Экологии, краеведения и туризма» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологии, краеведения и туризма»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

ЭКОЛОГИИ, КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»

Рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом Директор ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ

ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ _________________Д.В. Моргун

«____» _____________201____ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ

Возраст обучающихся: с 8 до 18 лет

Срок реализации программы: 2 года

Уровень программы: базовый, углублённый

Количество часов в год: 180/ 288 часов

Автор-составитель программы: Гегелия К.Д.

 

Программу реализует(ют) педагог(и) дополнительного образования:


Гринкевич В.Н. гпуппа «Пластун У»


 

 

МОСКВА

2016 г.


 

Содержание:

1. Введение

2.Пояснительная записка

· Актуальность программы

· Практическая значимость программы

· Вид программы

· Направления программы

· Цель

· Задачи

· Особенности подросткового возраста и концептуальные основы программы

· Режим занятий

· Механизм реализации программы, прогнозируемые результаты (по годам) и способы их проверки.

 

3. Учебно-тематический план

4. Содержание программы

5. Методическое обеспечение и условия реализации программы

6. Список литературы.


Введение.

Авторская углублённая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Поисково-исследовательская деятельность в воспитании детей и подростков» (далее -программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.05.2014).

Программа модифицирована в соответствии с Приказом Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 года № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году», и может быть реализована педагогами дополнительного образования детей в образовательных организациях Москвы и Российской Федерации.

Программа разработана в 2011 году, модифицирована в 2016 году.

 

Пояснительная записка.

Актуальность программы.

 

Одной из наиболее актуальных задач системы образования и воспитания подрастающего поколения нашей страны является возрождение системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Десятилетия равнодушия к истории Отечества, вал сомнительного качества «исторической» литературы в сочетании с резким социальным расслоением общества, ростом коррупции, и постоянным для среднестатистического гражданина чувством незащищённости и неуверенности в собственном будущем создали все условия для разрушения прежней системы нравственных ценностей. В числе таких ценностей было, к сожалению, и понятие патриотизма.

«Распад СССР двадцать лет назад, кроме геополитических, имел и еще одно серьезное последствие для нашей страны. Он обозначил тенденцию к «несовременности патриотизма» в новой России. На протяжении без малого десятка последующих лет все, что связано с патриотизмом и необходимостью его воспитания у молодежи, отвергалось с порога, над самим понятием «патриотизм» глумились те, кто никогда не видел своей сопричастности к общей истории, к единому живому организму, образующему многонациональный российский народ.

В наше сознание долго и весьма успешно вкладывалась мысль о том, что формирование патриотизма — это насилие над личностью и этого никак нельзя терпеть в современном обществе…» - пишет в своей статье «Что значит быть патриотом в современной России?» в интернет-издании «Просвещение» доктор исторических наук, профессор Александр Данилов.[1]

Результатом всех означенных процессов и событий стало воспитание целого поколения «родства непомнящих», создание и долговременная работа среди подростков и юношества профашистских организаций, опасное пренебрежение молодёжи к событиям истории России, к её месту в мире.

Проблема не осталась без внимания руководства страны. Трижды за последние десять лет принималась и успешно реализовывалась Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации (на 2001-2005, 2006-2010 и 2011-2015 годы). И в общем списке мероприятий патриотической направленности особое место занимает поисково-исследовательская работа, дающая в руки педагога не слово, а Дело.

Новизна программы.

Имеющиеся программы по поисково-исследовательской деятельности нацелены в основном на обеспечение безопасности поисковых работ на местности и углубление знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны данной программе без ущерба соображениям безопасности делается основной упор на этические проблемы поисковой работы и исследовательскую деятельность.

В программу также включены темы: ориентирование на местности, туристские навыки, подготовка к походу и другие.

Количество часов, выделяемых на изучение данных тем, обусловлено необходимостью не только научить подростков жить и работать в условиях полевых экспедиций и походах, но постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью закрепления туристских навыков и повышения безопасности выездных мероприятий.

