Тема 7. Психология судебного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Психология судебного процесса.



 

Общая психологическая характеристика судебного процесса. Форми -рование убеждения и принятие решений судом. Психология рассмотрения уголовного дела в суде. Психологический анализ судебного процесса.

Коллегиальность и состязательность. Коллегиальные аспекты процесса. Случаи разногласия в судейской коллегии.

Семинарское занятие. Психология судебного процесса.

Практическое занятие. Психология судебного процесса.

Самостоятельная работа. Психология рассмотрения уголовного дела в суде. Психологический анализ судебного процесса.

Рекомендуемая литература:

Основная: [3, 4];

Дополнительная: [1, 5].

Тема 8. Исправительная (пенитенциарная) психология.

Предмет и задачи исправительной психологии. Режим и труд как факторы ресоциализации личности.

Перевоспитание и адаптация. Психология государственного принуждения. Психология сотрудников учреждений исполнения наказания.

Меры поощрения и взыскания. Применения особых мер безопасности.

Семинарское занятие: Исправительная (пенитенциарная) психология.

Самостоятельная работа. Меры поощрения и взыскания. Применения особых мер безопасности в ИУ.

Рекомендуемая литература:

Основная: [3, 4];

Дополнительная: [1, 2].

 

РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

ТЕМЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предмет, содержание и система юридической психологии. Философия права Психология и педагогика
Тема 2. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психология и педагогика Социология Деловое общение Конституционное право Административное право Гражданское право Гражданский процесс Криминалистика Нотариат Право социального обеспечения Семейное право Наследственное право
Тема 3. Психология преступного поведения. Психология и педагогика Конституционное право Административное право Гражданское право Гражданский процесс Предпринимательское право Земельное право Криминалистика Нотариат Право социального обеспечения Наследственное право
Тема 4. Психология юридического труда Психология и педагогика Конституционное право Административное право Гражданское право Гражданский процесс Предпринимательское право Земельное право Криминалистика Нотариат Право социального обеспечения
Тема 5. Судебная психология Психология и педагогика Уголовно-исправительное право Семейное право Наследственное право Философия права Жилищное право Наследственное право
Тема 6. Судебно-психологическая экспертиза Психология и педагогика Криминалистика Уголовно-исправительное право Основы международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Защита прав и свобод граждан в чрезвычайных ситуациях
Тема7. Психология судебного процесса. Психология и педагогика Криминалистика Уголовно-исправительное право Основы международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Защита прав и свобод граждан в чрезвычайных ситуациях Конституционное право Административное право Гражданское право Гражданский процесс Право социального обеспечения Семейное право Наследственное право
Тема 8.Исправительная (пенитенциарная) психология. Психология и педагогика Криминалистика Уголовно-исправительное право Основы международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Защита прав и свобод граждан в чрезвычайных ситуациях Наследственное право

5. Методические рекомендации по организации изучения

учебной дисциплины «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации программы учебной дисциплины «Юридическая психология» используется инновационная образовательная технология - технология дискуссионного общения. На ее основе обучающемуся открывается то, что ранее было скрыто из-за одностороннего видения объекта, процесса, явления. В этой технологии проявляется равенство позиций, в результате они выступают как целости друг для друга.

Общими дидактическими целями семинарского занятия по юридической психологии являются:

· направление и помощь процессу обмена информацией;

· выявление многообразия точек зрения;

· обращение к личному опыту участников;

· поддержка активности участников;

· соединение теории и практики;

· взаимообогащение опыта участников;

· облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

· поощрение творчества и самостоятельности участников.

 

Семинарских занятий можно проводить, выбирая различные дискуссионные формы интерактивного обучения: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:

· обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы;

· моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;

· демонстрация, характерная для большинства проблем многозначности возможных решений.

Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения — диспут— «специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции».

Этапы проведения дискуссии:

1 этап. Подготовительно - мотивационный - связан с подготовкой дискуссии.

Цель обучения подготовительно - мотивационного блока является: стимулирование интереса к проблеме — предмету спора.

