ТОП 10:

Вооружение, защищённость и подвижность



По вооружению Т-18 превосходил большинство своих современников в классе лёгких танков за счёт установки в машине и пушки, и пулемёта, тогда как иностранные образцы оснащались лишь одним из этих огневых средств. Однако раздельная установка пулемёта и пушки на Т-18 снижала эффективность их применения, а стоявший на большинстве танков простейший диоптрический прицел не способствовал высокой точности наведения. По опыту применения Т-18 в конфликте на КВЖД дистанция эффективной стрельбы оценивалась не далее 750—800 метров. Кроме того, простое наведение орудия при помощи плечевого упора сводило на нет эффективность стрельбы на ходу. Устанавливавшиеся на Т-18 37-мм пушки обладали сравнительно высокой скорострельностью и позволяли на близких дистанциях бороться с легкобронированной техникой, но опыт конфликта на КВЖД показал, что даже против полевых укреплений лёгкие осколочные снаряды, содержавшие всего 40 грамм взрывчатого вещества, оказались совершенно неэффективными.

Бронирование Т-18 отвечало требованиям своего времени, надёжно защищая его от оружия винтовочных калибров, а на определённых дистанциях — и от огня крупнокалиберных пулемётов, хотя открытые смотровые щели создавали опасность поражения экипажа осколками или брызгами свинца. Специализированные противотанковые орудия появились в войсках уже после снятия Т-18 с производства и получили широкое распространение лишь к середине 1930-х годов. Скорость и запас хода танка, особенно после модернизации в 1930 году, считались удовлетворительными для задач поддержки пехоты, а удельное давление Т-18 на грунт, даже несмотря на сравнительно короткую опорную поверхность гусениц, было крайне низким по меркам танков, что повышало его проходимость.

Аналоги

NC 27

Аналогами Т-18 в классе лёгких танков непосредственной поддержки пехоты на момент его создания были французский FT-17, его зарубежные варианты — американский M1917 и итальянский «Фиат 3000», а также мелкосерийный французский NC 27, являвшийся дальнейшим развитием всё того же FT-17. Сравнение Т-18 с разработанным почти на десятилетие ранее FT-17 не вполне правомерно, но в целом Т-18 значительно превосходил своего французского прародителя. Наиболее выраженным было преимущество Т-18 над FT-17 в плане подвижности, несмотря на лишь немногим большую удельную мощность советской машины. Появившаяся в самом конце Первой мировой войны американская версия FT-17 — M1917 — незначительно выигрывала у прототипа лишь в скорости и также значительно уступала Т-18.

Созданный в 1920—1921 годах итальянский «Фиат 3000» являлся серьёзно переработанным вариантом FT-17. В конструкции итальянской машины были устранены многие из недостатков французского прототипа, обусловленные спешностью создания и отсутствием опыта в проектировании танков. Также «Фиат 3000» получил значительно более мощный двигатель, что обеспечило ему лучшую удельную мощность относительно более позднего Т-18, но сохранил устаревшую «полужёсткую» подвеску FT-17. Хотя максимальная скорость танка возросла до 21 км/ч, его подвижность в целом всё равно оценивалась как неудовлетворительная. На практике развиваемая максимальная скорость в условиях бездорожья, определяемая прежде всего подвеской, могла даже быть меньшей, чем у Т-18. По вооружению, аналогичному FT-17, итальянский танк уступал Т-18.

«Виккерс-шеститонный» в пулемётном варианте

Французский NC 27, спроектированный в середине 1920-х, приблизительно соответствовал Т-18 и также являлся результатом глубокой модернизации FT-17. При общем сходстве конструкции с базовым танком и идентичном вооружении, NC 27 стал больше, получил усиленную до 30 мм вертикальную броню и более современную подвеску. Для компенсации возросшей массы на танк устанавливался более мощный по сравнению с FT-17 двигатель. Всё это позволило обеспечить NC 27 подвижность на уровне Т-18 при более слабом вооружении, но лучшем бронировании.

Однако развитие военной и конструкторской мысли в мировом танкостроении не стояло на месте. Если на момент своего запуска в производство Т-18 находился на уровне иностранных образцов, то уже к 1930 году в классе пехотных танков появились образцы, столь же значительно превосходившие советский танк, как и он — FT-17. Первым из них стал британский «Виккерс-шеститонный» (Mk.E), установивший новый стандарт в классе. Будучи крупнее и тяжелее танков семейства FT-17, Mk.E имел более современную конструкцию, развивал скорость до 35 км/ч, нёс вооружение из двух пулемётных башен, либо одной двухместной с 37-мм пушкой и пулемётом, а также обладал большим потенциалом развития.

Т-18 в московском Музее Вооружённых Сил. Ходовая часть машины при восстановлении упрощена для улучшения ходовых качеств на случай участия в парадах

Другой образец, французский D1, был дальнейшим развитием NC 27 и сохранил схожую с ним подвижность при существенно возросшей массе, но получил противоснарядное 35-мм бронирование и 47-мм пушку в двухместной башне. Пристально наблюдавшее за новыми веяниями в танкостроении советское военное руководство получило возможность сравнить первые серийные отечественные танки с передовыми образцами зарубежной техники. Малый танк сопровождения Т-18, равно как и «маневренный» Т-24 были признаны не имеющими перспективы и советское танкостроение встало на путь лицензионного производства иностранных образцов, либо подражания им при отказе на покупку лицензии.

Сохранившиеся экземпляры

Непосредственно после окончания использования в войсках Т-18 в музеи не попали, в результате чего все из известных сохранившихся образцов были восстановлены из заброшенных машин, устанавливавшихся в качестве неподвижных огневых точек укреплённых районов на Дальнем Востоке. Из-за допущенных при восстановлении ошибок, или порой сознательных упрощений, все восстановленные образцы имеют существенные отличия от оригинала. В частности, хотя все образцы относятся к модификации 1930 года, на части из них стоит имитация спаренного пулемёта Фёдорова (а на танке во Владивостоке — даже макет пулемёта «Максим»), ходовая часть в большей или меньшей степени неточна на всех машинах. Известно не менее шести сохранившихся Т-18, все из которых находятся в музеях или установлены в качестве памятников в России.

Т-18 в массовой культуре

Модель танка МС-1 в масштабе 1:35 производства фирмы «AER Moldova» (отсутствует спаренный пулемёт Фёдорова)

Пластиковые модели танка МС-1 в масштабе 1:35 в разное время выпускались несколькими предприятиями. В подавляющем большинстве, они изготовлялись по одним и тем же пресс-формам, изначально использовавшимися фирмой «AER Moldova» (Молдова). Впоследствии эти же пресс-формы были использованы российскими фирмами «Восточный экспресс» и «ARK Models», которые продолжают производство по сей день. Надо сказать, что качество модели и её соответствие оригиналу (модель воспроизводит танк Т-18 образца 1930 года) оставляют желать лучшего, однако при условии ряда доработок можно получить модель с более-менее приемлемого уровня.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.97 (0.004 с.)