Также в программа впервые направлена прежде всего на работу с обучающимися, мотивированными как на дальнейшие занятия поисково-исследовательской деятельностью в области военной истории, так и на помощь педагогу в работе с обучающимися первого года обучения.

 

 

Категория обучающихся.

Возраст обучающихся - 8-18 лет.

Он определяется законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"", законом Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», ведущим типом психологической деятельности подростков и их физическими возможностями.

Срок реализации программы.

Срок реализации программы два года: 5 часов в неделю – 180 часов – 36 недель; 8 часов в неделю – 288 часов в год. Материал каждого года разделён на два блока: основной и вариативный. С сентября по май занятия проводятся по учебно-тематическому плану основного блока, в летнее время – вариативного. Вариативный блок «Мы идём в поход» - это специальная часть программы, посвящённая подготовке конкретного выездного мероприятия и разработке отчёта о нём. Все материалы вариативного блока находятся в Приложении 1.

Формы организации образовательной деятельности, режим и формы проведения занятий.

Занятия могут проводиться:

· 3 раза в неделю по 2 часа (оптимальное расписание);

· 2 раза в неделю по 3 часа;

· один раз 2 часа в будний день и один раз 4 часа в выходные дни.

Допускается перенос занятий на выходные дни и соединение нескольких тем в одну для проведения выездного занятия или однодневного похода.

Занятия групповые, проводятся всем составом объединения.

Оптимальный состав группы 12-15 человек. Набор детей в учебные группы свободный, но необходимы медицинский допуск к занятиям и письменное согласие родителей.

В медицинском допуске должны быть конкретно указаны виды деятельности, к которым допущен обучающийся, возможные районы работ и природные и климатические условия в этих районах. Например: «допущен к участию в экскурсиях, походах выходного дня, тренировках и соревнованиях по туристическому многоборью, краеведческих и поисковых экспедициях, в том числе в экспедициях в южные регионы и работе в условиях жаркого климата».

Разрешение желательно получать от родителей после личной беседы, а не через ребёнка, так как подростки не всегда могут донести до родителей полную информацию о содержании занятий и выездных мероприятиях, что провоцирует впоследствии непонимание и конфликты.

В течение учебного года согласно утверждённого руководителем образовательного учреждения расписания проходят теоретические и практические занятия в помещении и на местности: лекции, беседы, практические занятия на местности, выездные занятия, ролевые и деловые игры, дискуссии, совместная исследовательская и проектная деятельность.

Вне сетки часов в соответствии с отдельно утверждаемым руководством образовательной организации планом обучающиеся могут принимать участие в:

- работе в архивах Российской Федерации;

- степенных тренировочных походах;

- учебных поисково-исследовательских экспедициях длительностью до трёх недель в рамках мероприятий Всероссийской Вахты памяти (сроки проведения экспедиций соответствуют срокам проведения мероприятий Вахты);

- учебно-тренировочных Вахтах Памяти, организованных крупными поисковыми объединениями;

- больших ролевых играх;

- фестивалях исторической реконструкции;

- краеведческих конкурсах и викторинах;

- слётах и соревнованиях по оздоровительному туризму и спортивному ориентированию на местности;

- добровольческих и поисковых форумах, слётах, семинарах, конференциях;

- конкурсах исследовательских, проектных и творческих работ;

- патриотических и военно-патриотических мероприятиях;

- прочих мероприятиях, соответствующих профилю программы.

 

Первый год обучения

Главная задача года: подготовка компетентного участника краеведческих и поисково-исследовательских мероприятий.

Параллельные задачи:

· развитие мотивации к исследовательской деятельности через участие в поисковой работе.

· обучение подростков правилам безопасной жизни и работы в природных условиях, безопасному поведению на местах бывших боевых действий и грамотной поисковой работе на местности.