С этой целью подбираются яркие способы изложения позиции двух спорящих сторон, отрывки и цитаты из книг, содержащие элементы спора.

 

2 этап. Содержательно-операционный: организация пространства; установка правил ведения дискуссии; структурирование и регулирование дискуссии.

Цель обучения содержательно-операционного блока является овладение умениями пользоваться гипотезой, доказательством и опровержением как приемами познавательной деятельности.

Любая дискуссия предполагает умение пользоваться гипотезой, доказательством и опровержением как приемами познавательной деятельности. Гипотеза должна отличаться простотой, обладать доказательной силой, опираться на ранее полученные знания, содержать предположения, которые можно проверить.

Первым элементом дискуссии состоит из вступления, в котором обосновываются выбор темы, вопросы, уточняются условия дискуссии, указываются узловые моменты обсуждаемой проблемы, создается необходимый эмоциональный настрой.

Вторым элементом дискуссии является непосредственно спор. Во время обсуждения проблемы должна быть обстановка соучастия, в которой можно допускать ошибки, говорить неточности, ориентироваться на собственный опыт. Ведущим дискуссии может быть преподаватель или назначен один из курсантов, слушателей, студентов.

На этом этапе можно использовать следующие примеры активизации ее участников: заострение противоположных точек зрения, подбадривание и поощрение участников спора.

В ходе обсуждения преподаватель направляет обучающихся к выработке правильного решения. Не нужно торопиться отвергать ошибочные суждения, навязывать свою точку зрения. Управление ходом дискуссии производится при помощи различных направляющих, поясняющих, уточняющих вопросов.

3. этап. Аналитико-обобщающий блок ( оценочно-рефлексивный) - завершение дискуссии.

Цель обучения аналитико-обобщающего блока является: анализ выводов дискуссии, оценку правильности употребления присутствовавших в дискуссии понятий, глубины аргументов, умения использовать доказательства, опровержения, выдвигать гипотезы, учитывается культурный уровень дискуссии, умение делать выбор.

В заключительной части семинарского занятия необходимо не только указать путь решения обсуждаемой проблемы, но и поставить новые вопросы, требующие решения.

Необходимо оценить эффективность проведения дискуссии. Эффективность проведения дискуссии можно оценить по следующим критериям:

· удовлетворение, получаемое обучащимися после дискуссии;

· умение обучающихся правильно, логично изложить свое и чужое мнение;

· культура дискуссии, соблюдаемая обучающимися;

· умение обучающихся пользоваться приемами доказательства, опровержения, делать выбор;

· получение в ходе дискуссии новых знаний и нового социального опыта;

· умение обучающихся пользоваться имеющимися знаниями;

· умение встать на точку зрения другого;

· живой обмен мнениями в ходе дискуссии.

 

На лекционных занятиях используется мультимедийный проектор с комплектом презентаций.

Аудиторные занятия учебного курса юридической психологии для очной формы обучения составляют 54 часов, из них лекции — 22 часа (45%), семинарские и практические занятия —32 часа (55%). Интерактивное обучение составляет порядка 15 % от общего числа аудиторных часов.

2 ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Примерный перечень вопросов для экзамена

1. Психология личности и типология преступников

2. Психология справедливости судебных решений.

3. Психология деятельности арбитражного суда.

4. История развития юридической психологии.

5. Правовая социализация и правосознание.

6. Психология подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.

7. Психология судебного заседания и судебного ритуала.

8. Психология деятельности адвоката. Профессиограмма адвоката.

9. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.

10. Формулирование вопросов судебному психологу-эксперту.

11. Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском
судопроизводстве.

12. Психологические особенности несовершеннолетних преступников.

13. Психология преступной группы.

14. Психология вины.

15. Психология следственной деятельности. Профессиограмма следователя.

16. Психология достоверности доказательств.

17. Причины обязательного назначения судебно-психологической
экспертизы в уголовном судопроизводстве.

18. Психология судебной деятельности. Профессиограмма судьи.

19. Психология деятельности прокурора. Профессиограмма прокурора.

20. Психология наказания и исправления преступников.

