Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысловые нити, объединяющие творчество Юрия Быкова
«Дурак» стал уже третьим по счёту фильмом Юрия Быкова и, как и предыдущие его картины – «Майор» и «Жить», вызвал широкий общественный резонанс и горячие обсуждения в просторах интернета. Что, в общем-то, естественно, так как все три фильма остросоциальной тематики и поднимают из глубин общественного сознания, пожалуй, самые важные душещипательные вопросы: рассуждения о Боге, о добре и зле, о социальной ответственности, о любви к людям и т.д. и т.п. В первых двух фильмах появилась очень интересная мысль, которая была почти неосязаема, вытянуть её на осмысление было крайне сложно, но в фильме «Дурак» она оформилась и стала настолько выпуклой, что начала мозолить глаза, что, собственно, и отличает этот фильм от двух предыдущих. Эта мысль – безысходность. Юрий Быков как художник, и художник, кстати, неплохой, почему-то не верит в русского человека, да и не только в русского, но и человека вообще. Не верит он и в общество в целом, а как следствие, и в возможность нормального, если угодно, коллективного сосуществования людей в пределах города, государства, не верит в нормальные человеческие отношения, взаимовыручку, жертвенность, бытовой героизм, добро. К примеру, обратите внимание на диалог в фильме «Жить», когда оба героя бредут по лесу: Михаил: Да ты хоть бы спасибо сказал. Далее по фильму выясняется, что сам Андрей не очень-то верит в свою волчью философию «выживает сильнейший», «родился с зубами – живи хищником», и всё-таки решает помочь Михаилу выбраться из сложившейся ситуации живым. Но, в конечном итоге, как мы увидим и в следующих фильмах Быкова, Михаил, оказавшись на грани гибели, ради спасения своей жизни застрелит своего же спасителя Андрея. Для Быкова все люди – одно, и все поступили бы точно также, по этому поводу в фильме «Майор» звучит фраза: «Мы все в обойме. Все». А те, кто пытается проявлять какие-то человеческие качества, обречены на бессмысленную гибель. Так происходит со всеми главными героями его картин.
В продолжение темы о том, что мы все одинаковые и не способны на какие-то светлые порывы души, не лишним будет ещё один яркий пример из фильма «Майор»: Женщина, у которой сотрудники правоохранительных органов убили мужа и сбили сына насмерть: Ну, и скоты вы все. Как вас только земля носит? И даже женщина понимает, о чём говорит сотрудник правоохранительных органов в этот момент, многозначительно поворачивая голову в сторону майора, и это несмотря на то, что она только что сама потеряла ребёнка. Тоже самое происходит в фильме Дурак, когда сами же жильцы общежития избивают Диму, который пытается их спасти от гибели. В этой части вердикт режиссёра видится однозначным и беспощадным: российское общество не готово быть цивилизованным, ему не нужны люди, способные проявить хоть какие-нибудь человеческие качества, ему не нужны герои, готовые ценой собственной жизни спасать ближних, ему не нужны люди, движимые зовом сердца, совестью. И самая главная вещь, которая также кочует из фильма в фильм: все старания таких героев оказываются тщетными, их попытки что-то изменить – бесполезными, их гибель во имя справедливости и правды – бессмысленной. После их «самопожертвования» ничего не меняется, а общество даже осуждает таких людей, вообще не понимая того, что людьми может двигать не только идея личной выгоды. Именно поэтому на постере к фильму «Дурак» здание общежития изображено уже рухнувшим, так как, по мнению Юрия Быкова, это здание, по всей видимости, олицетворяющее собой наше российское общество (государство), рухнет при любом раскладе, и никто не в силах этого изменить.