Психологически это очень важный момент. Имея уже за плечами хотя бы одну поисково-исследовательскую экспедицию или поход по местам боевой славы, ребята осознают, что работа «в поле» - это лишь верхушка айсберга, а самая сложная, кропотливая и увлекательная деятельность начинается по возвращении. В противном случае подросток превращается в рядового копателя, заинтересованного исключительно в возможности вырваться из города и впоследствии похвастаться количеством найденных бойцов или артефактов. Цель программы в этой ситуации достигнута не будет.

 

Второй год обучения.

Главная задача года: углублённая подготовка и профессиональная ориентация обучающиеся, проявивших способности в исследовательской, организаторской и педагогической деятельности.

Параллельная задача: создание для обучающихся образовательной среды, позволяющей им как получить первичные профессиональные знания, так и проверить свой выбор в процессе исследовательской деятельности и/или живой работы со школьниками.

В учебный план второго года обучения введены такие необходимые для будущего руководителя группы разделы, как возрастная физиология и психология, психология группы, методики работы с подростками и оценки их личностных качеств. Также изучаются принципы организации и проведения коллективных творческих дел, ролевых игр, исторических реконструкций – как форм работы с учащимися а также как творческих форм поисковой деятельности.

По окончании обучения учащийся сумеет работать помощником или (по достижении совершеннолетия) заместителем руководителя группы.

Планируемые результаты освоения программы.

Главным результатом воспитания посредством организации совместной со значимыми взрослыми социально-актуальной деятельности должно стать наличие у подростка не словесно-эфемерной, а деятельной любви к окружающему миру и к своей Родине – как части этого мира, выраженной в твердой гражданской позиции, в желании и умении решать существующие проблемы, а не закрывать на них глаза и не ждать, что это сделает кто-то другой. Также важно, чтобы было достигнуто уважительное и неравнодушное отношение не к абстрактному человечеству в целом, а к конкретным людям.

Показатели успешного освоении программы:

· проявляемое на практике, во время походов и экспедиций знание правил и способов выживания в природных ситуациях;

· стремление к продолжению исследовательской и/или педагогической

деятельности, а также развитие на основе участия в исследованиях мотивации к последующему обучению в профильных ВУЗах;

· участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 80% обучающихся; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы, не менее 50% обучающихся.

 

. По окончании первого года обучения:

обучающиеся должны знать:

- Правила безопасного поведения в природе (в походах, экспедициях,

на слетах и соревнованиях).

- Правила техники безопасности при проведении полевых поисковых работ

на местности.

- Правила подготовки и проведения похода выходного дня, степенного похода, поисково-исследовательской экспедиции.

- Цели и задачи поисковой работы.

- Основные положения нормативно-правовой базы туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

- Основные этапы истории поискового движения России.

- Основные события Великой Отечественной войны.

- Историю боевых действий в районе работы группы.

- Анатомию человеческого скелета, расовые, половые и возрастные особенности

его строения.

- Виды наиболее часто встречающихся взрывоопасных предметов,

принцип их действия.

- Правила оказания первой доврачебной помощи, способы вызова специальных служб.

- Основы техники проведения полевых поисковых работ на местности.

- Алгоритм организации и проведения полевой военно-поисковой экспедиции.

- Принципы организации архива.

- Правила хранения и выдачи документов.

- Правила работы в архиве.

-Алгоритм работы в архиве по определенной тематике.

- Принципы организации музея, выставки, временной экспозиции.

- Алгоритм создания экспозиции.

- Направления деятельности музеев.

- Виды музеев.

- Основные черты исследовательской деятельности и её отличие от написания рефератов и разработки и реализации проектов.

- Алгоритмы сбора материала для исследований, его обработки и дальнейшего

использования.

-Алгоритмы проведения исследований по запросам населения.

 

обучающиеся должны уметь:

- Подготовиться к участию в выездном мероприятии (собрать рюкзак,

подобрать личное снаряжение, выполнить соответствующую назначенной должности часть работы по подготовке мероприятия).

- Ориентироваться на местности с помощью компаса и карты.

- Ставить бивак и организовывать туристский быт.

- Оказывать первую доврачебную помощь при несложных травмах или простудных заболеваниях.

