделения труда (для США – Тихоокеанский бассейн как важнейшая сфера приложения капитала, для всех РСРЭ – размещение загрязняющих производств в РС).

Развивающиеся страны.

Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки – развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем страны эти разные.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государств и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы стран. Используя эти критерии, можно выделить пять групп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу образуют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, Ирак и др.). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение.

Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства.

Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию – страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (ВВП на душу населения – около 300 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

Последняя, пятая группа – наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (например, в Эфиопии – 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

К странам с переходной экономикой относятся:

§ Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

§ Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

§ Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и эти страны стали относить кразвитым странам, хотя а самом деле они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.01 с.)