«Дурак»: переписывание образа сказочного героя. Все мы знаем традиционного сказочного героя Ивана-дурака. Вопрос: почему Ивана все окружающие считают дураком?! Ответ: потому что с точки зрения «умного»1, он действует нелогично, в ущерб личной выгоде, порой под страхом собственной гибели. «Умный» никогда на это не пойдёт. (умный взято в кавычки, так как не умный, а скорее хитрый, расчётливый, думающий только о себе). Пример №1: Сказка о Царевне-лягушке. Стрела Ивана-дурака оказывается рядом с лягушкой, пусть и сказочной, но ЛЯГУШКОЙ. «Умный» бы на его месте, скорее всего, взял бы стрелу и переложил бы в другое место, где невеста познатней и побогаче, дабы не «ударить в грязь лицом» перед людом, то есть в очередной раз потешить своё самолюбие. Иван-дурак, как бы это ни выглядело глупо, доверяется судьбе и берёт говорящую лягушку с собой, поступает по правде.
Пример №2: Сказка Конёк-горбунок. В сказке прямо говорится: Старший «умный» был детина, Что в итоге происходит, когда братьев по очереди отправляют стеречь пшеницу? Старший брат «закопался под сенник» со страху и всю ночь проспал, а родным соврал, облив себя водой, что всю ночь не спал и весь вымок под дождём, пока стерёг пшеницу. Что сделал средний брат? И всю ночь ходил дозором А на утро он, как и старший брат, соврал, что он мёрз в поле, стерёг пшеницу. И лишь младший дурак добросовестно выполнил свою работу и, не испугавшись, не только выследил кто вор, но и поймал его. Что бы сделали два старших брата, исходя из их логики, далее? Красивых белых лошадей они оставили бы себе, а «уродливого» конька-горбунка, скорее всего, прогнали бы, потому что выгоды от него никакой: такую лошадку дорого не продашь. Младший же оставляет конька-горбунка себе, и тот становиться его верным другом и помощником.
Пример №3: Емеля в сказке «По щучьему велению, по моему хотению» отпускает щуку, которую поймал, по её просьбе. Это и есть «проверка на вшивость», то есть проверка нравственных качеств, и если герой ими обладает, то ему тогда уже даётся кольцо, исполняющее любое желание и прочие сказочные артефакты.
Пример №4: Старик в «Золотой рыбке» (дурачина и простофиля) сначала проходит такое же испытание и отпускает рыбку восвояси, и только потом рыбка исполняет «его» желания. Вывод Возвращаясь к творчеству Юрия Быкова, можно сказать, что главный герой в его последней картине «Дурак», если смотреть на него через призму русских сказок, изображён верно. То есть для всех окружающих, в том числе и для собственных родителей, жены, он – самый настоящий дурак, потому что действует вопреки их «умной» логике, ценой собственной карьеры, затем и жизни.
Но что же тогда так отличает дурака Диму Юрия Быкова от русского народного героя дурака Ивана? Это развязка истории. В русских народных сказках идёт чёткий посыл: поступай по совести, иди дорогой правды и добра, слушай своё сердце, пусть порой его голос расходится с голосом разума, и тогда вся Вселенная, весь мир будет помогать тебе. И кто бы какие козни против тебя ни строил, ты обретёшь своё счастье и восстановишь царство справедливости. Но в фильме «Дурак» финал несколько иной: правдолюбие Димы и желание быть полезным оказываются никому не нужными, даже тем, кому он так хочет помочь. В итоге справедливость не восторжествовала: его бросает жена с ребёнком, чиновники остаются при своих делах, здание общежития рушится вместе с людьми, которые не просто не поверили дураку Диме, но ещё и избили его. Дураку в фильме Юрия Быкова, несмотря на то, что он поступает по совести, почему-то не помогает весь мир в осуществлении его цели, и его путь не приводит его к счастью, как это происходит в традиционной русской сказке. То же самое происходит и с другими главными героями его фильмов. Так и в фильме «Жить» главный герой, который, может быть, первый раз в жизни поступает правильно, в итоге погибает. В фильме «Майор» главному герою приходится убить ту, которую он пытается спасти, и в общем не удаётся переломить ситуацию к порядку и справедливости. Многие скажут: «Подумаешь, что тут такого? Ну, захотел режиссёр снять такой фильм. Ему так видится сегодняшняя жизнь. И, возможно, нет в его творении никакого злого умысла». Да, возможно, режиссёр так видит мир. Да, возможно, он даже в чём-то прав. Да, возможно, ему просто хочется такое снимать, и он сознательно не хотел искажать смысл русских сказок, но исказил. Дело в том, что сказки создавались не просто так. Цель любой народной сказки – воспитание подрастающих поколений, взращивание определённого мировоззрения, формирование идеалов, нравственных мерил. Фильм «Дурак» – это удар по культурному коду нашего народа, попытка перепрограммировать весь культурно-исторический опыт, оставленный нам в наследство нашими пращурами, согласно которому только путь добра, правды и справедливости может привести человека, и как следствие всё общество, к счастью. Олег Ищущий
«Дурак» (рецензия вторая) «Дурак»: Герои больше не нужны?