- Вызывать помощь к пострадавшему всеми доступными для конкретной ситуации способами.

- Производить поиск останков солдат, эксгумацию, перенесение и захоронение.

- Грамотно обращаться с находками.

- Правильно вести себя в случае обнаружения взрывоопасного предмета.

- Под руководством педагога организовать и провести работу в архиве.

- Из имеющихся документов составить архив работы группы за определённый временной промежуток.

- Самостоятельно организовать временную передвижную выставку по тематике работы группы.

- Разработать под руководством педагога и самостоятельно проводить экскурсии по созданной выставке.

- Организовать и провести двухнедельную экспедицию при минимальном

участии педагога.

- Провести под руководством педагога исследование на актуальную тему (поставить задачу, выбрать методы работы, собрать и проанализировать исследовательский материал, сделать выводы) оформив его результаты в виде статьи или отчёта.

 

По окончании второго года обучения:

обучающиеся должны знать:

- Физиологические и психологические особенности подросткового возраста.

- Ведущие типы психической деятельности, её возрастные особенности.

- Правовые аспекты организации экспедиционной группы (поискового отряда).

- Психологические и педагогические принципы организации экспедиционной группы

(поискового отряда).

- Этапы развития группы.

- Историю возникновения, виды и алгоритмы разработки коллективных

творческих дел, ролевых игр и исторических реконструкций.

 

обучающиеся должны уметь:

- Самостоятельно проводить исследовательскую работу по результатам экспедиций.

- Самостоятельно работать в архивах.

- Самостоятельно разработать и провести учебный сбор, однодневную ролевую

игру или реконструкцию (педагог в данном случае присутствует в роли консультанта).

- Руководить в экспедиции и во время учебного процесса небольшой группой

(звеном, отделением и т.д.) подростков, организуя их деятельность на

конкретном этапе мероприятия (при этом общее руководство осуществляется

педагогом).

- С помощью тестирования и наблюдений определять этап развития группы,

уровень отношений в ней, место и рейтинг каждого подростка.

- Работать в экспедиции в должности помощника, а по достижении

совершеннолетия заместителя руководителя группы.

 

Содержание программы.

 

Учебно-тематический план первого года обучения.

 

Тема Всего часов Теория Практика
1. Техника безопасности     -
2. Основы выживания в природных условиях      
2.1 Нормативно-правовая база детско-юношеского туризма, виды выездных мероприятий.      
2.2 Туристские навыки и быт      
2.3 Основы ориентирования на местности      
2.4 Техника пешеходного туризма.      
2.5 Основы гигиены и первая доврачебная помощь.      
3. Поисковое движение.      
3.1 История поискового движения в СССР      
3.2 История поискового движения в родном крае      
3.3 Международное военно-мемориальное сотрудничество.     -
3.4 Состояние, проблемы и перспективы развития современного поискового движения     -
3.5 Нормативно-правовая база поискового движения      
3.6 Современный поисковый отряд      
4. История Великой Отечественной Войны      
4.1 Что такое фашизм?      
4.2 Основные этапы Второй Мировой войны       -
4.3 Основные сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.      
4.4 События Великой Отечественной войны в истории родного края   -  
4.5 Основные боевые действия на территории работы отряда      
5. Теория и практика поисковой работы      
5.1 Классическая и военная археология.      
5.2 Составляющие поисковой работы      
5.3 Технология полевых поисковых работ на местности      
5.4 Основы анатомии      
5.5 Бойцы РККА      
5.6 Бойцы иностранных армий      
5.7 Виды и типы оружия и боеприпасов времен Великой Отечественной войны      
5.8 Подготовка и проведение поисково-исследовательских экспедиций      

 

6. Архивное дело.      
6.1 История архивного дела.     -
6.2 Нормативно-правовая база архивного дела.     -
6.3 Архивы России и мира.      
6.4 Теория и практика архивного дела.      
7. Музейное дело.      
7.1 История музейного дела.     -
7.2 Нормативно-правовая база музейного дела.     -
7.3 Военные музеи России.      
7.4 Теория и практика музейного дела.      
8. Проектно-исследовательская деятельность.      
8.1   Участие в проектно-исследовательской деятельности отряда.      
8.2 Конкурсы, конференции, фестивали.      
9. Основы строевой подготовки      
ВСЕГО:      

 

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения.

