История развития клинической психологии. Выдающиеся зарубежные и отечественные психологи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития клинической психологии. Выдающиеся зарубежные и отечественные психологи



Раздел № 1

 

1. Медицинская психология: предмет, задачи, объект и методы исследования, связь с другими клиническими дисциплинами.

Клини́ческая психоло́гия (в устаревающей терминологии, медици́нская психоло́гия) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Разделы клинической психологии в себя включают:

1. психология больных людей;

2. психология лечебного взаимодействия;

3. норма и патология психической деятельности;

4. психология девиантного поведения;

5. психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;

6. неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.

 

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

· Психические проявления различных расстройств.

· Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.

· Влияние различных расстройств на психику.

· Нарушения развития психики.

· Разработка принципов и методов исследования в клинике.

· Психотерапия, проведение и разработка методов.

· Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Б.Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

· Наблюдение

· Беседа

· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)

· Биографический метод

· Изучение продуктов творчества

· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Связь с другими дисциплинами

1. Философией

2. Биологией (Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики)

3. Медициной

4. Точными науками (предоставляют и разрабатывают математический аппарат для обработки полученной в экспериментальных исследованиях информации)

5. Историей

6. Социологией

7. Педагогикой

8. Техническими науками

9. Филологией.

 

2. Психиатрия: предмет, задачи, объект и методы исследования, связь с другими клиническими дисциплинами.

Психиатрия - медицинская дисциплина, занимающаяся изу­чением диагностики и лечения, этиологии, патогенеза, распрост­раненности психических болезней и организации психиатричес­кой помощи населению.

Предмет психиатрии — психическое здоровье человека.

Задачи психиатрии:

1. Диагностика психических расстройств.

2. Изучение клиники, этиопатогенеза, течения и исхода психических заболеваний.

3. Изучение эпидемиологии психических расстройств.

4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний.

5. Разработка методов лечения психической патологии.

6. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.

7. Разработка методов профилактики психической патологии среди населения.

8. Вопросы организации психиатрической помощи населению.

Объект исследования - психический больной человек

Методы исследования

- клинический (основной) - сбор объективного и субъективного анамнеза жизни больного и болезни пациента, беседу с ним и наблюдение за его поведением для выявления психопатологических симптомов

- психологический - используется для объективизации психопатологических расстройств, которые были выявлены в клинической беседе с больным. С помощью психологических тестов можно определить в виде количественного показателя уровень интеллекта (показатель IQ), степень выраженности депрессии, преобладание тех или иных радикалов в складе личности и пр. В ходе работы с больным психиатр способен выявить тончайшие особенности мыслительных процессов, аффективности характера больного

- параклинический (лабораторный, КТ и МРТ для уточнения локализации и характера органического поражения головного мозга, ЭЭГ - диагностика эпилепсии)

Современная психиатрия тесно связана со многими смежными науками и прежде всего с биологическими, создающими предпосылки для успешного развития прикладных наук медицины, в том числе и психиатрии. Конкретные биологические исследования различных психических заболеваний проводятся на основе достижений таких фундаментальных наук, как нейрофизиология, биохимия, генетика, иммунология; неврология, акушерство и гинекология, онкология, хирургия и др.

 

 

3. История развития психиатрии. Основные мировые психиатрические школы

1. Донаучный период, простирающийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. Он характеризуется примитивно-теологическим пониманием аномального поведения больных. Полностью отсутствует какая-либо медицинская помощь при душевных болезнях, однако в это время происходит хотя и бессистемное, однако, крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

2. Эпоха древней греко-римской медицины. Началом ее условно можно считать VIIили VIвек до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Сделаны первые шаги в понимании психических расстройств вне теологических тенденций (учение Гиппократа о конституции и темпераменте, учение об истерии, взаимовлияние души и тела в развитии болезней), а также отмечаются зачатки организации помощи психически больным.

3. Средние века (эпоха инквизиции) характеризуются регрессом до уровня донаучного мировоззрения. Отношение к больным весьма противоречиво - от первых шагов по организации общественного призрения до уничтожения больных на кострах инквизиции.