Наркотики - Секс + Насилие - Мораль -
В фильме «Дурак» (Россия, 2014 год) сюжет развивается вокруг молодого парня по имени Дима. Он работает обычным сантехником, у него есть жена и сын. Живут они в небольшой квартирке вместе с родителями. В отличие от подавляющего большинства окружающих его в фильме персонажей, главный герой по вечерам не прожигает свою жизнь за бутылкой водки, а заочно учится в институте на инженера, интересуется своей профессией и верит в светлое будущее. Жизнь идёт своим чередом, пока Диму срочно не вызывают по работе в одно из общежитий. Приехав на вызов и внимательно обследовав дом, он понимает, что это не просто «трубу прорвало», а «дом падает». Осознав, что в его руках оказываются жизни 820 человек, он начинает действовать. Как и любой добросовестный гражданин, он решает бороться с проблемой законно, обратившись к своему руководству. Но так как ситуация критическая, а главный инженер «в запое», как и большинство жителей самого общежития, он направляется прямо на празднование юбилея столичного мэра. Парень становится свидетелем элитной пьянки и циничных хвалебных речей, адресованных мэру Нине Галагановой за её труды по благоустройству города. После этого он обращается к ней и прямо говорит о том, что может произойти трагедия. Убедившись в том, что сантехник прав в своей оценке, Галаганова понимает, что выхода нет: людей оставлять на холоде нельзя, заселить некуда, а дом в любом случае рухнет. И это осознание плавно приходит к каждому, находящемуся на совещании в одной из комнат ресторана: и к начальнику милиции, и к начальнику пожарной службы, и ко всем остальным продажным чиновникам (в фильме они показаны именно такими), ответственным за ситуацию в городе. Понимание того, что пришел конец их «сладкой жизни», пришел конец тому порядку, что был установлен в 90-х, пришел конец им самим, толкает их на поиск выхода из этой ситуации. Кто-то пытается спасти жизни людей, но большинство так называемых руководителей во главе с мэром и её другом бизнесменом Богачёвым спасают свои жизни. В этой борьбе элит побеждают самые жестокие и беспринципные, побеждает зло. Этот фильм был бы одним из многих гадких творений, созданных в последнее время при «финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации», если бы не одно «но». Вся эта возня элит, пытающихся спасти свои давно уже прогнившие шкуры, показана режиссёрами с подчёркнутым презрением и брезгливостью. Идеология превосходства над «простыми смертными», которая позволяет воровать и барствовать, режиссёрами показана жалко и комично, особенно на фоне жизни простого парня-сантехника, который в критической ситуации предстаёт настоящим героем. В своих мотивах поведения и поступках он настолько отличается от окружающих, что его называют не иначе, как «дураком». По своей человеческой простоте, открытости и совестливости главный герой чем-то напоминает Данилу Багрова из фильма «Брат». В ситуации, когда его хотят убить, как свидетеля, угрожают его семье и всячески стараются заставить замолчать, он остаётся Человеком, который в первую очередь пытается спасти других людей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.101.170 (0.044 с.) |