Туристские навыки и быт.

Личное снаряжение: рюкзаки, спальные мешки, коврики, одежда, обувь, аксессуары. Групповое снаряжение: палатки, тенты, снаряжение для бивака. Уход за снаряжением.

Устройство бивака: выбор места, структура бивака, сезонные особенности, сходство и различия туристских и экспедиционных биваков. Правила разжигания костра, виды костров.

Питание в полевом выезде и его зависимость от типа мероприятия, времени года, физической нагрузки. Продуктовая раскладка. Закупка, расфасовка, транспортирока и хранение продуктов. Приготовление пищи на костре и газовой горелке.

Режим дня в походе и экспедиции, его значение для успешного проведения выездного мероприятия.

Должности в туристском походе и краеведческой экспедиции.

 

Практические занятия: подбор вещей для выезда и сборка рюкзака, тренировки по выбору места для бивака, установке палаток, разжиганию костра, приготовлению пищи, распределению должностей для похода выходного дня и выполнению обязанностей по каждой должности. Расчёт потребности в питании, составление продуктовой раскладки. Расфасовка продуктов.

Что такое фашизм?

Причины возникновения, идеология и преступления фашистских режимов.

 

Практические занятия: просмотр кинофильмов «Иди и смотри» и «Ночь и туман».

.

Основы анатомии.

Строение человеческого скелета, половые и расовые признаки. Документирование находок, составление отчётов.

 

Практические занятия: работа с муляжом человеческого скелета, анатомическими атласами. Составление протокола эксгумации по образцу.

Бойцы РККА.

Униформа родов войск. Знаки различия по воинским званиям (солдаты и матросы, сержанты, офицеры, высший командный состав). Документы, удостоверяющие личность. Личные вещи, обмундирование, снаряжение. Наградная система и награды РККА.

 

Практические занятия: работа с тематической литературой и учебными экспонатами.

Бойцы иностранных армий.

Униформа родов войск. Знаки различия по воинским званиям (солдаты и матросы, сержанты, офицеры, высший командный состав). Документы, удостоверяющие личность. Личные вещи, обмундирование, снаряжение. Наградная система и награды Вермахта.

 

Практические занятия: работа с тематической литературой и учебными экспонатами.

Подготовка и проведение поисково-исследовательских экспедиций

Планирование экспедиции, конструирование и ремонт снаряжения, закупки, разведка, проведение экспедиции, юридическое и документальное сопровождение.

 

Практические занятия: подготовка большой летней экспедиции.

Раздел 6. Архивное дело.

История архивного дела.

Обзорная лекция: устные архивы древнего мира; первые российские церковные и монастырские архивы; что хранилось в первых архивах; для чего использовались архивные документы; основатель теории архивоведения Яков фон Рамминген.

 

Архивы России и мира.

Архивный фонд Российской Федерации: государственная и негосударственная части. Архивы государственные и ведомственные, федеральные и муниципальные, профильные архивы. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

Основные военные архивы России: Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО), Российский государственный военный архив, Российский государственный военно-исторический архив, Российский государственный исторический архив, Центральный военно-морской архив Министерства обороны РФ, Российский государственный архив Военно-морского флота.

Национальные архивы стран СНГ и бывших союзных республик. Архивы других стран.

Семейный архив.

Практические занятия: работа с интернет-сайтами архивов, участие в создании отрядного каталога архивов.

Музейное дело.

История музейного дела.

Обзорная лекция: коллекция и музей; музеи Древней Греции и эпохи Возрождения; кунсткамеры – первые естественнонаучные музеи; музейное дело в 19-20 веках. Музейное дело в России: древнерусское собирательство, первые русские музеи петербургская Кунсткамера и музеи Московского университета. Ведущие современные музеи Российской Федерации. Музеи родного края.