4. Период, охватывающий 18 век и начало 19-го века - период становления психиатрии, как области медицины, эпоха Ф. Пинеля и Дж. Конолли, провозгласивших принципы ненасилия в отношении душевнобольных. Развертывается широкое строительство психиатрических больниц, в них проводятся исследовательские работы, на основании которых происходит становление симптоматологической психиатрии.

5. Эпоха нозологической психиатрии Э. Крепелина. Создание нозологической классификации психических расстройств. Вместе с тем, психиатрия, в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – «малая психиатрия».

6. Современный этап развития психиатрии – характеризуется расширением внебольничных форм психиатрической помощи, изучением социальных, психосоматических аспектов психических расстройств. Основными вехами этого этапа являются учение З. Фрейда о «бессознательном», а также «психофармакологическая революция».

 

1. Немецкая школа психиатрии основана на нозологической концепции Э.Крепелина, фундаментальных трудах по общей психопатологии и тщательном клинико-психопатологическом исследовании различных психических расстройств в динамическом их измерении.

2. Французская школа психиатрии, в противовес немецкой, базируется на статическом, синдромальном подходе, блестящих исследованиях в области психопатологии и вместе с тем недооценкой динамических аспектов психиатрической патологии.

3. Английская школа психиатрии характеризуется традиционно скептическим отношением к психопатологии и общей психопатологии, к нозологической концепции, конструированию сложных систем классификации психических расстройств. Британские психиатры предпочитают небольшое число простых диагностических терминов, различные тесты и шкалы, используемые для клинических, психофармакологических и эпидемиологических исследований, а также очень сдержанно относятся к принятию международных классификаций психических расстройств.

4. Скандинавская школа психиатрии отличается индивидуальным подходом к каждому пациенту, признанием особой роли внешних факторов в развитии психического расстройства, расширением рубрик реактивных психозов и промежуточной группы функциональных психозов за счёт сужения рамок эндогенных психозов, высоким уровнем развития внебольничной и социальной помощи психиатрическим пациентам, разработкой многоосевых принципов классификации психиатрических расстройств.

5. Американская психиатрическая психиатрия отличается эклектичностью, отсутствием определённой теоретической концепции, относительно поверхностным отношением к проблемам психопатологии и динамическим аспектам психиатрической патологии.

Что касается русской школы психиатрия, то стоит более близко к немецкой, нежели какой-то другой школе, в ней сочетаются стремление к высокому клиническому мастерству, тенденция к разработке глубоких теоретических проблем психопатологии, системный подход к пониманию психиатрической патологии и традиционно гуманное отношение к психиатрическим пациентам. Советский период русской психиатрической школы оказался достаточно драматическим и тем не менее поразительно плодотворным, так как за 70 лет существования СССР страна находилась в состоянии непрерывной войны и/или в условиях экономической блокады восстанавливала свою жизнь, и тем не менее, именно советские исследователи подняли психиатрию на мировой уровень. В постсоветский период русская психиатрия, по мнению некоторых исследователей, неуклонно деградирует, она занята, в основном, переписыванием и перетолковыванием иностранных текстов, ей во всё растушей степени свойственен отказ от традиционных ценностей научной психиатрической мысли, тенденция к преобладанию клинико-статистических исследований. В целом упомянутый перечень известных школ психиатрии имеет явный отпечаток евроцентризма. В литературе, например, отсутствуют или редко встречаются сколько–нибудь систематизированные сведения о школах психиатрии в Индии, Китае, Японии, в странах мусульманского мира, как если бы научной психиатрии в таких странах вовсе не было или её нет до сих пор, либо там механически используют какие-то европейские её версии.

 

Содержание понятий «эмоциональное выгорание» и «профессиональная деформация», их основные причины, симптомы, профилактика

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением.

Проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, негативизма по отношению как к пациентам (клиентам), так и к сотрудникам, ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Факторы развития

Развитию этого состояния способствует необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с эмоциональной нагрузкой при взаимодействии с трудным контингентом. Способствует этому и отсутствие должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности.

Профессиональная деформация — искажение личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности.

Наиболее подвержены деформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, военные, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определённую картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях.

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций.

 

Психическое состояние.

Физическое состояние.

