Исследования проблем одаренности в отечественной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования проблем одаренности в отечественной психологии.



(К теме 2)

Вопросы для подготовки:

1. Теория способностей Б.М. Теплова.

2. Теория общих способностей В.Н. Дружинина.

3. Концепция развития одаренности Д.Б. Богоявленской.

4. Идеи изучения одаренности Б.Б. Коссов.

5. Н.С. Лейтес о развитии одаренности в зависимости от возраста учащегося.

Задание:

1. Разработка аналитической таблицы «Отечественные исследования одаренности».

2. Разработка глоссария «Психология одаренности».

 

Современные концепции одаренности.

(К теме 3)

Вопросы для подготовки:

1. Развитие художественной одаренности детей.

2. Развитие одаренных детей в спорте.

3. Развитие одаренности детей в процессе активной деятельности.

4. Теории компенсации способностей.

5. Теории развития творческих способностей.

Задание:

Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов по проблемам одаренности.

 

4.Зарубежный опыт развития одаренности.

(К теме 4)

Вопросы для подготовки:

1. Развитие и поддержка одаренности детей и подростков в США.

2. Опыт работы с одаренными детьми во Франции и Германии.

3. Развитие одаренности в системах образования скандинавских стран.

4. Региональные особенности развития одаренных детей в Китае и Японии.

Задание:

Разработка аналитической таблицы «Сравнение систем поддержки одаренности за рубежом».

Отечественный опыт работы с одаренными детьми.

(К теме 5)

Вопросы:

1. Опыт работы с одаренными детьми в специализированных образовательных учреждениях при университетах.

2. Профильное обучение как средство развития одаренности в школах.

3. Система конкурсов и олимпиад как формы работы с одаренными детьми.

4. Формы развития одаренности в системе дополнительного образования.

5. Методы работы с одаренными детьми с использованием ресурсов интернета.

Задание:

Разработка и презентация программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Возрастные особенности одаренных детей.

(К теме 6)

Вопросы для подготовки:

1. Проявления и выявление одаренности в дошкольном возрасте.

2. Проявление одаренности в младшем школьном возрасте.

3. Одаренность в подростковом возрасте.

4. Скрытая одаренность и её проявления.

Задание:

1. Составление аналитической таблицы «Эмпирические исследования психологических особенностей одаренных детей».

2. Написание эссе «Одаренный ребенок – какой он и как с ним работать?».

 

Методики диагностики при работе с одаренными детьми.

(К теме 7)

Работа с диагностическими методиками измерения одаренности.

Задание:

Разработка аннотированного каталога методик выявления одаренности в разных возрастах.

 

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

 

Реферат – это изложение в письменном виде информации из различных литературных источников (книг, статей, научных сборников и др.), которые раскрывают заданную тему.

План

1. Определить тему. Тема должна быть актуальна для науки и практики, интересна автору. Желательно, чтобы в теме содержалось противоречие, благодаря этому будет легко отталкиваться, выстраивая повествование.

2. Найти литературные источники, в которых отражается сущность проблемы, имеющейся в теме. Составить список литературы.

3. Ознакомиться с точкой зрения различных ученых, выписать цитаты из книг и статей. Важно употреблять для изложения мысли только те слова, которые вам понятны. Значение непонятных терминов необходимо уточнять в словаре или справочнике. Таким образом, вы не только поймете тему глубже, но и пополните свой словарный запас.

4. Набросать черновой вариант работы.

5. Составить план.

6. Одобрить предварительный вариант у преподавателя.

7. Написать окончательный вариант работы.

Структура реферата и требования к его оформлению

Содержание реферата составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников.

Помните, что язык изложения материала должен быть простым и понятным. Не увлекайтесь терминологией. Все глаголы прописываются в форме второго лица множественного числа: мы думаем, мы считаем и т. д.

Допускаются речевые клише: «Стоит отметить», «Важно подчеркнуть», «Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что…» и т. п.

Язык работы создает впечатление об общем уровне культуры автора, поэтому не жалейте времени на его доработку.

 

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Структура и план эссе

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

1. Мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

§ вступление

§ тезис, аргументы

§ тезис, аргументы

§ тезис, аргументы

§ заключение.

Правила написания эссе

Из формальных правил можно назвать только одно – наличие заголовка.

Внутренняя структура может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.

Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о...», а заканчивается «Я пришел к следующим выводам...», эссеэто реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Темы рефератов и эссе

1. Развитие одаренности в сфере культуры и искусства.

2. Развитие одаренности в системе дополнительного образования.

3. Развитие одаренности детей и подростков в спорте.

4. Развитие одаренности в системе общего образования.

5. Диагностика и развитие музыкальных способностей.

6. Диагностика и развитие художественных способностей.

7. Особенности проявления скрытой одаренности.

8. Подходы к развитию одаренности в США.

9. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в России.

10. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в странах Скандинавии.

11. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в странах европейского Союза.

12. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в КНР.

13. Подходы к развитию одаренности детей и подростков в Японии.

14. Профильное обучение как способ развития одаренности.

15. Роль педагога в развитии детской одаренности.

16. Формы выявления одаренности детей и подростков.

17. Специализированные учебные заведения по работе с одаренными детьми.

18. Социальная поддержка развития одаренности в мировом сообществе.

19. Формы взаимодействия вузов и школ в развитии одаренности детей и подростков.

20. Роль родителей в развитии одаренности детей и подростков.

21. Новые методы диагностики одаренности детей и подростков.

22. Методы диагностики одаренности в дошкольном возрасте.

23. Государственные программы поддержки и развития детской одаренности в России.

24. Государственные программы поддержки и развития детской одаренности за рубежом.

25. Формы развития одаренности детей и подростков через Интернет.

6.3. Задания к контрольной работе по дисциплине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.013 с.)