 

Военные музеи России.

Основные военные музеи России: Центральный музей Вооружённых Сил, Центральный музей Великой Отечественной войны. Музеи родов войск: Центральный военно-морской музей, Военно-медицинский музей, Музей военно-воздушных сил и т.д. Музеи великих сражений: Бородинская панорама, Музей Куликовской битвы и т.д. Военные музеи родного края.

 

Практические занятия: экскурсия в один из военных музеев.

 

Раздел 5. Архивное дело.

Музейное дело.

Возрастная физиология.

Этапы возрастной физиологии. Особенности возрастной физиологии и гигиены подростков. Санитарно-гигиенические нормы физической нагрузки подростков в походах и экспедициях.

Практические занятия: разработка комплекса утренней зарядки в условиях поисково-исследовательской экспедиции. Разработка «санитарного кодекса» экспедиции. Разработка режима похода выходного дня для младших, средних и старших подростков.

 

8.2 Возрастная психология.

Этапы развития психики человека, ведущие типы психической деятельности. Особенности психического развития подростков. Социально-актуальная (общественно-полезная, общественно-значимая) деятельность, как ведущий тип психической деятельности подростков.

Нормативно-правовая база, алгоритмы проведения и этика психолого-педагогических наблюдений и исследований.

Практические занятия: психологическое тестирование (исключительно самотестирование! Любое взаимное тестирование незаконно!). Решение ситуативных задач.

Группа и её законы.

Понятие группы. Понятие малых групп. Группы формальные и неформальные. Понятие референтной группы.

Законы и периоды развития группы: деление групп по уровню группового сознания. Основные стили руководства группой. Основные этапы развития группы (по Ланцбергу) и выбор стиля руководства на каждом этапе.

Изолированная малая группа. Проблемы работы группы в полной или относительной изоляции в природных условиях. Понятие психологической совместимости.

 

Практические занятия: решение ситуативных задач. Определение этапа развития собственной группы. Разработка предложений по работе группы в условиях конкретной экспедиции.

 

Учебно-методическое обеспечение программы.

Первый год обучения.

№ п/п Раздел, тема программы Формы обучения Методы и приемы организации образовательного процесса Формы подведения итогов СТО. Дидактические материалы,
1. Техника безопасности
1.1. Техника безопасности. Лекция, беседа Словесный, ил­люстративный, наглядный. Тестирование, беседа Фото- и видеоматериалы, мультимедийный комплект, раздаточные материалы.
2. Основы выживания в природных условиях
2.1. Нормативно-правовая база детско-юношеского туризма, виды выездных мероприятий. Лекция, беседа, практическое занятие, просмотр видеоматериалов. Практический, наглядный, словесный, ил­люстративный. Устный опрос, наблюдение Видеоматериалы по видам туризма, раздаточный материал. мультимедийный комплект
2.2. Туристские навыки и быт. Лекция, беседа, практическое занятие, тренировка, просмотр видеоматериалов. Практический, наглядный, словесный, ил­люстративный, метод проблемного изложения Устный опрос, игра-соревнование. Личное и групповое снаряжение, продукты питания или их имитация, упаковочные материалы, таблицы, видеомате­риалы,раздаточный материал, мультимедийный комплект

 