Навязчивые действия

2. По реакции личности на переживания

Отвлеченные Образные Контрастные
He сопровождаются аффективным напряжением Сопровождаются аффективным напряжением Развиваются в обстановке, исключающей возможность их выполнения

 

Дестигматизация

Вести разъяснительную работу через средства массовой информации. Тщательно готовить медицинских специалистов. Они должны знать и помнить, что их профессиональный долг − дестигматизация психически больных. Не допускать неверного распространения информации о такой патологии. Акцент нужно делать на личность больного, а не на саму болезнь. Общество должно знать, что психически больной человек также имеет чувства, потребности, комплекс этических и моральных норм. Не допускать при разговоре с больными жаргонных элементов типа: "глюк", "дурдом", "психушка". Специалисты не должны разглашать сведения, которые нарушают конфиденциальность информации о конкретном пациенте. Самым современным способом информирования сегодня является Интернет.

 

Типы темперамента

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

 

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Характер - это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания.

Акцентуация характера

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы,, который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.

Раздел № 1

 

1. Медицинская психология: предмет, задачи, объект и методы исследования, связь с другими клиническими дисциплинами.

Клини́ческая психоло́гия (в устаревающей терминологии, медици́нская психоло́гия) — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.

Разделы клинической психологии в себя включают:

1. психология больных людей;

2. психология лечебного взаимодействия;

3. норма и патология психической деятельности;

4. психология девиантного поведения;

5. психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;

6. неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.

 

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

· Психические проявления различных расстройств.

· Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.

· Влияние различных расстройств на психику.

· Нарушения развития психики.

· Разработка принципов и методов исследования в клинике.

· Психотерапия, проведение и разработка методов.

· Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Б.Д. Карвасарский считает, что объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, которые связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием.

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

· Наблюдение

· Беседа

· Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)

· Биографический метод

· Изучение продуктов творчества

· Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

· Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Связь с другими дисциплинами

1. Философией

2. Биологией (Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики)

3. Медициной

4. Точными науками (предоставляют и разрабатывают математический аппарат для обработки полученной в экспериментальных исследованиях информации)

5. Историей

6. Социологией

7. Педагогикой

8. Техническими науками

9. Филологией.

 

2. Психиатрия: предмет, задачи, объект и методы исследования, связь с другими клиническими дисциплинами.

Психиатрия - медицинская дисциплина, занимающаяся изу­чением диагностики и лечения, этиологии, патогенеза, распрост­раненности психических болезней и организации психиатричес­кой помощи населению.

Предмет психиатрии — психическое здоровье человека.

Задачи психиатрии:

1. Диагностика психических расстройств.

2. Изучение клиники, этиопатогенеза, течения и исхода психических заболеваний.

3. Изучение эпидемиологии психических расстройств.

4. Исследование воздействия лекарств на патоморфоз психических заболеваний.

5. Разработка методов лечения психической патологии.

6. Разработка способов реабилитации больных с психическими заболеваниями.

7. Разработка методов профилактики психической патологии среди населения.

8. Вопросы организации психиатрической помощи населению.

Объект исследования - психический больной человек

Методы исследования

- клинический (основной) - сбор объективного и субъективного анамнеза жизни больного и болезни пациента, беседу с ним и наблюдение за его поведением для выявления психопатологических симптомов

- психологический - используется для объективизации психопатологических расстройств, которые были выявлены в клинической беседе с больным. С помощью психологических тестов можно определить в виде количественного показателя уровень интеллекта (показатель IQ), степень выраженности депрессии, преобладание тех или иных радикалов в складе личности и пр. В ходе работы с больным психиатр способен выявить тончайшие особенности мыслительных процессов, аффективности характера больного

- параклинический (лабораторный, КТ и МРТ для уточнения локализации и характера органического поражения головного мозга, ЭЭГ - диагностика эпилепсии)

Современная психиатрия тесно связана со многими смежными науками и прежде всего с биологическими, создающими предпосылки для успешного развития прикладных наук медицины, в том числе и психиатрии. Конкретные биологические исследования различных психических заболеваний проводятся на основе достижений таких фундаментальных наук, как нейрофизиология, биохимия, генетика, иммунология; неврология, акушерство и гинекология, онкология, хирургия и др.