21. Изучение личности осужденного к лишению свободы и методы его ресоциализации.

22. Психология допроса.

23. Психологические защиты "Я".

24. Психологические критерии эффективности юридических текстов — устных и письменных.

25. Основы юридической конфликтологии.

26. Правовые и психологические способы управления конфликтологии.

27. Юрист как медиатор конфликтов.

28. Юрист как организатор коммуникации.

29. Средства юридической деятельности и их типология.

30. Психология осмотра места происшествия.

31. Психология обыска и выемки.

32. Психология очной ставки.

33. Психология проверки показаний на месте.

34. Психология следственного эксперимента.

35. Мотивации насильственных преступлений

36. Мотивация корыстных преступлений

37. Задачи и методы судебно-психологической экс­пертизы.

40.Судебно- психологическая экспертиза индивидуально-психологических особен­ностей участников преступления.

41.Психологические особенности судопроизводства.

42.Психология сотрудников учреждений исполнения наказания.

43.Психология подсудимого в суде.

44.Психологические аспекты справедливости и законности уголовного

наказания.

45 Психологический анализ судебного процесса.

46.Задачи пенитенциарной психо­логии.

47. Психологическая характеристика профессионального общения юриста с гражданами.

48. Психология участия юристов в переговорах.

49. Психологическая подготовка юриста к деятельности в экстремальных ситуациях

50. Психология несовершеннолетних субъектов правоотношений.

51. Методика выявления групповых лидеров среди осужденных ИУ.

52.Психология рассмотрения уголовного дела в суде.

53.Развитие юридической психологии в зарубежных странах.

54. Развитие отечественной юридической психологии.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

учебной дисциплины «Юридическая психология»

Основная литература

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2010.

2. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2011.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2012.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов: [гриф гос.комитета РФ по высшему Образованию] – М.: Норма, 2013. – 502 стр.

Дополнительная литература

1Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в сфере экономики. М., 2006.

2. Васильев В.Л. Психологическая культура прокурорско-следственной
деятельности. СПб., 2008.

3. Горьковая И. А. Основы судебно-психологической экспертизы: Учебное
пособие. СПб., 2009.

4. Горьковая И.А. Личность подростка - правонарушителя. СПб., 2005.

5. Гримак Л.П. и др. Методы прикладной психологии в раскрытии и
расследовании преступлений. М., 1999.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2010.

7. Енгалычев В.Ф. Профессиональная компетенция и профессиональная
подготовка судебного психолога-эксперта// Криминалистика. XXI век:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции,
посвященной 50-летию ЮРЦСЭ. Ростов-на-Дону, 2001. С. 139-144.

7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология»

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: аудитория психологии и педагогики специально оборудованная мультимедийным демонстрационным комплексом.

Материально-техническими средствами обучения дисциплины являются:

1. Технические средства обучения: видеомагнитофон, мультимедийный проектор, телевизор, ПЭВМ, видеофильмы, информационные слайды.

2. Ситуационные задачи.

3. Тестовые методики.

4. Тесты контроля знаний.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

Авторы: Шленков А.В., Михайлов В.А.

 

.

Рецензенты:

доктор психологических наук, доцент А.Н. Николаев

(Псковский областной институт повышения квалификации

работников образования)

кандидат психологических наук, доцент И.Г.Станиславская

(Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта)

 

Программа одобрена на заседании Ученого совета СПб УГПС МЧС России от года, протокол №

 

 

Шленков Алексей Владимирович,

доктор психологических наук, доцент;

Михайлов Валерий Анатольевич,

кандидат педагогических наук, доцент.

 

Под общей редакцией

кандидата педагогических наук, профессора

О.М. Латышева

 

Рабочая программа

учебной дисциплины

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки

030900.62 – Юриспруденция

 

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

«БАКАЛАВР»

 

Подписано в печать 2013 Формат 60´84 1/16

Печать офсетная. Объем 2,0 п. л. Тираж 100 экз

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России

196105, Санкт-Петербург, Московский пр., 149



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.7.85 (0.072 с.)