2.3. Основы ориентирования на местности Лекция, беседа, практическое занятие, ролевая игра, тренировка, ролевая игра. Практический, наглядный, словесный, объяснительно-ил­люстративный, метод проблемного изложения Устный опрос, выполнение практических заданий, топографические диктанты, игра в топографическое лото, ролевая игра «Мы заблудились», соревнования. Компаса, курвиметры, образцы оформления контрольных пунктов, раздаточный картографический материал.
2.4. Техника пешеходного туризма. Лекция, беседа, просмотр видеоматериалов, практическое занятие, тренировка. Словесный, ил­люстративный, практический, наглядный, метод проблемного изложения. Устный опрос, Решение ситуативных задач, внутригрупповые соревнования. Видеоматериалы, раздаточные материалы, личное и групповое снаряжение, мультимедийный комплект
2.5. Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Лекция, беседа, практическое занятие, тренировка. Словесный, ил­люстративный, практический, наглядный, метод проблемного изложения. Тестирование, решение ситуационных задач, внутригрупповые соревнования. Раздаточный материал, тренажёр «Гоша», плакаты, образец походной аптечки, мультимедийный комплект
3. Поисковое движение
3.1. История поискового движения в СССР Лекция, просмотр видеоматериалов, работа со СМИ Практический, наглядный, словесный, ил­люстративный. Устный опрос. Видеоматериалы, раздаточные материалы, мультимедийный комплект
3.2. История поискового движения в родном крае Лекция, просмотр видеоматериалов, встреча с представителями поискового движения родного края. Практический, наглядный, словесный, ил­люстративный. Устный опрос. Видеоматериалы, раздаточные материалы, мультимедийный комплект
3.3. Международное военно-мемориальное сотрудничество. Обзорная лекция. Словесный, ил­люстративный. Устный опрос. Видеоматериалы, раздаточные материалы, мультимедийный комплект
3.4. Состояние, проблемы и перспективы развития современного поискового движения Обзорная лекция. Словесный, ил­люстративный. Устный опрос. Видеоматериалы, раздаточные материалы, мультимедийный комплект
3.5. Нормативно-правовая база поискового движения Обзорная лекция, практическое занятие. Словесный, ил­люстративный, практический, метод проблемного изложения. Решение ситуативных задач. Раздаточные материалы, мультимедийный комплект
3.6. Современный поисковый отряд Лекция, беседа, практическое занятие, дискуссия, самостоятельная общественно-полезная деятельность. Практический, наглядный, словесный, объяснительно-ил­люстративный, метод проблемного изложения Решение ситуативных задач, выполнение самостоятельных заданий, наблюдение. Материалы, связанные с деятельностью отряда, раздаточные материалы, мультимедийный комплект
4. История Великой Отечественной войны
4.1. Что такое фашизм? Лекция, беседа, просмотр кинофильмов. Практический, наглядный, словесный, объяснительно-ил­люстративный, метод проблемного изложения Устный опрос, решение ситуативных задач, наблюдение. Раздаточные материалы, в том числе книги и материалы СМИ, диск с к/ф «Иди и смотри» и «Ночь и туман», мультимедийный комплект.
4.2. Основные этапы Второй Мировой войны Лекция. Наглядный, словесный, объяснительно-ил­люстративный. Устный опрос. Картографические материалы, таблицы, видеоматериалы, материалы СМИ, мультимедийный комплект.

 

4.3. Основные сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Лекция, беседа, практическое занятие, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсия. Практический, наглядный, словесный, объяснительно-ил­люстративный, метод проблемного изложения Тестирование, устный опрос. Мемуарная литература, СМИ, копии документов военных лет, картографический материал, плакаты, схемы, видеоматериалы, мультимедийный комплект.
4.4. События Великой Отечественной войны в истории родного края Беседа, практическое занятие, экскурсия. Практический, наглядный, словесный, объяснительно-ил­люстративный, метод проблемного изложения Устный опрос, викторина.. Мемуарная литература, СМИ, копии документов военных лет, картографический материал, плакаты, схемы, видеоматериалы, мультимедийный комплект.
4.5. Основные боевые действия на территории работы отряда Лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия. Практический, наглядный, словесный, объяснительно-ил­люстративный, метод проблемного изложения Тестирование, устный опрос. Мемуарная литература, СМИ, копии документов военных лет, картографический материал, плакаты, схемы, видеоматериалы, мультимедийный комплект.
5. Теория и практика поисковой работы
5.1. Классическая и военная археология. Лекция, дискуссия. Практический, наглядный, словесный, объяснительно-ил­люстративный, метод проблемного изложения Устный опрос, решение ситуативных задач, наблюдение. Видеоматериалы, презентации, мультимедийный комплект.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.111 с.)