 

 

3. История развития психиатрии. Основные мировые психиатрические школы

1. Донаучный период, простирающийся с древнейших времен до появления эллинской медицины. Он характеризуется примитивно-теологическим пониманием аномального поведения больных. Полностью отсутствует какая-либо медицинская помощь при душевных болезнях, однако в это время происходит хотя и бессистемное, однако, крайне важное для будущего накопление разрозненных фактов и наблюдений, получивших образное запечатление в мифологии и народной поэзии.

2. Эпоха древней греко-римской медицины. Началом ее условно можно считать VIIили VIвек до нашей эры, когда впервые появились попытки оказать помощь душевнобольным, заболевание которых стало рассматриваться, как явление естественного порядка, требующее принятия каких-то естественных мер. Сделаны первые шаги в понимании психических расстройств вне теологических тенденций (учение Гиппократа о конституции и темпераменте, учение об истерии, взаимовлияние души и тела в развитии болезней), а также отмечаются зачатки организации помощи психически больным.

3. Средние века (эпоха инквизиции) характеризуются регрессом до уровня донаучного мировоззрения. Отношение к больным весьма противоречиво - от первых шагов по организации общественного призрения до уничтожения больных на кострах инквизиции.

4. Период, охватывающий 18 век и начало 19-го века - период становления психиатрии, как области медицины, эпоха Ф. Пинеля и Дж. Конолли, провозгласивших принципы ненасилия в отношении душевнобольных. Развертывается широкое строительство психиатрических больниц, в них проводятся исследовательские работы, на основании которых происходит становление симптоматологической психиатрии.

5. Эпоха нозологической психиатрии Э. Крепелина. Создание нозологической классификации психических расстройств. Вместе с тем, психиатрия, в связи с огромным усилением так называемой нервности в широких слоях населения все более выходит за пределы специальных больниц и быстрыми шагами приближается к повседневной жизни. Изучение пограничных состояний – неврозов и психоневрозов – подает повод к созданию нового, скоро получившего права гражданства термина – «малая психиатрия».

6. Современный этап развития психиатрии – характеризуется расширением внебольничных форм психиатрической помощи, изучением социальных, психосоматических аспектов психических расстройств. Основными вехами этого этапа являются учение З. Фрейда о «бессознательном», а также «психофармакологическая революция».

 

1. Немецкая школа психиатрии основана на нозологической концепции Э.Крепелина, фундаментальных трудах по общей психопатологии и тщательном клинико-психопатологическом исследовании различных психических расстройств в динамическом их измерении.

2. Французская школа психиатрии, в противовес немецкой, базируется на статическом, синдромальном подходе, блестящих исследованиях в области психопатологии и вместе с тем недооценкой динамических аспектов психиатрической патологии.

3. Английская школа психиатрии характеризуется традиционно скептическим отношением к психопатологии и общей психопатологии, к нозологической концепции, конструированию сложных систем классификации психических расстройств. Британские психиатры предпочитают небольшое число простых диагностических терминов, различные тесты и шкалы, используемые для клинических, психофармакологических и эпидемиологических исследований, а также очень сдержанно относятся к принятию международных классификаций психических расстройств.

4. Скандинавская школа психиатрии отличается индивидуальным подходом к каждому пациенту, признанием особой роли внешних факторов в развитии психического расстройства, расширением рубрик реактивных психозов и промежуточной группы функциональных психозов за счёт сужения рамок эндогенных психозов, высоким уровнем развития внебольничной и социальной помощи психиатрическим пациентам, разработкой многоосевых принципов классификации психиатрических расстройств.

5. Американская психиатрическая психиатрия отличается эклектичностью, отсутствием определённой теоретической концепции, относительно поверхностным отношением к проблемам психопатологии и динамическим аспектам психиатрической патологии.

Что касается русской школы психиатрия, то стоит более близко к немецкой, нежели какой-то другой школе, в ней сочетаются стремление к высокому клиническому мастерству, тенденция к разработке глубоких теоретических проблем психопатологии, системный подход к пониманию психиатрической патологии и традиционно гуманное отношение к психиатрическим пациентам. Советский период русской психиатрической школы оказался достаточно драматическим и тем не менее поразительно плодотворным, так как за 70 лет существования СССР страна находилась в состоянии непрерывной войны и/или в условиях экономической блокады восстанавливала свою жизнь, и тем не менее, именно советские исследователи подняли психиатрию на мировой уровень. В постсоветский период русская психиатрия, по мнению некоторых исследователей, неуклонно деградирует, она занята, в основном, переписыванием и перетолковыванием иностранных текстов, ей во всё растушей степени свойственен отказ от традиционных ценностей научной психиатрической мысли, тенденция к преобладанию клинико-статистических исследований. В целом упомянутый перечень известных школ психиатрии имеет явный отпечаток евроцентризма. В литературе, например, отсутствуют или редко встречаются сколько–нибудь систематизированные сведения о школах психиатрии в Индии, Китае, Японии, в странах мусульманского мира, как если бы научной психиатрии в таких странах вовсе не было или её нет до сих пор, либо там механически используют какие-то европейские её версии.

 

История развития клинической психологии. Выдающиеся зарубежные и отечественные психологи

Клиническая психология как самостоятельная научное направление сформировалось в XXвеке, но ее истоки исходят из глубокой древности.

Мыслители Древнего Рима сформулировали общечеловеческие взгляды на отношения между людьми. Например, Цицерону принадлежат слова: «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу».

Врачи Древнего Египта при обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента. В донаучную веру практиковали магическое воздействие на человека словом, мимикой, пантомимикой с целью внушения (суггестии). В египетских папирусах обнаружены тексты целебных заклинаний от ста различных заболеваний.Свод законов Хаммурапи (Месопотамия, около 2000 лет до н. э.) включал положения о медицинской этике. Врачебная этика поддерживалась не только значительными размерами вознаграждения, но и системой наказаний, которым подвергали врачей, совершивших проступки или обнаруживших невежество. В этот период были сформулированы законы, направленные на охрану здоровья.

Исследования И. Мюллера, Клода Бернара, И. М. Сеченова положили начало к изучению функциональных изменений в организме и широкому использованию функциональных (инструментальных) методов в распознавании болезней.

В начале XXвека значительно возрастает авторитет французской медицинской школы.

Крупнейшие ее представители (Морель, Шарко, Бернгейм, Жане, Бабинский, Маньян) подтверждали роль психики в развитии болезней внутренних органов.

До середины XXвека ведущими в объяснении психической деятельности оставались материалистические позиции, недооценивание влияния на здоровье человека психологических факторов. На смену анатомо-материалистическому пониманию патологических процессов и чрезмерному увлечению инструментально-лабораторной диагностикой и лечению стало появление в началеXXвека психоанализа, основоположником которого был З. Фрейд.

Ярчайшие представители отечественной медицины, М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, Н. И. Пирогов неоднократно подчеркивали необходимость обязательного учета психологии больного.

Важный вклад в развитие психологии внес И. М. Сеченов (1829-1905). Работы Сеченова сыграли существенную роль в понимании истоков самосознания.

Знаменитый отечественный хирург Н. И. Пирогов и отец российской педиатрии Н. Ф. Филатов учат заботиться о больном и никогда не забывать о его сложном душевном состоянии.

Боткин С. П. (1832-1889) и Г. А. Захарьин (1829-1897) провозгласили принципы целостности организма больного, единство психического и соматического.

Основатель московской школы психиатров С. С. Корсаков (1854-1900) впервые выделяет «психическое лечение» в самостоятельный раздел. А. И. Яроцкий (1868-1944) в 1908 году сформулировал глубокую мысль о том, что полнота и прочность миросозерцания человека во многом определяют его общественное положение и здоровье.

И. П. Павлов (1849-1936) изучая нервную регуляцию функций внутренних органов, показал, что психические факторы влияют на секрецию слюны и поджелудочного сока.

Наряду с развитием Павловской физиологии В. М. Бехтерев (1857-1927) со своими сотрудниками внес много нового в морфологию и физиологию головного мозга, в медицинскую психологию и психотерапию. В 1885 году В. М. Бехтерев открыл первую в России экспериментально-психологическую лабораторию при медицинском факультете Казанского университета.

Его ученики – сотрудники научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге В. Н. Мясищев, М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. К. Мягер, Б.Д. Карвасарский и другие являются основоположниками современного этапа развития клинической психологии в нашей стране.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.1 с.)